2. Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya, soprovozhdeni-ya i ocenki: Monografiya / Pod nauch. red. I. A. Baevoj, S. V. Tarasova. SPb.: LOIRO, 2014.
3. Zagashev I. O. Psihologicheskaya gotovnost' k innovaciyam kak uslovie ehffektivnosti vnedreniya sis-temy upravleniya kachestvom // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2010. № 5(2). S. 418-420.
4. Karpov A. V., Ponomareva V. V. Psihologiya refleksivnyh mekhanizmov deyatel'nosti. M.: Institut psi-hologii RAN, 2004.
5. Krasnoryadceva O. M. Problemy professional'nogo stanovleniya lichnosti v processe povysheniya kvalifikacii // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2002. № 16-17. S. 42-44.
6. Mitina L. M. Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya: Uchebnoe posobie. M.: Akademi-ya. 2004.
7. Mickevich N. I. Dialekticheskie osnovy povysheniya kvalifikacii: teoriya i praktika. Minsk, 1999.
8. Prichinin A. E. Innovacionnoe obrazovanie: osnovaniya principa neopredelennosti // Obrazovanie i nau-ka. 2011. № 5.
9. Slastyonin V. A., Anufrieva D. Yu. Samorazvitie lichnosti pedagoga // Magistr. 1997. № 2.
10. Slastyonin V. A., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti // Sibirskij zhurnal. 2007. № 1. S. 42-49.
Н. А. Кузьмина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТА — БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Изложены педагогические условия формирования практико-ориентированных умений студента — будущего специалиста совместно с работодателем в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД».
Ключевые слова: практико-ориентированные умения студента — будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог, педагогические условия, железнодорожный вуз, железнодорожная отрасль, наставничество.
N. Kuzmina
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PRACTICE-ORIENTED SKILLS OF STUDENTS — FUTURE SPECIALISTS IN RAILWAY OPERATION
Set out pedagogical conditions offormation ofpractice — oriented skills of students — the future experts, together with the employer in the face of the Far Eastern Railway, a branch of JSC «Russian Railways».
Keywords: practice-oriented skills of students — the future experts in the field of railway operation, pedagogical conditions, railway university, the railway industry, mentoring.
Сегодня железнодорожники участвуют в реализации сложнейших проектов, от которых зависит будущее национальной
транспортной системы. Уровень задач, стоящих перед компанией ОАО «РЖД», требует соответствующей квалификации ра-
ботников, которые должны не только обладать соответствующими знаниями, но и уметь применять их на практике.
За последние несколько лет в нашем трудовом законодательстве произошли изменения, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения работников и работодателей. В частности, речь идёт о внедрении системы профессиональных квалификаций в России. Это новый механизм, который должен обеспечить соответствие между интересами работодателей, системой образования и персоналом. Система нацелена на кардинальное повышение профессиональной квалификации персонала, за счёт синхронизации потребности работодателей и задач системы образования.
Сегодня в отрасли ощущается нехватка профессиональных кадров: она пожинает плоды 1990-х годов, когда приоритеты в подготовке кадров поменялись в сторону гуманитарных и экономических профессий, а также существенно снизилась рождаемость, не хватает специалистов, способных к совмещению профессий (особенно это касается отдалённых станций).
Перед железнодорожными вузами стоит очередная задача — совместить требования новых образовательных стандартов, с учетом требований работодателя к профессиональной компетенции выпускника вуза.
Транспорт сегодня — очень интересная отрасль для молодежи. Наша страна всегда славилась своей инженерной школой. И система транспортного образования должна развиваться, сохраняя базисные принципы и условия [1].
Сегодня, как и два века назад, система транспортного образования России четко ориентируется на отрасль и связывает свою миссию с кадровым обеспечением железнодорожного комплекса государства. Транспортные вузы на сегодняшний день — это база для реализации «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД"» и важнейшее звено «Стратегии развития же-
лезнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», направленной на претворение в жизнь основополагающего для транспортного комплекса государства документа — «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» [2, 3, 4].
О проблеме отсутствия рабочей специальности у выпускников железнодорожных вузов говорят не только работники движенческого комплекса, но и других вертикалей холдинга ОАО «РЖД». Сегодня на многих участках Дальневосточной железной дороги требуется совмещение профессий, рабочих специальностей. Нужен молодой специалист, готовый работать и при-емосдатчиком, и составителем поездов, обладающий умениями и навыками других смежных специальностей. Весьма необходимы, особенно на малодеятельных станциях, специалисты широкого профиля.
Результатом образовательной деятельности вуза обеспечивается комплекс прак-тико-ориентированных умений, который включает фундаментальные и прикладные знания, умения анализировать и решать проблемы и позволяет выпускнику без дополнительной подготовки и адаптации к условиям реального производства включиться в выполнение своих непосредственных обязанностей.
Рассмотрение условий формирования практико-ориентированных умений специалиста в области эксплуатации железных дорог проведем с трех сторон:
- со стороны вуза — заинтересованность в качественном теоретическом и практическом обучении студентов — будущих специалистов, обладающих набором сформированных компетенций, конкурентоспособных на рынке труда;
- со стороны работодателя — заинтересованность в качестве принимаемых на работу специалистов, обладающих сформированными умениями практической деятельности, способных без дополнительной адаптации и доучивания включиться в производственный процесс, мотивированных
на длительное качественное сотрудничество с компанией;
- со стороны студентов — заинтересованность в качественном образовании, обладании необходимыми в профессиональной деятельности знаниями, умениями, навыками практической работы, возможностью профессиональной мобильности и конкурентоспособностью на рынке труда. При этом многие студенты хотели бы иметь еще и дополнительную профессию в своей профессиональной области, чтобы иметь возможность выбирать направление профессионального роста.
Поставленные требования будут выполнены, если в образовательном пространстве вуза будет реализован комплекс взаимосвязанных между собой педагогических условий:
1. Создание образовательного и профессионального партнерства основного работодателя и заказчика образовательной услуги — железной дороги и железнодорожного вуза.
2. Создание совместно с железнодорожной отраслью практико-ориентированной образовательной среды.
3. Профессионально-педагогическое сопровождение организации практик.
Первое педагогическое условие — «создание образовательного и профессионального партнерства основного работодателя и заказчика образовательной услуги — железной дороги и железнодорожного вуза».
Железнодорожная отрасль — одна из немногих, имеющих конкретную программу развития и определивших свои потребности в кадрах различных уровней на 7-10 лет вперед, что позволяет учебным заведениям планировать работу, а главное — сохранить эффективную систему целевой подготовки.
Сейчас, как никогда раньше, четко прослеживается взаимосвязь между устойчивой работой компании и привлечением мо-
лодых специалистов, способных к освоению новейших технологий. В настоящее время нужны специалисты качественно нового уровня, обладающие глубокими теоретическими знаниями и хорошими практическими навыками в различных областях железнодорожного транспорта.
Своевременная подготовка и привлечение таких специалистов — стратегическая задача ОАО «РЖД», как и любой другой высокотехнологичной компании.
На сегодняшний день у железнодорожных вузов есть инструменты для обеспечения подготовки специалистов с квалификационными характеристиками, удовлетворяющими требованиям ОАО «РЖД». Укрепление сотрудничества отраслевых вузов и ОАО «РЖД» имеет хорошие перспективы.
Рассматривая вопрос развития современного инженерного образования, необходимо отметить, что проблема качества подготовки специалистов напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ, позволяющими выпускнику без дополнительной подготовки и адаптации к условиям реального производства включиться в выполнение своих непосредственных обязанностей.
Выпускнику железнодорожного вуза работодателем предъявляются требования к высокому качеству фундаментальной, профессиональной и практической подготовки; опыту научной деятельности; креативности мышления; способности принятия самостоятельных решений; высокому уровню культуры и эрудиции; способности быстрой адаптации к реальному производству; удовлетворению корпоративным требованиям; владению рабочими профессиями; лидерским качествам и др.
Очевидно, что для молодого специалиста требуется адаптационный период. Но эта адаптация не должна превращаться в восполнение пробелов в знаниях.
С одной стороны, сложившийся в вузах подход является отражением задач классической университетской подготовки, но с другой — он не учитывает специфику отраслевого образования, его прикладной характер, наличие целевой подготовки. Таким образом, основным условием высокого качества подготовки специалистов является более четкое и детальное согласование целевых параметров между вузом и компанией. К настоящему моменту в ОАО «РЖД» разработана и внедрена модель корпоративных компетенций, а создание модели профессиональных компетенций по ключевым должностям компании станет базовым ориентиром для формирования синхронного и одинакового понимания требований к специалистам, своеобразной системой координат совместной работы ОАО «РЖД» и железнодорожных вузов.
Условие профессионально-образовательного взаимодействия вуза и железной дороги для формирования профессиональной компетентности студентов с учетом реальных потребностей производства базируется на профессиограмме специалиста. Профессиограмма специалиста является описанием, характеристикой профессии, основным источником (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности. Профессиограмма специалиста включает в себя основные сведения и требования к профессии: ее технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); организацию и условия труда; документацию по текучести кадров, по сбоям в работе и т. п.; описание основных операций и действий; характеристику профессионально важных качеств.
Специфичность должностных обязанностей, знаний, умений, навыков является определяющей при выявлении первого педагогического условия.
Второе педагогическое условие — «создание совместно с железнодорожной отраслью практико-ориентированной образовательной среды».
Подготовка и выпуск специалиста с учетом требований реального производства ставит перед железнодорожными вузами требования к реорганизации образовательной деятельности посредством создания практико-ориентированной образовательной среды.
Формирование из студента специалиста в профессиональной области предполагает наличие целостной образовательной среды вуза. Усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой личности будущего специалиста. Образовательная среда железнодорожного вуза является решающим фактором в формировании личности будущего профессионала железнодорожной отрасли.
Вместе с тем, практика трудоустройства выпускников на предприятия железнодорожной отрасли в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо высшего образования знание реального производства, наличие практико-ориенти-рованных умений и опыта работы. На сегодняшний день выпускники вуза испытывают трудности в конкуренции на рынке труда и в адаптации к условиям деятельности в реальном производственном процессе. Получается, что профессиональное становление выпускника занимает еще несколько лет после окончания вуза и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и финансовых затрат от железнодорожной отрасли на доучивание и переквалификацию.
Основной проблемой недостаточной профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности
является отсутствие опыта практической деятельности.
В качестве условия, позволяющего исправить данную ситуацию, стало бы создание практико-ориентированной образовательной среды с удовлетворяющими и вуз, и предприятия работодателя параметрами и условиями.
Практико-ориентированность образовательной среды позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Параметрами практико-ориентирован-ной образовательной среды железнодорожного вуза являются:
- широта образовательной среды, которая проявляется через развитый механизм профессионально-образовательного партнерства: экскурсии на предприятия железнодорожной отрасли, предоставление учебно-материальной базы предприятий для прохождения практик студентами вуза и повышения квалификации преподавателями, встречи студентов с ветеранами отрасли, организация научных конференций, конкурсов профессионального мастерства, помощь со стороны предприятий железнодорожной отрасли в оборудовании кабинетов и лабораторий в вузе, предоставление тренажеров и имитаторов;
- интенсивность образовательной среды, которая проявляется в практико-ориентированных формах и методах образовательного процесса, обеспечение его соответствующей учебно-методической литературой;
- обобщенность образовательной среды, которая проявляется в осознанной реализации профессорско-преподавательским коллективом единой образовательной стратегии;
- когерентность образовательной среды, проявляющаяся в выявлении и разви-
тии у студентов личностных и профессиональных качеств, формировании индивидуальной образовательной стратегии студентов;
- активность образовательной среды, проявляющаяся в трансляции достижений вуза по формированию компетентности и конкурентоспособности выпускников, их достижений;
- мобильность образовательной среды, которая проявляется в организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по внедрению прак-тико-ориентированных технологий, внедрение в образовательный процесс современных наглядных пособий, макетов, тренажеров и технических средств обучения.
Третье педагогическое условие — «профессионально-педагогическое сопровождение организации практик».
На железнодорожные специальности в вуз студенты поступают, в большинстве своем, целенаправленно. Это жители Дальневосточного региона и около 75% из них из железнодорожных династий. С детства они знают об особенностях профессии, об условиях труда, о возможностях реализации себя в профессии. Кроме того, для многих студентов, приехавших в Хабаровск из отдаленных населенных пунктов, получение востребованной, хорошо оплачиваемой специальности — это шанс перейти на новый социальный уровень. Поэтому для преподавательского состава вуза вопросы мотивации студентов к учебе и к профессии не являются основными. Проблема, с которой сталкиваются преподаватели, заключается в том, что большинство студентов на первых курсах обучения не видят перспектив, которые открывает перед ними высшее образование. Для многих студентов, особенно из отдаленных районов Дальнего Востока, их карьерные устремления сводятся к технической работе специалистов среднего звена без внутренней потребности изменений, модернизации, внедрения нового.
Кроме того, организация образовательного процесса в школе существенно отличается от организации его в вузе. На первом курсе обучения студенты сталкиваются с существенными сложностями в принятии организационного процесса: рядом у большинства нет родителей, нет учителей, а, значит, и нет постоянного контроля. Основным средством контроля знаний являются результаты рейтинговой системы, которые для студентов являются ориентиром и носят информационный характер, в отличие от оценки в школе, которая мотивирует на обучение, заставляя исправлять ее или улучшать.
Рейтинговая система оценок на всех курсах действует в университете достаточно давно, и она, при надлежащем использовании, позволяет отследить динамику самостоятельной работы студента, выход его на сессию и при этом учесть ее интенсивность и результативность.
Для контроля рейтинга студентам в начале каждого семестра выдается график самостоятельной работы, в котором определены основные даты отчета по всем видам работ. Это дает возможность студентам рационально распределять свою нагрузку и повышать активность работы на занятиях. Большинство из них старается выполнить сложные расчеты в аудитории. Так как рейтинг является доступной информацией, они постоянно его контролируют. При его снижении они корректируют свою нагрузку и повышают активность на последующих занятиях. В то же время, рейтинг позволяет поддерживать у студентов и определенную ответственность в работе, особенно в команде [5].
Работа железной дороги осуществляется совместно всеми участниками перевозочного процесса, а не отдельными работниками. Поэтому воспитание у студентов данного качества соответствует корпоративной компетенции ОАО «РЖД».
Восприятие новых, отличных от школьных, форм занятий — лекционных, практи-
ческих, лабораторных также вызывает у студентов сложности, как и необходимость большой планомерной самостоятельной работы с учебниками, методическими изданиями, интернет-ресурсами.
Практически всем студентам требуется организационная профессионально-ориентированная адаптация к условиям вузовского образования. Кроме того, на адаптацию к вузовским условиям образования студенты затрачивают достаточное количество времени, вместо того, чтобы потратить его на само образование.
Если проблемы адаптации к условиям теоретического обучения в стенах вуза еще можно решить с помощью педагогического и психолого-педагогического сопровождения. То в процессе практического обучения в условиях реального производства необходимо особенное профессионально-педагогическое сопровождение практик средствами преподавателей вуза и наставниками на производстве.
Профессионально-педагогическое сопровождение организации практик должно опираться на две взаимодополняющие составляющие:
- со стороны вуза — преподаватель — руководитель практики от вуза. Его целью является разработка совместно с производством, программы практики, ее целей, выбор адекватных целям средств достижения;
- со стороны предприятия — наставник — руководитель от предприятия.
Через преемственность поколений формируется поступательное развитие любого предприятия. Этот принцип присущ любой отрасли экономики, но наибольшее распространение получил именно на железной дороге.
Правильность этого принципа в очередной раз доказывает система наставничества. Его целью является разработка совместно с преподавателями вуза программы практики, средств реализации этой программы, подбор площадки практики, оборудования, механизмов, приборов, трена-
жеров. Кроме того, на наставника от производства ложится основная обучающая и воспитательная функция по обучению студента рабочей специальности, ознакомление его с производством, видами деятельности по данной рабочей специальности, приемами выполнения тех или иных видов работ, расстановка студентов по рабочим местам.
Наставник на производстве является специалистом, осуществляющим обучение студентов непосредственно на рабочем месте. При этом, теоретическое обучение сводится к минимуму, основной его целью является формирование у студента умений практической деятельности и мотивация студента к формированию навыков производственной деятельности.
Наставничество — форма адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ДВЖД в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к
корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД» [6].
Осуществляя на практике синхронизацию целей профессиональной подготовки и стратегических задач развития железнодорожного транспорта через участие в совместном решении транспортно-экономи-ческих задач, железнодорожный вуз выступает образовательной площадкой для предприятий отрасли и при этом способен эффективно решать вопросы не только трудоустройства выпускников, но переподготовки и воспитания кадрового резерва. Предприятия ОАО «РЖД» имеют возможность формулировать для образовательных учреждений задачи, связанные с частными или общими тенденциями своего развития, и, соответственно конкретизировать программы подготовки студентов — будущих специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьмина Н. А. Условия формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства // Теория и практика общественного развития. Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2015. № 3. С. 178-180.
2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877 р.
3. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 10 мая 2006 г. № 933р.
4. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения). Дата официального опубликования: 16.04.2014 г.
5. Широкова В. В., Кузьмина Н. А. Рейтинговая система оценок как один из видов контроля самостоятельной работы студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 269-272.
6. Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.04.2008 № 906 р «Об утверждении Положения о наставничестве в ОАО "РЖД"».
REFERENCES
1. Kuz'mina N. A. Usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti v zheleznodorozhnom vuze s uchetom real'nyh potrebnostej proizvodstva // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Krasnodar: OOO Izdatel'skij dom «HORS», 2015. № 3. S. 178-180.
2. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossijskoj Federacii do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 iyunya 2008 g. № 877 r.
3. Strategiya razvitiya kadrovogo potencíala OAO «Rossijskie zheleznye dorogi»: utv. rasporyazheniem OAO «RZHD» ot 10 maya 2006 g. № 933r.
4. Strategiya razvitiya holdinga «RZHD» na period do 2030 goda (osnovnye polozheniya). Data ofi-cial'nogo opublikovaniya: 16.04.2014 g.
5. Shirokova V. V., Kuz'mina N. A. Rejtingovaya sistema ocenok kak odin iz vidov kontrolya sa-mostoyatel'noj raboty studentov special'nosti «EHkspluataciya zheleznyh dorog» // Pedagogicheskoe master-stvo: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. M.: Buki-Vedi, 2014. S. 269-272/
6. Rasporyazhenie OAO «RZHD» ot 28.04.2008 № 906 r «Ob utverzhdenii Polozheniya o nastavnichestve v OAO "RZhD"».
Е. Н. Хабалева
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (на примере Орловской губернской мужской гимназии)
Анализируется положение среднего образования в Российской империи в середине XIX века. Выявляются особенности организации учебного процесса, содержание курса гимназий, подведомственных Министерству народного просвещения, характеризуется их материальное обеспечение. Новизна исследования определяется тем, что автор анализирует состояние этой ступени обучения на примере одного образовательного учреждения, а именно — Орловской губернской мужской гимназии. Статья основывается на данных архивных материалов, которые позволяют судить о положении этого учебного заведения.
Ключевые слова: среднее образование в Российской империи; Орловская губерния, Орловская губернская мужская гимназия.
E. Khabaleva
SECONDARY EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE MIDDLE OF XIX CENTURY (Example of the Oryol Provincial Gymnasium for Men)
The article analyzes the situation of secondary education in the Russian Empire in the middle of the XIX century. In particular the article reveals the peculiarities of the educational process, the content of the gymnasium course, run by the Ministry of Education, characterizes their material support. The novelty of the research is determined by the fact that the author analyzes the state of this level of education as an example of an educational institution, namely — Orel provincial gymnasium. The article is based on data from archive materials that allow us to estimate the position of the institution.
Keywords: Higher education in the Russian Empire; Orel province, Orel provincial men's gymnasium.
Развитие гимназического образования в русской провинции является важнейшей вехой становления всего среднего образования в дореволюционной России. В Орловской губернии в середине XIX века существовало единственное учебное заведение подобного рода, находившееся в ведении Министерства народного просвеще-
ния — Орловская мужская губернская гимназия. Основы гимназического образования в стране были сформированы в указе «Об устройстве училищ» от 24 января 1803 года и в «Уставе учебных заведений, под-ведомых университетам» от 5 ноября 1804 года. В соответствии с этими документами гимназия объявлялась всесословным сред-