УДК: 37.015.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Я.Б. Аппаева, Ц.А. Зулаева, С.В. Маслова, Д.О. Утнасонов
Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогической направленности студентов, будущих учителей начальных классов. В статье дается теоретическое обоснование понятия «педагогическая направленность»; кратко рассматриваются условия формирования педагогической направленности студентов; представлены результаты мини-исследования об отношении будущих учителей начальных классов к избранной профессии; выявлены педагогические условия формирования педагогической направленности будущих учителей начальных классов в ВУЗе.
Ключевые слова: педагогическая направленность, педагогические условия, студенты, будущий учитель начальных классов, педагогическая практика.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL
ORIENTATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Ya. Appayeva, Ts. Zulayeva, S. Maslova, D. Utnasonov
Abstract. The article is devoted to the problem of pedagogical orientation of students. The theoretical substantiation of the concept "pedagogical orientation" is given, pedagogical conditions of formation of pedagogical orientation of students are considered. The results of a mini-research on the attitude of future primary school teachers to the chosen profession are presented, pedagogical conditions for the formation of the pedagogical orientation of future primary school teachers are revealed.
Keywords: pedagogical orientation, pedagogical conditions, students, future primary school teacher, pedagogical practice.
Проблема педагогической направленности студентов является актуальной для современного высшего педагогического образования в связи с изменением роли учителя в образовательном процессе. Современный учитель должен быть не только компетентным, любящим детей и свой предмет, а также должен уметь управлять и сопровождать обучающихся в мир новых знаний и открытий. Поэтому необходимы кардинальные, позитивные изменения в содержании педагогического образования. Следует отметить, что педагогическая теория и практика свидетельствуют о том, что подготовка будущих педагогов не соответствует современным требованиям. Многие исследователи считают, что проблема существует в недостаточной сформированное™ педагогической
направленности выпускников вузов, что и является темой нашего мини-исследования.
В контексте исследования нам необходимо определиться с понятием «педагогическая направленность».
Анализ педагогической литературы показал, что нет однозначного определения понятия «педагогическая направленность». Одни авторы рассматривают педагогическую направленность
как интегральное свойство личности (Б.Ф. Ломов), другие как систему эмоционально -ценностных отношений (Т.П. Маралова), третьи как проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею (М.И. Кузьмина).
По-нашему мнению, наиболее полно понятие «педагогическая направленность» рассмотрено в работах Л.М. Митиной, которая считает, что именно в юности педагогическая направленность становится центральным личностным новообразованием. Ученый, определяет педагогическую направленность в узком и широком смысле. В нашем исследовании мы придерживаемся определения педагогической направленности Л.М. Митиной в широком смысле, которая трактуется как «система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении» [5, с.34].
В контексте нашей проблематики в значительной степени представляют интерес работы, посвященные исследованию условий формирования педагогической направленности студентов вуза. Проблемой формирования педагогической направленности будущих
специалистов занимались исследователи давно. Существует различные точки зрения о педагогических условиях формирования педагогической направленности будущих педагогов. Так, исследователь Г.А Томилова считает, что в формировании педагогической направленности студентов следует использовать специальное обучение в педагогической деятельности. Данная точка зрения имеет право на существование, но она направлена на некий технократический подход к формированию профессиональной направленности будущих учителей.
Исследователь Э.А. Гришин, рассматривая проблему формирования педагогической направленности будущих учителей, предлагает целостную систему воспитания и обучения, обеспечивающую качественную подготовку будущего учителя в вузе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что процесс формирования педагогической направленности студентов, будущих учителей начальных классов в вузах, осуществляется по двум направлениям. Первое направление характеризуется внешним воздействием на процесс осознания студентами целей и значимости избранной профессии, ее престижа. Второе направление связано с организацией учебной, практико-
ориентированной деятельности студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности. Главными механизмами развития педагогической направленности личности в процессе обучения в вузе являются противоречия между желаемым и реальным уровнями сформированности знаний, умений и навыков и профессионально важных качеств. Основным критерием успешности процесса подготовки будущего учителя выступает сформированность педагогической направленности личности.
Педагогическая направленность будущих учителей начальных классов в процессе обучения выражается в актуализации потребности в личностном и профессиональном познании; в сопоставлении личностных и профессиональных качеств с требованиями профессии; в выстраивании ценностного отношения к будущей педагогической деятельности.
Процесс формирования профессиональной направленности в ВУЗе можно разделить на этапы:
1) адаптационный;
2) основной;
3) этап вхождения в профессиональную среду.
Как отмечают исследователи, на первом курсе (адаптационный этап формирования профессиональной направленности) имеет место воздействие на студентов ряда ситуаций, которые могут как положительно, так и негативно повлиять на педагогическую направленность будущего педагога. Первый год обучения является благоприятным периодом для развития педагогической направленности будущего учителя начальных классов.
Цель нашего исследования - выявить уровень сформированности педагогической направленности у студентов-первокурсников. Методы исследования - наблюдение, адаптированная анкета Чирковой Г.П., направленная на изучение мотивов принятия профессии как ценностной составляющей формирования профессиональной
направленности будущего специалиста [6, с.150].
Количество респондентов составило 20 человек. Первый вопрос анкеты показал, что респонденты указали следующие мотивы выбора профессии: желание получить высшее образование - 10%; возможность заниматься любимым предметом - 0%; так сложились обстоятельства, что другого выхода не было -5%; привлекает работа с детьми, молодёжью -45%; убеждённость в своих способностях к данной специальности - 35%; семейные традиции - 5 %. Ответы показывают, что большая часть студентов осознанно выбрали профессию педагога.
Второй вопрос анкеты показал, что студенты (40%) вновь выбрали бы педагогическую специальность, если бы им еще пришлось поступать в вуз.
Следующий вопрос анкеты является одним из главных, так как он касается вопроса привлекательности и непривлекательности профессии учителя: 45% опрошенных студентов-первокурсников считают, что они любят заниматься с детьми младшего школьного возраста; 30% - уверены в том что в процессе обучения можно заниматься
самосовершенствованием собственной
личности; 25% - полагают, что профессия педагога является творческой, интересной работой. Следует отметить, что были зафиксированы и негативные стороны профессии учителя: 60% - постоянное нервное напряжение; 35% - не нравится то обстоятельство, что обществом не ценится важность педагогического труда. Несмотря на
отмеченные отрицательные стороны
педагогической деятельности, 60%
первокурсников хотят стать учителями и оценивают свои способности положительно.
Вопрос, связанный с выбором вуза и факультета показал, что 45% студентов не хотят менять ничего, и такое же количество студентов ответили, что не знают. Это означает, что часть студентов осознанно выбирают не только профессию, но и вуз, а также факультет. Студенты, которые сомневаются, возможно, смогут поменять свое отношение в процессе обучения.
О том, чем бы хотели заняться после окончания университета - 75% первокурсников ответили, что хотят работать учителями начальных классов, а 50% - директорами школ.
80% студентов считают, что преподавание психологии является положительным моментом, что знания, полученные на занятиях, пригодятся при работе в школе. 60% студентов отметили положительным, что на лекциях по педагогике они получают необходимые знания о воспитании и обучении детей. Положительным моментом мы считаем, что 70% первокурсников хотят быть классными руководителями в будущем.
Вопрос о предстоящей педагогической практике показал, что 50% первокурсников с интересом ждут её; 50% - думают, что практика будет полезной.
Приведённые материалы дают полное основание утверждать, что на факультете педагогического образования и биологии КалмГУ в значительном количестве учатся студенты, имеющие устойчивую склонность к педагогической деятельности. Для поддержания устойчивого интереса к деятельности учителя и формирования педагогической направленности необходимы следующие педагогические условия.
Первое педагогическое условие -организация педагогической среды. Такой педагогической средой для студентов педагогических специальностей является учебный корпус КалмГУ. Так, в Калмыцком государственном университете на факультете педагогического образования и биологии с первых дней обучения студентов погружают в атмосферу педагогической творческой деятельности. Прежде всего, следует отметить преемственность поколений. Студенты четвертого курса готовят посвящение первокурсников, а первокурсники в конце учебного года для выпускного курса - последний звонок. В вузе действует свой педагогический
отряд «Джангар». Будущие учителя на протяжении всего летнего периода работают в лагерях всероссийского и регионального значения в качестве вожатых. Имеются положительные отзывы о работе педагогического отряда «Джангар».
Преподаватели проводят научно-практические конференции, посвященные юбилейным датам педагогов, организуют встречи в «Педагогической гостиной» с ветеранами педагогического труда.
Стало традиционным проведение на кафедре конкурсов «Педагогический дебют» и «Педагогическая олимпиада». По результатам проведенных мероприятий лучшие из них выезжают на всероссийский конкурс студентов по педагогике. Так, в 2017 году студенты 3-4 курсов заняли третье место на всероссийском конкурсе студентов (ВСО) «Педагогический старт» в номинации «Профессионализация».
В нашем вузе ежегодно проводится конкурс «Лучшая студенческая группа», итоги которого подводятся на традиционных вузовских мероприятиях; призёры конкурса награждаются премией. Так, студенческая группа 4 курса направления «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») на протяжении четырёх лет является бессменным лидером данного конкурса.
Следующее направление в формировании педагогической направленности - широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Студенты, будущие педагоги, активно участвуют в научно -практических конференциях различного уровня, в конкурсах наукоемких технологий, публикуют научные статьи совместно с преподавателями.
Второе педагогическое условие -формирование установки на педагогическую направленность будущих учителей начальных классов, которое осуществляется в процессе обучения. Так, цикл педагогических дисциплин начинается с курса «Введение в педагогическую деятельность». Организация занятий по курсу «Введение в педагогическую деятельность» предполагает сочетание лекционных и практических занятий, а также самостоятельную работу студентов. Чтение лекций сопровождается поднятием дискуссионных вопросов, связанных с педагогической направленностью будущих педагогов, демонстрацией и показом уроков ведущих учителей города, республики. Подготовка практических занятий включает заполнение рабочей тетради по дисциплине, где в качестве заданий представлены эссе, размышления
студентов о педагогической профессии, конспектирование работ выдающихся педагогов прошлого и настоящего. Так, одна из студенток, мотивируя выбор профессии учителя, написала о своей династии известных педагогов в республике. Другая студентка мотивировала свой выбор любовью к детям. Были, конечно, ответы студентов, которые писали, что у них так сложились жизненные обстоятельства, что они вынуждены были пойти учиться на педагога.
На последующих курсах будущий педагог знакомится с такими дисциплинами по педагогике, как «Теория и методика обучения», «Теория и методика воспитания», «История педагогики и образования», «Современные образовательные технологии в начальной школе», «Социальная педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «Педагогическая диагностика», «Коррекционная педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», которые раскрывают специфику профессии учителя начальных классов, способствуют формированию самосознания будущего педагога, формированию установки на непрерывную познавательную педагогическую деятельность. На занятиях рассматриваются дискуссионные вопросы современного педагогического образования, в процессе ответа на которые у студентов формируется сознательное отношение к профессии учителя. Таким образом, перечисленные дисциплины способствуют формированию педагогической направленности студентов. Полученные результаты станут важными для осознания студентами необходимости
«профессионализации в течение всей жизни».
Третье педагогическое условие - погружение в профессиональную деятельность. Выход студентов на практику (учебную, педагогическую, производственную,
преддипломную) является одним из важных моментов в формировании педагогической направленности будущих учителей. Базами практик являются ведущие школы города. МБОУ «СОШ № 4», ЧОУ «Перспектива»,
МБОУ «КНГ им. А.Ш. Кичикова». Данные школы различной направленности: МБОУ «СОШ №4» - общеобразовательная, ЧОУ «Перспектива» - частная школа, где большой процент детей с ограниченными возможностями здоровья, МБОУ «КНГ им. А.Ш. Кичикова» -национальная гимназия. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с различными типами современных школ города, а также с богатейшим опытом работы заслуженных учителей города. В то же время студенты-практиканты демонстрируют
теоретические знания на практике, показывают свое профессиональное умение, владение искусством воспитания и обучения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование педагогической направленности будущих учителей начальных классов в современных условиях требует специальных педагогических условий. Данное исследование не исчерпывает всех направлений обозначенной проблемы, так как упор здесь делается на формирование рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. Но предложенные методы их формирования могут быть взяты за основу создания новых программ при профессиональной подготовке студентов ВУЗов различных специальностей.
Поскольку все возможные воздействия среды на исследуемую систему должны быть типизированы, сведены в определенные группы по признаку общности ожидаемого эффекта воздействия на систему, то для формирования педагогического мастерства будущих учителей начальных классов в контексте нашего исследования целесообразно реализовать педагогические условия, которые не были определены другими исследователями: создание мотивационной среды для профессионального роста будущих учителей младших классов; расширение когнитивной базы студентов по проблеме основ педагогического мастерства; обеспечение профессиональных процессов в формировании основ педагогического мастерства будущих учителей начальной школы.
Литература:
1. Гузь В.В. Формирование профессионально-личностной устойчивости учителя: автореф. дис. канд. пед. наук / В.В. Гузь. - М., 2007. - 20 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://defview.rsl.ru/
2. Дмитричева О.М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического
саморегулирования: дис. канд. пед. наук / О.М. Дмитричева. - Пенза, 2002. - 227 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://defview.rsl.ru/
3. Жукова К.В. Психолого-педагогическая подготовка студентов вуза как фактор развития их профессиональной направленности: автореф. дис. канд. пед. наук / К.В. Жукова. - Магнитогорск, 2007. - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science.masu.ru/
4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина - М.; СПб. Нестор-История, 2014. - 376 с.
5. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога / В.А. Сластенин, Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский // Материалы
Международной науч. конф. - М., 2009. -http ://www. rusnauka. com/
6. Чиркова Г.П. Формирование
профессионально-педагогической направленности студентов национального факультета университета. / Г.П. Чиркова. Дис. кандпед.: 13.00.01. - Ижевск, 2007. - 177 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.udsu. ru/dis_text/3/2007_int_153142824.pdf
Сведения об авторах:
Аппаева Ялман Борисовна (г. Элиста, Россия), кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», e-mail: yalman61@mail.ru
Зулаева Цагана Анатольевна (г. Элиста, Россия), студентка 2 курса магистратуры «Педагогический менеджмент» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», е-mail: zulaeva2013@yandex.ru
Маслова Светлана Владимировна (г. Элиста, Россия), студентка 2 курса магистратуры «Педагогический менеджмент» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», е-mail: maslova.20@yandex.ru
Утнасонов Данзан Очирович (г. Элиста, Россия), студент 2 курса магистратуры «Педагогический менеджмент» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова».
Data about the authors:
Ya. Appayeva (Elista, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, FGBOU VO «Kalmyk State University Them. B.B. Gorodovikova», е-mail: yalman61@mail.ru
Ts. Zulayeva (Elista, Russia), 2-year student of the Master's program «Pedagogical Management» FGBOU VO «Kalmyk State University Them. B.B. Gorodovikova», е-mail: zulaeva2013@yandex.ru
S. Maslova (Elista, Russia), 2-year student of the Master's program «Pedagogical Management» FGBOU VO «Kalmyk State University Them. B.B. Gorodovikova», е-mail: maslova.20@yandex.ru
D. Utnasonov (Elista, Russia), 2nd year student of the Master's program «Pedagogical Management» FGBOU VO «Kalmyk State University Them. B.B. Gorodovikova».