УДК 379.8.092
И.Р.Касимов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современная социально-культурная ситуация в России показывает, что проблема ориентации на здоровый образ жизни крайне актуальна, о чем свидетельствуют новые аспекты: массовая наркотизация молодежи, эпидемия СПИДа, низкая культура отношения к своему здоровью, увеличение роста заболеваний, а также расцвет эпидемий и др. Увеличилось число молодых людей, страдающих различными формами невроза, депрессии, наличием эмоциональной деструкции. Нельзя сказать, что современная студенческая молодежь не осознает значения здоровья, но, к сожалению, пра-ктика показывает, что большинство людей ценность здорового образа жизни осознает тогда, когда оно уже подорвано.
Ключевые слова: здоровье, студенческая молодежь, ориентация на здоровый образ жизни, педагогические условия формирования ориентации на здоровый образ жизни.
I.R.Kasimov Pedagogical conditions offormation of the orientation of a healthy lifestyle of students by means of cultural and leisure activities
Contemporary socio-cultural situation in Russia shows that the problem of orientation to a healthy lifestyle is extremely relevant, as evidenced by the new aspects: the mass of youth drug addiction, AIDS epidemic, low culture related totheir health, increasing the growth ofdiseases, as well as the flourishing ofepidemics, etc. The number of young people suffering from various forms ofrieurosis, depression, presence ofemotional destruction. Can not say that today’s college students are not aware of the importance ofhealth, but, unfortunately, experience shows that most people value a healthy lifestyle is aware ofwhen it is already undermined.
Key words: health and students, focus on healthy lifestyles, pedagogical conditions of formation of the orientation of a healthy lifestyle.
Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно в этом возрасте еще возможен отказ от вредных привычек - основы будущих заболеваний и именно в этом возрасте заканчивает формироваться ценностная структура личности, которая может быть как основой процессов саморазвития и самооздоровления, так и процессов саморазрушения личности. В этом возрасте формируется окончательно культура здорового образа жизни.
Молодежь может быть втянута в жизненные ситуации, разрушающие их здоровье. И только внутренние личностные установки, приоритетное расположение ценности «здоровье» в личностной структуре, наличие смысла в жизни, могут уберечь студента от неправильного поведения. Если духовные основы у молодежи не развиты, речи об ориентации на ЗОЖ быть не может. Желательно, чтобы в общей структуре ценностей у студентов на первых местах стояла не только ценность «здоровье», но и общечеловеческие ценности, тогда проблем с соблюдением ЗОЖ и самим здоровьем у молодежи будет меньше.
Применительно к теме данной статьи следует подчеркнуть ее особую актуальность и значимость в свете следующих факторов:
- несмотря на усиление внимания государства к проблеме здоровья, в последнее время все же наблюдается отсутствие отдельных правовых решений проблемы, которые бы способствовали сохранению здоровья населения. Не запрещена, например, реклама спиртных напитков; не найдено средств эффективного правового воздействия на наркоманов и т.д.;
- несмотря на проведение определенной работы по воспитанию потребности в ЗОЖ, молодежь, оказывается лицом к лицу перед определенными соблазнами, не имея сил устоять перед ними. Это является следствием отсутствия должной педагогической ориентации учебных заведений на ЗОЖ;
- несмотря на наличие контроля со стороны государства за проведением мероприятий, способствующих формированию ценности «здоровье», многие могут испытывать на себе противоречивые влияния со стороны семьи, друзей, социальной сферы, что приводит к появлению вредных привычек, раннему курению, употреблению спиртных напитков среди молодежи.
Причин неблагополучия в здоровье человека много, но основная причина в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодежи правильной системы ценностных ориентаций. Человеку с молодого возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья. Под культурой здорового образа жизни, как правило, понимается качественное, систематическое, динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем физического, психического, духовнонравственного развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и
проявляемой в разнообразных формах жизнедеятельности.
В диссертационном исследовании Н.В.Бредихиной здоровье рассматривается как сложный социальный феномен, отражающий качество адаптации организма человека к условиям природной и социально организованной среды его обитания. «Здоровый образ жизни понимается как биосоциальная категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его профессиональной (учебной), досуговой деятельностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей» [3,с.34].
В диссертационном исследовании О.М.Михайловой доказано, что доступность здорового образа жизни и степень вовлеченности граждан в данную культуру определяется следующими предпосылками: индивидуально-типологическими факторами; объективными социальными и общественноэкономическими условиями; конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность; личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека и степенью их ориентации на здоровье отражает низкий уровень здоровья молодых людей.
Рассмотрим теперь, каковы педагогические условия формирования ориентации на здоровый образ жизни студенческой молодежи.
В исследовании С.Г.Добротворской выделены следующие педагогические условия формирования ориентации на здоровый образ жизни. Проанализируем их.
Первое условие, по мнению автора, это ориентирование на духовно-нравственное самосовершенствование. Для повышения уровня духовности и стремления к здоровому образу жизни должен стимулиро-ваться и мотивироваться процесс самосовершенствования.
Второе условие - профилактическая и реабилитационная работа относительно вредных привычек способствует отказу от них, где главным фактором выступает своевременность проведения данной работы.
Третье условие - обеспечение полноты информации о питании и качественного контроля за соблюдением принципов правильного питания. Информирование относительно правильного питания, организа-ция и контроль над ним, составление правильного меню для студентов способствует правильному питанию.
Четвертое условие, по мнению С.Г.Добротворской, должно обуславливать контроль со стороны педагогов, медперсонала, самих студентов за соблюдением определенных гигиенических норм способствует их соблюдению. С целью оптимального сочетания работы и отдыха студентов необходимо обеспечить определенное сочетание учебной работы и отдыха.
Пятое условие - физическое развитие молодежи требует определенного уровня двигательной активности, мотивирования и стимулирования процесса физического самосовершенствования студентов. Таким образом, мотивирование к проведению закаливающих процедур способствует закаливанию молодежи.
Шестое условие - это соблюдение психогигиены студентов, которое предполагает: обретение смысла жизни, сохранение жизненного оптимизма и эмоционального равновесия, осознанность и самостоятельность в выборе оздоровительной программы, расширение и углубление социальных контактов с окружающими, повышение уровня образованности и профессиональной квалификации.
Важным седьмым условием повышения готовности студенческой молодежи вести ЗОЖ является развитие валеологической культуры самого педагога и совершенствование педагогического процесса.
[4].
Р.Г.Салахутдинов выделяет следующие организационно-педагогические условия формирования ориентации на здоровый образ жизни молодежи, которые были разделены на две группы:
1) общие педагогические условия, которые определяются особенностями субъектов оздоровительной деятельности:
- человека, как главного субъекта педагогического процесса, с его индивидуально-личностными характеристиками;
- временного коллектива с точки зрения характеристики количественных процессов (количественный состав, уровень /стадия/ развития коллектива) и качественной характеристики социально-психологического взаимодействия (характер взаимодействий; психологический климат — атмосфера доверия, товарищества);
- педагога-организатора оздоровительной деятельности как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективность взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
2) частные педагогические условия определяются содержанием социального воспитания и
особенностями его организации в процессе приобщения молодежи к использованию услуг оздоровительного сервиса:
- наличие педагогической программы формирования здорового образа жизни молодежи в условиях образовательной деятельности и оздоровительного отдыха, основанной на сочетании принципов организации и самоорганизации, и ее направленность на самораскрытие личности под воздействием внутренних и внешних факторов взаимовлияния социально-культурной среды и активной позиции человека, формирование определенных умений и навыков, установок и позиций;
- интеграция деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формированию образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения основных компонентов здоровья молодежи и способствующей выработке у них осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни;
- проведения диагностики реального состояния здоровья студенческой молодежи по основным компонентам здоровья и раскрытия социальных, психолого-педагогических причин его ухудшения;
- введения в учебный план образовательных учреждений специализированных курсов по организации оздоровительной деятельности молодежи с учетом возрастных и индивидуальноличностных особенностей личности;
- эффективности анализа, контроля и оценки реализуемой программы формирования здорового образа жизни с опорой на использование услуг оздоровительного сервиса [8].
Ценностно-мотивационное направление ориентации на здоровый образ жизни предполагает также разработку и реализацию комплекса мер, направленных на решение проблемы формирования культуры и навыков самосохранения здоровья.
В ходе работы с молодежью нами были выявлены следующие педагогические условия ориентации на здоровый образ жизни:
1. Показ личной значимости здорового образа жизни; систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой; прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; экскурсии на природу, туристические походы; соблюдение гигиенических норм и правил; подвижный образ жизни; полноценное питание; оптимизация учебной нагрузки;
2. Утверждение в общественном сознании здорового образа жизни как социально-культурной и личностной ценности; оптимизация системы физического воспитания путем адаптации различных культурных практик, ориентированный на развитие и совершенствование телесной и психической природы человека; реализация потенциала физической культуры в совершенствовании телеснодвигательных качеств человека; обогащение духовного мира человека; создание условия для самореализации личности.
3. Профилактическая и реабилитационная работа со студентами относительно вредных привычек способствует отказу от них, где главным фактором выступает своевременность проведения данной работы.
4. Обеспечение полноты информации о питании и качественного контроля за соблюдением принципов правильного питания. Информирование относительно правильного питания, организация и контроль над ним, составление правильного меню для студентов способствует правильному питанию.
5. Контроль со стороны педагогов, медперсонала, самих студентов за соблюдением определенных гигиенических норм способствует их соблюдению. С целью оптимального сочетания работы и отдыха студен-тов необходимо обеспечить определенное сочетание учебной работы и отдыха. Поэтому, условием является устранение учебных перегрузок со стороны педагогов, а также контроль досуга молодежи.
6. Физическое развитие молодежи требует определенного уровня двигательной активности, мотивирования и стимулирования процесса физического самосовершенствования студентов. Таким образом, мотивирование к проведению закаливающих процедур способствует закаливанию молодежи.
7. Соблюдение психогигиены студентов, которое предполагает:
- обретение смысла жизни;
- сохранение жизненного оптимизма и эмоционального равновесия;
- осознанность и самостоятельность в выборе оздоровительной программы;
- расширение и углубление социальных контактов с окружающими;
- повышение уровня образованности и профессиональной квалификации.
Необходимо подчеркнуть, что на процесс формирования ориентации на здоровый образ жизни также влияют следующие факторы: индивидуальный потенциал здоровья человека, поведение, социокультурная система, социально-экономические и политические условия, физико-биологическая среда. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование
потребности в его соблюдении, воспитания у студентов правильной системы ценностных ориентаций.
Литература
1.Андреев В.И. Педагогика.-Казань: центр инновационных технологий, 2004. -608 с.
2.Баянова Л.И. Здоровый образ жизни учащихся как составная часть валеологической культуры / Актуальные проблемы педагогической науки. - Казань, 2000. - с. 121-122
3.Бредихина Н.В.Ориентации населения на здоровый образ жизни: региональный аспект: Дисс... канд.пед.наук / Челябинск, 2006-153 с.
4.Добротворская С.Г. Ориентация студентов на здоровый образ жизни через осмысление жизненных целей и ценностей. //Педагогическое образование и наука. - 2002. - N° I. -С. 51-55.
5.Здоровый образ жизни и его значение для здоровья. //Физическая культура и спорт XXI века: Материалы Региональной научно-практ. конф. - Красноярск 2002. - С.260-262.
6.Красноперова Н.А.Ориентирование студентов на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: Дисс.канд.пед. наук - Красноярск, 2004.- 196 с.
7.Михайлова О.Н. Доступность здорового образа жизни для молодежи: региональный аспект: автореф... канд.соц.наук - Саратов,2007 - 23с.
8.Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. - Казань: Гран-Дан, 1999. - 462 с.