J
L
^ Образование в сфере культуры
ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО АРТИСТА БАЛЕТА
А. В. Сапронов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается результативность образно-художественного воспитания детей средствами классического танца, что позволяет рассматривать обучение ему как предпосылку к правильному формированию будущего артиста балета. В статье анализируется классический танец с момента его зарождения и до нашего времени. Выделяется важность сохранения традиций классического наследия преподавателями.
Ключевые слова: классический танец, образное мышление, балетное искусство, симфонический танец, сценическая выразительность.
The article discusses the effectiveness of imagery and artistic education of children by means of classical dance allows us to consider training as a prerequisite to the correct shape the future of a ballet dancer. The paper analyzes the classical dance since its inception, and to this day. Highlighted the importance of preserving the traditions of the classical heritage teachers.
Key words: classical dance, creative thinking, the art of ballet, symphony dance, theatrical expression.
В условиях перемен в социальной и экономической области, образовании и культуре необычайную важность приобретают аспекты художественного воспитания подрастающего поколения. В демократически развивающемся обществе возрастает необходимость в творческих и интеллектуально образованных личностях, способных самостоятельно принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь, находить ответы на возникающие вопросы.
Всё это требует разработки новых методов воспитания и обуславливает нетрадиционность подходов к художественному развитию — как основе дальнейшего совершенствования личности.
Хореографическое творчество является одним из эффективных средств всестороннего развития. Продуктивность художественного воспитания детей средствами
хореографии обусловлена синтезирующими свойствами хореографии, которая объединяет в себе ритмику, музыку, театр, изобразительное искусство и пластику движений.
Педагогические условия развития образно-художественного мышления ребенка средствами хореографии синтезируют в себе эмоциональное и интеллектуальное, физическое и умственное, художественно-творческое и общечеловеческое, личное и общественное — словом, те аспекты, которые позволяют рассматривать обучение как предпосылку к правильному формированию будущего артиста балета.
Основой балетного искусства является классический танец, который необычайно популярен во всем мире, берет свое начало в народном танцевальном творчестве и обладает неиссякаемым богатством выразительных средств, являющихся неотъем-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 217-220 217
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
лемой составляющей культуры и быта всех народов мира.
В переводе с латинского языка «классический» значит «образцовый». Классическими мы называем общепризнанные, выдающиеся, образцовые произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Классическими мы называем и лучшие, всемирно известные, высококлассные балетные спектакли — русские, зарубежные, советские. А их отцов-балетмейстеров мы относим к классикам хореографии.
Основа, на которой возник классический танец, чрезвычайно жизненна и естественна. Это сама природа человека, органика его движения, эмоциональность, любовь и стремление к прекрасному, благородному и возвышенному, целомудренному. Это то, что использовал в своем танцевальном творчестве народ, а затем и балетный театр.
Истоки балетного театра восходят к придворной культуре королевских домов Франции и Англии (танцы в пьесах Шекспира) XVII и XVIII веков. А термин «балет» появился в XVI веке в ренессансной Италии и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Почти в течение двух столетий танец был включен в синтетическое действо, в котором соединялись музыка, пение, декламация и пышное декорационное убранство.
«Классический танец — аналогичный продукт многовекового творчества: в нем все неестественно с точки зрения первобытных танцевальных побуждений и все закономерно, если подойти к строению тела умозрительно и задаться целью найти все его танцевальные возможности. Так и пуанты. Это доведенная до конца мысль — больше ничего: как высоко ни вставай на полупальцы, нога все же образует ломаную линию. Чтобы получить ту же прямую, которую мы можем иметь в воздухе, в прыжке, — надо встать на пальцы. Какой простор для выразительности дают пуанты, мы еще не знаем, потому что если за что и можно упрекнуть балет предшествующих эпох, это не за то,
что им изобретены пуанты, а за то, что он не понял их, не имел там, где бы они прозвучали во весь голос» (Л. Д. Блок).
Развитие балетного искусства произошло во Франции. Замечательным событием стало открытие в 1661 году Королевской Академии танца в Париже. Почти в это же время зародился балетный спектакль в России — в эпоху царя Алексея Михайловича (постановка в 1673 году балетного спектакля — «Балет об Орфее и Эвридике» на сцене комедийной хоромины в селе Преображенском).
Русский балет стал результатом развития искусства народных танцоров — скоморохов, различных деревенских плясок, игр, которое стало фундаментом позднее сформировавшегося классического академического балета. С тех пор искусство балета прошло долгий и сложный путь становления и развития.
В разные времена и у разных народов хореографическое искусство не только принимало различные формы, но и непрерывно совершенствовалось. Расширялись его образные границы, завоевывались возможности все более полного и глубокого охвата жизни, обогащались выразительные средства, совершенствовалась техника. В этом процессе были подъемы и спады, но в целом для истории балетного театра характерно поступательное развитие, вехами которого стали классические вершины мировой хореографии.
В балетном театре танцевальное искусство достигает своего высшего развития. Здесь оно соединяется с драматургией, раскрывающей человеческие характеры и их взаимоотношения, с музыкой в ее высших формах, где органическая связь музыки и танца сведены в определенный порядок, с изобразительным искусством, претворяющем в нем свои современные достижения.
Художественное величие балета определяется тем, что он сумел воспринять и синтезировать в себе лучшие традиции и направления танцевального искусства.
Страсть, экспрессия, драматическая выразительность, способность с одинаковым
J
успехом танцевать классическую или народную, современную или историческую хореографию, широта и эмоциональная яркость танцевального стиля — всё это издревле отличало актёров балетного театра.
Развиваясь, классическая хореография за многие столетия определила свои возможности, выработала и утвердила свой язык, стиль, свои специфические изобразительные приемы.
Делить классическую хореографию следует на два основных самостоятельных вида: классический балет (балетные спектакли) и симфонический танец (я бы определил его как «философский»).
Первый из них представляет собой изложение танцевальными средствами любых тем и событий: исторических, бытовых или фантастических, независимо от того, драма ли это, комедия или героическая эпопея.
В этом виде классической хореографии обычно преобладают сюжеты, близкие реальной жизни, будь это настоящее или прошлое. Такие произведения отличаются бытовыми подробностями, логично переплетающимися коллизиями, рельефно очерченными персонажами, обладающими присущими человеку страстями, пороками или достоинствами. В этом виде классической хореографии балетмейстер должен уметь облекать свои произведения в яркие национальные краски. Придерживаясь своей художественной манеры, он должен творить, не отвлекаясь от действительности, не удаляясь в сторону вымыслов.
В балетах-сказках и феериях, являющихся разновидностью балетного спектакля, где фантастическое переплетается с реальным, — там естественны любые отклонения от документальности. Желательны и даже необходимы всегда свойственные сказке поэтическая несуразность, декоративные превращения и, если потребуется, самые необычные танцевальные приемы (гротеск).
Второй вид классической хореографии — симфонический танец. Являясь, как и первый, театральным зрелищем, он вместе с тем допускает любые свойственные ему
^ Образование в сфере культуры
изобразительные приемы, не содержит в себе ни узконациональных, ни бытовых элементов, свободен от многих ограничений, которые налагают тема и сюжет произведения, впрямую соотносящегося с предметностью реального мира. Симфоническая хореография настолько отличается от других искусств (кроме, конечно, музыки, связанной с ней единой нитью ритма и своеобразием изобразительных качеств), что все, что можно уразуметь под выражением: «подлинное», «как в жизни», «как в быту», ей не свойственно. Стоит приблизить ее хоть на минуту к явлениям действительной жизни — и она становится вялой, блеклой, теряет сказочность и фантастичность, звучит фальшиво и неубедительно, так же как прозвучал бы, скажем, доклад о химических реакциях, прочитанный на старославянском языке. При попытке отображения бытовых явлений симфонический танец, в силу специфики своих изобразительных возможностей, неизбежно превращает их в гротеск.
Этот вид классической хореографии может разговаривать со зрителями лишь языком образов, ощущений, чувств, эмоций. Каждый жест симфонического танца таит в себе образ. Смысл таких произведений угадывается.
Изобразительная танцевальная форма возникает в сознании логически из суммы ассоциаций, как итог правильно решенной задачи. Чаще она рождается от восприятия музыкального произведения, из слияния содержательной музыкальной и ритмической формы с хореографическим образом.
Действующие лица такого произведения в танце как бы теряют человеческую оболочку и перевоплощаются в идею, мысли, краски картины, нарисованной воображением мастера.
Несмотря на безграничные богатства формы, симфонический танец не воспринимает качеств, противопоказанных ему самой его природой. Его средствами нельзя, например, осуществить бытовые или пародийные сюжеты. Сферой этого высокого вида хореографического искусства является драгоцен-
J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь
нейшее свойство человеческого ума — постигать непостижимое.
Этот прекрасный вид классической хореографии призван наглядно, путем ритмического слияния мысли, движения и звука, разрешать самые сложные и высокие философские темы, воплощать самые возвышенные идеи и образы.
«Сближаясь с прозой — он теряет свое естество, растворяясь в облаках поэзии — приобретает способность яркими и убедительными красками слагать пластические гимны человечности, свободе, любви, радости, борьбе, отчаянию, ненависти, героизму; изображать бушующее пламя, мерцающие звезды, воздушные миражи... » (К. Голейзовский).
Необычные качества симфонической хореографии делают ее вечно современной.
Оба описанных выше образца классической хореографии только тогда оправдывают свое назначение и безошибочно аттестуют мастера, когда они понятны любому зрителю и вызывают его восхищение, в равной мере, как внешними признаками, так и глубиной содержания.
Классический танец располагает богатейшими средствами воплощения драматургии балетного спектакля и характеристик действующих в ней персонажей. Он может совершенствоваться по линии искусства
балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания, теории, но его хореографическая первооснова, то есть школа, должна оставаться неизменной.
Главную роль для сохранения традиций классического танца в России исполняют преподаватели. Задачей воспитания будущего артиста балета является создание исполнителя, в полной мере владеющего средствами сценической выразительности, образно-художественным мышлением и в то же время обладающего хорошей техникой, ибо задача сценической выразительности ни в коем случае не устраняет необходимости танцевальной виртуозности.
Педагог должен стремиться к безотносительному раскрытию всех возможностей учащегося, к воспитанию в нем технически изощренного и предельно выразительного актера, который умел бы исполнить любое задание балетмейстера как в отношении техники, так и в отношении эмоциональной экспрессии.
Однако на протяжении всего курса обучения, наряду с развитием танцевальной техники, следует неуклонно воспитывать в учащихся образно-художественное мышление, и именно ту выразительность, без которой самое высокое техническое мастерство никогда не станет содержательным и волнующим танцем.
Примечания
1. Бекина, С. И. Музыка и движение / [С.И. Бекина и др]. — Москва, 1983.
2. Беляева-Челомбитько, Г. В. Балет: эпоха soviética (1917—1991 гг.) : учебное пособие / Г. В. Беляева-Челомбитько. — Москва: Университет Натальи Нестеровой, 2005.
3. Беляева-Челомбитько, Г. В. История хореографического искусства России и зарубежных стран : учебно-методическое пособие / Г. В. Беляева-Челомбитько. — Москва, 2000.
4. Красовская, В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. М. Красовская. — Л.; М.: Искусство, 1963.
5. Медведева, А. В. Наш Большой театр / А.В. Медведева. — Москва: Изобразительное искусство, 1977.
6. Мессерер, А. М. Танец. Мысль. Время / А.М. Мессерер. — Москва, 1990.
7. Русский балет : энциклопедия / [ред. кол. Е.П. Белова и др.]. — Москва: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997.
8. Филатов, С. В. От образного слова — к выразительному движению / С.В. Филатов. — Москва, 1993.