DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-37 УДК 373
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Спербер О.И.
В данной статье проанализированы вопросы внедрения в практику дошкольного образования Федерального государственного стандарта: основные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы в рамках образовательной области художественно-эстетическое развитие. ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование ценностных ориентаций. В связи с этим нами были выделены несколько условий, некоторые из которых мы рассмотрели как необходимые для формирования нравственных ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития в рамках нашего исследования. Соблюдение данных условий приведет к целевым ориентирам, описанным в стандарте, которые предполагают овладение начальными знаниями о базовых нравственных ценностях, и использование этих знаний и умений в своей деятельности.
Цель. В статье анализируются возможные условия формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития.
Метод или методология проведения работы. Статья основывается на анализе содержания художественно-эстетиченского развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях, в связи с внедрением федерального образовательного стандарта.
Результаты. Выявлено, что процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития будет эффективным при условии ориентированности воспитатель-
ного процесса на базовые нравственные ценности, учета возрастных особенностей, внедрение программы по художественно-эстетическому развитию, а также разработки рекомендаций для педагогов и родителей.
Область применения результатов. Предполагается, что деятельность дошкольных образовательных учреждений будет направлена на формирование нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. Данная работа будет проводиться в рамках художественно-эстетической образовательной области.
Ключевые слова: нравственные ценностные ориентации; старший дошкольный возраст; художественно-эстетическое развитие; педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS CONTRIBUTING TO FORMATION OF VALUE SYSTEM OF PRE-SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT
Sperber O.I.
The article deals with the problems concerning the implementation of Federal State Educational Standards in a preschool education system; basic requirements to the structure, conditions of realization and the results achieved in the field of «Artistic and Aesthetic Development» in the framework of the basic educational programs are examined. According to Federal State Educational Standard ofpreschool education, formation of value system is one of the key objectives of artistic and aesthetic development. In this regard, conditions considered as necessary for the formation of moral valuable orientations of the senior preschool children in the process of artistic and aesthetic development were distinguished and analyzed in the frame of the research. The fulfillment of the conditions introduced will result in achievement of the purposes denoted in Educational Standards, which refer to acquirement of knowledge in the field of primary moral values by preschool children, as well as use of this knowledge and skills in their activity.
Purpose. In the article the prospective conditions of moral valuable orientations formation in the process of the artistic and aesthetic development of the preschool children are analyzed.
Methodology. The results of the research described in this article are based on the analysis of the contents of the artistic and aesthetic development of the preschool children in the education institutions with reference to Federal State Educational Standard.
Results. In a course of the research the following conclusions were made. Orientation on the primary moral values, implementation of the program of artistic and aesthetic development as well as elaboration of instructions for teachers and parents are the main objectives of the educational process; they serve basic and indispensible requirements for the effective process of value system formation in a process of artistic and aesthetic development.
Practical implications. It is expected that the activity of the pre-school educational institutions will be focused on the formation of moral value orientations of the younger generation. This work will be carried out in the framework of artistic and aesthetic education field.
Keywords: value system; senior preschool age; artistic and aesthetic development; pedagogical conditions.
В современном обществе в связи со сменой нравственных ориентиров, выдвижением на первый план материальных ценностей, доминирующих над нравственными, наблюдается преобладание прагматического подхода к жизни. Это обусловило необходимость воспитания высоконравственного, творческого, инициативного гражданина, который принимает решения и совершает поступки в соответствии с базовыми национальными ценностями.
В связи с этим, формирование нравственных ценностных ориентаций у подрастающего поколения является одной из приоритетных задач педагогики. Поскольку дети старшего дошкольного возраста обладают развитым эмоционально-чувственным восприятием, способностью непосредственно сохранять и использовать в качестве ориентиров духовные объекты внешнего мира, то фундамент нравственности нужно закладывать именно в данный сензитив-ный период развития личности [2].
Формирование потребности постоянного общения с искусством, желания реализовывать себя в творческой деятельности, является одним из средств успешного формирования ценностных ориентаций ребенка. Эмоциональная восприимчивость детей дошкольного возраста способствует более активному поиску собственных оригинальных решений. Ребенок активно включается в любую, проявляет инициативу и самостоятельность в реализации накопленных знаний [9, с. 2].
В целях совершенствования процесса формирования нравственных ценностных ориента-ций детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития, нами были выявлены следующие условия, которые позволят этот процесс сделать эффектив-
■ ориентированность воспитательного процесса на апперцепцию основных общечеловеческих ценностей (патриотизм, природа, семья, труд и творчество, искусство и литература, мир, знание) в процессе художественно-эстетической деятельности;
■ учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, а именно преобладание эмоционально-чувственной сферы;
■ внедрение в образовательное пространство ДОУ экспериментальной авторской программы интегрированных занятий «Путешествие в страну искусства», в которой использованы новые формы и методы;
■ создание рекомендаций для педагогов ДОУ по формированию нравственных ценностных ориентаций в процессе художественно-эстетического развития;
■ осуществление целенаправленной работы с родителями и вовлечение их в процесс художественно-эстетического развития.
Рассмотрим каждое из условий более подробно:
Ориентированность воспитательного процесса на апперцепцию основных общечеловеческих ценностей (патриотизм, природа, семья, труд, творчество, искусство, литература мир, знание) в процессе художественно-эстетической развития
Осмысление ценностных категорий происходит в нравственно-практическом опыте ребенка старшего дошкольного возраста. Взаимодействуя с ценностным миром, ребенок осуществляет деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Таким образом, именно через деятельность, актуализирующую личностные функции ребенка, идет присвоение ценностей и формирование ценностных ориентаций [3].
Именно в процесс художественно-эстетического развития осуществляется формирование эстетического отношения к действительности и предполагает ориентацию дошкольников на общечеловеческие ценности. Ядром эстетической деятельности является искусство, выступающее как способ освоения мира по законам красоты и складывающаяся в художественную концепцию мира и отдельного человека.
Обладая способность целостного воспроизведения жизни, объединяя в своих недрах отражения существующей действительности и идеала, искусство является стержнем духовной культуры. Ведь благодаря ему укореняется связь поколений, разных народов [5].
Все виды искусства доступны дошкольнику и должны заполнить его жизнь как можно раньше. Будь то художественная игрушка, картина, декоративное изделие - они вводят его в особый, новый для него мир художественных переживаний, помогая ему не только более
глубоко воспринимать окружающее, но и активнее откликаться на прекрасное в мире. Поэтому очень важен выбор произведений, обладающих художественной ценностью, т.е. тем элементам культуры, восприятия которых и будет формировать ценностное отношение ребенка. «Активно участвуя в формировании общественно-эстетического идеала своего времени, - справедливо подчеркивает Ю.Я. Барабаш, - искусство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать аккумулированный в этом идеале общественный опыт в личный опыт каждого, превращать социальные идеи, моральные нормы, эстетические ценности в часть духовного мира личности, органическую черту характера, внутреннего «я» человека, приобщая индивида к общественному целому, «социализируя» его» [1, с. 4].
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, а именно преобладание эмоционально-чувственной сферы.
Старший дошкольный возраст - этап предшкольного образования, который является неотъемлемой и необходимой частью непрерывного образования. Формирование нравственных ценностных ориентаций в данный период предполагает развитие чувственно-эмоциональной сферы детей. Именно она служит мостиком между осознанием явления и поведения, на основе новых знаний.
Как мы уже говорили, эмоциональный компонент имеет особую значение в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста, т.к. эмоционально-чувственное восприятие допускает возможность спроектировать систему нравственных ценностных ориентаций вне сознания ребенка, которая позже будет отрефлексирована им. От развития эмоциональной сферы напрямую зависит становление личности, усвоение общечеловеческих идеалов, системы норм, формирования мировоззрения, ценностных ориентаций [7, с. 116]. Д.Б. Эльконин отмечал: «Если в преддошкольном детстве наблюдаются зачатки моральных переживаний, то у дошкольника нравственные чувства достигают более высокого уровня развития. Ребенок начинает не только понимать нравственный смысл некоторых действий, но и относиться к ним эмоционально, переживать их» [8].
А.В. Запорожец изучая функции и структуру эмоциональных процессов детей, акцентировал свое внимание на том, что развитие эмоций имеет огромное психолого-педагогическое значение, так как формирует положительное, эмоциональное отношение к окружающей действительности и людям. В своей работе, он не раз отмечал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать именно в деятельности. В процессе художественно-эстетической деятельности, при переживание содержания художественного произведения, возникает желание выразить свое отношение к увиденному или услышанному, возникает способность
различать прекрасное от безобразного, плохое от хорошего как в искусстве, так и в процессе жизнедеятельности [4, с. 56].
Внедрение в образовательное пространство ДОУ экспериментальной авторской программы интегрированных занятий «Путешествие в страну искусства», в которой использованы активные игровые формы и методы.
Необходимость внедрения данной программы в педагогическое пространство ДОУ вызвана:
■ новыми требованиями к структуре, условиям и результатам образовательных программ ДОУ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
■ слабой разработанностью проблемы формирования базовых нравственных ценностных ориентаций (патриотизм, природа, семья, труд, творчество, знание, искусство, литература, мир) в программном обеспечении ДОУ в процессе художественно-эстетической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Создание рекомендаций для педагогов ДОУ по формированию нравственных ценностных ориентаций в процессе художественно-эстетической развития
В рамках ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы, указаны ряд требований, направленные на создание образовательной среды ДОУ, которая будет способствовать профессиональному развитию педагогических работников.
Работой по формированию нравственных ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста должен руководить только любящий детей и свою профессию педагог, который в своей деятельности опирается только на высоконравственные подходы к образованию и воспитанию. Самый близкий для ребенка человек, после родителей и родных, с которым он проводит большую часть своей жизни - воспитатель. Поэтому именно воспитатель, который непосредственно участвует в формировании нравственных ценностных ориентаций дошкольников, должен сам руководствоваться нравственными принципами [11].
Еще одним немаловажным фактом является то, что процесс формирования нравственных ценностных ориентаций осуществляется в рамках художественно-эстетического развития. Это создает еще одну проблему в формирование компетенции воспитателя по данному направлению.
В настоящее время, педагог дошкольного образования должен уметь обеспечить развитие ребенка по всем направлениям развития, включая и художественно-эстетическое в соответ-
ствии с нормативными требованиями к содержанию и методам ДОУ. А также воспитатель должен уметь проводить мониторинг начального и конечного уровня воспитанников, а также выстраивать траекторию их личностного продвижения, а также обеспечивать организованное взаимодействие с семьей воспитанников и с другими специалистами, участвующих в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Осуществление целенаправленной работы с родителями и вовлечение их в совместную художественно-эстетическую деятельность
В соответствии с требованием к условиям реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС, должны проектироваться условия для активного участия родителей воспитанников в образовательной деятельности.
Научно-методическими условиями организации сотрудничества педагога ДОУ и родителями воспитанников в вопросах воспитания нравственных ценностных ориентаций являются:
■ выявление готовности семьи сотрудничать с дошкольным учреждением, активно включаться в художественно-творческую деятельность детей;
■ формирование устойчивого интереса к активному включению в художественно-эстетическую деятельность ребенка как в домашних условиях, так и при организации совместных мероприятий в стенах ДОУ
Для реализации данных условия мы определили формы и методы работы педагога с семьями:
Информационно-аналитические формы. Формы работы, направленные на выявление интересов родителей и установление контактов между всеми участниками образовательного процесса:
■ разработка анкет, опросников, тестов для родителей.
Досуговые формы. Цель - установление доверительных отношений в неформальной обстановки:
■ семейные круглые столы, дни открытых дверей, выставки, конкурсы, театральные постановки, встречи с интересными людьми, спортивные, музыкальные, интеллектуальные праздники.
Познавательные формы. Ознакомление родителей с индивидуальными возрастными особенностями детей дошкольного возраста:
■ педагогический брифинг, тренинги, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием, педагогический журнал.
Наглядно-информационные формы. Знакомство родителей с особенностями работы дошкольного учреждения:
■ дни открыты дверей, папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки фотографий, организация библиотеки для родителей по проблемам семейного воспитания.
Дистанционные формы. Обмен информации о развитии ребенка:
■ общение по е-mail, в социальных сетях.
Таким образом, в связи с внедрением ФГОС ДО в образовательное пространство ДОУ, необходимо внести коррективы в разработку образовательной программы. Эти изменения касаются, в первую очередь, условия реализаций. Некоторые из указанных условий, мы рассмотрели как необходимые для формирования нравственных ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития в рамках нашего исследования. На наш взгляд, соблюдение данных условий приведет к целевым ориентирам, описанным в стандарте, которые предполагают овладение начальными знаниями о базовых нравственных ценностях, и использование этих знаний и умений в различных видах деятельности.
Список литературы
1. Барабаш Ю.А. «Искусство как объект комплексного изучения» // «Вопросы философии», 1974, № 10-11.
2. Григорьев А.Ф., Налбандьян М.А., Калантарян Л.А. Искусство и народная художественная культура как средство эстетического воспитания. - Ставрополь: Ставролит, 2010. 156 с.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. 23 с.
4. Запорожец А.В. «Психология». - М.: Просвещение, 1965.
5. Калантарян Л.А. Развитие идеи нравственно-эстетического воспитания молодежи средствами музыкального искусства в истории отечественного научного знания / История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития: Материалы I сессии научного совета по проблемам истории музыкального образования / Ред.-сост. В.И. Адищев. - Пермь: Изд-во ПГПУ, 2010. С. 112116.
6. Калантарян Л.А. Creation of Stavropol musical composition tradition and its place in the region's cultural diversity / В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 11.3(59). С. 268-279.
7. Налбандьян М.А., Алексеева И.П., Белевцова А.М. Искусство как средство развития эмоциональной сферы личности / Кант №1(10), 2014. С. 116-118.
8. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Элько-нина. - М.: Просвещение, 1965, 295 с.
9. Спербер О.И. Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориента-ций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015 №1 С. 25-29.
10. Спербер О.И. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Актуальные проблемы современной науки. 2015. С. 307-310.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
12. Barns B. Teaching Art to Young Children 4-9, Taylor and Francis, 2002.
13. Schippers H. Facing the music. Shaping Music Education from a Global Perspective. - Oxford, University pres, 2010.
References
1. Barabash Yu.A. Iskusstvo kak ob'ekt kompleksnogo izucheniya [Art as an Object of Comprehensive Study]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 1974, no. 10-11.
2. Grigor'ev A.F., Nalband'yan M.A., Kalantaryan L.A. Iskusstvo i narodnaya khudozhestvennaya kul'tura kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya [Art and folk artistic culture as a means of aesthetic education]. Stavrolit [Stavrolit], 2010, 156 p.
3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritual and moral development and upbringing of personality of citizen of Russia]. - Moscow: Prosveshchenie, 2009, 23 p.
4. Zaporozhets A.V. Psikhologiya [Psychology]. - Moscow: Prosveshchenie, 1965, 240 p.
5. Kalantaryan L.A. Razvitie idei nravstvenno-esteticheskogo vospitaniya molodezhi sredstvami muzykal'nogo iskusstva v istorii otechestvennogo nauchnogo znaniya. Istoriya muzykal'nogo ob-razovaniya kak oblast' nauchnogo znaniya: retrospektiva, sovremennoe sostoyanie, perspektivy
razvitiya: materialy I sessii nauchnogo soveta po problemam istorii muzykal'nogo obrazovaniya. [Development of the idea of moral-aesthetic education of youth by means of musical art in the history of national scientific knowledge / history of music education as an area of scientific knowledge: a retrospective, current state and prospects of development: proceedings of the I session of the Scientific Council devoted to the problems of the history of music education] Perm': Izdatel-stvo PGPU. - Perm: Perm State Pedagogical University, 2010. Рр. 112-116.
6. Kalantaryan L.A. Creation of Stavropol musical composition tradition and its place in the region's cultural diversity. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discovery]. - Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2014, no. 11.3(59). Рр. 268-279.
7. Nalband'yan M.A., Alekseeva I.P., Belevtsova A.M. Iskusstvo kak sredstvo razvitiya emotsi-onal'noy sfery lichnosti [Art as a means of developing the individual's emotional sphere] Kant [Kant], 2014, no. 1(10). Рр. 116-118.
8. Zaporozhtsa A.B., El'konina D.B. Psikhologiya lichnosti i deyatel'nosti doshkol'nika [Personality psychology and the activity of the schoolchild]. - Moscow: Prosveshchenie, 1965, 295 p.
9. Sperber O.I. Teoreticheskie osnovy formirovaniya nravstvennykh tsennostnykh orientatsiy u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse khudozhestvenno-esteticheskoy deyatel'nosti [Theoretical bases of formation of moral value orientations of children of the senior preschool age in the course of artistic and aesthetic activity] Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian region research], 2015, no. 1. Pр. 25-29.
10. Sperber O.I. Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie doshkol'nikov v usloviyakh realizatsii FGOS [Artistic and aesthetic development of preschool children in the framework of the Federal State Educational Standards] Aktual'nye problemy sovremennoy nauki [Actual problems of modern science], 2015. Pр. 307-310.
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standards]. - M.: UTs Perspektiva, 2014, 32 p.
12. Barns B. Teaching Art to Young Children 4-9, Taylor and Francis, 2002.
13. Schippers H. Facing the music. Shaping Music Education from a Global Perspective. - Oxford, University press, 2010.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Спербер Оксана Игоревна, старший преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования
ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт» ул. Ленина 417-А, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355000, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8178-7920
DATA ABOUT THE AUTHOR
Sperber Oksana Igorevna, senior teacher of the musical education theory and methodology department
Stavropol State Pedagogical Institution
417-A, Lenina Street, Stavropol, Stavropol Region, 355000, Russia e-mail: [email protected]