УДК 37.022 Мулдашев Роман Мадиевич [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Muldashev Roman Madievich [email protected]
EDUCATIONAL CONDITIONS FOR FORMATION OF THE PERSONALITY COMPONENT OF THE STUDENTS' MEDIA COMPETENCE
Аннотация:
В статье рассматривается понятие «педагогические условия». Опираясь на труды ученых о внешних и внутренних факторах процесса развития личности, нами были выделены два типа педагогических условий, которые будут способствовать формированию личностного компонента медиакомпетентности студентов: внешние -организационные и внутренние - отношенческие.
Ключевые слова:
медиакомпетентность, медиаобразование, медиаграмотность, формирование личностного компонента медиакомпетентности, педагогические условия, внешние условия, внутренние условия.
Summary:
The article is concerned with a concept of educational conditions. Basing upon scholars' works on external and internal factors of the personality development, the author distinguishes the two types of the educational conditions, which contribute to formation of the personality component of the students' media competence. These two types are: external - organizational and internal - relation-focused.
Keywords:
media competence, media education, media literacy, educational conditions, formation of personal component of media competence, external conditions, internal conditions.
Российское общество начала XXI столетия все острее осознает необходимость более активного внедрения в образование гуманистической парадигмы, которую отличают разные подходы, авторские концепции, многообразные способы практического решения, но в центре ее внимания - уникальная неповторимость и целостность личности каждого конкретного человека. В связи с этим педагогические условия формирования личностного компонента медиакомпетентности должны носить гуманистический характер.
Анализ информативных источников по педагогике показал, что в общем виде под педагогическими условиями понимается совокупность факторов, обстоятельств, компонентов, предпосылок, мер, способствующих благоприятному, успешному протеканию процесса обучения и воспитания (Л.П. Качалова, И.Е. Пискарева, А.С. Белкин, Т.Ф. Лошакова, С.Н. Репина, И.А. Шаршов, Н.М. Яковлева, О.Р. Эргардт и др.).
Применительно к рассматриваемой нами проблеме, содержание понятия «педагогические условия» может быть интерпретировано как систематизированный комплекс действий субъектов учебного процесса, отражающейся в единстве его организации и отношения к нему, с целью формирования личностного компонента медиакомпетентности.
Опираясь на исследования И.А. Зимней, В.А. Сластенина, Е.И. Исаева, О.А. Гаврилюк, В.И. Слободчикова, О.П. Кутькиной и др. ученых, исходя из идей С.Л. Рубенштейна и разработанных Л.С. Выготским положений о внешних и внутренних факторах процесса развития личности, мы выделили два типа педагогических условий, которые будут способствовать формированию личностного компонента медиакомпетентности студентов: внешние - организационные и внутренние - отношенческие.
Начнем рассмотрение условий с организационных.
Первое условие - это вовлечение студента в активную медиадеятельность в процессе обучения.
Медиаобразование как набор средств и методов обучения студента сегодня как никогда актуально. Внедрение информационных технологий во все сферы жизни предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога.
Предполагается, что медиаграмотный педагог сумеет:
- поощрять и развивать у учащихся желание задавать обоснованные проблемные вопросы, связанные с медиа;
- использовать в преподавании исследовательскую методику;
- организовать проведение дискуссий;
- поддерживать открытые обсуждения;
- 14S -
- поощрять учащихся размышлять над их собственными медийными опытами и действовать на основе найденного понимания [1, с. 44].
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый материал, сделав его более личностным. Он может самостоятельно преобразовывать информацию, получаемую из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они активнее работают с учебной литературой.
Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. При этом каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность, что способствует побуждению у него мыслительной деятельности, познавательных потребностей, творческой активности. Электронные медиа дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала. Ученик получает возможность реализовать собственные методы и приемы усвоения материала.
В условиях индивидуализации обучения необходимым является учет принципов личностно-ориентированного обучения, а это означает признание самоценности индивида как активного субъекта познания; опора на жизненный опыт обучаемого; ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование учащегося; учет индивидуальных психофизиологических особенностей личности, развитие ее коммуникативных способностей.
Если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных и коммуникационных технологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность усвоения знаний [2, с. 196]. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на познавательную сферу обучаемого в виде методической помощи, указаний, занимательных заданий, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности. Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения, что позволяет вовлечь студента в активную медиадеятельность в процессе обучения.
Вторым условием является осуществление педагогической поддержки в работе с медиа.
Проблема педагогической поддержки получила концептуальное освещение в трудах вышеназванных авторов, которые сформулировали сущностные признаки данного феномена. Среди них: возникновение проблем-препятствий и их классификация (Т.В. Анохина); сотрудничество как ведущий тип взаимодействия, обеспечивающий встречное движение педагога и ребенка (О.С. Газман); самодеятельность ребенка, выражающаяся в его способности без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы (Н.М. Михайлова, С.М. Юсфин); объективные и субъективные условия педагогической поддержки (Н.Б. Крылова); индивидуальная помощь и поддержка индивидуализации ребенка (Е.А. Александрова, В.П. Бедерханова, А.В. Мудрик и др.).
Рассмотрение концептуальных основ позволило уточнить толкование педагогической поддержки как сотрудничества детей и взрослых (забота, договор), направленного на развитие самодеятельности ребенка, ведущее к реализации творческого потенциала в преодолении проблем-препятствий. Идея о диалектическом единстве названных компонентов педагогической поддержки полностью соответствует системе высшего образования.
Вторая группа условий - отношенческие.
Первое из них - положительное отношение преподавателей к использованию медиатехнологий в учебном процессе вуза.
Существующие медиатехнологии по своей философской основе является гуманистическими, по организационным формам - индивидуальными, по подходу к человеку - гуманноличностными (Р. Роджерс).
По мнению ряда исследователей (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, А.В. Петров и др.), современное компьютерное образование является составной частью становления личности - ее развития, образования, воспитания.
Использование информационно-коммуникационных технологий делает учебный процесс более привлекательным и современным для учащихся, а учебную информацию более интересной для восприятия за счет привлечения зрительных образов; повышает качество обучения, мотивацию и познавательную активность учащихся за счет разнообразия форм работы.
Информационно-коммуникационные технологии широко применяется в основном в качестве разнообразного иллюстративно-информационного материала, причем этот материал могут готовить и сами обучающиеся, что способствует развитию их самостоятельности, формирует у них умение поиска и обработки информации.
Данный материал способствует повышению творческого потенциала личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов формируют интерес к предмету.
Компьютерные технологии позволяют:
- продемонстрировать обучающимся аккуратные, четкие образцы оформления решений;
- продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
- достичь оптимального темпа работы;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- изучить большее количество материала;
- повысить познавательный интерес;
- внести элементы занимательности и новизны [3].
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся, прежде всего, в форме теста. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет установить быструю обратную связь преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя при проверке контрольных работ.
Компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и педагога, помогая реализовать главные человеческие потребности (общение, образование, самореализацию) и способствуя раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Таким образом, использование ИКТ в образовательном процессе существенно повышает его эффективность, позволяет педагогу в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем выполняемой работы в 1,5-2 раза и позволяет учителям и обучающимся идти в ногу со временем.
Перейдем ко второму условию - развитие стремления студентов к самосовершенствованию личностного компонента медиакомпетентности.
В современных условиях динамического развития цивилизации вся система образования должна быть ориентирована на будущее, на новые условия жизни и деятельности людей в информационном обществе.
Новые знания должны поступать в систему образования непосредственно в процессе обучения, и они не могут транслироваться только устами педагога, значит студент должен уметь самостоятельно, творчески работать с такого рода информацией. Главное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащегося, его готовности к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также направлено на самостоятельность в обучении и самосовершенствованию.
Т.С. Назарова и Е.С. Полат отмечают, что педагог должен стать организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а не транслятором готовых знаний; он видится как организатор, способный сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно -методистом, обучающим навыкам работы с информационными технологиями [4, с. 203] Развитие становиться ключевым словом педагогического процесса как альтернатива понятию обучению.
Анализ теории и практики медиаобразования позволяет выделить несколько основных концепций, позволяющих выявить значение медиаобразования в самосовершенствовании личностного компонента медиакомпетентности студентов.
Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» говорит о том, что главной целью медиаобразования является стимулирование учащихся к извлечению из медиа максимума пользы в соответствии со своими потребностями.
«Практическая» теория медиаобразования направлена на то, чтобы обучать студентов использованию медиаппаратуры. Это адаптированная теория «потребления и удовлетворения» в области медиа (например, учащиеся интересуются медиатехникой, значит, надо удовлетворить их потребности - научить их фотографировать, снимать фильмы, монтировать и озвучи-
вать их, и так далее.) Теорию «практического» медиаобразования можно считать разновидностью теории медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей аудитории».
Культурологическая (Бэзэлгэт, Э. Харт и др.) и эстетическая (художественная) (Ю. Усов,
0. Баранов, И. Вайсфельд, Г. Поличко, А. Спичкин и др.) теории медиаобразования ставят своей целью помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания, развить художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов.
Стремление студентов к самосовершенствованию личностного компонента медиакомпетентности чаще всего проявляется на занятиях по дисциплине «Аудиовизуальные и технические средства обучения». Она охватывает основные сведения о принципах работы и методах использования программно-технических аудиовизуальных (мультимедийных) средств обучения.
В процессе обучения студенты учатся пользоваться современными аудиовизуальными и техническими средствами обучения и создавать учебно-практические модули с помощью информационных технологий, у них формируются практические навыки применения новых информационных технологий в учебном процессе по своему предмету.
Таким образом, представленная классификация условий позволяет в целом оценить характер каждого из них, необходимого для рассматриваемого процесса. Отметим, что предложенная классификация условна, так как представленные условия неизбежно интегрируются друг с другом, образуя единство разнообразных по своей сути педагогических обстоятельств, направленных на повышение эффективности формирования личностного компонента медиакомпетентности студента.
Ссылки:
1. Федоров А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Инновационные образовательные технологии. 2006. № 4.
2. Протопопова В.В. Эффективное использование электронных медиа в образовании // Модернизации системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. 2008. № 6.
3. Стратович М.И. Организация процесса обучения с компьютером на уроках в начальной школе // Информационные технологии в образовании: Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки. Ростов-на-Дону, 2012.
4. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения. М., 1998.