Мулдашев Р. М., Векслер В. А., Мулдашева С. В. Особенности личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№2 (9) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00350.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Мулдашев Роман Мадиевич
Старший преподаватель
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского, г. Саратов
Векслер Виталий Абрамович
Доцент
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г.Чернышевского, г. Саратов
Мулдашева Светлана Викторовна
Заместитель директора по учебной работе
ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», г. Саратов
shevcova_sv@mail. ru
Особенности личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей
Аннотация. В статье представлен анализ подходов различных ученых к определению понятия «медиакомпетентность педагога», на основе которого сделан вывод о том, что в условиях современного информационного общества с позиции компетентностного подхода к подготовке специалистов одной из главных характеристик медиакомпетентности является личностная характеристика. В связи с этим авторы статьи не только предлагают свое определение понятию «личностный компонент медиакомпетентности», но и на основе различных подходов к обучению выделяют его особенности. Они убеждены, что реализация совокупности указанных в статье подходов является не только необходимым условием формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки, но и позволит значительно повысить качество медиаобразования.
Ключевые слова: компетентностный подход, медиакомпетентность, медиаобразование, медиадеятельность, медиакультура, медиатехнологии.
На современном этапе жизни общества образование нельзя представить без использования средств массовой коммуникации и IT-технологий. На наших глазах идет процесс создания единого информационного пространства мира: развиваются международные отношения, расширяются межкультурные контакты, происходит обмен
опытом в профессиональной сфере, общение через Интернет, дистанционное обучение, появляется возможность путешествовать по всему миру, повышать квалификацию за рубежом, активно участвовать в международных форумах и конференциях и т.д. [1].
Происходящие изменения предъявляют новые требования к профессиональной подготовке специалистов во всех направлениях деятельности, особенно педагогической. При этом критериями эффективной организации профессионального образования с позиции компетентностного подхода к подготовке специалистов (И.А. Зимняя [2], Дж. Равен [3], А.В. Хуторской [4]) выступают параметры личностного развития, основанные на качествах человека, обеспечивающих его успех в работе.
Современное общество требует быстрого вхождения молодого специалиста в профессию, при этом имеет значение не только высокий уровень квалификации, но и определенные профессионально значимые качества, повышающие конкурентоспособность специалиста и способствующие формированию умения быстро осваивать новые медиатехнологические средства. Это невозможно без сформированной у студентов педагогических специальностей медиакомпетентности [1], которую Е.П. Белан считает одной из универсальных (ключевых) компетенций будущего учителя [5].
Опираясь на исследования Н.И. Чеботаревой [6], И.В. Григорьевой [7], Л.А. Ивановой [8] и др. мы решили понимать под медиакомпетентностью будущих педагогов совокупность знаний, умений в области медиадеятельности, творческого потенциала, опыта использования медиа как средства личностного развития, а также определяемый ими уровень (элементарный, базовый, профессиональный) сформированности медиакомпетентности и педагогической медиакультуры, позволяющий продуктивно осуществлять педагогическую деятельность с активным использованием средств медиатехнологий, включая компьютер как основной инструмент для создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах.
Анализ подходов различных ученых к определению понятия «медиакомпетентность педагога/будущего педагога» (А.А. Георгиади [9], Л.А. Иванова [8], Б.А. Искаков [10], Н.И. Чеботарева [6] и др.) позволяет заметить, что уже в самом определении заложена личностная составляющая исследуемого феномена. Медиакомпетентность предполагает как психическое отражение и формирование (адекватных) социальных представлений о медиамире, так и соответствующее поведение, включая освоение новых форм поведения и присвоение поведенческих образцов через механизмы конформизма, подражания, заражения, выражения «себя через действие» и идентификации [11].
Вышеизложенное приводит нас к выводу о том, что с позиции компетентностного подхода к подготовке специалистов одной из главных характеристик медиакомпетентности является личностная характеристика.
Разделяя мнение А.А. Георгиади о том, что личностный компонент медиа-образовательной компетентности является одним из главных условий профессионального роста будущего учителя в современной мультимедийной информационной среде [9], и опираясь на работы И.А. Зимней [2] и А.В. Федорова [12], нами определен личностный компонент медиакомпетентности студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки как совокупность качеств личности, способствующих профессиональному росту и развитию будущего педагога в условиях информатизации образования и позволяющих продуктивно осуществлять педагогическую деятельность с активным использованием средств медиатехнологий.
Личностный компонент медиакомпетентности студентов педагогических специальностей предполагает, что в процессе медиадеятельности максимально учитываются их половозрастные и индивидуально-психологические особенности (темперамент, способности, потребности, мотивы, отношение к различным видам медиадеятельности и др.),
сформированность которых согласно федеральным образовательным стандартам третьего (три плюс) поколения в рамках закладываемых компетенций, в частности медиакомпетенции, подвергается обязательности оценки [13]. Эта оценка осуществляется через характер общения со студентами, через содержание и форму учебных заданий, которые стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их медиадеятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, но и формирование, дальнейшее развитие их психики, познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т.д.
Исследователям (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, В.А. Болотов,
Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, С.М. Годник, Н.В. Кузьмина, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.И. Щербаков и др.), опиравшимся в своих трудах на общенаучные методы (управленческий, информационный, системный, комплексный, программно-целевой) и подходы (системно-структурный, личностный, деятельностный, личностно-ориентированный, технологический), удалось выявить свойства личности современного учителя как гражданина, воспитателя и учителя-профессионала при моделировании основных направлений и содержания его подготовки в системе вузовского образования. Дж. Равеном был разработан список профессионально значимых качеств преподавателя с перечнем характеристик и способностей людей, позволяющих им достигать личностно значимых целей независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают [3]. Поскольку он не дает представлений о характеристиках личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей, мы считаем целесообразным на основе профессионального стандарта педагогической деятельности в области медиаобразования и глубокого анализа названных выше подходов, представляющих собой единый тип средств научного познания медиакомпетентности студентов педагогических специальностей, выделить следующие особенности личностного компонента медиакомпетентности:
а). ориентация на интересы и потребности студента (индивидуализированный подход);
б). формирование личности будущего учителя в деятельности (личностно-деятельностный подход);
в). акцентирование не только на самом факте совместного принятия решений преподавателем и студентом, возникающих при анализе проблем в процессе формирования медиакомпетентности студентов вуза, но также на тех существенных чертах, характеризующих их взаимодействие (партисипативный подход);
г). ориентация рассматриваемого процесса на гарантированный конечный результат - достижение высокого уровня сформированности медикомпетентности (компетентностный, рефлексивный подходы).
Мы убеждены, что реализация совокупности вышеназванных подходов - необходимое условие формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки, поскольку все названные подходы позволяют научно обоснованно подойти к исследованию проблемы формирования личностного компонента медиакомпетентности будущего учителя, а их реализация в практической деятельности значительно повысить качество медиаобразования.
Ссылки на источники:
1. Мулдашев Р.М. Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.
4. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. М. : Ин-т новых образовательных технологий, 2002.
5. Белан Е.П. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] // Ключевые проблемы современной науки. - 2011. - URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm [20.03.2017].
6. Чеботарева Н.И. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Чеботарева Наталия Игоревна. Москва, 2013.
7. Григорьева И.В. Альтернативный взгляд на сущность и содержание понятия «медиакомпетентность личности будущего педагога» в условиях ФГОС-3 // «Magister Dixit»
- научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - №3 (09).
8. Иванова Л.А. К вопросу о формировании медиаобразованности будущего учителя в современном обществе // Байкальский психологический и педагогический журнал.
- 2005. - № 1-2.
9. Георгиади А.А. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиа-образовательных технологий: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08. Ялта, 2014.
10. Искаков Б.А. Развитие медиакомпетентности учителей в условиях ресурсного центра: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2013.
11. Жижина М.В. Медиакомпетентность как форма культурной компетентности личности // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 (23).
12. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. - 2007. - № 10.
13. Баженов Р.И. Оценка компетенций у будущих бакалавров направления «Информационные системы и технологии» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - № 2 (5).
Roman Muldashev
Senior Lecturer
Saratov National Research University named after N. G Chernyshevsky, Saratov
Vitaliy Veksler
Assistant Professor
Saratov National Research University named after N. G Chernyshevsky, Saratov
Svetlana Muldasheva
Deputy Director For Academic Affairs Orthodox Gymnasium of Saratov, Saratov
Features of the Personal Component of Media Competence of Students of Pedagogical
Specialties
Abstract. The article presents an analysis of the approaches of various scientists to the definition of the concept of "media competence of the teacher", on the basis of which it was concluded that in the conditions of the modern information society from the position of a competence approach to training specialists one of the main characteristics of media competence is a personal characteristic. In this regard, the authors of the article not only offer their definition of the term "personal component of media competence", but also on the basis of various approaches to learning, its features are singled out. They are convinced that the realization of the set of the approaches indicated in the article is not only a necessary condition for the formation of a personal component of the media competence of students in pedagogical specialties in the process of professional training, but will also significantly improve the quality of media education.
Keywords: competence approach, media competence, media education, media activity, media culture, media technologies.