- овладение современными информационными технологиями,
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег, участие в дискуссиях, круглых столах и др.
Как показывает анализ, большинство педагогов, еще на стадии обучения в вузе, осознают необходимость постоянного самообразования в своей профессионально педагогической деятельности. В этом случае результативна такая методика создания мотивации, при которой преподаватель вуза обращается к формированию представления студента о роли избранной научной области знания в его будущей педагогической деятельности для успешного решения профессиональных задач. Основное внимание при этом должно уделяться, прежде всего, формированию позитивных ценностных ориентаций будущих педагогов по отношению, как к изучаемому предмету, так и к самообразованию, и в целом к педагогической деятельности.
Задачу формирования мотивации к развитию профессионально важных качеств личности педагога, как показывает наш опыт, можно успешно решать с помощью такой учебной дисциплины, как «Практикум по решению профессиональных задач», включенную в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005 г.) по направлению «Педагогика».
Проведенное нами исследование было направлено на выявление готовности учителя к саморазвитию профессионально важных качеств. Оно предполагало использование методики Т.М. Шамовой, с помощью которой можно выявить готовность к саморазвитию профессионально важных качеств и факторы, стимулирующие саморазвитие профессионально важных качеств педагога. Методика основана на анкетировании, которое проводилось среди педагогов общеобразовательных учреждений.
В ходе обработки полученных данных были выявлены три группы педагогов в соответствии со степенью их готовности к саморазвитию профессионально важных качеств:
1) педагоги, нацеленные на активное саморазвитие профессионально важных качеств;
2) педагоги, у которых готовность к саморазвитию профессионально важных качеств зависит от внешней мотивации, внешнего стимулирования;
3) педагоги, не готовые к саморазвитию профессионально важных качеств.
Анализ результатов анкетирования показал, что готовность к активному саморазвитию профессионально важных качеств выявлена у 63,6% опрошенных; у 36,4% респондентов выявлена выраженная зависимость готовности к саморазвитию профессионально важных качеств от внешних условий. Педагогов, не готовых к саморазвитию профессионально важных качеств, не выявлено.
Ведущими стимулирующими факторами готовности к саморазвитию профессионально важных качеств, по мнению
Библиографический список
опрошенных учителей, являются обучение на курсах повышения квалификации, занятие самообразованием, новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. Факторами, препятствующими саморазвитие профессионально важных качеств личности педагога, являются недостаток времени, ограниченные материальные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Необходимо отметить, что факторы, стимулирующие готовность педагогов к саморазвитию профессионально важных качеств, преобладают над факторами, препятствующими этой деятельности: средний балл, которым респонденты оценили влияние стимулирующих факторов, оказался равным 46,7 балла, а средний балл оценки влияния препятствующих факторов-24,7 балла. Большинство педагогов, стаж которых превышает 20-летний рубеж, из всех утверждений выделили как более значимое для себя суждение «Я анализирую свои чувства и опыт». Молодые специалисты, педагогический стаж работы которых не превышает пяти лет, отметили, что для них важно получать удовольствие от освоения нового. Интересен следующий факт: только 10% анкетируемых учителей положительно бы отнеслись к продвижению по службе.
Итак, в результате проведенного исследования было выявлено, что для учителей ведущими факторами саморазвития профессионально важных качеств являются стимулирующие факторы. Педагоги заинтересованы в работе, желают достичь высоких результатов в образовании детей и получить признание в коллективе. Многие педагоги стремятся изучить себя, верят в свои возможности, получают удовольствие от освоения новых знаний, которые могут применить в процессе воспитания и обучения школьников. Имея достаточно большой стаж педагогической работы, многие педагоги полагаются на свои чувства и опыт. Большинство педагогов проявляют активность в саморазвитии профессионально важных качеств, однако у некоторых педагогов не сформирована готовность к саморазвитию профессионально важных качеств.
Таким образом, процесс самообразования является важным средством мотивационной регуляции развития профессионально важных качеств личности педагога. Самообразование позволяет обеспечить осознанное развитие профессионально важных качеств личности педагога, если сам педагог определит направление и выработает методику своего развития. Педагогическими условиями эффективности процесса развития профессионально важных качеств личности педагога являются: ориентация процесса самообразования на формирование представлений о профессионально важных качествах педагога (знание психограммы педагога); обеспечение самооценивания педагогом развития профессионально важных качеств в ходе анализа эффективности своей педагогической деятельности (рефлексия развития профессионально важных качеств личности педагога); применение средств формирования мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования.
1. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. - М., 2000.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.
3. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М., 2004.
4. Шахова, В. А. Мотивация трудовой деятельности / В. А. Шахова. - М., 2003.
Статья поступила в редакцию 18.06.09
УДК 378
Ю.В. Киселева, доц. АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Н.В. Попова, доц. ААЭП, г. Барнаул, Е-mail:[email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В работе рассматриваются теоретические и практические основы культуры учебной деятельности студентов, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Раскрывается специфика учебной деятельности в вузе, определяются педагогические условия становления культуры учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: педагогические условия, культура учебной деятельности.
В мировой системе образования широко распространено положение о том, что к началу XI столетия со всей очевидностью проявится зависимость будущего состояния и развития цивилизации от того, какими качествами и способностями будут обладать люди, получающие знание в наше время.
Начало третьего тысячелетия для России-эпоха перемен, которая востребовала конструктивное творчество профессионалов во всех областях жизни общества и сфере образования в особенности.
Модернизация образования в России проводится с расчетом на то, что его развитие явится действенным фактором повышения образовательного уровня общества в целом и создания условия его дальнейшего совершенствования. В связи с вышесказанным первоочередной задачей становится перестройка мышления людей, воспитания готовности к творческой деятельности.
Важным направлением совершенствования качества подготовки специалистов в различных профессиональных сферах является формирование культуры учебной деятельности студентов как исходный этап становления культуры учебного труда, как фактор непрерывного образования и саморазвития личности.
Оптимизация профессиональной культуры будущих специалистов, составной частью которой является повышение уровня культуры учения, становится необходимым условием совершенствования педагогического процесса в соответствии с требованиями перестройки высшей школы, изменением содержания образования по принципу приоритета фундаментально-методологических знаний, внедрением новых методов, средств и форм обучения, увеличением доли самостоятельной работы студентов и т. д.
Для того чтобы полнее представить процесс формирования культуры учебной деятельности студентов, следует, остановиться на содержании понятий «культура», «культура учебной деятельности студентов» и «формирование культуры учебной деятельности студентов».
В «Российском энциклопедическом словаре» культура определяется как совокупность созданных человеком в ходе его деятельности специфических жизненных форм, а также сам процесс их создания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры-в отличие от понятия природы-характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определённые исторические эпохи, конкретные общества, народности и нации, а также специфические формы деятельности [1].
В работах зарубежных ученых культура рассматривается с религиозных, идеалистических и материалистических точек зрения.
Н. Смелзер считает, что «понятие культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы» [2, с. 96].
Ученый-педагог С.И. Гессен придерживается мнения, что понятие «культура» обозначает совокупность трех слоев жизни современного человека: образованность, гражданственность, цивилизация [3].
В социологическом словаре Г.В. Осипова дается следующее определение культуры: «Культура 1) совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека; 2) сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; 3) уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности; 4) формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования» [4, с. 75].
Вслед за Э.С. Маркаряном, мы полагаем, что концепция культуры должна базироваться на анализе самой человеческой деятельности [5, с. 17]. Основанием для такого вывода служит понимание деятельности как системы, элементами которой являются: субъекты, направляющие свою энергию на познание, оценивание, преобразование объектов и общающихся друг с другом для достижения этих целей; объекты, на которые направлена активная деятельность субъектов; продукты, созидаемые субъектами во всех видах деятельности из материала объектов; средства и способы совершаемых действий, с помощью которых какие-либо объекты превращаются в продукты деятельности.
Личность студентов характеризуется комплексом социально значимых черт, важнейшим компонентом которого выступает общая культура. Культура составляет базисную основу формирования личности, в ней же концентрируются издержки воспитания и образования студентов. Как целостный социальный феномен она интегрирует в себе многокачественные, неоднородные элементы, пронизывающие все сферы человеческой деятельности. Культура личности включает в себя такое наличие свойств, качеств, ориентаций, которые позволяют ей развиваться в гармонии с общественной культурой, проявлять гармонию знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного; разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным, обществом и личностью.
Наличие в общей культуре студентов такой составляющей, как культура учебной деятельности, дает основание утверждать, что культура - явление целостное и реализует она себя соответствующим образом. Своими элементами она представлена в обучении, в общении и отдыхе, в самообразовании и самосовершенствовании и т.п.
Согласно Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, под культурологическим подходом к формированию учебной деятельности понимается видение данного процесса сквозь призму культуры, т.е. его восприятие как культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку свободно-проявляющему свою индивидуальность и способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. При этом основными моментами, определяющими культурологический подход к учебной деятельности студентов выступают следующие положения:
- студент воспринимается преподавателем как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизме-нению;
- преподаватель является посредником между студентом и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности студента в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- учебная деятельность рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
- учебное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [6].
Таким образом «культура учебной деятельности»-неотъемлемая часть общей культуры человека, высокая степень развития учебной деятельности, продуктом которой являются личные смыслы, диалог и сотрудничество ее участников в достижении целей культурного саморазвития и самоопределения личности учащегося.
В отечественной науке определено понимание «формирования» как процесса придания определенной формы, законченности, составления, образования чего-либо.
По мнению П.И. Пидкасистого формирование личности
- вид развития личности; изменение психологической динамической функциональной структуры личности, но главным образом ее содержания под влиянием внешних воздействий [7, с. 417]. Поэтому «формирование культуры учебной деятельности студентов»-это процесс и результат направленных, продуманных, закономерных, предметно обусловленных количественных и качественных изменений в структуре и содержании учебной деятельности студентов, преемственно следующих друг за другом и объединяемых в узлы и стадии посредством функционирования процессов накопления, саморазвития и самоопределения источником которых выступают внешние и внутренние противоречия.
Данные, полученные во многих вузах страны, свидетельствуют о том, что уровень сформированности культуры учебной деятельности студентов не соответствует современным требованиям. Анализ педагогической практики с позиции концепции целостности показал, что задача «учить учиться» еще не полностью введена в контекст единства образовательной и развивающей функций обучения, в результате преобладает односторонняя ориентация на ознакомление студентов с учебными умениями и научной организацией труда, а не на воспитание культуры учения как компонента и фактора воспитания творческой личности студента. Важно, чтобы материал всех учебных дисциплин был наполнен культурологическим содержанием. Необходимо не только донести до слушателей совокупность научных фактов и закономерностей, но и показать свое личностно-эмоциональное отношение к излагаемому материалу, к конкретным научно-историческим лицам, вскрыть неразрывна взаимосвязь событий, приведших к рождению осваиваемых знаний, с культурно историческим контекстом той эпохи. Речь идёт о том, что в основу профессиональной подготовки специалиста должна быть положена идея ее фундаментализации-глубины и широты философских, общекультурных, общенаучных и специальных знаний. Фун-даментализация освобождает студентов от перегрузки учебной информацией. Большой объём знаний приводит к такой интенсификации учебной деятельности, что обучаемый не успевает эмоционально переживать содержание учебного материала как достояние собственной культуры. Преподавание должно быть построено таким образом, чтобы даже самая узкоспециальная учебная информация воспринималась бы как неотъемлемый компонент культурной жизни, имеющий в ней свои законные время и место, чтобы освоенный фрагмент научных знаний вплетался в культурную жизнедеятельность обучаемого и создавал бы условия для выявления и реализации им личных смыслов.
Культуре учебной деятельности как составляющей профессиональной культуры присущи те же характерные признаки: наличие множества (группы, совокупности); выделение элементов или компонентов на основе определенного принципа, дающего основания для их объединения; наличие определенных связей или отношений между этими компонентами, их взаимодействие между собой; функционирование системы как целостного единства; наличие упорядоченности в выделенных элементах; наличие связей и взаимодействие с окружающей средой или другими системами; наличие управления функционированием системы.
Согласно вышеизложенному, основными структурными компонентами культуры учебной деятельности являются: процесс оптимизации учебной деятельности, стремление личности к развитию своих способностей, эмоциональноценностное отношение к творчеству. Следовательно, первоочередной задачей формирования культуры учения является развитие этих системообразующих факторов. Эффективность педагогического руководства развитием культуры учения предполагает создание следующих условий:
- условий, способствующих формированию ценностного отношения к культуре, ориентаций, составляющих внутреннюю основу самовоспитания культуры деятельности;
- условий, способствующих развитию учебного самосознания студентов;
- условий, способствующих творческому овладению системой знаний, умений и навыков научной организации учебного труда.
В высших учебных заведениях ведущая роль в развитии культуры учебной деятельности принадлежит кафедрам педагогики и психологии. В связи с этим можно определить следующие педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов:
- направленность занятий по предметам психологопедагогического цикла на развитие самосознания и субъектной позиции у студентов, усвоение знаний и умений как инструмента саморазвития;
- организация специального обучения студентов основам научной организации умственного труда в форме спецкурса «Культура учебной деятельности студентов»;
- методическое обеспечение деятельности преподавателей общественных и специальных дисциплин по формированию культуры учения;
- участие в психолого-педагогической подготовке аспирантов и молодых преподавателей к руководству развитием культуры учения;
- разработка системы диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности культуры учебной деятельности первокурсников;
- создание учебно-методических пособий по проблеме для студентов и преподавателей;
- организация внеаудиторных форм работы по формированию у студентов высокого уровня культуры учения: консультации, групповые и индивидуальные беседы, проведение конкурсов на лучший конспект, аннотацию, рецензию, реферат и т. д.;
- разработка системы заданий, уровней и критериев для изучения динамики развития у студентов культуры учебной деятельности;
- конструирование единой программы формирования культуры учения на весь период обучения студентов с указанием цели, задач и конкретного вклада каждой дисциплины в их решение.
Акцентируя внимание на первых двух условиях, отметим, что субъекта в первую очередь характеризуют способности к самоорганизации и саморегуляции собственной активности в любой сфере деятельности. Отмеченные способности не являются врожденными и требуют целенаправленного формирования в ходе профессиональной подготовки. В этом случае источник развития находится как внутри самой личности, так и действует извне в форме специально созданных стимулирующих внешних условий обучения. Как показывает практика, одним из таких внешних условий является организация и проведение в вузовском обучении спецкурса «Культура учебной деятельности студентов». Его целесообразно проводить на начальной ступени обучения студентов, в ситуации, когда учебная деятельность приобретает качественно новый вид, обладает новыми признаками, а обучающиеся проходят этап адаптации к требованиям деятельности в вузе. Спецкурс работает на повышение уровня компетентности студентов в области самоорганизации учебной деятельности, предполагает формирование всех ее компонентов (мотивация, учебная задача, учебные действия, рефлексия (контроль, оценка)). При проектировании занятий преподавателю необходимо руководствоваться следующими положениями:
• изложение учебного материала на уровне общих принципов и идей;
• организация продуктивной поисковой деятельности студентов;
• осуществление как общего, так и косвенного педагогического руководства.
Реализация этих положений обеспечивает стимулирование познавательной активности и самостоятельности студентов, перестройку характера взаимодействий в субъект-субъектные и соответственно формирование умений самоорганизации деятельности. Субъектная позиция студентов в учебной деятельности, обладающей признаками самооргани-
зации, определяется совокупностью положительных показателей по всем компонентам.
Мотивация студентов характеризуется положительным, активным, познавательным, личностно-пристрастным отношением к учебной деятельности, означающим включенность студента как субъекта в эту деятельность. Устойчивая положительная мотивация организующим образом действует при различных внешних и внутренних неблагоприятных условиях. Направленность мотивации на способы учения создает условия для творческого овладения известными и новыми способами учения, индивидуальной их адаптации.
Способность студентов к постановке и принятию учебной задачи определяется пониманием смысла сформулированной преподавателем учебной задачи, умением самостоятельно организовывать и контролировать правильность вариантов ее решения, готовностью самостоятельно конструировать учебные задачи в новых, нестандартных ситуациях.
Сформированность учебных действий студентов выражается в безошибочном и последовательном их выполнении в ходе решения учебной задачи, в отсутствии напряженности и быстрой утомляемости, во внимательном восприятии учебного материала, устранении внешних и внутренних неблагоприятных причин, рациональном осуществлении подготовки к занятиям и планировании действий в учебной работе в целом.
В структуре учебной деятельности необходимо выделить рефлексивный компонент характеризующий анализ собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Понятие «рефлексия» произошло от латинского гейехіо- обращение назад и характеризует процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В то же время это не просто знание и понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлексия - это способность человека видеть и понимать себя во множестве социальных позиций и ролей.
Рефлексия учебной деятельности осуществляется при помощи контроля и оценки. Учебная деятельность в высшей школе протекает под контролем как со стороны преподавателей, так и со стороны самих студентов. Самостоятельным формам контроля придается особое значение. «Произвольность учебной деятельности ,-пишет Д.Б. Эльконин,-определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом» [8, с. 218].
Отсюда следует, что именно самоконтроль характеризует учебную деятельность как управляемый самим студентом произвольный процесс. Умение студентов осуществлять контроль и оценку учебной деятельности проявляется через систематическое применение ими самоконтроля для проверки качества усвоения изучаемого материала, регулярное оценивание эффективности и рациональности осуществляемых действий и операций, а также через критическую оценку итогов учебной деятельности и ее коррекцию в зависимости от результатов оценки.
Отслеживание уровня сформированности культуры учебной деятельности студентов, их способности к ее самоорганизации в процессе изучения спецкурса и нормативных дисциплин осуществлялось посредством:
- систематических и целенаправленных наблюдений за поведением студентов, характером проявления эмоций и качеством их работы на лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятиях;
Библиографический список
- анализа результатов выполненных студентами учебных работ;
- фиксации успеваемости и посещаемости занятий, ориентированных на формирование учебной деятельности;
- индивидуальных бесед со студентами по актуальным проблемам учебной деятельности;
- контрольных заданий-тестов, направленных на выявление уровня сформированности компонентов культуры учебной деятельности, степени организованности студентов в индивидуальной и коллективной работе;
- разработанных уровней и показателей сформирован-ности культуры учебной деятельности студентов.
Действенным средством и необходимым условием развития самоорганизации учебной деятельности студентов является логика проведения учебных занятий, которая состоит в следующем: определение темы занятия, постановка образовательных, развивающих воспитательных целей, анализ необходимых условий и способов их реализации, программирование хода занятия, выработка критериев оценки работы, осуществление запланированной деятельности, коллективная и индивидуальная рефлексия итогов занятия по обозначенным критериям, определение темы следующего занятия. Такая последовательность действий создает условия для системной отработки организаторских умений во внутреннем и внешнем планах личности. Первоначально работа по схеме занятия строится при определяющей роли преподавателя, заменяясь в дальнейшем косвенной коррекцией и дозированной помощью.
В качестве внутренних условий выступают: направленность студентов на будущую профессию; осознание ими значимости самоорганизации и саморегуляции для успешности учебной и профессиональной деятельности; устойчивая мотивация получения соответствующих знаний и освоения необходимых способов действия; сознательная активность учащихся в ходе формирующей деятельности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях учебной, учебнопрофессиональной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Таким образом, реализация рассмотренного комплекса педагогических условий формирования культуры учебной деятельности студентов будет успешной, если:
- формирование учебной деятельности будет осуществляться в контексте культуры, чтобы учебная деятельность воспринималась как общекультурная, личностно-значимая ценность, а, следовательно, в качестве критерия получаемых знаний должно рассматриваться не только соответствие его действительности, сколько их согласование со смысловыми установками культуры;
- ведущим ориентиром процесса формирования культуры учебной деятельности является личностное развитие студентов, предполагающее целенаправленное создание условий для всемерного проявления личностных функций субъектов обучения, их самосознания и самореализации;
- процесс формирования учебной деятельности студентов организован на основе всемерного стимулирования творческой активности, которая позволяет целенаправленно изменять психику и формировать креативные способности личности;
- системность свойств учебной деятельности предопределяет специфику практических действий по ее развитию, заключающуюся в несводимости структуры учебной деятельности какому либо ведущему компоненту и формированию учебной деятельности студентов во всей полноте ее строения.
1. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
2. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994.
3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен / Отв. ред. и составитель П.В. Алексеев. - М.: Школа-
Пресс, 1995.
4. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИНФРА, Норма, 1998.
5. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры / Э.С. Маркарян. - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1969.
6. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.