Научная статья на тему 'Педагогическая олимпиада как средство формирования культуры учебной деятельности студента'

Педагогическая олимпиада как средство формирования культуры учебной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / PEDAGOGICAL OLYMPICS / CULTURE / CULTURE OF TRAINING ACTIVITIES / A MEANS OF FORMATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MOTIVATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Юлия Вениаминовна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты культуры учебной деятельности студентов, излагается авторский подход к проблеме ее формирования средства ми педагогических олимпиад. Раскрывается специфика учебной деятельности в вузе, определяются основные положения подготовки студентов к педагогическим олимпиадам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical olympiad as a means of building a culture of student’s learning activities

Professional Education in Russia and Abroad 4 (12) 2013 The article discusses the theoretical and practical aspects of culture learning activities of students, describes the author’s approach to the problem of pedagogical tools for the Olympiad. It discloses the specifics of training activities at the University, outlines the main provisions of training students to be prepared to the Olympiad.

Текст научной работы на тему «Педагогическая олимпиада как средство формирования культуры учебной деятельности студента»

Таким образом, рассмотренные нами научно-методологические, нормативно-правовые и эмпирические предпосылки исследуемой проблемы в обобщенном виде позволяют заключить:

1. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России находится в преемственной связи с ее историческим опытом, на основе которого осуществляется развитие современных инновационных идей.

2. В контексте нашего изыскания важным является то, что обязательной профессиональной образовательной программой подготовки в военном институте внутренних войск МВД России в соответствии с ФГОС ВПО предусматривается развитие у курсантов социально-личностных качеств военнослужащего внутренних войск МВД России, а также формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций, в том числе коммуникативной.

3. Компетентностный подход, положенный в основу ФГОС ВПО профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России, понимается нами как направленность образования на развитие личности обучающегося посредством формирования ряда компетенций при решении профессиональных задач в образовательном процессе.

4. Компетентностный подход, помимо знаний, умений и навыков, вводит в ФГОС ВПО (третьего поколения) новые образовательные конструкты — компетентность, компетенции. Образовательная компетенция — это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное со-

вокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентность — владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение обучаемого к ней и предмету деятельности.

Коммуникативная компетентность выпускника военного института, офицера внутренних войск МВД России, являясь одной из наиболее важных его профессионально значимых качеств, представляет собой многоаспектный психологопедагогический феномен, имеющий сложную сущностную характеристику. А ее формирование предстает перед нами как одна из основных задач высшего военного образования.

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования rOC ВПO нового поколения: метод. пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

2. Закон Юб образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http//www.base.garant.ru.

3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАO. — 2004. — № 3 (27). — С. 42-53.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

6. OПOП Пермского воен. инст.

7. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http://www.tuning.unideusto.org.

УДК / uDC 378.14 Ю. В. Алеева

Y. Aleeva

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА PEDAGOGICAL OLYMPIAD AS A MEANS OF BuILDING A CuLTuRE of student’s LEARNING ACTIVITIES

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты культуры учебной деятельности студентов, излагается авторский подход к проблеме ее формирования средства-

ми педагогических олимпиад. Раскрывается специфика учебной деятельности в вузе, определяются основные положения подготовки студентов к педагогическим олимпиадам.

The article discusses the theoretical and practical aspects of culture learning activities of students, describes the author’s approach to the problem of pedagogical tools for the Olympiad. It discloses the specifics of training activities at the University, outlines the main provisions of training students to be prepared to the Olympiad.

Ключевые слова: педагогическая олимпиада, культура, культура учебной деятельности, средство формирования, педагогические условия, мотивация, рефлексия.

Keywords: pedagogical Olympics, culture, culture of training activities, a means of formation, pedagogical conditions, motivation, reflection.

Начало третьего тысячелетия для России — эпоха перемен, требующая конструктивного творчества профессионалов во всех областях жизни общества и сфере образования в особенности. Модернизация образования в России проводится с расчетом того, что его развитие станет действенным фактором повышения образовательного уровня общества в целом и создания условия его дальнейшего совершенствования. Поэтому первоочередной задачей становится перестройка мышления людей, воспитания готовности к творческой деятельности.

Важным направлением совершенствования качества подготовки специалистов в педагогических профессиональных сферах является формирование культуры учебной деятельности студентов как исходный этап развития культуры учебного труда, как фактор непрерывного образования и саморазвития личности.

Одной из наиболее эффективных форм становления культуры учебной деятельности, позволяющей использовать комплекс активных методов и технологий обучения, являются, на наш взгляд, студенческие педагогические олимпиады. Являясь вариативным видом научно-исследовательской работы, интегрированной формой профессионально-творческой деятельности студентов, олимпиады способствуют совершенствованию педагогической техники, профессиональных умений, позволяют оценивать уровень педагогического творчества и владения педагогическими компетенциями. А самое главное, они формируют состязательную образовательную среду, которая положительно влияет на все компоненты культуры учебной деятельности. Рассмотрим теоретические и практические предпосылки формирования культуры учебной деятель-

ности студентов средствами педагогических олимпиад.

Оптимизация профессиональной культуры будущих специалистов, составной частью которой является повышение уровня культуры учения, становится необходимым условием совершенствования педагогического процесса в соответствии с требованиями перестройки высшей школы, изменением содержания образования по принципу приоритета фундаментально-методологических знаний, внедрением новых методов, средств и форм обучения, увеличением доли самостоятельной работы студентов и т. д.

Для того чтобы полнее представить процесс формирования культуры учебной деятельности студентов, следует остановиться на содержании понятий «культура», «культура учебной деятельности студентов» и «формирование культуры учебной деятельности студентов».

В Российском энциклопедическом словаре «культура» определяется как совокупность созданных человеком в ходе его деятельности специфических жизненных форм, а также сам процесс их создания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры — в отличие от понятия природы — характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи, конкретные общества, народности и нации, а также специфические формы деятельности [4].

В работах зарубежных ученых культура рассматривается с религиозных, идеалистических и материалистических точек зрения. Н. Смелзер считает, что «понятие культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы» [5, с. 96].

Ученый-педагог С. И. Гессен придерживается мнения, что понятие «культура» обозначает совокупность трех слоев жизни современного человека: образованность, гражданственность, цивилизация [2].

В Социологическом энциклопедическом словаре Г. В. Осипова дается следующее определение культуры: 1) совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень историческо-

го развития данного общества и человека; 2) сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; 3) уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности; 4) формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его образования» [6, с. 75].

Личность студентов характеризуется комплексом социально значимых черт, важнейшим компонентом которого выступает общая культура. Культура составляет базисную основу формирования личности, в ней же концентрируются издержки воспитания и образования студентов. Как целостный социальный феномен она интегрирует в себе многокачественные, неоднородные элементы, пронизывающие все сферы человеческой деятельности. Культура личности включает в себя такое наличие свойств, качеств, ориентаций, которые позволяют ей развиваться в гармонии с общественной культурой, проявлять гармонию знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного; разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным, обществом и личностью.

Наличие в общей культуре студентов такой составляющей, как культура учебной деятельности, дает основание утверждать, что культура — явление целостное и реализует себя соответствующим образом. Своими элементами она представлена в обучении, общении и отдыхе, самообразовании и самосовершенствовании и т. п.

Согласно Е. В. Бондаревской и С. В. Кульне-вич, под культурологическим подходом к формированию учебной деятельности понимается видение данного процесса сквозь призму культуры, т. е. его восприятие как культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность и способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. При этом основными моментами, определяющими культурологический подход к учебной деятельности студентов, выступают следующие положения:

— студент воспринимается преподавателем как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизменению;

— преподаватель является посредником между студентом и культурой, он вводит его

в мир культуры и оказывает поддержку личности студента в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

— учебная деятельность рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

— образовательное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [1].

Таким образом, «культура учебной деятельности» — неотъемлемая часть общей культуры человека, высокая степень развития учебной деятельности, продуктом которой являются личные смыслы, диалог и сотрудничество ее участников в достижении целей культурного саморазвития и самоопределения личности учащегося. Проанализированные культурологические смыслы учебной деятельности будут формироваться эффективнее, если студенты систематически включаются в подготовку и к участию во всероссийских, международных и региональных олимпиадах по педагогике. Целевыми ориентирами выступают: выявление педагогически одаренных студентов, раскрытие индивидуальных педагогических способностей и творческого потенциала, самоактуализация и развитие педагогического творчества.

Данные, полученные во многих вузах страны, свидетельствуют о том, что уровень сфор-мированности культуры учебной деятельности студентов не соответствует современным требованиям. Анализ педагогической практики с позиции концепции целостности показал, что задача «учить учиться» еще не полностью введена в контекст единства образовательной и развивающей функций обучения, в результате преобладает односторонняя ориентация на ознакомление студентов с учебными умениями и научной организацией труда, а не на воспитание культуры учения как компонента и фактора развития творческой личности студента.

Основными структурными компонентами культуры учебной деятельности являются: процесс оптимизации учебной деятельности, стремление личности к развитию своих способностей, эмоционально-ценностное отношение ктворчеству. Следовательно, первоочередной задачей формирования культуры учения является развитие этих системообразующих факторов. Эффективность педагогического

руководства развитием культуры учения предполагает создание:

— условий, способствующих формированию ценностного отношения к культуре, ориентаций, составляющих внутреннюю основу самовоспитания культуры деятельности;

— условий, способствующих развитию учебного самосознания студентов;

— условий, способствующих творческому овладению системой знаний, умений и навыков научной организации учебного труда.

В высших учебных заведениях ведущая роль в развитии культуры учебной деятельности принадлежит кафедрам педагогики и психологии. В связи с этим можно определить следующие педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов:

— направленность занятий по предметам психолого-педагогического цикла на развитие самосознания и субъектной позиции у студентов, усвоение знаний и умений как инструмента саморазвития;

— организация специального обучения студентов основам научной организации умственного труда в рамках спецкурса «Культура учебной деятельности студентов»;

— участие в психолого-педагогической подготовке аспирантов и молодых преподавателей к руководству развитием культуры учения;

— разработка системы диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности культуры учебной деятельности первокурсников;

— создание для студентов и преподавателей учебно-методических пособий по проблеме;

— разработка системы заданий, уровней и критериев для изучения динамики развития у студентов культуры учебной деятельности;

— организация внеаудиторных форм работы по развитию у студентов высокого уровня культуры учения: консультации, групповые и индивидуальные беседы, проведение конкурсов на лучший конспект, аннотацию, рецензию, реферат, подготовка и участие студентов в педагогических олимпиадах различного уровня.

Акцентируя внимание на последнем условии, отметим, что олимпиада — это, прежде всего, конкурс по решению задач, поэтому функции олимпиад реализуются в процессе решения задач непосредственно при их проведении и, главным образом, в процессе подготовки к ним. И. В. Щербакова указывает на то, что «сам факт участия в олимпиаде, проводимой в атмосфере творчества и общения, позволяет

переживать чувство сопричастности к происходящим в науке инновациям» [8, с. 20]. Педагогическая олимпиада концептуально нацеливает студентов на самоопределение в будущей профессиональной деятельности и в перспективах развития образовательных учреждений; включает преподавателей и студентов в процесс совершенствования педагогической деятельности в условиях модернизации образования; оказывает поддержку наиболее творческой молодежи. Мы разделяем мнение Г М. Коджас-пировой, что «продуктом олимпиады должны становиться различные индивидуальные образовательные проекты учащихся, которые затем могут быть тиражированы» [3, с. 20].

При проектировании внеаудиторных занятий по подготовке к педагогическим олимпиадам необходимо руководствоваться следующими положениями:

— расширение профессионально-педагогической эрудиции;

— организация продуктивной поисковой деятельности студентов;

— реализация творческого потенциала студентов;

— расширение информационно-образовательного пространства студентов для решения личностно-профессиональных задач;

— усиление значимости профессионального педагогического образования и педагогической профессии;

— поднятие престижа предмета педагогики;

— осуществление как общего, так и косвенного педагогического руководства [7, с. 20].

Реализация этих положений обеспечивает стимулирование познавательной активности и самостоятельности студентов, перестройку характера взаимодействий в субъект-субъект-ные и, соответственно, формирование умений самоорганизации культуры учебной деятельности. Субъектная позиция студентов в учебной деятельности, обладающей признаками самоорганизации, определяется совокупностью положительных показателей по всем компонентам.

Мотивация студентов характеризуется положительным, активным, познавательным, личностно пристрастным отношением к учебной деятельности, означающим включенность студента как субъекта в эту деятельность. Устойчивая положительная мотивация организующим образом действует при различных внешних и внутренних неблагоприятных условиях. Успешным сочетанием мотивов являются состязательный и познавательный мотивы

с одновременно высоким уровнем мобилизации усилий. В плане стимулирования состязательных мотивов олимпиады наряду с различного рода конкурсами и играми обладают несомненным преимущественным потенциалом, по сравнению с другими формами организации учебной деятельности.

Сформированность учебных действий студентов выражается в безошибочном и последовательном их выполнении в ходе решения учебной задачи, в отсутствии напряженности и быстрой утомляемости, в понимании учебного материала, устранении внешних и внутренних неблагоприятных причин, рациональном осуществлении подготовки к занятиям и планировании действий в учебной работе в целом. Формируя состязательную образовательную площадку, педагогические олимпиады широко используют методы проблемных ситуаций в деятельностной среде. Они организуют обучение, используя собственный опыт, свободу выбора, учитывая удовлетворение от собственных открытий, что способствует воспитанию творческого человека, развивает индивидуальные способности.

В структуре учебной деятельности необходимо выделить рефлексивный компонент, характеризующий анализ собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Несомненно, что олимпиады по педагогике затрагивают и контрольно-оценочный компонент культуры учебной деятельности. Рефлексия учебной деятельности осуществляется при помощи контроля и оценки. Учебная деятельность в высшей школе протекает под контролем как со стороны преподавателей, так и со стороны самих студентов. Самостоятельным формам контроля придается особое значение. «Произвольность учебной деятельности, — пишет Д.Б. Эльконин,— определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом» [9, с. 218].

Также важна внешняя оценка компетентности будущего специалиста, которая складывается из реальных результатов его деятельности и формирует авторитет в профессиональной среде. Педагогические олимпиады, использующие состязательные приемы, позволяют в отличие от традиционных форм давать объективную внешнюю оценку формирующимся профессиональным компетенциям студентов.

Таким образом, становление культуры учебной деятельности студентов будет эффективнее:

— если учебная деятельность формируется в контексте подготовки и участия студентов в региональных, всероссийских, международных и дистанционных олимпиадах по педагогике;

— ведущим ориентиром процесса формирования культуры учебной деятельности является личностное развитие студентов, предполагающее целенаправленное решение эвристических олимпиадных заданий для всемерного проявления личностных функций субъектов обучения, их самосознания и самореализации;

— процесс формирования культуры учебной деятельности организован на основе стимулирования творческой активности, через создание студентами вариативного содержания образования в процессе подготовки к педагогическим олимпиадам;

— культура учебной деятельности обусловлена состязательными мотивами (участие в олимпиаде);

— учебные действия студентов формируются в состязательной образовательной среде педагогических олимпиад;

— педагогические олимпиады развивают рефлексивные способности студентов, формируют их оценочные умения, ориентированные на поиск позитивных достижений в творческой, учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: лич-

ность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 560 с.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах, и опорных конспектах. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 254 с.

4. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн./гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — Кн. 1: А-Н. — 1023 с.

5. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. — 680 с.

6. Социологический энциклопедический словарь/под ред. Г. В. Осипова. — М.: ИНФРА, Норма, 1998. — 488 с.

7. Тулькибаева Н. Н., Кондратьева И. А., Гревцева Г. Я. Подготовка студентов к организации и проведению педагогических олимпиад: учебное пособие. — Челябинск, 2011.- 126 с.

8. Щербакова И. В. Технология организации и проведения предметных олимпиад в педагогическом вузе//Пе-дагогическое образование и наука. — 2010. — № 8. — С. 96-100.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.