Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования коммуникативных умений у будущих учителей в вузе'

Педагогические условия формирования коммуникативных умений у будущих учителей в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлесская Оксана Сергеевна, Шкитырь Оксана Николаевна, Гуторова Галина Анатольевна, Дайнеко Сергей Анатольевич

Коммуникативные умения важны как для социальной реализации личности, так и для психологического удовлетворения. В данной статье рассматривается проблемы общения и взаимодействия педагога с учениками. Выявлены и обосновы на основе теоретических и практических исследований комплексы психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативных умений будущих учителей. Проведённый эксперимент показал, что, студенты в первую очередь ценят высокий уровень знаний и умений по профилирующему предмету, что ведёт в первое время работы в школе к конфликтным ситуациям с учениками, непониманию, авторитарному стилю преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подлесская Оксана Сергеевна, Шкитырь Оксана Николаевна, Гуторова Галина Анатольевна, Дайнеко Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY

Communication skills van both for the social realization of the individual and for psychological satisfaction. This article discusses the problems of communication and interaction of pedagogics with it. Identified and substantiated on the basis of theoretical and practical research complexes of psychological and pedagogical conditions necessary for the formation of communicative EM future teachers. Proved the experiment showed that, the students are primarily of interest high level of knowledge and intelligence for majors that leads into the first while working in the school to conflict with e, misunderstanding, authoritarian style prepaid.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования коммуникативных умений у будущих учителей в вузе»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

О.С. Подлесская, О.Н. Шкитырь, Г.А. Гуторова, С.А. Дайнеко

Аннотация. Коммуникативные умения важны как для социальной реализации личности, так и для психологического удовлетворения. В данной статье рассматривается проблемы общения и взаимодействия педагога с учениками. Выявлены и обосновы на основе теоретических и практических исследований комплексы психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативных умений будущих учителей. Проведённый эксперимент показал, что, студенты в первую очередь ценят высокий уровень знаний и умений по профилирующему предмету, что ведёт в первое время работы в школе к конфликтным ситуациям с учениками, непониманию, авторитарному стилю преподавания.

Ключевые слова: коммуникативные умения, профессионально-педагогические умения.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION

OF COMMUNICATIVE SKILLS IN FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY

O. Podlaskaya, O. Shkityr, G. Gutorova, S. Daineko

Abstract. Communication skills van both for the social realization of the individual and for psychological satisfaction. This article discusses the problems of communication and interaction of pedagogics with it. Identified and substantiated on the basis of theoretical and practical research complexes of psychological and pedagogical conditions necessary for the formation of communicative EM future teachers. Proved the experiment showed that, the students are primarily of interest high level of knowledge and intelligence for majors that leads into the first while working in the school to conflict with e, misunderstanding, authoritarian style prepaid.

Keywords: communicative skills, professional and pedagogical skills.

В настоящее время изменяющихся социально экономических условий необходима личность педагога, направленная на взаимодействие с учеником. Умение общаться позволяет специалистам взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. Студентам необходимо научиться слушать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. Коммуникативные умения важны как для социальной реализации личности, так и для психологического удовлетворения.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и состояния подготовки будущих учителей было выявлено что, многие студенты и начинающие преподаватели понимают общение как одностороннее сообщение ученикам определённых знаний, умений и навыков (монологическое общение), не создавая условий для диалогического общения. Исследования, проведённые рядом педагогов, которые указывают на типичные ошибки педагогической техники начинающего учителя, в том числе и ошибки в коммуникации. Начинающие педагоги не могут задушевно побеседовать с учениками,

родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность. Вследствие этого у педагога нет возможности изучить индивидуальные и личностные особенности учеников, получить информацию о ценностных ориентациях и межличностных отношениях своих воспитанников .

Теоретические положения, рассмотренные выше, нашли отражение в ходе проведения эксперимента и в результатах исследования по формированию коммуникативных умений будущих учителей.

Цель экспериментального исследования -выявить и обосновать на основе теоретических и практических исследований комплекс психолого-педагогических условий,

необходимых для формирования

коммуникативных умений будущих учителей, то есть проверить гипотезу нашего исследования.

Задача экспериментальной части нашего исследования заключается в проверке вышеуказанного положения экспериментальным путем. Решение поставленной задачи предполагается с помощью различных методов исследования, которые обеспечивают точность и объективность полученных результатов; соответствуют специфике объекта изучения.

В исследовании применялся следующий комплекс методов, обеспечивающих всестороннее изучение исследуемого явления:

- педагогическое наблюдение;

- социологические исследования (опрос, анкетирование, тестирование);

- анализ опыта работы общевузовских кафедр;

метод экспертных оценок;

- формирующий эксперимент;

- метод математической статистики (среднее арифметическое, дисперсия, коэффициент вариации, уровень значимости, критерий Стьюдента).

Эти методы позволяют изучить особенности сформированности уровня коммуникативных умений будущих учителей.

Констатирующий этап экспериментального исследования был проведён со студентами контрольной и экспериментальной групп. В эксперименте участвовали студенты

естественно-географического и исторического факультетов. Контрольную группу составляли студенты исторического факультета (110 человек), а экспериментальную группу составляли студенты естественно-

географического факультета (115 человек).

В результате анализа психолого-педагогической литературы было выяснено, что выпускники педагогических вузов и начинающие учителя в недостаточной мере владеют коммуникативными умениями, поэтому было решено определить какое место коммуникативные умения занимают среди других профессионально важных качеств учителя. С этой целью была предложена анкета из 10 профессионально важных качеств учителя, которые мы считаем одними из наиболее важных.

Анкета была предложена студентам 3 курса (186 человек), студентам 1 курса (174 человека), преподавателям (36 человек). Анкетируемым была предоставлена возможность

проранжировать (т.е. расставить данные качества по убыванию, ставя на высшие места наиболее важные) эти профессионально важные качества учителя:

1. Знание своего предмета.

2. Широкий кругозор.

3. Организаторские умения.

4. Интерес и стремление к новейшим исследованиям.

5. Владение методикой преподавания предмета.

6. Коммуникативные умения.

7. Самосовершенствование и самовоспитание.

8. Самоанализ и самоконтроль.

9. Умение рационально организовывать работу.

10. Любовь к детям.

Центральную тенденцию выборки позволяет оценить такая статистическая характеристика, как среднее арифметическое значение.

Среднее арифметическое значение X для неупорядоченного ряда измерений вычисляют по формуле [3]:

I

х =-—-

X] I Xо I х

1 2 ... п

Используя данную формулу, мы рассчитали среднее арифметическое значение для такого профессионально-важного качества, как коммуникативные умения.

При обработке анкет 3 курса мы получили следующие данные:

х = -

= 4,397 « 4,4

Данные, полученные при обработке анкет 1 курса:

х = ■

I

г=1

= 4,597 « 4,6

Х1 1 Х2 +... Хп

Данные, полученные при обработке анкет преподавателей:

I

X =

= 6,583 « 6,6

Х1 1 Х2 Хп

Обработав, таким образом все полученные результаты, по всем профессионально-важным качествам, была составлена таблица среднего арифметического значения (табл.1).

Из таблицы 1 видно, что студенты 1,3 курсов и преподаватели на первое место ставят такое профессионально важное качество учителя, как знание своего предмета. Немного отстают такие профессионально важные качества учителя, как: владение методикой преподавания предмета (1 курс - 3,6 места; 3 курс - 4,5 места; преподаватели - 5,6 места). Последнее место у студентов 1курса и 3 курсов и у преподавателей занимает такое профессионально важное качество, как самоанализ и самоконтроль.

Приведем сумму всех значений Х1 по каждому профессионально важному умению учителя (табл.2).

1=1

I I Х^

1 2 ... п

Таблица 1. - Среднее арифметическое значение по 10 профессионально-важным качествам в работе

*

учителя

Профессионально важные качества Студенты 3 курса Студенты 1 курса Преподаватели

1 8,4 8,7 7,3

2 5,1 6,9 6,1

3 5,1 5,5 6,4

4 4,3 6,2 4,2

5 7,2 7,5 7,1

6 4,4 4,6 6,6

7 4,0 5,9 5,8

8 3,1 3,3 4,1

9 4,8 4,6 4,9

10 7,8 5,4 6,9

*Данные, полученные при XI, принимающем значение от 1 до п.

Таблица 2. - Сумма всех значений XI

Профессионально-важные качества Студенты 3 курса Студенты 1 курса Преподаватели

1 1562 1513 262

2 948 1200 219

3 950 957 230

4 799 1078 151

5 1339 1305 255

6 818 800 237

7 744 1026 208

8 576 574 147

9 892 800 176

10 1450 939 248

Полученным данным дадим порядковые номера, совпадающие с местом, на которое поставили данное профессионально-важное качество студенты или преподаватели, то есть другими словами проведем ранжирование профессионально важных качеств в работе учителя (см. табл.3).

В результате обработки полученных данных было выявлено, что студенты 3 курса коммуникативные умения расположили на 7

Таблица 3. - Распределение профессиональной

месте, студенты 1 курса - на 8, а преподаватели -на 4 месте. Студенты и преподаватели на первые места ставят такие профессионально-важные качества, как знание своего предмета; владение методикой преподавания своего предмета. А такие качества, как: любовь к детям и коммуникативные умения, студенты 1 курса поставили на одно из последних мест, т.к. не считают эти профессиональные качества ведущими в работе учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х качеств по местам

Профессионально важные качества Студенты 3 курса Студенты 1 курса Преподаватели

1 1 1 1

2 4 3 6

3 4 6 5

4 8 4 9

5 3 2 2

6 7 8 4

7 9 5 7

8 10 10 10

9 6 8 8

10 2 7 3

После проведенного эксперимента, мы можем сделать вывод, что студенты 1 и 3 курсов поставили коммуникативные умения на 8 и 7 места. По нашему мнению, это произошло из-за того, что у студентов 1 и 3 курсов не было (или была в небольшом количестве) практики проведения занятий, и, следовательно, студенты не смогли в достаточной мере оценить важность и значение коммуникативных умений для успешного учебно-воспитательного процесса. Неудивительно, что студенты на первое место поставили такое профессионально-важное качество, как знание своего предмета. У преподавателей, в следствии их опытности (проведении большого количества учебных занятий), коммуникативные умения занимают 4 место среди других профессионально-важных качеств в работе учителя [4].

Из приведённого выше материала можно сделать вывод, что недостаточная сформированность коммуникативных умений у студентов, особенно первого курса, свидетельствует о том, что необходимо с первых дней учёбы в вузе формировать и развивать у будущего учителя коммуникативные умения [4].

В результате проведённого эксперимента выяснилось, что, студенты в первую очередь ценят высокий уровень знаний и умений по профилирующему предмету, что ведёт в первое

время работы в школе к конфликтным ситуациям с учениками, непониманию, авторитарному стилю преподавания. Этот факт поставил нас перед необходимостью в дальнейшем уделить большое внимание формированию

коммуникативных умений.

Подводя итог, можно сделать предположение, что коммуникативные умения желательно развивать и формировать с началом обучения в университете.

Анализируя данную информацию, можно предположить, что:

- в практике работы преподавателей физического воспитания педагогических вузов, мало уделяется внимания формированию у студентов коммуникативных умений, несмотря на большие потенциальные возможности этой учебной дисциплины по развитию данных профессиональных качеств будущих учителей;

- недостаточная сформированность коммуникативных умений у студентов, особенно первого курса, свидетельствует о том, что необходимо с первых дней учёбы в вузе формировать и развивать у будущего учителя коммуникативные умения;

- применяемые методы диагностики необходимо использовать комплексно, что позволяет точно и объективно оценивать полученные результаты.

Литература:

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Педагогика, 1987. - С. 137.

2. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения / Учителю о педагогической технике // Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Педагогика, 1987. - С. 1462.

3. Кузьмина Н.В. Методы систематического педагогического исследования. - Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.

4. Подлесская О.С. Формирование коммуникативных умений будущих учителей в учебной деятельности: Дис. кандидата пед. наук. Брянск: 2006. - 150 с.

5. Понутриева В.П. Коммуникативные умения учителя как условие активизации познавательной деятельности учащихся: Дис. кандитата пед. наук. -Брянск, 1997. - 206с.

6. Столяров В.И. Спартанские игры школьников/Физическая культура в школе, 1997. - № 2, - С. 57-63.

7. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина // - М.: Просвещение, 1979. -С. 36.

8. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

Сведения об авторах:

Подлесская Оксана Сергеевна (г. Брянск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]

Шкитырь Оксана Николаевна (г. Брянск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]

Гуторова Галина Анатольевна (г. Брянск, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]

Дайнеко Сергей Анатольевич (г. Брянск, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]

Казанский педагогический журнал №2, 2018 Data about the authors:

O. Podlaskaya (Bryansk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Physical Education and Fundamentals of Medical Knowledge, e-mail: [email protected]

O. Shkityr (Bryansk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Physical Education and Fundamentals of Medical Knowledge, e-mail: [email protected]

G. Gutorova (Bryansk, Russia), senior lecturer of the Department of Physical Education and Fundamentals of Medical Knowledge, e-mail: [email protected]

S. Daineko (Bryansk, Russia), senior lecturer of the Department of Physical Education and Fundamentals of Medical Knowledge, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.