И. В. Жук
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ РЕЖИССЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье затрагивается важная для современной социально-культурной практики проблема коммуникативной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников. Подчеркивается необходимость реализации педагогических условий эффективного формирования коммуникативной культуры у студентов - будущих режиссеров во внеучеб-ной деятельности.
Ключевые слова: педагогические условия, коммуникативная культура, режиссер театрализованных представлений и праздников.
In article it is mentioned important for modern socially cultural practice a problem of a communicative culture of directors of the mass shows. The article addresses the problem of communicative culture of directors of theatrical performances and festivals, which is very important for contemporary socio-cultural practice. The author stresses the need to implement the pedagogical conditions for effective formation of communicative culture among the students, future directors, in their extracurricular activity.
Key words: pedagogical conditions, communicative culture, the director of mass shows.
Коммуникативная культура студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности недостаточно рассмотрена учеными и практиками. Педагогический процесс и внеучебная деятельность студентов осуществляются при наличии определенных условий. Цель нашего исследования определить совокупность педагогических условий формирования коммуникативной культуры у студентов - будущих режиссеров. В современных педагогических исследованиях это понятие используется для характеристики целостного педагогического процесса, отдельных его сторон и составляющих частей. Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства, от которых зависит развитие человека, обстановка, в которой происходит это развитие. «Условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся» [6, с. 84]. М. Е. Дуранов дает следующее определение: «Педагогические условия - это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы» [2, с. 70]. «Педагогические условия - это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов», - отмечает Н. Ю. Посталюк [7, с. 93].
Педагогические условия формирования культуры коммуникативной деятельности студентов режиссерских специальностей, по нашему мнению, являются совокупностью педагогических мер в процессе общепрофессиональной подготовки, обеспечивающих повышение коммуникативной культуры обучающихся. Эти условия составляют ту среду, в которой процесс подготовки будущих режиссеров
возникает, существует и развивается. Поэтому появляется необходимость определения и создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей.
На основе анализа научной литературы и вузовской практики мы выдвинули предположение, что коммуникативная деятельность студентов будет осуществляться более эффективно и успешно при наличии комплекса педагогических условий. Рассмотрим данные условия.
С нашей точки зрения, одним из важнейших педагогических условий является личностная направленность процесса формирования коммуникативной культуры студентов. Можно выделить следующие предпосылки для личностной направленности процесса формирования культуры коммуникативной деятельности у студентов режиссерских специальностей вуза: формирование коммуникативной культуры, основанной на культурных ценностях; формирование коммуникативной культуры должно происходить целостно, в единстве эмпирических и теоретических знаний; характер и способы формирования коммуникативной культуры для каждого студента должны быть индивидуальны; процесс формирования коммуникативной культуры должен быть основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное взаимодействие в учебной и во внеучебной деятельности.
Для нашего исследования важной является точка зрения И. А. Зимней о том, что в центре обучения должен находиться сам обучающийся - его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т. е.
111
И. В. Жук
Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей
обучающийся как личность [4, с. 33]. Исходя из интересов студента, уровня его знаний и умений, преподаватель должен определять учебную цель занятия и формировать, направлять и корректировать весь образовательный процесс в целях развития его личности. По нашему мнению, все методические решения в ходе учебных и внеучебных занятий должны преломляться через призму личности обучаемого: его потребности, мотивы, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Кроме того, в процессе обучения максимально должны учитываться национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности студентов. Таким образом, преподаватель должен стремиться выработать у студента режиссерских специальностей внутреннюю потребность в необходимости коммуникативной культуры, внутреннюю ответственность за процесс и результат своей учебной и внеучебной профессиональной деятельности.
Второе педагогическое условие - учебный процесс в вузе и внеучебная деятельность должна строиться на основе ориентации студентов в ценностях культуры профессиональной коммуникативной деятельности. Мы согласны с мнением Н. А. Асташовой, что формирование ценностных ориентаций - процесс сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологической позиции [1, с. 11-13].
Полный цикл формирования коммуникативных ценностных ориентаций у студентов режиссерских специальностей представляет собой сложный процесс: 1) предъявление коммуникативных ценностей студентам; 2) осознание коммуникативных ценностей студентами должно начинаться сразу при их предъявлении; 3) принятие коммуникативных ценностных ориентаций студентами; 4) реализация коммуникативных ценностных ориентаций студентами (на этом этапе студенты должны предъявлять свой потенциал, показывать весь спектр профессиональных возможностей); 5) закрепление коммуникативных ценностных ориентаций; 6) актуализация потенциальных коммуникативных ценностных ориентаций.
Важное значение для нашего исследования имеет ориентация студентов, будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, в профессиональных ценностях: принятие ими эстетических ценностей (добро, справедливость, вежливость, честность); гармоничное сочетание общественных и личных ценностей и интересов; формирование общест-
венно ценностной направленности личности. Немаловажным является и включение студентов во внеучеб-ную деятельность, имеющую общественно-ценностную направленность (праздничные мероприятия, театрализованные представления, концерты, шоу-программы); осмысление ценностных знаний, умений, их приобретение, включение в структуру личности и использование в практической деятельности; осмысление и признание общественных и профессиональных ценностей.
Ориентация студентов на профессиональные ценности заключается и в овладении речекоммуникативными ценностями: знаниями, умениями и навыками речевого действия в процессе вербального общения, включающего фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля речевой ситуации; специфическими закономерностями построения речевого высказывания. Безусловно, инвариантное построение речевого взаимодействия, в основе которого лежит верное определение статуса коммуникантов ведет к формированию индивидуально-личностных качеств речи, выражающих результат нравственной, эстетической, профессиональной подготовки студентов [9, с. 73-74].
На наш взгляд, третьим педагогическим условием является необходимость сформировать у студентов установку на активное овладение культурой коммуникативной деятельности, исходя из ценности выполняемых ею функций: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентационной, обеспечивающей целенаправленный характер формирования у них коммуникативной культуры. Мы можем рассматривать установку как цель работы педагога по формированию соответствующего отношения студентов режиссерских специальностей к определенному виду деятельности - коммуникативной деятельности; как позицию личности педагога в своей профессионально-педагогической деятельности, как выбор условий и способов коммуникативной деятельности для формирования соответствующей готовности студентов.
Установка в профессиональной подготовке студентов отражает интегративное состояние личности, объединяет цели, потребности, активность человека. Она характеризует деятельностную устремленность личности [2, с. 184]. Сама установка на коммуникативную деятельность определяется коммуникативной ситуацией. В кратковременных ситуациях установка выступает чаще всего в речевой форме на основе выделения идей, задач, понятий. Успешное решение коммуникативных задач зависит от четкости и актуализации установки.
112
И. В. Жук
Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей
Наше исследование позволило установить, что организация педагогического процесса должна строиться на основе осуществления интеграционных взаимосвязей в ходе изучения специальных дисциплин, производственной и учебной практики, самостоятельной работы обучающихся и вовлечения их в практическую деятельность во внешней социально-культурной среде вуза, что обеспечивает непрерывность формирования коммуникативной культуры студентов и позволяет обобщить и анализировать базовые знания и умения учащихся как основы их предстоящей успешной профессиональной коммуникативной деятельности.
Необходимо отметить, что как в учебной, так и во внеучебной деятельности студенты осваивают коммуникативные знания, приобретают умения и навыки.
При соблюдении необходимых педагогических условий происходит: усвоение теоретических основ коммуникативного процесса, особенностей коммуникативного компонента профессиональной деятельности в ходе лекционных и семинарских занятий; овладение коммуникативными умениями - в рамках практических занятий в вузе, проводимых в форме коммуникативного тренинга, в процессе производственной и учебной практики; систематической самостоятельной работы студентов [3; 5; 8; 10].
Таким образом, реализация в учебном и вне-учебном процессе педагогических условий позволит, по нашему мнению, сделать более эффективным процесс формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза.
1. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. - 2002. -№ 8. - С. 8-13.
2. Дуранов, М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2003. - 288 с.
3. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
5. Мастерство режиссера / под. общ. ред. Н. А. Зверевой. - М.: ГИТИС, 2002. - 472 с.
6. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 602 с.
7. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань: Изд-во КГУ, 1989. - 204 с.
8. Соснова, М. Л. Искусство актера: учеб. пособие для вузов / М. Л. Соснова. - М.: Акад. проект: Трикста, 2007. - 432 с.
9. Суленева, Н. В. Обучение речевому этикетному поведению как фактор совершенствования подготовки студентов режиссерских специальностей / Н. В. Суленева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - 103 с.
10. Шангина, Е. Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей: метод. рекомендации / Е. Ф. Шан-гина. - М.: Дебют, 1993. - 160 с.
113