Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих учителей'

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОММУНИКАТИВТі құЗЫРЕТТіЛіК / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A TEACHER / САМООТНОШЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ / PEDAGOGICAL DIALOGUE TECHNOLOGY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ПЕДАГОГИКАЛЫқ КА-РЫМ-қАТЫНАСТЫң ЖЕКЕ СТИЛі / INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / SELF-RELATION / өЗіНДіК КАРЫМ-КАТЫНАС / ДИАЛОГТЫқ қАРЫМ-қАТЫНАС ТЕХНОЛОГИЯСЫ-НА үЙРЕТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жеребкина В. Ф.

В статье раскрываются следующие педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе: стимулирование адекватного, позитивного самоотношения будущих учителей; изменение технологии обучения педагогическому диалогическому общению; выявление и закрепление индивидуального стиля педагогического общения студентов, способствующего развитию личности ребенка. Приводятся и анализируется эмпирические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of future teachers’ communicative competence

In the article some pedagogical conditions of students’ communicative competence formation while training in higher education institution are shown. They are stimulation of future teachers’ adequate positive selfrelation, change of pedagogical dialogue technology, identification and fixing of students’ individual style of pedagogical communication which promotes child’s development. Empirical data are brought and analyzed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих учителей»

П

Жеребкина В.Ф.

доцент

кафедры социальной работы,

педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск

m s

х <

рс

С

ce

£ te С

к t^ te С a 1= pi

S «

и к IT S f— с

о «

о

E-

к

s

s

pi

s «

и ©

с и с

s ©

Неггзгг свздер: коммуни-кативтг цузыретттк, взгндгк царым-цатынас, диалогтыц царым-цатынас технологиясы-на уйрету, педагогикалыц ца-рым-цатынастыц жеке cmrni.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность педагога, самоотношение, технология обучения диалогическому общению, индивидуальный стиль педагогического общения.

Keywords: communicative competence of a teacher, self-relation, pedagogical dialogue technology, individual style of pedagogical communication.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Ацдатпа:

Макалада ЖОО студенттершщ оку процесш-де коммуникативтш кузыреттшкп калыптастыратын педагогикалык жагдайлар карастырылган: болашак муг^мдердщ езшдш позитивтi ынталандыру;педаго-гикалык диалогтык окьггудыц технологиясын езгерту; бала тулгасыньщ дамуын камтамасыз ететш педагогикалык карым-катынастьщ стилiн беюту. Эмпирикалык мэлiметтер келтiрiлiп , сарапталды.

Аннотация:

В статье раскрываются следующие педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе: стимулирование адекватного, позитивного самоотношения будущих учителей; изменение технологии обучения педагогическому диалогическому общению; выявление и закрепление индивидуального стиля педагогического общения студентов, способствующего развитию личности ребенка. Приводятся и анализируется эмпирические данные.

Annotation:

In the article some pedagogical conditions of students' communicative competence formation while training in higher education institution are shown. They are stimulation of future teachers' adequate positive self-relation, change of pedagogical dialogue technology, identification and fixing of students' individual style of pedagogical communication which promotes child's development. Empirical data are brought and analyzed.

Подготовка будущих учителей к решению профессиональных задач представляется особенно важной в контексте современных тенденций изменения средней и высшей школы, гуманизации и демократизации образовательной среды в условиях изменения социокультурной ситуации. Одной из проблем, требующих сфокусированного внимания на данном этапе, является развитие коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе. Сущность педагогической коммуникативной компетентности можно определить как синтетическую профессионально-личностную характеристику, отражающую способность оказывать адекватное педагогическое воздействие на ребенка в процессе взаимодействия с ним с целью максимальной

Ш

реализации его активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, а также устанавливать личностно развивающие отношения с учеником (учениками) в учебно-воспитательном процессе с помощью различных коммуникативных средств [2].

Принимая во внимание фундаментальное положение психологии, согласно которому внешние воздействия всегда действуют лишь опосредованно, через внутренние условия, преломляясь через жизненный опыт человека, его личность [1], выделим среди всех объективных факторов, влияющих на формирование коммуникативной компетентности, только те, которые могут быть восприняты студентами, воздействовать на них через складывающиеся субъективные факторы.

Знание личностных особенностей ребенка зависит от знания учителем самого себя. Лишь на основе адекватной самооценки учитель сможет контролировать свое поведение, выбирать такие способы воздействия на ребенка, которые соответствуют личностным особенностям последнего.

Для установления и поддержания продуктивных контактов с ребенком необходимо принимать его. Принятие учителем личности ребенка зависит в первую очередь, какова у учителя степень принятия себя, определяемая самоотношением [3].

В результате проведенного нами исследования с помощью методики С.Р. Пантелеева выявлены особенности самоотношения студентов Челябинского государственного педагогического университета (175 человек).

Первый фактор «самоуважение» по содержанию определяется следующими шкалами: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Этот обобщенное измерение самоотношения близко по содержанию к тому аспекту глобальной самооценки, который в литературе принято обозначать как чувство компетентности, инструментальности «Я». Самоуважение предполагает процесс оценки себя в соответствии с некоторыми социально-значимыми критериями, нормами, эталонами -представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенном в идеальный образ «Я» субъекта.

У 28,5% студентов отмечается завышенное отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому человеку, средние показатели по данной шкале у 70,75%, низкие показатели у 0,68% человек.

Второй обобщенный фактор «аутосим-патия» составляет такие шкалы, как самопринятие, самопривязанность, самоценность. В данном факторе фиксируется то содержание, которое ряд авторов называют самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе.

По шкале «самоценность» для 34,75% студентов характерно ощущение завышенной ценности собственной личности и одновременно, предполагаемую ценность своего «Я» для других. У 62,81% - средние показатели, у 2,54% - низкие показатели по данной шкале.

Третий обобщенный фактор «самоуничтожение» представлен двумя шкалами: «самообвинение», «внутренняя конфликтность», которые отражают негативное отношение к себе. У 20,25% студентов имеются внутренние конфликты, чрезмерное самокопание, протекающее на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе.

Первая и вторая тенденция характерна для людей компенсирующих низкую самооценку комплексом превосходства.

В то же время 28,48% студентов отмечают возможность и повышенное желание развития собственного «Я» (шкала «самопривязанность»), у 69,7% - средние показатели и для 1,82% характерна ригидность «Я-кон-цепция», консервативная самодостаточность.

. Влияние самоотношения на успешность в педагогическом общении (по результатам методики «МИС» и наблюдения в период педагогической практике) проявляется в следующем:

1. У тех испытуемых, которые имеют высокие или средние показатели по фактору самоуважения и низкие или средние показатели по фактору самоуничтожения, потребность в общении высокая. Студенты, испытывающие чувство компетентности, эффективности своего «Я» стремятся к общению с другими людьми и на педагогической практике не испытывают проблем в установ-

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

«

и к ¡т

С ^

О «

о

Е-

к

:> ^

к

и ©

с

и

с ©

ш

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

лении контакта с учениками и в общении с ними.

2. У испытуемых, имеющих высокие показатели по фактору самоуничтожение потребность в общении низкая. При прохождении педагогической практики эти студенты отмечают, что они очень трудно устанавливают контакт с учениками и не испытывают трудности в общении только с близкими.

Таким образом, признать индивидуальность каждого ребенка, уникальность его личности, получать удовольствие от общения с детьми может тот учитель, который осознает себя как значительную личность в своих глазах. Поэтому мы считаем необходимым осуществление стимулирования адекватного, позитивного самоотношения будущих учителей как условия формирования коммуникативной компетентности.

Данное условие реализуется через коррекцию собственной активности студентов в сторону самоуважения и принятия на основе получения позитивной обратной связи, создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, стимулирования осознания собственного успеха или неуспеха в моделирующих педагогических ситуациях, снятия страха ошибок, коррекции самооценки в соответствии с оценкой группы.

Основная сложность при подготовке будущих учителей к педагогическому общению - это сложность переноса освоенных установок и навыков на реальные жизненные ситуации. Поэтому для повышения эффективности формирования коммуникативной компетентности, обучение педагогическому общению, с одной стороны, должно содержать компонент личностного роста, а с другой - должно быть связано с поведением студентов в их профессиональной роли. По нашему мнению данная задача будет решена, если использовать технологию обучения педагогическому диалогическому общению.

Технология обучения педагогическому диалогическому общению относится к лич-ностно-ориентированным технологиям. В центре внимания данных технологий - уникальная, целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самореализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на

осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности обучаемого. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технология обучения педагогическому диалогическому общению основывается на следующих концептуальных положениях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бытие каждого человека, обладая самоценной и безусловной реальностью является высшей общечеловеческой ценностью;

- вся совокупность его жизненного опыта, субъективная значимость в осмысленности его решений, переживаний и поступка основа для профессионального взаимодействия с ним преподавателя;

- обеспечить такое взаимодействие может только его диалогическая направленность, предполагающая искренность и открытость преподавателя и обучающихся;

- главная профессиональная задача -раскрыть творческий и духовный потенциал человека, способствовать его самосознанию, саморазвитию, удовлетворению и его душевных и духовных потребностей, пониманию им своей уникальности, свободы и ответственности, собственного предназначения.

Мы считаем, что для создания образовательной среды, рассматриваемой как средство развития личности, необходимо соблюдать ряд специфических принципов. Дадим им характеристику:

1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного, полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении студентов от взаимных подозрений, неискренности, страха.

2. Принцип материализации изучаемых психолого-педагогических феноменов, основанный на понимании того, что невозможно научить общению, показать значимость межличностного взаимодействия, развить сензи-тивность вне чувственно-практического опыта студентов.

3. Принцип исследовательской творческой позиции предполагает конструирование и организацию таких ситуаций, которые да-

вали бы возможность студентам осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. В процессе обучения создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

4. Принцип постоянной, позитивной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе обучения. При этом обратная связь дается только в позитивном ключе.

В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира. Степень включенности студента в деятельность учения в решающей степени определяется тем, насколько широкие возможности представляет ему педагогическая система для личностной активности. Учение выступает здесь той формой личностной активности, которая обеспечивает формирование необходимых предметно-профессиональных умений учителя-мастера. На наш взгляд активные методы обучения - ролевые игры, упражнения, дискуссии и т.д. - являются эффективным способом реализации технологии обучения педагогическому диалогическому общению, направленной на повышение педагогической коммуникативной компетентности будущих учителей.

Формирование исследуемой компетентности, осуществляется путем включения студентов в специально созданные ситуации, упражнения направленные на формирование:

1) безусловного принятия ребенка через актуализацию состояния «Детства», анализ прошлых межличностных отношений, анализ продуктов деятельности детей;

2) эмпатического понимания через умения слушать чувства в сообщениях детей, осознания и вербализацию собственных эмоциональных состояний;

3) рефлексивно-оценочных умений через умения получать обратную связь и снятия страха ошибки;

4) следующих приемов и методов пе-

дагогического диалогического общения: позитивное описание негативных феноменов, формулирование благодарности, высказывание просьб и требований, грамотное установление санкций за проступки и донесение их смысла до учеников с сохранением контакта с ними, использования «Я-сообщения», ответ в ситуациях манипулирования учителем учениками, оказание педагогической поддержки, применение приемов активного слушания.

Данное педагогическое условие реализуется в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей к педагогическому общению в рамках психолого-педагогических дисциплин, в разработке и проведении спецкурса «Тренинг педагогического диалогического общения».

Использование технологии обучения педагогическому диалогическому общению в процессе формирования коммуникативной компетентности предполагает существенные изменения в организации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Во-первых, в основе ее лежит диалогический характер совместного взаимодействия преподавателя и студентов, где их отношения выстраиваются как субъект-объект-субъектные. Объектом здесь выступает будущая профессиональная деятельность и общение, что позволяет перевести педагогические знания и умения в цель учебной деятельности студентов. Во-вторых, включенность индивидуального опыта, профессионально-личностных качеств студентов в познание (усвоение) обеспечивает становление действительного субъекта профессиональной деятельности, развитие у них самостоятельного, творческого и ответственного подхода к учебе; повышение мотивации и стимулирование стремления к самосовершенствованию; приобретение личного и профессионального опыта выстраивания педагогического диалогического общения. В-третьих, данная технология предоставляет широкие возможности для развития личностей всех участников процесса.

Решение задачи формирование педагогической коммуникативной компетентности у студентов возможно при условии последовательной реализации принципа

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

«

и к ¡г

С ^

О «

о

Е-

к

:> ^

к

и ©

с

и

с ©

ш

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

единства практического овладения умениями педагогического общения и глубокого освоения теории этого вопроса в процессе учебно-познавательной деятельности студентов и в процессе учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой в ходе педагогической практики.

Мы считаем, что условием формирования коммуникативной компетентности является выявление и закрепление индивидуального стиля педагогического общения студентов, способствующего развитию личности ребенка.

Индивидуальный стиль педагогического общения формируется на основе самостоятельного выбора студентом коммуникативных приемов, техник. Выбор, сделанный в соответствии с индивидуальностью будущего педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает противоположное состояние эмоционального дискомфорта. Поэтому помощь в формировании индивидуального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом на организацию самопознания и рефлексии на основе получения обратной связи.

Организация учебно-профессиональной деятельности студентов в период педпрактики, направленной на выявление и закрепление индивидуального стиля педагогического общения, осуществлялась нами следующим образом:

- включение студентов в выполнение заданий на развитие личности конкретного ребенка, актуализацию умений, отражающих коммуникативную компетентность;

- получение обратной информации от детей об эффективности педагогического воздействия;

- анализ индивидуального стиля педагогического общения коллегами по практике, преподавателями на основе научно-организованного наблюдения, самодиагностики в ходе группового обсуждения;

- определение путей компенсации обнаруженных проблем у будущих учителей в процессе педагогического общения.

Таким образом, формирование индивидуального стиля педагогического общения с

социально ценными целями деятельности, исключающее подражание и копирование какого-либо образца, способствует формированию коммуникативной компетентности.

Выводы:

1. Признать индивидуальность каждого ребенка, уникальность его личности, контролировать свое поведение, выбирать такие способы воздействия на ребенка, которые соответствуют личностным особенностям последнего, может тот учитель, который осознает себя как значимую личность. Поэтому мы считаем необходимым осуществление стимулирования адекватного позитивного самоотношения будущих учителей как условие формирования коммуникативной компетентности. Данное условие реализуется через коррекцию собственной активности студентов в сторону самоуважения и принятия.

2. В качестве методического инструмента формирования коммуникативной компетентности выступает технология обучения педагогическому диалогическому общению, способствующая становлению осознанной профессиональной позиции, выраженной в ценностно-гуманном отношении к личности ребенка, приобретение личного и профессионального опыта выстраивания педагогического диалогического общения.

3. Выявление и закрепление индивидуального стиля педагогического общения способствующего развитию личности ребенка, исключает подражание и копирование какого-либо образца, формирует направленность на самореализацию личности каждого студента в сфере профессионального общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1 - С. 16-223.

2. Артишевская, Т.М. Педагогическое диалогическое общение / Т.М. Артишевская, В.Ф. Жеребкина. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2006. - 93 с.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: МОДЭК, 1996.-364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.