межкультурном коммуникационном контексте. Большинство ученых соглашается, что быть компетентным обозначает понимание культурных соглашений обоих участников коммуникации и ловкое исполнение навыков. Культурное знание обычно упоминается как межкультурная осведомленность, и квалифицированная работа упоминается как межкультурная эффективность. Первый представляет познавательный аспект, а последний поведенческий аспект МКК.
Определить компоненты и модель понятия МКК практически невозможно произвести из-за всестороннего списка элементов МКК, поскольку разные подходы к исследованию МКК дали бы различные компоненты, в дополнение к аналогичным. МКК может быть изучена от аспектов этнографии разговора, межкультурного отношения, поведенческих навыков и национально-культурной специфики, и каждый аспект обеспечивает множество компонентов МКК. Чен [4] провел полный литературный обзор и организовал содержание МКК в точную диаграмму, чтобы показать размеры и компоненты понятия (Рис. 1).
Данные показывают, что межкультурно-компетентный человек должен обладать способностью, включенной в четыре кате-
Библиографический список
гории: 1. личные признаки - которые состоят из вообще определенных личных качеств, т. е., соответствующее самораскрытие, самосознание, положительное представление о себе и меньше беспокойства в межкультурном взаимодействии; 2. коммуникативные способности - которые относятся к поведенческой деятельности, включая словесные и невербальные навыки сообщения, социальные навыки или сочувствие, поведенческую гибкость и управление взаимодействием; 3. психологическая адаптация - которая включает способность справиться с напряжением, отчуждением и неоднозначными ситуациями в процессе межкультурной коммуникации; 4. культурная осведомленность -ценности, традиции.
Воздействие тенденций глобализации, включая развитие новых технологий, глобальной экономической взаимозависимости, глобально широко распространенного движения населения, увеличения мультикультурализма в обществе, преобразовало человеческое общество в глобально связанную сеть. Новое лицо человеческого общества требует, чтобы ученые исследовали МТ в глобальном контексте и развивали понятие МКК глобальном уровне.
1. Межкультурная компетенция и её основные компоненты: коммуникативная и культурная типы компетенции. Лекция. Available at: https://studopedia.ru/15_59493_strategii-razresheniya-konfliktov.html
2. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск, 1993.
3. Николаева Л.В. Межкультурная коммуникация и толерантность. Педагогическое образование и наука. 2008; 2: 88 - 92.
4. Chen, Guo-Ming. 2006. Asian communication studies: What and where to now. The Review of Communication. 6 (4): 295 - 311.
References
1. Mezhkul'turnaya kompetenciya i ee osnovnye komponenty: kommunikativnaya i kul'turnaya tipy kompetencii. Lekciya. Available at: https:// studopedia.ru/15_59493_strategii-razresheniya-konfliktov.html
2. Furmanova V. P. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i lingvokul'turovedenie v teoriiipraktike obucheniya inostrannym yazykam. Saransk, 1993.
3. Nikolaeva L.V. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i tolerantnost'. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2008; 2: 88 - 92.
4. Chen, Guo-Ming. 2006. Asian communication studies: What and where to now. The Review of Communication. 6 (4): 295 - 311.
Статья поступила в редакцию 25.05.18
УДК 378
Alimsakaeva R.K., senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. D.D. Alieva (Cherkessk, Russia),
E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article proves the importance of interaction in the "teacher-student" system. The emphasis is placed on a process of pedagogical communication, a characteristic of the styles of pedagogical communication is proposed. The article reveals the importance of the orientation of communicative interaction between a teacher and students in a dialogical approach. The article describes the communicative, perceptual, interactive components of interaction. The author concludes that the overall effectiveness of pedagogical communication in the educational process of a pedagogical university due to its normative orientation dialog approach allows creating necessary conditions for pedagogical communication, constructive functioning within the communicative, perceptual and interactive components.
Key words: communication, pedagogical communication, styles of pedagogical communication, dialogical approach, communicative, perceptual, interactive components of pedagogical communication.
Р.К. Алимсакаева, доц. Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Черкесск,
E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье обосновывается ценность взаимодействия в системе «преподаватель-студент». Делается акцент на процессе педагогического общения, предлагается характеристика стилей педагогического общения. Раскрывается значимость ориентации коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов на диалогический подход. Описываются коммуникативный, перцептивный, интерактивный его компоненты взаимодействия Автор делает вывод о том, что общая эффективность педагогического общения в образовательном процессе педагогического вуза обусловлена его нормативной ориентацией на диалогический подход, что позволяет создать необходимые условия для его (педагогического общения) конструктивного функционирования в рамках коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов.
Ключевые слова: общение, педагогическое общение, стили педагогического общения, диалогический подход, коммуникативный, перцептивный, интерактивный компоненты педагогического общения.
Профессиональная подготовка будущих педагогов, в том числе подготовка коммуникативного характера, требует особой организации процесса педагогического общения в системе вза-
имодействия «преподаватель-студент», так как именно в условиях обозначенного взаимодействия в рамках образовательного процесса педагогического вуза происходит формирование у бу-
Таблица 1
Характеристика стилей педагогического общения
Авторитарный стиль Попустительский стиль Демократический стиль
Непонимание преподавателем своих студентов, неадекватная оценка их личности. Таким образом личность каждого студента, его индивидуальность оказывается вне стратегии педагогического взаимодействия. В этой связи взаимная позитивная персонализация преподавателя и студентов является маловероятной. Стремление преподавателя минимально включаться во взаимодействие со студентами. Это объясняется мотивами снятия педагогом с себя ответственности за результаты образовательного процесса. Проявляется в педагогическом сотрудничестве между преподавателем и студентами. Подобный стиль характеризуется активно-положительным отношением преподавателя к студентам и доверием между ними.
дущих учителей необходимой профессиональной культуры в целом и речевой культуры, в частности.
Общение как базовая психологическая категория понимается в качестве социального взаимодействия двух или более людей, целью которого является установление и поддержание между ними партнерских межличностных отношений в процессе совместной деятельности при достижении её общего результата. В процессе общения под влиянием индивидуальных и групповых потребностей его участников происходит развитие их коммуникативных мотивов, в которых актуализируются познавательные, деловые и личностные. При этом при психологическом анализе общения выделяются его три аспекта: коммуникация (обмен информацией), социальная перцепция (восприятие и понимание людьми друг друга) и интеракция (социальное взаимодействие) [1, с. 175]. В свою очередь педагогическое общение в педвузе правомерно трактовать в качестве системы конструктивного социально-психологического взаимодействия преподавателя и студентов, сутью которого выступают взаимный обмен между ними различного рода значимой учебно-воспитательной информацией. В целом педагогическое общение в педагогическом вузе представляет собой средство: 1) решения учебно-воспитательных задач при профессиональной подготовке будущих учителей; 2) социально-психологического обеспечения образовательного процесса в системе отношений «преподаватель-студент»; 3) организации и осуществления социально-психологического взаимодействия между преподавателем и студентами, обусловливающих общую эффективность процессов обучения и воспитания будущих педагогов [2, с. 461].
Охарактеризуем стили педагогического общения, так как от стиля такого общения зависит и общая эффективность социально-психологического взаимодействия преподавателя и студентов. В психологии и педагогике существует достаточно значительное количество их авторских трактовок, но в наиболее традиционной классификации выделяются авторитарный, демократический и попустительский стили педагогического общения (см. табл. 1).
Общими особенностями авторитарного и попустительского стилей педагогического общения является коммуникативная дистанция межу преподавателем и студентами, отношения недоверия между ними, социально-психологическая отчужденность, а в случае авторитарного педагогического общения - демонстративное подчеркивание преподавателем своего доминирующего положения перед студентами [3]. Тем самым конструктивным стилем педагогического общения является демократический стиль. Его методологической детерминантом, а, следовательно, и общей эффективности педагогического общения является ориентация коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов на диалогический подход. Диалогический подход, являясь ведущим методологическим ориентиром при организации и осуществлении педагогического общения в образовательном процессе педвуза, устанавливает между его субъектами подлинные отношения доверия. Диалог осуществляется непосредственно на личностном уровне педагогического взаимодействия и обусловливает относительное равенство активности и личностных позиций преподавателя и студентов. При этом базовым условием диалогизации педагогического общения является формирование между преподавателем и студентами субъект-субъектных отношений или, так называемой, межсубъектной связи.
Представим ниже сравнительную характеристику педагогического общения на основе монологического и диалогического подходов.
Монологическое педагогическое общение
1-ый акт общения: Преподаватель (субъект) ^ Студент (объект)
4 4
2-ой акт общения: Преподаватель (субъект) ^ Студент (объект)
При таком типе педагогического общения обратная связь в ситуации субъект-объектного взаимодействия (отсутствия смены коммуникативных позиций преподавателя и студентов) затруднена.
Диалогическое педагогические общение
1-ый акт общения: Преподаватель (субъект) ^ Студент (объект)
4 4
2-ой акт общения: Преподаватель (объект) ^ Студент (субъект)
При таком педагогическом общении происходит последовательная смена коммуникативных позиций преподавателя и студентов: преподаватель переходит в позицию объекта, а студенты - в позицию субъекта. Вследствие этого педагогическое взаимодействие характеризуется устойчивой обратной связью.
Диалог как методологический принцип организации педагогического общения в педагогическом вузе характеризуется выраженной нравственной сущностью. В этическом значении диалог правомерно трактовать в широком и узком смысле слова. В широком смысле он понимается как общий этический принцип социально-психологической открытости преподавателя и студентов друг другу, в узком смысле - трактуется в качестве конкретной организация и осуществления речевого взаимодействия преподавателя и студентов [4]. Такое взаимодействие происходит непосредственно на межличностном уровне и характеризуется относительным равенством коммуникативных позиций преподавателя и студентов.
Демократический стиль педагогического общения детерминирован следующими условиями, которые, в свою очередь, определяются методологическим значением диалогического подхода:
- относительный паритет коммуникативных позиций преподавателя и студентов, позволяющий осуществлять взаимное влияние друг на друга с целью полноценного удовлетворения своих образовательных потребностей и развития своей личности;
- отсутствие оценок личности студентов со стороны преподавателя, полное принятие им их индивидуальности, уважительное и доверительное отношение к ним;
- особо значимый эмоциональный характер педагогического общения, который отличается искренностью и естественностью проявления чувств преподавателя и студентов по отношению друг к другу;
- наличие у преподавателя и студентов идентичных установок относительно одних и тех же педагогических и (или) социально-психологических ситуаций;
- способность преподавателя и студентов к пониманию и активному использованию всего необходимого спектра средств общения, в том числе и невербальных.
Как отмечалось выше в педагогическом общении (как и в общении в целом) традиционно выделяют коммуникативный, перцептивный, интерактивный его компоненты. Построение педагогического общения в образовательном процессе вуза на основе диалогического подхода подразумевает конструктивность функ-
ционирования всех этих компонентов в необходимой системной целостности.
Педагогическое общение как коммуникация означает процесс речевого взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого они обмениваются между собой различного рода предметной информацией с целью удовлетворения своих разнообразных информационных образовательных потребностей. Средством педагогической коммуникации является язык, который выражается в вербальной и невербальной речи. Диалогиза-ция педагогического общения как коммуникации в образовательном процессе педагогического вуза обусловливает необходимую эффективность трансляции учебно-воспитательной информации студентам и успешность её принятия ими в свою смысловую личностную сферу. Соответственно в рамках методологических требований диалогического подхода обозначенная информация по определению: 1) не представляет собой средство манипуляции личностью студентов; 2) является доступной для будущих учителей; 3) является полноценным средством удовлетворения образовательных потребностей студентов и, следовательно, их профессиональной подготовки и профессионального развития.
Преподаватель в контексте своего профессионального статуса и соответствующих обязанностей должен оказывать экспертную помощь студентам. Эффективность такой помощи зависит от выполнения определенных условий, в рамках которых учебно-воспитательная информация должна быть: значимой для студентов; изложена доступным для них языком, есть отражать в себе личностную позицию преподавателя, его мировоззрение и т. д.
Педагогическое общение как перцепция проявляется во взаимном познании и понимании преподавателем и студентами друг друга на личностном уровне. Диалогизация педагогического общения как перцепции детерминирует личностно-психологи-ческую конструктивность взаимодействия преподавателя и студентов, которая обусловливается следующими профессионально-коммуникативными качествами педагога:
- умением понять истинные мотивы (потребности и интересы) и смысловое содержание поступков и поведения студентов (в первую очередь отрицательного характера);
- умением сдерживать в себе негативные эмоциональные состояния в ситуациях деструктивного поведения студентов;
Библиографический список
- стремлением идти навстречу адекватным притязаниям студентов;
- способностью оказать убеждающее коммуникативное воздействие на студентов с целью доказательства неадекватности их поведения и притязаний;
- способностью к справедливости при необходимости применения санкций по отношению к студентам.
В свою очередь интерактивная сторона педагогического общения в образовательном процессе педагогического вуза (общение как педагогическое взаимодействие) обусловлена смысловым значением понятия педагогического действия, которое следует трактовать в качестве целенаправленного акта, направленного на решение осознанных преподавателем педагогических задач. Сущность педагогического действия обусловлена предметным содержанием учебной деятельности, в структуру которой оно входит. Средства педагогического действия представлены разноплановыми педагогическими ролями, ценностями, нормами и т. п., пользуясь которыми преподаватель и студенты, при овладении конкретным действием, интегрируют его в свою личностную смысловую сферу. Педагогическое действие характеризуется специфическими особенностями конкретной педагогической ситуации и всегда обусловлено необходимостью реализации определенных образовательных потребностей студентов и преподавателя, в случае удовлетворения или неудовлетворения которых у субъектов образовательного процесса появляются позитивные или отрицательные эмоции и чувства по отношению друг другу [5]. Чтобы достичь такого согласования и координации, педагогическое взаимодействие должно иметь субъект-субъектный (диалоговый) характер, определяющий общую возможность и способность преподавателя и студентов педагогического вуза проявлять в образовательном процессе свою индивидуальность, удовлетворять свои образовательные потребности и полноценно развиваться на личностном уровне [6].
Таким образом, общая эффективность педагогического общения в образовательном процессе педагогического вуза обусловлена его нормативной ориентацией на диалогический подход, что позволяет создать необходимые условия для его (педагогического общения) конструктивного функционирования в рамках коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов.
1. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. Москва, 2002.
2. Краткий психологический словарь. Составители Л.А. Карпенко; Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва, 1985.
3. Клушина Н.П., Яшуткин В.А. Влияние стилей педагогического руководства на эффективность совместной учебной деятельности студентов. Вестник Академии права и управления. 2017; 46: 178 - 183.
4. Скрипкина Т.П. Психология доверия. Москва, 2000.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2002.
6. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь, 2007.
References
1. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad; Redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. Moskva, 2002.
2. Kratkijpsihologicheskijslovar'. Sostaviteli L.A. Karpenko; Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 1985.
3. Klushina N.P., Yashutkin V.A. Vliyanie stilej pedagogicheskogo rukovodstva na 'effektivnost' sovmestnoj uchebnoj deyatel'nosti studentov. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2017; 46: 178 - 183.
4. Skripkina T.P. Psihologiya doveriya. Moskva, 2000.
5. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2002.
6. Shiyanov E.N. Pedagogika: obschaya teoriya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Stavropol', 2007.
Статья поступила в редакцию 26.05.18
УДК 378
Solnyshkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Surveying Engineering, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Boyko E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH WORK IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF SIM RANEPA AND NSUACE (SIBSTRIN)). The organization of science among students at a university for ensuring the staff continuity at departments and encouraging students to continue their career at their alma mater is analyzed. The experience of organizing students' research in two Novosibirsk universities is considered. The authors investigate the ways to identify the university's potential by means of motivating students to pedagogical and scientific-research activity. The work presents a survey for identifying the lecturers' most effective mechanisms of motivation for organizing students' research.
Key words: science among students, academic staff, students' motivation for research.