_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Интегративная роль математики в высшем педагогическом образовании // Вторая Международная научная конференция «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования». - М.: Наука, 2003.- С.367 - 369.
2. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
3. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике // Символ науки. - 2016. - №7. - С. 112 - 113.
4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
5. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
© Каримов М.Ф., Бауэр А,И., 2017
УДК 37
Катрич В.С.
Студентка 2 курса ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Чумичева Р.М. д.п.н., профессор АПП ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье раскрыты проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к книжной культуре. Раскрыты этапы исследования, содержание и технологии, развивающие интерес детей к чтению. Представлены результаты апробации: программы для детей 7 года жизни «Книга - хранитель тайны»; программы обучающих семинаров-практикумов для педагогов, родителей, библиотекарей. Раскрыт принцип отбора книг, требования к организации книжной зоны ДОО.
Ключевые слова
Книжная культура, ценностное отношение, сенситивный период, снижение интереса, система и преемственность, этапы исследования, программа «Книга - хранитель тайны», методы и технологии, принцип отбора книг, условия формирования ценностного отношения к книге, социальное партнерство.
Современная концепция дошкольного образования направляет педагогов на развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование его богатого внутреннего мира. Главным звеном в решении данной проблемы является приобщение детей к книжной культуре, воспитании ценностного отношения к книге. Общеизвестно, что решительный этап в развитии личности - это дошкольное детство. В дошкольном
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
возрасте ребенок с интересом познает окружающий мир, усваивает нормы поведения. Дошкольное детство как период человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Через общение с книгой ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности (Л.С. Выготский, Е.Л. Гончарова, М.В. Груздева, О.В. Чиндилова и др.). Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения и книжной культуры в развитии общества. Проблема приобщения к книжной культуре современного дошкольника не только методическая, но и социальная проблема в нашей стране и во всём мире. В связи с этим ЮНЕСКО в последние годы рассматривает чтение как «одно из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучных семей». При этом поясняется, что умение читать не сводится лишь к овладению техникой чтения, это « способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества». В Национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в нашей стране в 2006 году, прямо сказано: «Возрастающий дефицит конструктивных идей и знаний в российском обществе (на фоне нарастания других острых общесистемных проблем) усиливается резким снижением у населения России интереса к книжной культуре в целом, и к чтению как к одному из главных способов приобщения к культурной грамотности. Современная ситуация с чтением, в России характеризуется как системный кризис книжной, читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [6].
Федеральный стандарт дошкольного образования определил условия преодоления кризиса относительно приобщения дошкольников к чтению, обозначив в нем образовательную область «Речевое развитие», которая включает:
- владение речью как средством общения и культуры,
- развитие речевого творчества,
-.знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Многими исследователями утверждается мнение о необходимости возможно более раннего начала формирования ценностного отношения к книжной культуре как результата всего процесса читательского развития (Е.Л. Гончарова, М.Б. Елисеева, Д.В. Дмитриева, О.В. Чиндилова и др.). Многими авторами периодом формирования основ читательского развития детей, их читательской компетентности и воспитания ребенка-читателя обозначается дошкольный возраст как наиболее сензитивный. Нет сомнения в том, что чтение и ценностное отношения к книжной культуре является очень чутким, надежным и, в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом.
В настоящее время проблема исследования приобщения дошкольника к книжной культуре является мало изученной, а поэтому весьма актуальной. В нашей работе предпринимается попытка, определить условия формирования ценностного отношения к книжной культуре.
Анализ образовательной практики ДОО выявил проблемы, препятствующие эффективной реализации задач приобщения детей к книжной культуре:
- недостаточно четкое формулирование целей и задач приобщения дошкольников к книжной культуре в педагогической деятельности;
- фактическое отсутствие системы и преемственности в работе педагогов ДОО, родителей и библиотекарей по формированию ценностного отношения дошкольников к книжной культуре;
- слабое оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
- загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня и нехваткой свободного времени для удовлетворения интереса детей к книге;
-низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.
Целью нашей работы стало - научно обосновать и разработать педагогические условия формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре.
Объектом исследования стал процесс формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что эффективность формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре обусловлена рядом условий, если:
- книжная культура выступит общей целью педагогической деятельности педагогов, родителей и библиотекарей;
- социальное партнерство по формированию ценностного отношения дошкольников к книжной культуре понимается как системная и последовательная деятельность;
- содержание и технологии направлены на выбор книги для чтения, развитие интереса к чтению, открытие смысла текста, стимулирование эмоций, позитивных социальных моделей поведения;
- процесс формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре сопровождается методическим обеспечением;
- отбор детской книги осуществляется на научных принципах и с учетом требований ФГОС ДО к речевому развитию дошкольников.
Исследование содержало ряд этапов (констатирующий, формирующий, контрольный) Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении образовательной практики как среды формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре. Задачи констатирующего этапа исследования:
1. Изучить особенности компетенций педагогов, родителей в вопросах книжной культуры.
2. Выявить уровень ценностного отношения к книжной культуры у детей 7 года жизни.
3. Исследовать особенности организации процесса формирования ценностных отношений дошкольников к книжной культуре.
При решении первой задачи качественный анализ ответов педагогов, родителей, библиотекарей относительно феномена книжной культуры показал следующее:
- педагоги актуализировали книжную культуру в двух плоскостях - культурном и педагогическом, что обусловлено сложившейся и освоенной парадигмой культуросообразного образования;
- родители были менее компетентными в вопросах книжной культуры, связывали ее с производством книг, не все оценивали как фактор культуры, но понимали, что книги мировое наследие, понимали значимость книги в воспитании ребенка (50%);
- библиотекари было более компетентные в вопросах книжной культуры и раскрывали данный феномен как синтез и продукт материализованный, культурный, воспитывающий, что связано со спецификой их деятельности.
Решение второй задачи констатирующего эксперимента позволило выявить уровень ценностного отношения к книжной культуры у детей 7 года жизни. К высокому уровню ценностного отношения к книге мы отнесли 44% детей, к среднему 36%, к низкому 20%. В целом анализ ответов позволяет сделать вывод, что у детей 7 года жизни имеет положительное отношение к книге и процессу чтения. Однако, фактически невысокий уровень речевых умений, дети испытываю затруднения определять смысловые контенты текста, что лежит в основе формирования ценностного отношения к книжной культуре; зафиксированы интерес к чтению и эмоциональное отношение к герою книги, что позволяет выразить надежду о возможности изменения в развитии книжной культуры дошкольников при определенных условиях.
Третья задача констатирующего этапа исследования позволила выявить особенности организации процесса формирования ценностных отношений дошкольников к книжной культуре. Педагоги применяли в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
основном традиционные методы развития речи детей, направленные на рассказывание, пересказывание, составление творческих рассказов; задавали вопросы по содержанию теста, не затрагивая средств выразительности в создании образов и поиска скрытых смыслов рассказов о социальных отношениях. Анализ количественных и качественных данных описательной статистики позволил создать обобщенную картину исследуемых параметров: преобладание среднего уровня ценностного отношения дошкольников к книжной культуре, что обусловлено таким факторами, как отсутствие системной работы по организации процесса работы с книгой в ДОО и семье, фактически не налажено социальное партнерство ДОО, семьи и библиотеки как институтов воспитания отношению к книге и чтению. С учетом данных констатирующего этапа эксперимента проектировался и осуществлялся формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего этапа исследования состояла в поиске оптимальных условий формирования ценностного отношения к книжной культуре. Задачи формирующего этапа исследования:
1. Формирование компетенций педагогов, родителей, библиотекарей в вопросах книжной культуры.
2. Определение форм социального партнерства между дошкольной организацией, семьей, библиотекой
3. Разработка содержания программы и технологий развития книжной культуры старших дошкольников в контексте ФГОС ДО образовательной области «речевое развитие».
4. Разработка методическое обеспечение формирования компетенций педагогов, родителей в вопросах книжной культуры.
В рамках данного этапа исследования была создана и апробирована Программа обучающих семинаров-практикумов для педагогов, родителей, библиотекарей. В ходе реализации программы определялись условия для становления форм социального партнерства (методические семинары: проблемно поисковые, просветительские, мотивационные, мотивационно-деятельностные семинары; педагогические брифинги ), для создания методическое обеспечение процесса формирования книжной культуре у детей 7 года жизни на основе общих ресурсов: дошкольная образовательная организация (педагогические, материально-технические, средовые), семья (социокультурные), библиотека (культурные, материально-технические). Программа формирования компетенций педагогов, родителей, библиотекарей в вопросах формирования книжной культуры у дошкольников содержала актуальные проблемы формирования ценностного отношения к книжной культуре у старших дошкольников, содержательный дискурс занятий с детьми и со взрослыми, формы организации и алгоритм деятельности с педагогами, родителями, библиотекарями. В ходе реализации программы обучающих семинаров изменялось отношение педагогов, родителей, библиотекарей к формам организации и социального партнерства, детской деятельности - чтение, организации РПСС
На формирующем этапе исследования апробировалось содержание программы для детей 7 года жизни «Книга - хранитель тайны», спроектированной по модульному принципу и направленной развитие ценностного отношения к книжной культуре у детей 7 года жизни. Апробация программы позволила наблюдать за процессом формирования отдельных речевых и социально-коммуникативных умений дошкольников, становления ценностного отношения к книжной культуре у дошкольников.
Модуль 1. «Книга - ценность как часть культуры человека» носил познавательный характер и создавал условия для проявления обобщенных представлений о книге, что оказалось несколько сложным для детей, т.к. они понятие «культура» относили к себе лично (опыт общения педагогов и родителей «будь культурным»), а не к книге, литературе как жанру искусства. В последующих занятиях дети уже легко оперировали данным понятием. Использование проблемно-поискового метода «Кто культурный и что это значит?», «Где живет культура и как ее найти?» в сочетании и игровыми упражнения «Покажем культуру свою», «Узнаем книжную культуру» постепенно изменили представления детей о культуре как творческом процессе и результате деятельности человека, создающего книги. Особый интерес у детей вызвало рассматривание страниц, букв, предложений, иллюстраций, несмотря на то, что многие дети не могли читать. Это было показателем готовности детей к восприятию текста и чтению.
Модуль 2. «Книги об отношениях взрослых и детей» направлен на понимание нравственного смысла отношений и социальных модели поведения людей, отраженных в текстах. Экспериментирование с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
художественными образами, сюжетными линиями и композицией текста вначале оказалось трудным для детей. Однако, игра с образами и диалогами героев с использованием логических и смысловых пауз быстро исправили ситуацию и дети научились разделять и считать композиционные части рассказа, отмечая найденными ими знаками: флажок, линейка, штрих и др. Несколько дольше формировалось умение понимать смыслы социального поведения героев, их причинно-следственные отношения. Эффективным оказался метод переноса художественной ситуации на детский опыт, реальные отношения: «познаю свою причину, а потом понимаю причину поведения другого». Такая параллель выдерживалась в течение всего эксперимента и позволила сформировать прочное умение - понимать смысл поведения героя. Дети стали на прогулках задавать друг другу чаще вопросы «Почему?», «Зачем?»; научились легко прощать друг друга.
Модуль 3. «Книги об отношениях между сверстниками», направлен на формирование интереса к книге и нравственных отношений друг с другом. Тексты книг данного модуля были не только интересными для детей, но и обеспечивали развитие речевых и социально-коммуникативных умений, понимание причинно-следственных связей в отношениях эффективнее развивать именно на детских отношений, отраженных в текстах, а не текстах отражающих систему отношений «взрослый и ребенок», что ближе опыту и возрасту детей. Эффективными оказались игровые и юмористические упражнения - «Приветствуем друг друга», «Говорят смешарики», «Поделись улыбкою своей», «Играю с другом», «Играю вместе со всеми»; перевертыши - «неожиданные повороты сюжета, героя», «маска героя, образа, ребенка». Эти методы сняли резкий характер отношений у отдельных детей, усилили потребность вместе рассматривать книги, рассказывать о героях, рассуждать о «правильности» и «не правильности» отношений.
Модуль 4. «Книги об отношениях ребенка с природой» направлен на развитие понимание взаимосвязи в системе отношений «природа - человек». Эти причинно-следственные связи оказались для понимания ребенка сложнее, чем социальные. Причины кроятся в том, что тексты носят описательный характер и детям сложно удерживать внимание на них, а педагогу сложно сразу сориентироваться в смене методов развития ценностного отношения к тексту. Еще одна причина состоит в том, что реальная ситуация жизни ребенка в природе всегда связана с движением, которые стимулируют двигательные навыки, а познавательные и речевые отходят на второй план. Сочетание методов «Играем, познаем, читаем и считаем, исследуем, читаем», используемых в природном пространстве на прогулке, открывает возможности эффективного развития ценностного отношения к книге и понимания роли человека в природной среде.
Принципами отбора книг для чтения дошкольникам, как произведений искусства, явились положения, представленные в работах Л.М. Гурович, О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Р.М. Чумичевой и др.:
- нравственная направленность детской книги,
-тематическая интеграция текстов, отражающая социальные модели поведения детей, их отношения с окружающим миром, остросюжетные, имеющие скрытые нравственные и социальные смыслы (Р.М. Чумичева),
единство содержания (познавательные, эстетические и нравственные функции) и формы (предметная изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композиция),
- высокое художественное мастерство и литературная ценность,
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей,
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции,
- конкретность педагогических задач.
В ходе эксперимента апробировались требования к организации книжной зоны и литературного образования дошкольников:
- удаленное место от дверей, хождения и шума;
- освещенное в дневное и вечернее время, чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления (портреты писателя, предметы народно-прикладного искусства и др.),
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
- витрины для выставки книги, репродукции с картин известных художников,
- закрытые места для хранения книг, альбомов, материала для ремонта,
-персонаж и декорации для теневого театра,
- сменяемость материала (литература, картины, портреты, иллюстрации, фотографии и др.),
- систематизация жанровая и тематическая (количество книг на витрине до 8—10),
- соотнесенность с юбилейными датами писателя, временами года, задачами воспитания, литературными праздниками, вечерами досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечерами сказок, загадок, литературными викторинами (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей),
- интеграция разных видов искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства,
- отражение книжной культуры (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Отбора книг для чтения и рассказывания с учетом выше указанных принципов определили условия для активной и творческой деятельности детей по интеграции одновременно игровой, читательской, коммуникативной деятельности. Дети использовали из тестов речевые обороты, высказывания героев, модели поведения. В таких видах деятельности ярко проявились речевые умения: следовать за сюжетом текста, адекватно понимать смысл текста, строить диалогическую речь, различать реальную и образную ситуацию; а в социально-коммуникативном развитии умения: ориентироваться на социальные нормы поведения, строить межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, поддерживать коммуникации, проявлять эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение к книге.
Анализ количественных и качественных данных описательной статистики контрольного этапа исследования позволил создать обобщенную картину исследуемых параметров формирования ценностного отношения к книжной культуры у детей 7 года жизни: снизились показатели низкого уровня, повысилась познавательная активность детей и интерес к «тайнам» книг, активизировалась коммуникативная и игровая деятельность на основе сюжетов книг, улучшились отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. На контрольном этапе исследования выявлена позитивная динамика по показателям речевого и социально-коммуникативного развития детей относительно ожидаемых результатов. Ответы детей качественно изменились по содержанию, построению, смысловому наполнению. В речевом развитии появились умения, которых не было отмечено ранее:
- умения видеть композиционные изменения текста,
- умение адекватно понимать смысл текста,
- умения высказывать развернутые оценочные отношение к герою.
В социально-коммуникативном развитии дети проявили следующие умения как ранее сложные для них или вообще не проявленные:
- умение поддерживать коммуникацию вопросами, примерами из литературных текстов,
- умение слушать и признавать право другого на иное мнение.
Контрольный этап исследования показал, что ценностное отношение детей 7 года жизни к книжной культуре может изменяться, подтверждением этому являются продукты детской речевой деятельности: содержание вопросов и ответов детей, детские рисунки, придуманные рассказы. Определена зависимость между ценностным отношением к книжной культуре и открытыми смыслами текста, между интересом к чтению и речевой активностью, между компетенциями педагога и коммуникациями детей. Доказана эффективность методов развития ценностного отношения к книжной культуре у детей 7 года жизни, обусловленная педагогическими условиями: учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей развития дошкольников; интеграция игровых, коммуникативных, диалоговых, имитационных, проектных методов; формы социального партнерства; целенаправленное обучение педагогов, родителей, библиотекарей в познании книжной культуры.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
Таким образом, проведенный сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволил обнаружить, что возрастные и индивидуальные особенности дошкольников стали предметом интереса и изучения родителей и библиотекарей; увеличилась степень ответственности родителей за помощь и поддержку детей в процессе чтения; стабилизировались отношения между педагогами, родителями как доброжелательными партнерами. Список использованной литературы:
1. Виноходова Н.Ю. Содержание работы по взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей для обеспечения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. №33-2. 2015. - С. 81-86.
2. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии [Текст]: дис. ... д-ра . психол. наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. - М., 2009.
3. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста. Царскосельские чтения. № XIX, Т. II, 2015. - С. 31-35
4. Максименко О.П. Формирование педагогической компетентности родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. Сб. материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» №5. 2016. - С. 731-736.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.
6. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук / Чиндилова О. В. - Челябинск, 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/fenomenologiya-razvitiya-chitatelskoi-kultury-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-...
7. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте читательского развития дошкольников и школьников.// Автореферат докторской диссертации по педагогике/ ВАК РФ http://vak.ed.gov.ru/ 22 ноября 2011.
8. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - С. 1-6.
© Катрич В С., Чумичева Р.М., 2017
УДК 37.01
Качулина Наталья Николаевна,
доцент РГУФКСМиТ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОКОЛЬСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ГИМНАСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ И ДРУГИХ СЛАВЯНСКИХ СТРАНАХ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВВ.
Аннотация
В статье дается анализ исторических условий возникновения и развития сокольского физкультурно-гимнастического движения, получившего широкое развитие в славянских странах в конце XIX - первой четверти XX в.в. Получив статус государственной системы в Российской империи сокольская гимнастическая система стала основой развития спортивно-гимнастического движения.