3. Golubeva, E. A. Ability and personality. - M.: Prometheus, 1993.
4. Goncharova, E. V., Shevchenko, T. S. Accompanying the individual learning paths learning students. Bulletin of the Nizhnevartovsk State University of Humanities number 2. - Nizhnevartovsk. - St. Petersburg: Publishing House «Peter», 2012. -560 p.
5. Eliseev, O. P. Workshop on personality psychology. - St. Petersburg: Publishing House «Peter», 2001. - 560 p.
6. Isayeva, T. E. Formation of self-sufficiency as an integral quality of adolescent personality: Diss ... candidate. ped. science / T. E. Isaeva. - Rostov-on-Don, 1990
7. Kovaleva, T. M. Course Materials «Basics tutoring support in general education» - Moscow Pedagogical University «First of September», 2010. - 56 p.
8. Petko, Y. V. Personality characteristics of students with low academic performance / Psychology of XXI Century: Proceedings of the conference. - St. Petersburg., 2009. Shennikov S. A. The organization of school education in high school / Basics tutoring support, 2006. - № 8. - P. 111-121
9. Rean, A. A. Psychology teacher knowledge of individual students. - M.: Higher School, 1990. - 78 p.
10. Rybalkina, N. V. Open space education: how to present and build / Proceedings of the VIII All-Russian scientific-practical conference tutor. - Tomsk, 2004.
11. Saharchuk, E. I. Collective subject of the educational process as a factor in quality management training in pedagogical high school: Dis. Dr. ... ped. sciences, Volgograd. State. ped. Univ. -Volgograd, 2004. - 300 p.
12. Serikov, G. N. Education Management: systemic interpretation: Monograph. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University «Torch», 1998. - 664 p.
13. Talyzina, N. F. The principles of Soviet psychology and cognitive problems of psychodiagnostics / Readings in developmental and educational psychology / ed. I. I. Ilyasova, V. Y. Liaudis - Moscow, 1981. - P. 285-290
14. Trapitsyn, S. J. Theoretical basis of the quality management of educational process at the military
college: thesis. Dr. ... ped. sciences, Russia. State. Ped. Univ. AI Herzen. - St. Petersburg., 2000. - 337 p.
15. Shalaev, I. K. Motivational program-oriented management: basic theory and performance expertise: studies. allowance. - Barnaul State Pedagogical University, 2004. - 300 p.
16. Shennikov, S. A. Open Distance Education. -Moscow: Nauka, 2002. - 527 p.
17. Schedrovitsky, P. G. The problem of the borders of the activity approach in education (about the research program of tutoring) and the School of Open Education: Proceedings of the Materials III All-Russian Scientific Conference tutor and regional workshops / Ed. Ed. I. D. Proskurovskaya, S. A. Zotkin. - Moscow-Tomsk: Tomsk State Pedagogical University, 1999. - 153 p.
18. Shipilina, L. I. Intrahigh quality management of vocational education managers: the humanitarian aspect of the concept culturological / Electronic scientific journal «Herald of the State Pedagogical University» - 2006 Edition. (Electronic resource). http://www.edu.ru
Кленин Дмитрий Анатольевич - аспирант,
ФГБОУ ВПО «СибАДИ», основное направление научных исследований: психолого-педагогические вопросы образования, 5 публикаций, e-mail: the-doctor- 7@rambler. ru
Сальников Виктор Александрович - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «СибАДИ», основное направление научных исследований: психолого-педагогические вопросы образования, более 320 публикаций, e-mail: salnikov_ viktor@bk. ru
Ешкова Юлия Андреевна - аспирант, ФГБОУ ВПО «СибАДИ», основное направление научных исследований: теория и методика подготовки водителей, 3 публикации, e-mail: julia_soul88@mail. ru
Ревенко Евгений Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «СибАДИ», основное направление научных исследований: психолого-педагогические вопросы образования, более 50 публикаций, e-mail: revenko. 76@mail.ru
УДК 378.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Е. Я. Климкович
Аннотация. Рассмотрены возможности использования Интернет-ресурсов, уточнены подходы, повышающие эффективность их применения, определены принципы и критерии отбора Интернет-ресурсов при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Выявлены методы и формы обучения студентов и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов.
Ключевые слова: иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция, информационные технологии, Интернет-ресурсы, педагогические условия.
Введение
Вступление России в единое экономическое пространство, выход на уровень международного взаимодействия в области высшего образования, науки и производства определяют стратегию модернизации отечественного высшего профессионального образования, предъявляя принципиально новые требования к качеству профессиональной подготовки специалистов. Для российских вузов всё более актуальным становится формирование
конкурентоспособной, компетентной в профессиональном отношении личности, владеющей не только комплексом фундаментальных научных знаний, специальных умений и навыков, но и качествами, позволяющими реализовать свой интеллектуальный потенциал в практической деятельности, в том числе способностью и готовностью к эффективной межличностной, межкультурной профессиональной
коммуникации.
Необходимость создания условий обучения, обеспечивающих сочетание профессиональных знаний студентов, языковой коммуникативной компетенции, социально-поведенческого фактора и позволяющих выпускникам вузов участвовать в профессиональном иноязычном общении, отражена в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения [1].
По мнению учёных, способность и готовность студентов неязыковых вузов к применению предметных научных знаний в профессиональном общении на иностранном языке достигается в процессе формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции [2].
Иноязычная профессионально-
ориентированная коммуникативная компетенция имеет первостепенное значение для обучения иностранному языку будущих специалистов в области информационных технологий, т.к. согласно видам профессиональной деятельности выпускников и вытекающим из них профессиональным задачам,
определённым ФГОС ВПО 2010 г. по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям), является неотъемлемой частью их профессиональной компетентности [3]. По своей структуре иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция будущих специалистов в области информационных технологий представляет собой сочетание специального, социально-поведенческого и коммуникативного блоков, состоящих из более частных компонентов [4].
Содержание иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий составляет совокупность конкретных языковых знаний, речевых умений, навыков, качеств личности обучаемых, стратегий и тактик речевого поведения, приобретение которых обеспечивает возможность практического владения иностранным языком в сфере и ситуациях профессионального общения и готовность выпускника вуза к иноязычной профессиональной коммуникации [5].
Формирование иноязычной
профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий существенно активизируется благодаря использованию Интернет-ресурсов, которые способствуют созданию особой иноязычной информационно-
коммуникационной среды при обучении студентов профессионально-
ориентированному иностранному языку [6]. Применению Интернет-ресурсов в преподавании иностранного языка в вузах нелингвистического профиля посвящены педагогические исследования Барыбина А. В. (2005), Вардашкиной Е. В. (2010), Гармаевой С. И. (2008), Гречихина И. Е. (2004), Девтеровой 3. Р. (2007), Жуковой Н. В. (2010), Искандеровой А.Ф. (2010), Петровой Е. Ю. (2011) и некоторых других учёных.
При этом, по мнению Беспалько В. П. (2002), Бекасова И. К. (2008), Болдовой Т. А. (2004), Захаровой И. Г. (2005), Мельниченко Я И. (2008), Халяпиной Л. П. (2006), Фаевцовой О. Е. (2006) и других исследователей, обучение на основе Интернет-ресурсов эффективно, т.е. повышает качество усвоения учебного
материала и возможности его практического применения, лишь при их педагогически и дидактически обоснованном использовании. Однако, несмотря на накопленный педагогами практический опыт работы по внедрению, адекватному и системному использованию Интернет-ресурсов в процессе обучения студентов
профессионально-ориентированному иностранному языку, по целому ряду направлений подготовки выпускников вузов отсутствует или недостаточно разработано необходимое научно-методическое
обеспечение. В частности, не определены педагогические условия формирования иноязычной профессионально-
ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий.
Цель данной статьи - обосновать педагогические условия, способствующие формированию иноязычной
профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и описать педагогические условия формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов.
2. Дать краткую характеристику педагогических условий формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов и предложить средства их реализации.
Педагогические условия формирования иноязычной профессионально-
ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов
В педагогической литературе под условиями понимается «...совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [7]. Соответственно, педагогическими условиями, способствующими
формированию иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов, является совокупность требований, выполнение которых положительно влияет на достижение целей обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку. По мнению автора статьи, вышеупомянутыми педагогическими условиями являются:
1. Создание языковой информационно-коммуникационной среды при обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку.
2. Применение коммуникативного, личностно-ориентированного, функционального и интегративного подходов.
3. Отбор Интернет-ресурсов в соответствии с принципами аутентичности, профессиональной направленности, интерактивности, информационной ценности, надёжности и адекватности для самостоятельной работы.
4. Использование методов активного обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, коллективных форм обучения, обучения в сотрудничестве, педагогики сотрудничества, сочетание инновационных и традиционных форм обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку.
Языковая информационно-
коммуникационная среда и подходы к формированию иноязычной
профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов
Некоторые педагогические и
дидактические возможности использования Интернет-ресурсов при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий уже рассматривались автором в предыдущих публикациях [8]. Подводя итоги проведённых в этом направлении исследований, можно выделить следующие основные характеристики Интернет-ресурсов как средства обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, повышающего результативность учебного процесса: большая наглядность, доступность, эмоциональность обучения, психологический комфорт, развитие познавательного
интереса; формирование рациональных способов учения, повышение уровня обученности; активизация учебно-познавательной деятельности студентов за счёт игрового характера, повышенной динамичности, диалоговой формы обучения, включения элементов исследования; развитие самостоятельности и инициативы в решении познавательных и
профессиональных задач, повышение мотивации коллективной и самостоятельной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения за счёт разноуровневых заданий, разработанных или подобранных преподавателем с учётом индивидуальных качеств личности студентов; обеспечение гибкости учебного процесса путём вариативности содержания и методов преподавания и учения, форм организации учебных занятий; сочетания разных методик для разных групп обучающихся; возможность поэтапного продвижения обучаемых к цели, варьирования для каждого обучаемого темпа, объёма, меры самостоятельности в учебном процессе с учётом его индивидуальности; управление учебным процессом на основе осуществления педагогической коррекции и непрерывной обратной связи, придание контролю учебной деятельности
систематичности и объективности благодаря возможности отслеживания различных форм участия студентов в учебной деятельности.
Таким образом, благодаря
использованию Интернет-ресурсов создаётся особая языковая информационно-коммуникационная среда, стимулирующая учебную деятельность студентов и способствующая более быстрому и полному освоению студентами содержания иноязычной профессионально-
ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий.
Но указанные выше педагогические и дидактические возможности использования Интернет-ресурсов, существенно повышающие эффективность процесса формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий, реализуются лишь при выполнении определенных педагогических условий, одним из которых является применение коммуникативного, личностно-ориентированного, функционального и интегративного подходов при обучении
студентов профессионально-
ориентированному иностранному языку [9].
Принципы и критерии отбора Интернет-ресурсов при формировании иноязычной профессионально-
ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий
Не менее важным педагогическим условием формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов является тщательный отбор виртуальных источников, который позволяет избежать или свести к минимуму влияние негативных факторов, снижающих эффективность их применения в учебном процессе [10].
В современной отечественной педагогике (Аносова Н. Э., Барыбин А. В., Бекасов И. Н., Болдова Т. А., Быстрова Л. А., Верёвкина-Рахальская Ю. Н., Гречихин И. Е., Девтерова 3. Р., Захарова Е. В. и др.) достаточно подробно рассматривались отдельные аспекты использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов лингвистических и неязыковых вузов. Но авторы научных работ не акцентировали внимание на принципах отбора Интернет-ресурсов в зависимости от специфики профессиональной подготовки студентов и не обозначили чётких критериев такого отбора.
Принимая во внимание цели и условия обучения будущих специалистов в области информационных технологий, а также учитывая особенности формируемой компетенции, на наш взгляд, отбор Интернет-ресурсов следует производить в соответствии с принципами аутентичности, профессиональной направленности,
интерактивности, информационной ценности, надёжности и адекватности для самостоятельной работы.
Указанные принципы позволяют выделить основные критерии отбора Интернет-ресурсов и определить их значение для формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Критерии аутентичности Интернет-ресурсов:
- использование содержащихся в них материалов в реальной жизни стран изучаемого языка и деятельности
соответствующих организаций,
профессиональных сообществ и групп;
- отсутствие адаптации этих материалов для нужд учащихся в зависимости от их уровня владения языком;
- соответствие материалов Интернет-ресурсов реальным коммуникативным задачам носителей языка в профессиональном общении;
- возможность реализации устного или письменного профессионально-ориентированного общения на иностранном языке.
Аутентичность представленных в Интернет-ресурсах материалов обеспечивает подлинную иноязычную коммуникацию и способствует созданию виртуальной аутентичной среды профессионально-ориентированного иностранного языка.
Критерии профессиональной
направленности Интернет-ресурсов:
- содействие ознакомлению будущих специалистов в области информационных технологий с объективными научными данными, понятиями, теориями, новейшими техническими достижениями и разработками в интересующей сфере;
- поощрение сознательного усвоения студентами научных знаний, вовлечение их в поисковую, познавательную, исследовательскую деятельность;
- включение материалов, содержащих широкий перечень ситуаций и тем профессионального общения, текстов для чтения, литературы по специальности, необходимых образцов письменной речи.
Профессиональная направленность Интернет-ресурсов, используемых в процессе формирования иноязычной
профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий, способствует развитию способности и желания студентов участвовать в межкультурной
профессионально-ориентированной коммуникации, самостоятельно
совершенствовать иноязычные и
профессиональные знания, умения и навыки речевой деятельности на иностранном языке.
Критерии интерактивности Интернет-ресурсов:
- возможность парного и группового взаимодействия участников общения в сети (телеконференции, видео конференции, Chat, ICQ) и в автономном режиме (переписка по электронной почте, off-line конференции, блоги);
- возможность организации процесса обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним, обеспечение его интерактивности и динамичности;
- стимулирование активной творческой деятельности студентов на практических занятиях по иностранному языку и при выполнении самостоятельной работы, возможность обмена профессиональной информацией и её обсуждения на иностранном языке с носителями языка и другими иноязычными участниками форумов, блогов, сетевых проектов;
- вовлечение практически всех студентов в учебный процесс в комфортных для них условиях.
Вызывая необходимость синхронной реакции на реплики собеседников, интерактивность Интернет-ресурсов развивает способность обучаемых вести дискуссию, умение слушать и уважать мнение партнёра, чётко и аргументированно излагать свою точку зрения, укрепляет взаимопонимание и поддержку, уверенность каждого студента в своей интеллектуальной состоятельности и успешности. Таким образом, интерактивность Интернет-ресурсов способствует
формированию истинной потребности будущих специалистов в области информационных технологий в
профессионально-ориентированной коммуникации.
Критерии информационной ценности (ёмкости) Интернет-ресурсов:
- научная и практическая ценность содержащегося в Интернет-ресурсах материала для будущих специалистов в области информационных технологий;
- уникальность ресурса (ценность данного виртуального источника в сравнении с другими);
- комплексность ресурса (интегрированность представления информации);
- популярность (частота посещения).
Соблюдение принципа информационной
ценности позволяет производить отбор Интернет-ресурсов, наиболее значимых для будущих специалистов в области информационных технологий с точки зрения тематики и полноты освещения вопросов, способствует формированию у обучаемых целостного взгляда на реальность, обогащает их мировосприятие. Процесс усвоения студентами профессионального и
лингвистического материала становится более полным и глубоким, развивается умение понимать и применять информацию в профессионально-ориентированном общении на иностранном языке.
Критерии надёжности Интернет-ресурсов и их адекватности для самостоятельной работы:
- авторитетность ресурса (источники информации, наличие официальных публикаций, ссылок на другие источники);
- стабильность ресурса (поддержание, регулярное обновление);
- актуальность информации (современность, дата размещения);
- полнота и достоверность информации;
- объективность и корректность изложения материала;
- качество доступа к информации (удобная структура виртуального источника, лёгкость навигации по сайту).
Благодаря надёжности Интернет-ресурсов облегчается процедура поиска необходимой информации, существенно снижаются временные затраты, исключаются материалы, не соответствующие правовым, нравственным и иным нормам. Отбор Интернет-ресурсов в соответствии с принципом надёжности и адекватности для самостоятельной работы позволяет будущим специалистам в области информационных технологий самостоятельно формировать систему профессиональных и языковых знаний, применять её в профессионально-ориентированном общении на иностранном языке, развивают ответственное отношение студентов к обучению и другие социально значимые качества, необходимые им в профессиональной деятельности.
Тем не менее, применение определённых подходов и соблюдение принципов отбора Интернет-ресурсов, способствующих
формированию иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной
компетенции будущих специалистов в области информационных технологий необходимо, но недостаточно для того, чтобы обеспечить эффективность учебного процесса.
Методы и формы обучения студентов при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов
Ещё одним педагогическим условием успешности формирования вышеназванной
компетенции является использование методов активного обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, коллективных форм обучения, обучения в сотрудничестве, педагогики сотрудничества, сочетание инновационных и традиционных форм обучения.
Активность обучаемых является одним из дидактических принципов обучения и направлена на ускоренное усвоение знаний, формирование навыков, развитие умений, на выработку необходимых личностных качеств, активной жизненной позиции. К числу методов активного обучения принято относить различные варианты прямого, коммуникативного и интенсивного методов, метод активизации резервных возможностей личности, метод проектов, проблемное обучение, смешанное обучение ("blended learning") и др. [11].
Ориентация на активную деятельность студентов в процессе формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий обусловлена необходимостью усвоения студентами профессиональных и лингвистических знаний, приобретения опыта практического применения иноязычных речевых навыков и умений в будущей профессиональной деятельности в определённые ФГОС ВПО сроки.
Немаловажным преимуществом
применения методов активного обучения является развитие познавательных потребностей обучаемых, их стремления проявлять свои знания и способности в иноязычном общении как на практических занятиях по иностранному языку, так и при выполнении самостоятельной работы.
Использование методов активного обучения при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий предусматривает активное участие студентов в учебном процессе, широкое использование коллективных форм обучения, внимание к творческим видам занятий.
Уподобление процесса обучения реальному общению предполагает создание на занятиях разнообразных ситуаций бытового и профессионального общения, организацию активной творческой деятельности студентов, что обеспечивается применением современных образовательных
технологий, таких как проектные технологии, тандем-метод, технология «case study», интенсивные технологии, игровые технологии и др., позволяющих вовлечь практически всех обучаемых в общую деятельность.
Коллективные формы обучения не только способствуют релаксации, снятию нервной нагрузки, смене видов деятельности обучаемых и т.д., но и благодаря совместному участию студентов в дискуссиях, групповых проектах,
конференциях и др. приводят к рефлексии и получению нового знания, развивают саму познавательную деятельность студентов, переводя её на более высокий уровень.
Сотрудничество будущих специалистов в области информационных технологий в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку служит предпосылкой внедрения в учебный процесс элементов кооперативного обучения - формы обучения в малых группах, где студенты помогают и поддерживают друг друга [7].
Но первостепенное значение в педагогической деятельности преподавателя иностранного языка в процессе формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов, по мнению автора статьи, имеет педагогика сотрудничества, ориентированная на совместную творческую работу педагога и студентов и альтернативная авторитарному обучению [7].
В процессе достижения «трудной цели» студенты под руководством преподавателя сами выстраивают определённую траекторию изучения учебного материала и индивидуализируют своё обучение, что позволяет им учиться без принуждения и вселяет уверенность в собственных силах и возможностях. В результате, каждый обучаемый ощущает важность своего труда, осознаёт ценность своего личного вклада в общее дело.
На занятиях по иностранному языку преподаватель выступает в роли информатора, организатора учебной деятельности, консультанта, помощника, предоставляя студентам возможность проявлять инициативу и применять свои профессиональные и языковые знания, умения, навыки, способности на практике.
Педагогика сотрудничества неизбежно активизирует формирование готовности выпускника к профессиональному общению
на иностранном языке, создаёт благоприятные условия для формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов.
Следует отметить, что обучение профессионально-ориентированному иностранному языку в виртуальной среде не заменяет, а лишь дополняет и развивает возможности непосредственной
коммуникации «лицом к лицу». К тому же, на сегодняшний день в силу ряда причин (недостаточная техническая оснащённость учебных аудиторий в образовательных учреждениях, отсутствие или непостоянность доступа к ресурсам сети Интернет, разница во времени в различных городах и часовых поясах и др.) Интернет-коммуникация на занятиях по иностранному языку является преимущественно письменным общением.
Поэтому, по мнению автора статьи, создание эффективной информационно-коммуникационной среды в процессе обучения студентов иноязычному профессиональному общению неразрывно связано с сохранением общих традиционных принципов построения учебного процесса, интеграцией инновационных и
традиционных форм обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, отобранных
соответствующим образом Интернет-ресурсов с традиционными учебными пособиями. При этом использование Интернет - ресурсов более результативно, если преподаватель иностранного языка создаёт условия для повышения творческого и интеллектуального потенциала студентов за счёт моделирования различных коммуникативных ситуаций с учётом индивидуальной речевой деятельности студентов, их умения взаимодействовать с партнёрами по коммуникации,
самоорганизации обучаемых.
Следовательно, использование методов и приёмов активного обучения, коллективных форм обучения и обучения в сотрудничестве, педагогика сотрудничества, сочетание инновационных и традиционных форм обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку способствуют более полному освоению содержания обучения профессионально-ориентированному иностранному языку и повышают эффективность применения Интернет-ресурсов в процессе формирования
иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий.
Заключение
На основании вышеизложенного следуют выводы:
1. Создание языковой информационно-коммуникационной среды является стимулирующим фактором обучения, мотивируя студентов к деятельности по использованию Интернет-ресурсов в учебном процессе и более полному освоению содержания компетенции.
2. Применение коммуникативного, личностно-ориентированного, функционального и интегративного подходов создаёт методологическую основу процесса обучения и способствует формированию иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов.
3. Отбор Интернет-ресурсов в соответствии с принципами аутентичности, профессиональной направленности, интерактивности, информационной ценности, надёжности и адекватности для самостоятельной работы обеспечивает высокое качество содержания используемых в процессе обучения материалов.
4. Использование методов активного обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, коллективных форм обучения, обучения в сотрудничестве, педагогики сотрудничества, сочетание инновационных и традиционных форм обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку способствует эффективной организации учебной деятельности обучаемых.
Соблюдение вышеназванных
педагогических условий позволяет существенно повысить эффективность процесса формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе Интернет-ресурсов.
Достоверность полученных теоретических результатов предстоит проверить в ходе опытно-экспериментальной работы на практическом этапе исследования.
Библиографический список
1. Федеральные государственные
образовательные стандарты высшего
профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. -Режим доступа: минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 15.04.2013).
2. Петрова, А. П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. П. Петрова. -Якутск, 1999. - 179 с.
3. Климкович, Е. Я. Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция как неотъемлемая часть профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных технологий / Е.Я. Климкович // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. - Омск: СибАДИ.
- №2 (24).- 2012. - С. 141-145.
4. Климкович, Е. Я. Структура иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий / Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVI респуб. науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2012г. : в 2 ч. / Брест. Гос. ун-т имени A.C. Пушкина; редкол.: В.Ф. Сатинова [и др.]. - Брест: Альтернатива. - 4.2. - С. 57-59.
5. Климкович, Е. Я. Содержание иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий / Новые технологии в образовании: Сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции (апрель, 2012 г.) / Научн. ред. Я. А.. Максимов. - Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр, 2012. - C. 17-22.
6. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
7. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004 - 512 с.
8. Климкович, Е. Я. Использование Интернет-ресурсов в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку будущих специалистов в области информационных технологий / Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования: матер. VII Всерос. науч.- практ. конф. (с межд. участием) - Омск: СибАДИ, 2012. Кн. 3 - 384 с.
9. Климкович, Е. Я. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий / Е. Я. Климкович // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность.
- 2012. - №3 (109). - С. 194-197.
10. Сысоев, П. В., Евстигнеев, М.Н. Создание авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. URL: http://www.eidos.ru/journal/0516-4. htm (дата обращения: 18.04.2013).
11. Азимов, А. Г., Щукин, А. М. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
12. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского псих.-соц. Института. Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2002. -352 с.
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING SUBJECT-RELATED COMMUNICATIVE LANGUAGE COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS
E. J. Klimkovich
The article considers the potentialities of using Internet resources and specifies the approaches that increase their effectiveness, it identifies the principles and criteria of Internet resources selection when developing subject-related communicative language competence of future IT specialists. The author reveals appropriate teaching methods, modes of study and substantiates the pedagogical conditions of developing subject-related communicative language competence of future IT specialists based on using Internet resources.
Keywords: subject-related communicative language competence, information technologies, Internet resources, pedagogical conditions.
Bibliographic list
1. Federal state educational standard, (2010), URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo, минобрнауки. рф/документы.
2. Petrova, A. P., (1999), Pedagogical fundamentals of forming professional communicative language competence in a technical college: candidate's dissertation: 13.00.01, Yakutsk, 1999, 179 p.
3. Klimkovich, E. Y. (2012), "Subject-related communicative language competence of future IT specialists as an integral part of their professional competences", [in:] Vestnik SibADI, Issue 2 (24), Omsk: Siberian State Automobile and Highway Academy, pp. 141-145.
4. Klimkovich, E. Y. (2012), "The structure of subject-related communicative language competence of future IT specialists", [in:] Topical issues of German philology and methods of teaching foreign languages,
Materials of XVI republican scientific and training conference (24th February, 2012), Brest: Alternativa, Vol. 2 , pp. 57-59.
5. Klimkovich, E. Y. (2012), "The contents of subject-related communicative language competence of future IT specialists", [in:] New technologies in education, Collection of articles following the International scientific and training conference (April, 2012), Krasnoyarsk: Nauchno-Innovatsionnyi Tsentr, pp. 17-22.
6. The Internet in humanitarian education / Edited by Polat, E. S. (2001), Moscow: VLADOS, 272 p.
7. Polonsky, V. M. (2004), Education and pedagogics dictionary, Moscow: Visshaya Shkola, 512 p.
8. Klimkovich, E. Y. (2012), "Using Internet resources when teaching future IT specialists subject-related foreign language", [in:] The development of road and transportation complex and building infrastructure based on conservancy, Materials of VII All-Russian scientific and training conference (involving international participants), Omsk: SibADI, Vol.3, 384 p.
9. Klimkovich, E. Y. (2012), "Developing subject-related communicative language competence of future IT specialists", [in:] Omskii nauchnii vestnik, Issue 3 (109), Omsk: Omsk state technical university, pp. 194-197.
10. Sisoyev, P. V., Evstigneyev, M. N., (2008), "Creating authoring educational Internet resources in foreign languages", Internet journal Eidos, URL: http://www.eidos.ru/journal/0516-4. htm
11. Asimov, A. G., Shyukin, A. M. (2009),The new dictionary of methodological terms and concepts (the theory and practice of language teaching), Moscow: IKAR, 2009, 448 p.
12. Bespalko, V. P. (2002), Computer-aided education and instruction (pedagogics of the third millennium), Moscow: Publishing house of Moscow Psychological and Sociological Institute. Voronezh: Publishing house of scientific and manufacturing association "Modek", 352 p.
Климкович Евгения Яковлевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основное направление исследований - инновационные технологии в преподавании иностранных языков. Общее количество публикаций - 20 статей. Email: jane. 63@bk.ru