УДК 378: 81.111
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
л
© Е.Я. Климкович1
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, Россия, г. Омск, пр. Мира, 5.
Дана характеристика интернет-ресурсов как средства формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Обоснована необходимость использования интернет-ресурсов для повышения эффективности и качества языковой подготовки студентов. Сделан краткий обзор представленных в педагогической литературе классификаций интернет-ресурсов как средства обучения, выделены основные сферы их применения в преподавании иностранного языка. Приведены результаты анализа содержания отобранных автором интернет-ресурсов с точки зрения областей их возможного применения в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку и корреляции с компонентами формируемой компетенции. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: интернет-ресурсы; иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция будущих специалистов в области информационных технологий; средство обучения; принципы и критерии отбора интернет-ресурсов; анализ содержания интернет-ресурсов.
INTERNET RESOURCES AS A MEANS TO DEVELOP PROFESSION-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE IT SPECIALISTS E.Ya. Klimkovich
Siberian State Automobile and Highway Academy, 5, Mir pr., Omsk, 644080, Russia.
The article describes Internet resources as a means to form profession-oriented foreign language communicative competence of future IT specialists. It demonstrates the need to use Internet resources in order to improve the efficiency and quality of students' language training. Having reviewed classifications of Internet resources as teaching aids, presented in pedagogical literature, the author identifies the main areas of their application in teaching foreign languages and gives the results of content analysis of selected Internet resources in respect to the spheres of their possible application in students' profession-oriented language training as well as correlation with the components of the competence being developed. 11 sources.
Key words: Internet resources; profession-oriented foreign language communicative competence of future IT specialists; teaching aids; principles and criteria of Internet resources selection; Internet resources content analysis.
Под влиянием происходящих в современном российском обществе процессов глобализации и информатизации совершенствуется система высшего профессионального образования, повышается его открытость, социальная ориентированность и технологичность. Качественным показателем такого образования становится его инновационный характер, который, в первую очередь, проявляется в многоаспектности и непрерывном обновлении содержания изучаемых дисциплин в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями обучающихся и требованиями со стороны общества и конкретных работодателей, гибкости в организации процесса обучения, оперативности в формировании необходимых общекультурных и профессиональных компетенций. В настоящий момент в оценке учебных достижений выпускников вузов ведущая роль принад-
лежит результатам обучения, которые выражаются в способности молодых специалистов продуктивно и творчески действовать в практических ситуациях, в их готовности к саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Выдвинутые государством более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах 2010 г.
Повышение эффективности процесса обучения и качественных показателей учебной деятельности в вузах тесно связано с применением в учебном процессе информационных ресурсов и глобальных систем коммуникации, созданием единой образовательной среды, обеспечением информационной открытости системы образования. Интеграция новых информационно-коммуникационных технологий в основные компоненты процесса обучения позволяет решать
1Климкович Евгения Яковлевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, тел.: 89050988601, e-mail: jane.63@bk.ru
Klimkovich Evgeniya, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, tel.: 89050988601, e-mail: jane.63@bk.ru
задачи высшего профессионального образования в соответствии со стандартами нового поколения.
В изменившихся условиях процесс обучения иностранному языку в вузе уже немыслим без применения более динамичных моделей и инструментов коммуникации, их интеграции с традиционными формами и методами обучения, новых взаимоотношений преподавателя и обучающихся. Преподавание иностранного языка теперь включает не только передачу студентам сугубо лингвистических знаний, но и формирование у обучающихся жизненно важных навыков работы с иноязычной информацией, умения эффективно поддерживать иноязычную коммуникацию с коллегами, способности и готовности самостоятельно развиваться, расширять возможности своей учебной, профессиональной и научной деятельности. С точки зрения И.К. Бекасова (2008), М.В. Бовтенко (2005), Ю.Н. Верёвкиной-Рахальской (2007), Е.С. Полат (2001), Л.К. Раицкой (2009), И.Н. Розиной (2005) и других ученых, повысить эффективность и качество языковой подготовки студентов позволяет использование в учебном процессе ресурсов сети Интернет.
Исследования А.В. Барыбина (2005), Е.В. Вар-дашкиной (2010), С.И. Гармаевой (2008), И.Е. Гречи-хина (2004), З.Р. Девтеровой (2007), Н.В. Жуковой (2010), Е.В. Захаровой (2008), Искандеровой А.Ф. (2010), Петровой Е.Ю. (2011) доказывают преимущество виртуальных источников перед традиционными средствами обучения профессионально-
ориентированному иностранному языку студентов неязыковых вузов. В то же время такие ученые, как И.К. Бекасов (2008), Т.А. Болдова (2004), Л.П. Халяпи-на (2006), О.Е. Фаевцова (2006) и другие подчеркивают необходимость тщательного отбора виртуальных источников, выбора форм и методов обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, соответствующих целям и содержанию обучения студентов с учетом специфики их профессиональной подготовки.
В настоящее время, когда в условиях новой образовательной парадигмы ведущим компонентом системы обучения иностранному языку становится лич-ностно-ориентированный подход, в рамках которого формируется профессиональная компетентность выпускника вуза, перед исследователями встает новая задача - выяснить, насколько и каким образом применение интернет-ресурсов в учебном процессе способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Цель данной публикации - охарактеризовать интернет-ресурсы, которые следует использовать в процессе формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий.
В рамках данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть преимущества интернет-ресурсов, позволяющих использовать их при формировании иноязычной профессионально-ориентированной ком-
муникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий.
2. Сделать краткий обзор представленных в педагогической литературе классификаций интернет-ресурсов как средства обучения и выделить основные сферы их применения в преподавании иностранного языка.
3. Проанализировать содержание отобранных интернет-ресурсов как средства формирования вышеназванной компетенции.
Данные задачи предстоит решить с помощью таких методов, как:
- анализ и обобщение результатов научных педагогических исследований по изучаемой проблеме, передового педагогического опыта по использованию интернет-ресурсов в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку;
- анализ содержания интернет-ресурсов по выявлению сферы их возможного применения при обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку;
- интерпретация и оценка полученных данных.
По определению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, Интернет является глобальной системой компьютерных сетей, интегрированной сетевой системой, состоящей из неоднородных, связанных между собой коммуникативных сетей. Интернет объединяет множество серверов, на которых находится огромный объем информации из разных областей знаний [2, с. 85-86]. Применительно к сфере образования сеть Интернет представляет собой совокупность информационной и телекоммуникационной техники, информации, которая хранится в компьютерах пользователей сети. В настоящее время Интернет охватывает десятки тысяч различных сетей, доступ к которым открыт практически любому пользователю. С дидактической точки зрения Интернет имеет преимущество перед традиционными средствами обучения благодаря доступности и актуальности аутентичных материалов, а также удобству, посильности и быстроте устной и письменной коммуникации.
Г.К. Селевко отмечает, что «с появлением Интернета коммуникация впервые попала в ситуацию быстрого, постоянного, взаимного общения на любом расстоянии...» [9, с. 216]. Исследователь выделяет следующие особенности сети Интернет, позволяющие эффективно использовать ее в учебно-воспитательном процессе:
- неограниченные объемы хранимой на серверах информации, ее потенциальная открытость и практически мгновенная доставка любому клиенту;
- гипертекстовый формат представления информации, который дает возможность свободного перемещения по информационному пространству и вариативности действий по поиску, обработке и представлению информации;
- автономность любого узла сети, препятствующая регламентации и иным формам контроля действий пользователей;
- осуществимость интерактивного взаимодей-
ствия между преподавателем и обучающимися, а также между обучающимися в режиме реального времени.
С точки зрения Р.Н. Абалуева, интернет-технологии включают автоматизированную среду получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, которая реализуется в сети Интернет и содержит машинный и человеческий элементы [1, с. 10]. Ученый выделяет интернет-технологии, которые могут быть использованы в обучении: компьютерные обучающие программы, обучающие системы на основе мультимедиа-технологий, интеллектуальные и обучающие экспертные системы, распределенные по отраслям знаний базы данных, электронные библиотеки и издательские системы, средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.). К числу основных технологий, используемых в сети Интернет, автор относит гипертекст как систему взаимосвязанных ссылок, позволяющих осуществлять навигацию между страницами, и гипермедиа-среду, которая помимо гипертекста включает фотографию, видео, звук.
Р.Н. Абалуев (2002), О.Е. Фаевцова (2006) и некоторые другие исследователи подразделяют интернет-технологии на две большие группы: с избирательной интерактивностью и с полной интерактивностью, где под интерактивностью подразумевается непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой. Технологии с избирательной интерактивностью обеспечивают хранение информации в структурированном виде (банки данных, базы данных) и функционируют в избирательном интерактивном режиме, когда пользователь не имеет возможности вводить новую информацию. Технологии с полной интерактивностью не только предоставляют прямой доступ к хранящейся в банках и базах данных информации, но и включают все формы телекоммуникации: электронная почту, чаты, форумы, веб-конференции и др. [10, с. 25].
Интернет-ресурсы - это информация, хранящаяся в компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, которые существуют в виде логически завершенных записей или файлов. Интернет-ресурсы представляют собой совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления [1, с. 12].
Рассматривая ресурсы сети Интернет в образовательном контексте, Е.С. Полат выделяет такие направления их применения в преподавании иностранного языка, как доставка информации, получение дидактических и учебно-методических материалов, создание среды обучения, основы курса обучения, обеспечение коммуникативной среды для развития речевых навыков и умений, формирования коммуникативной компетенции [5, с. 22-35].
Т.А. Болдова отмечает следующие образовательные возможности интернет-ресурсов: публикация
учебно-методической информации в гипермедийном виде; дистанционный доступ к информационным ресурсам, удаленным библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек, к пользовательским файлам, к базам данных и знаний; дистанционное использование удаленных вычислительных ресурсов и дистанционных лабораторных практикумов; общение между субъектами и объектами учебного процесса. Она выделяет четыре функции сети Интернет, важные для использования виртуальных источников при обучении иностранным языкам: транспортную, функцию общения в информационной среде, функцию профессионального общения и функцию обучения.
Модели обучения с использованием сети, по мнению Т.А. Болдовой, делятся на две группы: смешанное и полное интернет-обучение. В первом случае интернет-технологии периодически встраиваются в традиционный учебный процесс, а во втором - обучение полностью проходит в сети Интернет [3, с. 21-22].
В отношении применения интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин выделяют интегрированное обучение на основе информационно-коммуникационных технологий (англ. Blended Learning) и сетевую технологию обучения. Blended Learning построена на основе интегрирования очных, дистанционных форм обучения и применения ИКТ [2, с. 80]. Сетевая технология обучения предусматривает использование сети Интернет на всех основных этапах обучения иностранному языку: при создании и передаче информации, приобретении знаний, формировании навыков и умений, осуществлении контроля над их формированием в процессе взаимодействия между преподавателем, обучающимся и администратором сети [2, с. 272].
Специалисты в области компьютерной лингводи-дактики (М.А. Бовтенко, Е.С. Полат, И.Н. Розина и др.) считают возможность виртуального погружения обучающихся в аутентичную языковую среду, которая создается благодаря применению интернет-ресурсов, наиважнейшим условием овладения ими иностранным языком и рассматривают интернет-технологии как средство формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Использование ресурсов сети Интернет особое значение имеет при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий, которая является неотъемлемой частью их профессиональной компетентности [6, с. 142]. По нашему мнению, при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий применение виртуальных источников:
- повышает наглядность и доступность обучения профессионально-ориентированному иностранному языку;
- интенсифицирует учебный процесс, стимулирует внедрение активных форм обучения;
- повышает мотивацию коллективной и самостоя-
тельной деятельности студентов;
- развивает самостоятельность и инициативу обучающихся в решении познавательных и профессиональных задач;
- обеспечивает гибкость учебного процесса, индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Таким образом, использование ресурсов сети Интернет в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку будущих специалистов в области информационных технологий способствует созданию иноязычной информационно-коммуникационной среды, активизирующей формирование иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции обучающихся [9, с. 197].
Одной из актуальных задач современной дидактики является классификация интернет-ресурсов, применяемых в учебных целях. В отечественной педагогической литературе существует несколько классификаций ресурсов сети Интернет, основанных на различных классификационных параметрах.
Г.К. Селевко группирует ресурсы сети Интернет на основе следующих критериев [10, с. 217]:
- уровень и характер применения в обучении (общепедагогический, отраслевой, модульно-локальный);
- вид социально-педагогической деятельности (обучение, социализация, культурологическая деятельность);
- организационные формы (индивидуальные и групповые)
Р.Н. Абалуев классифицирует интернет-ресурсы учебного назначения следующим образом [1, с. 1516]:
по типу коммуникации:
- самообучение (обучающие программы, электронные журналы, интерактивные базы данных, каталог библиотечных услуг);
- индивидуализированное обучение (электронная почта);
- групповое обучение «один - многим» (электронные лекции); «многие - многим» (игры, проекты, дискуссионные страницы, форумы и др.);
по специфике профессиональной деятельности;
по целевому признаку:
- общая подготовка (овладение базовыми знаниями);
- профессиональная подготовка (обучение в профессиональной среде);
- по степени «жесткости» контроля обучения со стороны учебных программ;
по степени интерактивности:
- частичная (базы, банки данных, телетекст);
- полная (проекты, программы и др.).
Е.Н. Захарова выделяет несколько видов интернет-источников, применяемых в обучении иностранному языку: электронные энциклопедии и справочники, официальные порталы, сайты профессиональных общественных и коммерческих организаций, англоязычные сайты городов мира, медиа-источники, комбинированные источники (публикации Издательства
Евросоюза), он-лайн курсы, упражнения, тесты [4, с. 6-10].
Проведенный краткий обзор представленных в педагогической литературе классификаций виртуальных источников как средства обучения свидетельствует о том, что исследователи классифицируют ресурсы сети Интернет, руководствуясь различными принципами и на основе различных признаков виртуальных источников. Следовательно, для разработки методики формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе интернет-ресурсов необходимо создать классификацию ресурсов сети Интернет, которая соответствовала бы целям, содержанию обучения студентов и учитывала бы специфику их профессиональной подготовки. На наш взгляд, применительно к формированию вышеназванной компетенции оптимальной классификацией интернет-ресурсов является их распределение по группам в соответствии со сферами возможного использования виртуальных источников в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку.
По мнению Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина, Г.К. Селевко и др., наиболее эффективно использовать интернет-ресурсы при [2, с. 85-86]:
- поиске и получении иноязычной информации от удаленных источников, ее обработке с целью применения в учебной и профессиональной деятельности;
- иноязычной коммуникации обучающихся с использованием сетевых технологий, участии в совместных научных исследованиях, образовательных проектах, обучении и контроле;
- публикации обучаемых материалов на иностранном языке в гипермедийном варианте;
- создании собственного интернет-ресурса образовательного назначения или персонального вебсайта.
Одним из педагогических условий формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий на основе интернет-ресурсов является отбор виртуальных источников в соответствии с принципами аутентичности, профессиональной направленности, интерактивности, информационной ценности, надежности и адекватности для самостоятельной работы [7, с. 185-187].
На основании вышеназванных критериев нами было выбрано 50 англоязычных интернет-ресурсов, содержание которых проанализировано с точки зрения основных направлений их использования в процессе формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Результаты анализа свидетельствуют, что данные интернет-ресурсы предоставляют пользователям широкие возможности их применения при изучении профессионально-ориентированного иностранного языка в следующих областях:
1. Поиск и получение профессионально-
ориентированной информации. Отобранные ресурсы содержат: тематические рубрики, подборки новостей, публикации на профессиональные темы, мнения экспертов, полезные советы, рекламу и объявления, комментарии пользователей, подписку на рассылку новостей и информационный бюллетень. Они также включают обучающие материалы и видеокурсы, описания технологий, руководства по применению информационных продуктов, глоссарии терминов, информацию о профессиональных сообществах, поиск информации по сайту, ссылки на другие ресурсы.
2. Профессионально-ориентированная коммуникация на иностранном языке. Выбранные интернет-ресурсы позволяют обучающимся общаться в форумах, участвовать в дискуссиях профессиональных сообществ, обращаться в центр технической поддержки путем отправки сообщения или по телефону горячей линии. Поддерживается обратная связь с разработчиками и администрацией ресурса, общение в связанных с данным ресурсом социальных сетях.
3. Публикация обучающимися материалов на иностранном языке. Выбранные ресурсы предоставляют возможность: публиковать комментарии в блогах разработчиков сайта, экспертов и посетителей, вести собственный блог или дневник, создать статью, разместить на сайте видеоматериалы, отправить электронное письмо.
Тем не менее, для достижения цели исследования необходимо выяснить, насколько содержание и сферы применения данных итернет-ресурсов коррелируют со структурой иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Иными словами, следует определить, соответствуют ли данные интернет-ресурсы сущностным характеристикам компонентов формируемой компетенции и формирование каких компонентов компетенции они обеспечивают.
Как отмечалось в предыдущих публикациях, структура иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий представлена тремя основными блоками (профессиональным, социально-поведенческим и коммуникативным), каждый из которых включает комплекс более частных компонентов [8, с. 58-59]. Рассмотрим, каким потенциалом обладают отобранные нами интернет-ресурсы с точки зрения формирования отдельных компонентов компетенции.
1. Профессиональный (специальный) блок напрямую связан с профессиональной составляющей и включает когнитивный, интеллектуальный, мотиваци-онный и операционно-деятельностный компоненты.
Когнитивный компонент формируется, в основном, при поиске и получении профессионально-ориентированной информации. Используя содержащиеся в интернет-ресурсах подборки новостей в сфере информационных технологий, тематические рубрики, публикации на профессиональные темы, обучающие материалы, ссылки и т.п., студенты овладевают
системой предметных знаний, способностью самостоятельно приобретать новые знания и умения.
Интеллектуальный компонент неразрывно связан с когнитивным, поэтому тоже подразумевает приобретение обучающимися новых профессиональных знаний. Но помимо этого предполагается критическое осмысление студентами предлагаемого виртуальными источниками материала. Поддерживаемая интернет-ресурсами профессионально-ориентированная коммуникация на иностранном языке в форумах, участие в деятельности профессиональных сообществ и интернет-проектах, публикация комментариев и собственных материалов в блогах, статьях и т.п. предоставляет пользователям возможность выражать собственное мнение, делиться накопленным опытом, проявлять инициативу и творчество.
Мотивационный компонент последовательно развивается в процессе поиска и получения профессионально-ориентированной информации, начиная с просмотра рекламных объявлений, видеосюжетов, тегов и заканчивая изучением технической документации, обзоров и результатов исследований. Многие интернет-ресурсы предоставляют такие средства письменной коммуникации на иностранном языке, как чаты и форумы профессиональных сообществ, сообщения в центр технической поддержки или администрации ресурса, иногда допуская возможность личного общения с экспертами или по телефону горячей линии. Благодаря этому значительно повышается мотивация обучающихся в овладении профессионально-ориентированным иностранным языком, что в дальнейшем побуждает их выражать свои мысли в публикациях на иностранном языке.
Операционно-деятельностный компонент подразумевает способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности, которая вырабатывается у студентов при решении профессиональных задач, когда им приходится выбирать и применять необходимые средства для реализации конкретной деятельности. Отобранные интернет-ресурсы позволят студентам стать полноправными авторами научных и технических публикаций, принять участие в обсуждении и реализации конкретных проектов, откликнуться на вакансию и найти достойную работу по своей будущей специальности или направлению подготовки в известных международных компаниях.
2. Социально-поведенческий блок иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий предусматривает овладение определенными нормами общения, усвоение стандартов, стереотипов поведения и включает поведенческий и социальный компоненты.
Поведенческий компонент предполагает выполнение действий, ориентированных на образцы поведения, принятые в сети и в данной профессиональной среде, и формируется в процессе общения с другими посетителями сайтов, участниками профессиональных сообществ и экспертами в сфере информационных
технологий, а также со службой поддержки или администрацией ресурса. Публикация в той или иной форме также включает выработку у студентов определенных поведенческих тактик и стратегий, поскольку осуществляется в соответствии с конкретными правилами, установленными разработчиками ресурса.
Социальный компонент, который выражается в способности брать на себя ответственность в ситуации профессиональной деятельности, развивается благодаря участию студентов в интернет-проектах, их деловым контактам в сети, использованию в рамках смешанного обучения коллективных форм обучения, обучения в сотрудничестве и педагогики сотрудничества, способствующих выработке активной жизненной позиции обучающихся.
3. Коммуникативный блок иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий выступает как взаимодействие лингвистической и социокультурной компетенций, что позволяет обучающимся эффективно осуществлять иноязычную коммуникацию. Он включает лингвистический, информационно-коммуникативный и интерактивный компоненты.
Лингвистический компонент включает уровень владения языком, качество языковых навыков и речевых умений, знание разнообразных языковых средств, что при использовании Интернет-ресурсов в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку достигается, в первую очередь, в процессе поиска и получения необходимой информации. Отобранные автором ресурсы сети Интернет позволяют обучающимся ознакомиться с образцами грамотных с технической и лингвистической точки зрения англоязычных текстов, в предложенных видеоматериалах услышать речь носителей языка и высокообразованных специалистов из других стран, найти значения незнакомых терминов и аббревиатур данной предметной области в глоссариях и по гиперссылкам. Имеющиеся на сайтах блоги и форумы дают возможность не только быть в курсе недавних событий в мире информационных технологий, но и оперативно реагировать на них, выражая свое мнение, делясь знаниями, нередко получая и генерируя новые знания в процессе коммуникации, повышая ее динамичность и адекватность.
Информационно-коммуникативный компонент, то есть способность удовлетворять информационную потребность в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации, применять информационно-коммуникационные технологии как средство реализации коммуникативных целей, по нашему мнению, развивается во всех трех основных областях использования ресурсов сети Интернет. При поиске и получении профессионально-ориентированной информации студенты знакомятся с дизайном, структурой и интерфейсом сайта, системой навигации по сайту и мультимедийными возможностями, механизмами взаимодействия профессиональных сообществ и модерато-
ров форумов, средствами коммуникации и публикации, которые после прохождения стандартной процедуры регистрации активно применяются обучающимися для решения учебных и профессиональных задач.
Интерактивный компонент подразумевает умение выражать коммуникативное намерение в зависимости от ситуации общения и личностных характеристик его участников, а также их готовность к профессионально-ориентированной коммуникации на иностранном языке. При использовании отобранных интернет-ресурсов формирование и совершенствование интерактивного компонента происходит, в основном, в процессе письменной коммуникации (в чатах, форумах, дискуссиях профессиональных сообществ, обращениях в центр технической поддержки путем отправки сообщения или электронного письма). В этом случае студенты развивают умения строить целостные, связные и логичные высказывания, соотносить языковые средства с конкретными условиями, задачами общения, социальными ролями участников коммуникации, совершенствуют навыки орфографии и пунктуации.
Коммуникация в устной форме, как правило, осуществляется по телефону горячей линии или при непосредственном общении с экспертами в режиме реального времени. При этом обучающиеся развивают умения ориентироваться в коммуникативной ситуации, вступать в коммуникативный контакт на иностранном языке, понимать на слух иноязычную речь и адекватно реагировать на высказывания собеседника, корректно выражать свои мысли.
Вместе с тем не все отобранные интернет-ресурсы предоставляют обучающимся одинаковые возможности с точки зрения основных сфер их возможного применения при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Например, в некоторых виртуальных источниках не предусмотрена публикация материалов пользователями сайта. Кроме того, информационная составляющая явно преобладает над возможностями коммуникации и публикации на иностранном языке, а письменная коммуникация превалирует над общением в устной форме. Это не позволяет преподавателю иностранного языка в равной степени развивать компоненты всех трех основных блоков, входящих в структуру формируемой компетенции обучаемых. Наконец, содержание отобранных виртуальных источников не всегда соответствует материалу используемых на практических занятиях традиционных учебных пособий, что снижает эффективность организации учебной деятельности студентов [7, с. 190].
В этой связи при выборе тех или иных интернет-ресурсов и разработке методики их применения при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий следует учитывать цели и содержание конкретного практического занятия по иностранному языку. Поэтому нам представляется целесообразным
осуществить проект по созданию инициативной группой студентов интернет-ресурса, который позволит в полной мере реализовать педагогический и дидактический потенциал виртуального источника в сочетании с традиционными формами обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Использование разработанного и поддерживаемого студентами сайта создаст дополнительные возможности для применения в учебном процессе коллективных форм обучения, обучения в сотрудничестве и педагогики сотрудничества, повышающих творческую активность и самоорганизацию обучающихся.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. К преимуществам ресурсов сети Интернет, позволяющим эффективно использовать их в процессе формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий, относятся их автономность, большой объем, открытость и быстрота получения информации, гипертекстовый формат представления информации, воз-
можность интерактивного взаимодействия участников коммуникации.
2. Основными сферами применения интернет-ресурсов в преподавании иностранного языка являются поиск и получение иноязычной информации, иноязычная коммуникация и публикация обучающимися материалов на иностранном языке.
3. Содержание интернет-ресурсов должно строго соответствовать принципам и критериям отбора и обеспечивать формирование ключевых компонентов иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий.
Полученные результаты позволяют разработать методику использования ресурсов сети Интернет при формировании иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий и проверить ее эффективность на практическом этапе исследования.
Статья поступила 16.06.2014 г.
Библиографический список
1. Абалуев Р.Н. Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю. Интернет-технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. 114 с.
2. Азимов А.Г., Щукин А.М. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
3. Болдова Т.А. Методика обучения студентов старших курсов иностранному языку в телекоммуникационных сетях с использованием интернет-технологий (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. педогог. наук: 13.00.02. М., 2004. 362 с.
4. Захарова Е.Н. Учим английский в Интернете: метод. пособие для преподавателей английского языка. Саратов: ИЦ «РАТА», 2011. 60 с.
5. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманитарный ИЦ «ВЛАДОС», 2001. 272 с.
6. Климкович Е.Я. Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция как неотъемлемая часть профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных технологий // Вестник СибАДИ. 2012. № 2 (24). С. 141-145.
7. Климкович Е.Я. Педагогические условия формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов технического вуза // Вестник СибАДИ. 2013. № 6 (34). С. 182-190.
8. Климкович Е.Я. Структура иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: мат-лы XVI Республ. науч.-практ. конф. (Брест, 24 февраля 2012 г.). В 2 ч. Брест: Альтернатива. Ч. 2. С. 57-59.
9. Климкович Е.Я. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2012. № 3 (109). С. 194-197.
10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 2. 816 с.
11. Фаевцова О.Е. Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранного языка: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08; 13.00.02. Курск, 2006. 208 с.