Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения'

Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драндров Герольд Леонидович, Зейнутдинова Эльвира Шамиловна

В статье на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выделяются и теоретически обосновываются педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драндров Герольд Леонидович, Зейнутдинова Эльвира Шамиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения»

УДК 811.24:378.311.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS ON THE BASIS OF COLLECTIVE METHOD OF TEACHING

Г. Л. Драндров, Э. Ш. Зейнутдинова G. L. Drandrov, E. Sh. Zeinutdinova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выделяются и теоретически обосновываются педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения.

Abstract. In the article the pedagogical conditions of formation of foreign language communicative competence of future foreign language teachers are revealed and theoretically grounded on the basis of the analysis and generalization of the scientific and methodological literature.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, коллективный способ обучения, педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности, будущие учителя иностранного языка.

Keywords: foreign language communicative competence, collective method of teaching, pedagogical conditions of formation of foreign language communicative competence, future teachers of foreign language.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) высшего образования для Европы определил те основные ключевые компетенции, которые в результате образования должны освоить молодые специалисты. Соответственно, и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [4]. Одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, которая рассматривается как способность человека выстраивать общение и взаимодействие с другими людьми.

В рамках данной концепции происходит изменение целей и задач обучения иностранным языкам, в результате чего особое внимание уделяется подготовке студентов к ситуациям практического использования языка как средства межкультурного познания и взаимодействия. Ведущей целевой установкой языкового образования становится иноязычная коммуникативная компетентность личности, желаемым результатом - использование языка как средства общения.

Вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности в процессе обучения языку посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (И. Л. Бим, Н. И. Гез, М. Н. Вятютнев, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Д. Хамз, Д. Равен и др.).

Однако проблема формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения в педагогической науке не нашла должного отражения.

Анализ нормативных документов об образовании: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия:

• между возросшей потребностью государства и общества в учителях иностранного языка, обладающих высокой иноязычной коммуникативной компетентностью, и не соответствующим этой потребности уровнем ее сформированности у выпускников вузов;

• между высоким дидактическим потенциалом коллективного способа обучения в совершенствовании процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка и недостаточной научной разработанностью теоретических и методических вопросов его применения в педагогической науке.

С учетом этих противоречий нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Материал и методика исследований. Для достижения этой цели нами осуществлялся анализ нормативно-правовых документов; теоретический анализ научно-методической литературы, раскрывающей различные аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка и особенности применения коллективного способа обучения гуманитарным учебным дисциплинам в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов; анализ и обобщение собственного педагогического опыта применения коллективного способа обучения в организации учебно-познавательной деятельности студентов на факультете иностранных языков.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение состояния исследуемой нами проблемы на основе применения приведенных выше методов исследования позволило выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, реализация которых во взаимодействии между собой позволяет существенно повысить уровень иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка в условиях организации учебно-познавательной деятельности на основе применения коллективного способа обучения:

1. Высокий уровень профессионального мастерства преподавателя вуза и готовность к реализации коллективного способа обучения в преподавании иностранного языка.

Преподаватель вуза - это творческая развивающаяся личность, которая не только характеризуется высокой общей культурой, но и должна обладать совокупностью профессионально значимых качеств, обеспечивающих умение проектировать учебный процесс, соотнося цели, средства и результат; гибко использовать различные подходы к обучению, гармонично сочетая традиционные и инновационные технологии; осуществлять психологическую рефлексию.

Современный преподаватель иностранного языка наряду с этими качествами должен иметь высокий уровень знаний в преподаваемой им предметной области, владеть современными педагогическими технологиями, обеспечивающими успешную трансляцию этих знаний студентам через педагогическое проектирование и организацию учебнопознавательной деятельности с применением наиболее эффективных средств, методов и методических приемов.

Коллективный способ организации учебно-познавательной деятельности студентов предполагает расширение функций преподавателя иностранного языка [2]. Он должен уметь:

• определять роль и место взаимообучения в парах сменного состава в организационной структуре коллективного способа обучения: логическую и педагогически оправданную последовательность его применения в сочетании с традиционными индивидуальными, групповыми, фронтальными формами организации учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работой;

• осуществлять подбор, разработку и дидактическую трансформацию учебного материала, который будет в дальнейшем применяться в качестве предмета взаимообуче-ния при работе в парах сменного состава;

• формировать готовность студентов к осуществлению педагогической деятельности в процессе взаимообучения;

• организовывать работу в парах сменного состава;

• консультировать студентов, выполняющих функции преподавателя.

Для эффективной реализации этих функций на занятиях по иностранному языку преподаватель должен не только хорошо разбираться в предметной области преподаваемой учебной дисциплины, но и владеть глубокими теоретическими и методическими знаниями об организационной структуре учебного процесса, в том числе и коллективного способа обучения, уметь реализовывать его в своей педагогической деятельности.

2. Готовность студентов к осуществлению педагогической деятельности.

По мнению В. К. Дьяченко, коллективный способ обучения только тогда может быть эффективным, когда все его участники владеют знаниями, умениями и навыками педагогической деятельности, обладают необходимыми для этой деятельности качествами и способностями [2]. Другим условием выступает знание студентами того учебного материала, которому они должны обучить своих товарищей.

Программа обучения на факультете иностранных языков в педагогическом вузе предусматривает профессиональную педагогическую подготовку учителя через курсы по педагогике, психологии, методике обучения иностранному языку, а также через организацию педагогической практики в школе. Однако этого, как показывают наши наблюдения, оказывается недостаточно, чтобы сформировать готовность студентов к эффективному решению задач обучения. Тем более не способствуют профессиональнопедагогическому становлению студентов и традиционные учебные занятия по языку.

Между тем коллективный способ обучения, основанный на сотрудничестве и взаи-мообучении, когда на учебных занятиях по языку все студенты становятся в позицию обучающего и обучающегося, позволяет создать благоприятные условия для усиления профессионально-педагогической направленности всего учебного процесса и педагогиза-ции деятельности каждого его участника.

Работая в парах сменного состава на занятиях по иностранному языку, студент должен научить другого и получить знания от любого участника пары. Если при этом студент занимает позицию учителя, то для этого ему необходимо не только качественно рассказать текст, но и уметь:

• отследить, насколько партнер его понял;

• увидеть трудности напарника;

• закрепить знания напарника;

• подготовить напарника к роли учителя.

Если студент занимает позицию ученика, то он должен уметь:

• задавать вопросы разных типов: на понимание материала, на уточнение, на размышление;

• приводить собственные примеры;

• восстанавливать изучаемый материал (по абзацам или целиком) и т. д.

Формирование готовности к обучающей деятельности осуществляется в процессе

взаимообучения через последовательное усложнение решаемых студентами педагогических задач. Вначале студенты решают задачи контроля качества усвоения, затем - задачи организации учебно-последовательной деятельности по усвоению изложенного преподавателем учебного материала через выполнение обучаемыми системы предлагаемых преподавателем учебных заданий, затем - задачи изложения нового учебного материала, затем - задачи дидактической трансформации содержания обучения в систему учебных заданий и проектирования учебно-познавательной деятельности студентов. Формирование готовности студентов к решению этих задач осуществляется в процессе взаимообучения в парах сменного состава. При этом роль преподавателя заключается в консультативной помощи студентам на всех этапах осуществляемой ими педагогической деятельности - от проектирования учебного процесса до контроля ее результатов.

3. Доминирующая роль работы в паре сменного состава в организационной структуре учебного процесса.

Овладение иноязычной коммуникативной компетентностью предусматривает не столько обучение системе языка, сколько практическое овладение иностранным языком, а для этого необходима достаточная речевая практика. При этом обучение должно строиться таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. Следовательно, вся структура занятий должна соответствовать реальной ситуации общения, а используемые методы, приемы должны предоставить каждому студенту возможность максимальной устной практики на занятии.

Реализация данной задачи осуществляется наилучшим образом через применение в учебном процессе работы в паре сменного состава. Работа в парах сменного состава означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым. На работу в парах сменного состава необходимо

отводить не менее 50-60 % всего времени обучения. Другие организационные формы -групповые, фронтальные, самостоятельная работа - применяются для формирования готовности студентов к взаимообучению: в рамках этих форм студенты приобретают новые знания, умения и навыки, которым они будут обмениваться, обучая друг друга.

Внесение в учебный процесс диалогических сочетаний, или общения в парах сменного состава, способствует:

• значительному увеличению времени устной речевой практики в расчете на одного студента, что приводит к развитию у обучаемых коммуникативных умений;

• совершенствованию навыков логического мышления и понимания;

• увеличению числа ассоциативных связей, а следовательно, более прочному усвоению материала;

• повышению познавательной активности и мотивации к изучению иностранного языка;

• исчезновению психологических, коммуникативных барьеров.

4. Повышение роли самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов выступает как важнейшая форма организации учебного процесса в вузе, как деятельность по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя и способствует формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию.

В рамках организационной структуры коллективного способа обучения самостоятельная работа применяется (наряду с групповыми и фронтальными формами) для полного и прочного усвоения студентами того учебного материала, который при выполнении роли преподавателя будет выступать для них в качестве предмета обучения. Необходимость выполнения функции преподавателя повышает ответственность студентов за качество усвоения транслируемой ими в процессе обучения информации. Это становится возможным через увеличение времени, отводимого студентами на самостоятельную работу. Другой формой проявления самостоятельности выступает деятельность студента в роли преподавателя, когда он относительно самостоятельно (при консультативной помощи со стороны преподавателя) должен принимать решения, связанные с организацией учебно-познавательной деятельности своего напарника (обучаемого), контролем и оценкой достигаемых результатов.

Самостоятельная работа способствует развитию таких качеств, как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, формированию навыков самоорганизации и самоконтроля. Она позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, формирует у них умение работать с различными источниками информации.

Самостоятельная работа студентов обеспечивает формирование автономии как черты характера, играющей существенную роль в структуре личности специалиста высшего звена. Достижение автономии означает желание и способность студентов взять на себя управление своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком - студент решает, что он хочет изучать и как он хочет это изучать. Уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранного языка рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.

Эффективными педагогическими приемами организации самостоятельной работы студентов при коллективном способе обучения выступают методика поабзацной проработки текста, разработанная А. Г. Ривиным [1], обратная методика Ривина, методика «Обмен заданиями» [5], мурманская методика взаимообмена заданиями и др.

5. Поддержание высокого уровня мотивации обучения иностранным языкам.

Эффективность применения коллективного способа обучения зависит от учебной мотивации студентов.

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [6].

Учебная мотивация определяется образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; личностными особенностями студентов; уровнем профессиональной компетентности преподавателя и, прежде всего, системой его отношения к студенту, к делу; спецификой учебного предмета [3].

По нашему мнению, к основным факторам, обеспечивающим высокую учебную мотивацию будущих учителей иностранного языка, можно отнести:

1) познавательную потребность в изучении языка, истории и культуры страны изучаемого языка;

2) потребность в самоактуализации - реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности;

3) потребность в достижении высокого уровня профессиональной компетентности.

Для поддержания высокого уровня мотивации необходимо создавать благоприятный психологический климат на занятиях, обеспечить индивидуальные стратегии усвоения материала, использовать на занятиях аутентичный материал, поднимать современные и актуальные проблемы, стимулировать творческие возможности студентов, привлекать их к участию в семинарах, конференциях с публикацией исследовательских работ, направлять на стажировки в страну изучаемого языка.

Резюме. Выделенные нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы педагогические условия служат ориентирами в деятельности преподавателя, определяют особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брейтерман, М. Оргдиалог Александра Ривина / М. Брейтерман // Частная школа. - 1995. - № 6. -С. 54-59.

2. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. -М. : Педагогика, 1989. - 160 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2005. - 384 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.

5. Мкртчян, М. Коллективный способ обучения / М. Мкртчян // Математика в школе. - 1990. - № 6. -С. 54-59.

6. Морозов, А. В. Деловая психология / А. В. Морозов. - М. : Академический проект, 2005. - 1040 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.