УДК 378.2
doi: 10. 20310/1810-231Х-2019-18-3(41)-62-77
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ С ПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Григорьева Юлия Ивановна МАОУ СОШ № 9. Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected]
В статье представлена авторская программа подготовки студентов - будущих педагогов к развитию творчески: способностей младших подростков. В качестве педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса, рассмотрены спецкурс «Творческая педагогика» и интерактивные способы активизации проектной деятельности студентов. Подробно рассмотрена методика проведения спецкурса, проанализированы его результаты. Раскрыты этапы подготовки и реализации творческого проекта.
Кпючевые слова: творческие способности, будущий учитель, младший подросток, готовность, педагогические условия
Формирование готовности будущего учителя к развитию творческих способностей младших подростков возможно при соблюдении создаваемого в процессе профессиональной подготовки комплекса педагогических условий, обеспечивающих включение студентов в творческую деятельность на всех ступенях их профессионального образования.
Первым педагогическим условием формирования готовности будущего педагога к развитию творческих способностей младших подростков является внедрение в учебный процесс спецкурса «Творческая педагогика». Цель спецкурса - повышение уровня готовности будущих педагогов к развитию творческих способностей младших подростков.
Задачи спецкурса:
1. изучить сущность творческих способностей учащихся и технологии их развития;
2. сформировать умение проектировать творческую деятельность и прогнозировать ее результаты;
3. овладеть методами и приемами творческой деятельности;
4. сформировать умение анализировать соответствие содержания деятельности учащихся поставленным задачам и эффективность применяемых методик творческой деятельности.
Данный спепкурс был внедрен в учебный процесс 2 курса (3 семестр) направления подготовки Педагогическое образование (профиль «История»). Он рассчитан на 16 часов.
В результате изучения спецкурса студенты должны:
- усвоить систему знаний о творческих способностях, необходимых для профессиональной деялельности будущих педагогов:
- изучить структуру процесса обучения как творческого;
- изучить возрастные особенности развития творческих способностей младших подростков;
- овладеть методиками диагностики творческих способностей младших подростков:
- овладеть педагогическими технологиями развития творческих способностей и способами их творческого использования:
- уметь пргшеняль полученные знания по развитию творческих способностей младших подростков в будущей педагогической деятельности.
В рамках спецкурса у студентов формируется положительное отношение к педагогическому труду как творческому, они овладевают знанием сущности творческих способностей, методиками диагностики и развития творческих способностей, способностью реализовать свои знания на практике. Студенты получают знания о творческих способностях, способах и методах их развития у учащихся. Формируются умения анализировать соответствие содержания деятельности учащихся поставленным задачам и эффективность применяемых методик творческой деятельности.
Отбор знаний осуществлялся нами на основе наиболее актуальных для студентов знаний и фактов. Особенностью спецкурса является то, что его основная задача состоит, главным образом, не в развитии знаний о са-
В ходе реализации спецкурса мы использовали формы и методы творческого обучения, такие как лекция, семинар, дискуссия. Данные формы и методы обучения приближают учебный процесс к творческому, способствуют формированию готовности будущих педагогов к развитию ими творческих способностей младших подростков.
Занятие 1 «Процесс обучения как творческий»
Форма организации первого занятия и его содержание были направлены на достижение следующих целей:
- стимулирование у будущих педагогов интерес к изучению данного курса;
- систематизация психолого-педагогических знаний будущих педагогов по проблемам творческих способностей и творчества учителя в процессе обучения.
Данные проблемы обсуждались в форме дискуссии. Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Что такое творческая деятельность и творческие способности?
2. Надо ли и можно ли развивать творческие способности учащихся в процессе обучения?
3. В чем заключается сущность творческого процесса? Как организовать творческую деятельность в процессе обучения?
мих творческих способностях, а в формировании у студентов, будущих педагогов, способности применять эти знания в будущей профессиональной деятельности. План данного спецкурса представлен в таблице 1.
4. Какие условия необходимы для успешного развития творческих способностей учащихся?
5. Какими качествами должен обладать учитель для организации творческой деятельности в процессе обучения?
6. Какие качества учащихся развиваются в процессе творческой деятельности?
7. На каких предметах и при каких условиях важно развивать творческие способности учащихся?
В ходе дискуссии будущие педагоги высказывали свое мнение по данным вопросам. Большинство студентов принимало высокую активность в обсуждении. На конец обсуждения были выявлены все мнения по каждому из обсуждаемых вопросов, в результате чего по каждому из них можно было составить рекомендации с точки зрения студентов. В результате осознания студентами сущности обсуждаемых вопросов в ходе дискуссии, ими была сформулирована проблема: «Как организовать учебную деятельность так, чтобы обеспечить формирование способности развивать творческие способности учащихся в процессе обучения?
На заключительной части дискуссии обобщались психолого-педагогические знания студентов об основах творческого процесса, о творчестве учителя в процессе педагогической деятельности.
Таблица 1
План спецкурса «Творческая педагогика»
№ п/п Тема Форма проведения Кол-во часов
1 Вводное занятие Процесс обучения как творческий Лекция Дискуссия 2
2 Структура процесса обучения Семинар 2
3 Возрастные особенности развития творческих способностей младших подростков Семинар 2
4 Методики диагностики творческих способностей учащихся Семинар 2
5 Методы и приемы развития творческих способностей учащихся Семинар 3
6 Овладение педагогическими технологиями и способами их творческого использования Семинар 3
7 Творческие задания как основная форма развития творческих способностей учащихся в процессе обучения Семинар Дискуссия 2
Итого: 16
В итоге первого занятия был сформирован ряд проблем:
- как планировать процесс обучения с целью развития в нем творческих способностей учащихся;
- как организовать процесс обучения как творческий;
- какими знаниями и способностями надо обладать для того, чтобы процесс обучения стал творческим;
- какими методиками надо владеть, чтобы процесс обучения являлся творческим;
- как подбирать систему методов и приемов, развивающих творческие способности учащихся и соответствующих возрасту учащихся и т. д.
Занятие 2 «Структура процесса обучения»
В качестве домашнего задания к данному семинарскому занятию студентам было предложено разработать игру творческой направленности по истории для пятого класса. Студенты были поделены на микро-группы, и каждой из них для разработки предлагалась одна и та же тема игры: «Мифы и легенды древнего мира».
В ходе обсуждения составленных микрогруппами игр, преподаватель спрашивает у студентов о том, какие возможности открываются, на основе рассмотренных игр, для возбуждения, поддержания и развития творческой активности и проявления творческих способностей.
Разработанные игры не требовали сухого воспроизведения материала, они предполагали самостоятельную деятельность будущих педагогов, отбор нужного им материала, установления взаимосвязи и выработку целостности.
Обсуждение разработанных студентами конспектов игр также позволило будущим учителям получить знания о том, как проводить анализ занятия по проблеме исследования, что позволяет корректировать процесс обучения с целью развития в нем творческих способностей младших подростков.
Занятие 3 «Возрастные особенности развития творческих способностей младших подростков».
Цель данного занятия - определение соответствия условий, методов, средств развития творческих способностей возрастным особенностям младших подростков.
Будущим учителям предлагалось изучить научную и учебную литературу по данному вопросу, посетить уроки 5-6 классов в учебных заведениях и проанализировать занятия на соответствие условий и средств развития
творческих способностей младших подростков.
В результате обсуждения выполненного задания были сделаны следующие выводы:
- студенты познакомились с новыми способами организации творческой деятельности в процессе обучения младших подростков на посещенных занятиях;
- посмотрели на способы выполнения младшими подростками творческих заданий на различных этапах урока;
- посмотрели на то, как младшие подростки создавали различные дидактические материалы, наглядные пособия в ходе решения ими на уроках различных творческих задач.
В результате проведенного занятия будущие педагоги пришли к следующим выводам:
- доминанта интеллектуального развития младшего подростка - развитие теоретического рефлексивного мышления - определяет особую успешность на этой стадии развития таких творческих способностей, как: зоркость в поисках проблем и гибкость мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий;
- воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве;
- главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-кон-цепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие из возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса - его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка;
- типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно-личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат;
- младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением познавательных интересов, активно совершенствуются интеллектуальные процессы подростка;
- восприятие становится избирательным и целенаправленным, улучшаются все основные параметры внимания, память внутренне опосредствована логическими операциями, запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер, постепенно перестраиваются процессы мышления;
- в младшем подростковом возрасте начинают активно формироваться -и ярко проявляться способности к различным видам деятельности, так как в данном возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы;
- младший подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, что во многом обусловлено возрастными особенностями развития;
- необходимо помогать младшим подросткам развивать их творческие способности в процессе обучения, для чего, в свою очередь, педагогу необходимо иметь знания методов и приемов развития творческих способностей, знать и применять методики диагностики творческих способностей учащихся.
Занятие 4 «Методики диагностики творческих способностейучащихся»
Цель занятия - анализ методик диагностики творческих способностей и использование данных методик в собственной практике.
На данном занятии студенты провели анализ существующих методик изучения и выявления уровня сформированности творческих способностей и определили уровень их соответствия возрастным особенностям учащихся, провели диагностику уровня сформированности творческих способностей младших подростков.
Предложенные в качестве примера методики были использованы студентами для диагностики уровня сформированности творческих способностей учащихся 5 классов. В результате данной работы студентами были выявлены достоинства и недостатки использованных ими на практике методик, выяснены трудности в подсчетах полученных в ходе проведения результатов диагностики.
Для выявления уровня сформированности творческих способностей младших подростков студентами была выбрана и апробирована «Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник [1])». С помощью данной диагностики будущие педагоги определили уровень творческого мышления младших подростков, исследовав следующие факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность. Будущие педагоги применили данную методику на учащихся 5 классов МАОУ СОШ №9 г. Тамбова. Студентами было продиагностировано 30 учащихся 5-х классов: из них мальчиков - 7, девочек - 23.
Качественный анализ полученных результатов проведенной студентами диагностики.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Результаты обработки проведенного студентами субтеста 1
1. Беглость. Суммарное число ответов в среднем 5 ответов на человека, разброс по числу ответов велик - от 1 до 18 ответов. Число учащихся, давших низкое количество ответов (от 1 до 3), равно 4, давших большое количество ответов (от 14 до 18) равно 17. Средний суммарный показатель выявлен у 9 испытуемых.
Б1 = 1п - минимальный показатель беглости
Б1 =5п- средний показатель беглости
Б1 = 18п - максимальный показатель беглости
2. Гибкость. Самое меньшее число категорий, встретившееся в работе одного испытуемого, равно 2 (количество таких работ - 5), средний уровень равен 5 категориям (количество таких работ - 14), самое высокое число категорий, встретившихся в одной работе, равно 10 (количество таких работ - 11).
Г1 = 6 т - минимальный показатель гибкости
Г1 = 15 т- средний показатель гибкости
Г1 = 30 т - максимальный показатель гибкости
Самые популярные категории ответов: 1, 3, 4, 5, 9, 12. Редко использовались категории: 8,7. Остальные категории ответов использовались периодически. Категорий, не обозначенных в списке диагностики, в результате обработки результатов не было выявлено.
3. Оригинальность
Ор1 =0к- минимальный показатель оригинальности
Ор1 =5 к - средний показатель оригинальности
Ор1 =20 к - максимальный показатель оригинальности
Оригинальные ответы встретились у нескольких испытуемых: из 30 человек оригинальные решения прозвучали у 16 человек. Самое большее количество оригинальных ответов, встретившихся в работе одного испытуемого, равно 4, (следовательно, показатель оригинальности равен 20 (Ор 1 = 20к), его получают 2 испытуемых; средний показатель выявлен у 14 испытуемых; минимальный показатель -у 14 испытуемых.
Наиболее часто встречающиеся ответы: сделать из газеты самолет, шапку, корабль,
кулек; использовать в качестве обертки или подстилки; узнать из нее что-либо новое; посмотреть программу ТВ.
Редкие, оригинальные ответы: обмахиваться, когда жарко (в качестве веера) или накрывать лицо от солнца (например, на пляже); наказывать газетой животное (хлопать собаку); узнать номер лотерейного билета; дать поиграть кошке, смяв газету в шарик; рвать газету (для успокоения)».
Суммарный показатель субтеста 1 (Т1) Т1 = 1 п + 6т +0к - минимальный суммарный показатель
Т1 =5п + 15т +5к- средний суммарный показатель
Т1 = 18п + 30т +20к - максимальный суммарный показатель
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 7 испытуемых, средний суммарный показатель - у 13 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у 10 испытуемых.
Субтест 2. Заключения Результаты обработки проведенного студентами субтеста 2
1. Беглость
Б2 = 1 п- минимальный показатель беглости
Б2 = 3п- средний показатель беглости Б2 = 5п - максимальный показатель беглости
Из 30 испытуемых минимальный результат показали 9 испытуемых, средний результат показали 16 испытуемых, максимальный результат показали 5 испытуемых.
2. Оригинальность (Ор - число оригинальных ответов).
Ор2 = 0к - минимальный показатель оригинальности
Ор2 = 5к- средний показатель оригинальности
Ор2 = 15к - максимальный показатель оригинальности
Всего оригинальных ответов, встретившихся в общем количестве работ, равно 6. Наибольшее количество оригинальных вариантов ответа, встретившихся у одного испытуемого, равно 3. Другие 3 оригинальные ответа встречаются у троих испытуемых в отдельности.
Часто встречающиеся ответы: «Люди и звери будут помогать друг другу. Животные и птицы буду дружить с людьми. Будет интересно. Будет сложно. Будут ходить со мной в школу. Будут помогать учить уроки. Будем вместе ходить гулять и играть».
Редкие, оригинальные ответы: «1)звери будут учить иностранные языки, будут учиться петь песни; 2) возьмут меня с собой в путешествие по своему миру; 3) будут выступать на радио и телевидении; 4) помогут выучить язык природы; 5) помогут открыть тайны растений, сделать лекарство от многих болезней; 6) расскажут о прошлом Земли».
Суммарный показатель 2 субтеста (Т2):
Т2 = 1 + Ок - минимальный суммарный показатель
Т2 = 3 + 5к - средний суммарный показатель
Т2 = 5 + 15к - максимальный суммарный показатель
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 9 испытуемых, средний суммарный показатель - у 17 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у 4 испытуемых.
Субтест 3. Слова
Результаты обработки проведенного студентами субтеста 3
Субтест 3 обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений - три. Размах по числу предложений от1 доб.
1. Беглость
БЗ = 1п - минимальный показатель беглости
Б3 = 3п- средний показатель беглости
БЗ = 6п - максимальный показатель беглости
Из 30 испытуемых минимальный результат показали 4 испытуемых, средний результат показали 20 испытуемых, максимальный результат показали 6 испытуемых.
2. Гибкость. Максимальное количество слов, использованных в одной работе, равно 26, при условии, что испытуемый составил 7 разных предложений (максимальное количество составленных предложений), с учетом 2 повторяющихся слов или форм слова. Такие результаты показали 6 человек.
Средний показатель наблюдается у 21 человека. Число слов, используемых при составлении предложений, колеблется от 10 до 12, 13, при учете 1-2 повторяющихся слов или форм слов.
Минимальный результат - 4 слова показали 3 человека.
При учете перевода каждого написанного слова в баллы получаем следующие показатели гибкости:
ГЗ = 0,4т - минимальный результат гибкости
Г3 = 1,2т - средний результат гибкости
ГЗ = 2,6т - максимальный результат гибкости
3. Оригинальность (Ор).
Количество оригинальных по смысловому содержанию предложений, выявленных в результате обработки, - 5 (которые встречаются один раз на выборке в 30 человек).
При условии, что за каждое оригинальное предложение испытуемый получает 5 баллов, мы имеем следующие показатели оригинальности:
Ор 3 = 0 к - минимальный показатель оригинальности
Ор 3 = 5 к - средний показатель оригинальности
Ор 3 = 10 к - максимальный показатель оригинальности
Минимальный показатель оригинальности в результате анализа выявлен у 23 испытуемых (ни 1 оригинального предложения в работе), средний показатель оригинальности выявлен у 5 испытуемых (по 1 оригинальному предложению), максимальный показатель оригинальности выявлен у 2 испытуемых (по 2 оригинальных предложения). Всего оригинальных предложений в результате обработки выявлено - 9.
Примеры часто приводимых предложений: «В Москве сегодня клоуны», «В машине сидит кот», «В малине спит кот, кошка».
Примеры оригинальных предложений: «В мире случаются катастрофы», «Вова мешал Сереже кувыркаться», «Воробей мешал соловью кричать», «Вокруг меня солнечный круг», «Весна может сегодня кончиться», «В моем саду красиво».
Суммарный показатель третьего суб-теста(ТЗ):
ТЗ = 1 п+ 0,4т + 0к - минимальный суммарный результат
ТЗ = Ъп + 1,2т + 5к - средний суммарный результат
ТЗ = 6п + 2,6т + 10к - максимальный суммарный результат
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 6 испытуемых, средний суммарный показатель - у 19 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у 5 испытуемых.
Субтест 4. Словесная ассоциация
Среднее число приведенных ответов-определений к слову «книга» составляло 9, размах по числу ответов - от 5 до 21. Было дано всего 180 ответов.
Наиболее часто встречающиеся ответы: «интересная», «красивая», «большая», «ма-
ленькая», «сказочная», «хорошая», «электронная». Редкие ответы: «иллюстрированная», «истерзанная», «исписанная», «взятая для чтения», «заказанная», «присланная по почте», «выкупленная», «промокшая под дождем», «облитая чаем» и т. д.
Результаты обработки проведенного студентами субтеста 4
1. Беглость (Б)
Б4 = 5п - минимальный результат беглости
Б4 = 9п- средний результат беглости
Б4 = 21п - максимальный результат беглости
Из 30 испытуемых минимальный результат показали 9 человек, средний результат -12 человек, максимальный результат - 9 человек.
2. Гибкость (Г)
Г4 = 9т - минимальный показатель гибкости
Г4 = 15т- средний показатель гибкости
Г4 = 30 т - максимальный показатель гибкости
Минимальный показатель гибкости в результате анализа выявлен у 7 испытуемых, средний показатель гибкости - у 15 испытуемых, максимальный показатель гибкости - у 8 испытуемых.
Категорий, не обозначенных в списке диагностики, не было выявлено.
Самые популярные категории ответов: 1, 3, 6, 10,11. Редко использовались категории: 2, 12. Остальные категории ответов использовались периодически.
3. Оригинальность (Ор)
Ор4 = 0 к - минимальный показатель оригинальности
Ор4 = 5 к - средний показатель оригинальности
Ор4 = 10 к - максимальный показатель оригинальности
Минимальный показатель оригинальности в результате анализа выявлен у 21 испытуемого (ни 1 оригинального ответа из списка приведенных ответов), средний показатель оригинальности выявлен у 6 испытуемых (по
1 оригинальному ответу из списка приведенных ответов), максимальный показатель оригинальности выявлен у 3 испытуемых (по
2 оригинальных ответа из списка приведенных ответов).
Суммарный показатель четвертого субтеста (Т4)
Т4 =5п+ 9 т+ Ок - минимальный суммарный показатель
Т4 =9п+ 15т+.5к - средний суммарный показатель
Т4 =21п+ 30т+ 10к - максимальный суммарный показатель
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 10 испытуемых, средний суммарный показатель - у 16 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у4 испытуемых.
Субтест 5. Составление изображений Результаты обработки проведенного студентами субтеста 5
1. Беглость - гибкость N1=0,3- минимальный показатель N1 = 0,9- средний показатель N1=1,4- максимальный показатель
N2 - число использованных классов фигур:
N 2= 3 - средний показатель числа использованных фигур
N 2= 4 - максимальный показатель числа использованных фигур
В данном показателе не будет минимального значения, т.к. меньше 3 классов фигур из 4 возможных не было использовано испытуемыми в своих работах.
N 3 - число ошибок. Из 30 испытуемых 4 подростков использовали в своих рисунках незаданные фигуры, т.е. допустили по 1 ошибке, следовательноЮ = 0,1. Например, рисуя трубу у дома, использовали волнистую линию, остальные испытуемые, которые рисовали этот же предмет, использовали для обозначения дыма, к примеру, маленькие круги.
Беглость (Б5). Баллы суммируются по четырем рисункам.
Б5 =0,3 + 3 - 0,1= 3,2 - минимальный показатель
Б5 =0,9 + 3 - 0,1 = 3,8 - средний показатель
Б5 =1,4 + 4 - 0,1= 5,3 - максимальный показатель
Из 30 испытуемых минимальный показатель беглости-гибкости выявлен у 9 испытуемых, средний показатель беглости-гибкости -у 15 испытуемых, максимальный показатель беглости-гибкости - у 6 испытуемых.
2. Оригинальность (Ор)
К1 = 0 - минимальный показатель оригинальности
К1 = 3 - средний показатель оригинальности
К1 = 12 - максимальный показатель оригинальности
Из 30 испытуемых минимальный показатель оригинальности выявлен у 11 испытуе-
мых, средний показатель оригинальности - у 13 испытуемых, максимальный показатель оригинальности - у 6 испытуемых. К оригинальным элементам, встретившимся в работах испытуемых, относятся: «корни дерева» (полукруг), «нитка воздушного шарика» (прямоугольник), «кустарники на лужайке» (треугольники», «ветки дерева» (треугольники).
К 2 - оригинальность рисунка (по теме, по содержанию).
Оригинальные рисунки, встретившиеся в работах при выполнении заданий 1 группы (использование заданных фигур): «солнечная лужайка», «воздушные шарики», «сказочный светофор», «коробка с карандашами», «фруктовый сад», «подводная лодка» и другие. Самые распространенные рисунки: «»домик», «котенок», «поросенок», «мышонок», «машинка», «танк», «солнышко» и др.
Оригинальные рисунки, встретившиеся в работах при выполнении заданий 2 группы (рисование трех заданных объектов, четвертый - по собственному желанию, преимущественно речь идет о четвертом рисунке, по желанию): «праздничный салют», «празднование дня рождения», «ведро с яблоками», «моя любимая игрушка», «ракета, улетающая в космос», «лето пришло!» и другие. Самые распространенные рисунки: «мяч», «цветок», «солнце», «яблоко», «тучка», «домик» и другие, следовательно:
К2= 0 - минимальный показатель К2=5- максимальный показатель Ор5 = 0+0=0- минимальный показатель Ор5 = 3+5=8- средний показатель Ор5 = 12+5= 17 - максимальный показатель
Из 30 испытуемых минимальный показатель оригинальности выявлен у 16 испытуемых, средний показатель оригинальности - у 9 испытуемых, максимальный показатель оригинальности - у 5 испытуемых. Всего оригинальных рисунков выявлено - 7 (по 1 группе заданий), 9 (по 2 группе заданий).
Суммарный показатель 5 субтеста (Т5):
Т5=3,2 + 0 = 3,2 - минимальный суммарный показатель
Т5=3,8 +8 = 11,8 - средний суммарный показатель
Т5=5,3 +17 = 22,3 - максимальный суммарный показатель
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 11 испытуемых, средний суммарный показатель - у 13 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у 6 испытуемых.
Субтест 6. Эскизы
Результаты обработки проведенного студентами субтеста 6
Беглость (Б6)
Б6 = 9 - минимальный показатель беглости
Б6 = 15- средний показатель беглости
Б6 = 20 - максимальный показатель беглости
Из 30 испытуемых минимальный показатель беглости выявлен у 8 человек, средний показатель беглости - у 16 человек, максимальный показатель беглости -уб человек.
В 3 работах выявлены рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг. Например, в центре круга нарисована шоколадка, светофор, елка. Данные рисунки не были засчитаны. Рисунков, точно повторяющих друг друга, не было обнаружено. Если у разных испытуемых встречались, к примеру, рисунки поросенка или мяча, то они были выполнены по-разному.
1. Гибкость (Г6)
Г6 = 18 т - минимальный показатель гибкости
Г6 = 27 т - средний показатель гибкости
Г6 = 36 т - минимальный показатель гибкости
Минимальный показатель гибкости в результате анализа выявлен у 4 испытуемых, средний показатель гибкости - у 24 испытуемых, максимальный показатель гибкости - у 2 испытуемых.
Самые популярные категории ответов: 2, 4, 8, 9, 11. 13. Реже использовались категории: 3, 6, 7, 10, 12, 14. В 1 работе испытуемого встретилась категория № 15. Категории 1, 5, 16 не встретились ни разу. Категорий, не обозначенных в списке диагностики, не было выявлено.
2. Оригинальность (Орб)
Орб = 5к - минимальный показатель оригинальности
Орб = 10к - средний показатель оригинальности
Ор 6 = 30 к - максимальный показатель оригинальности
Из 30 испытуемых минимальный показатель оригинальности выявлен у 7 испытуемых, средний показатель оригинальности - у 4 испытуемых, максимальный показатель оригинальности - у 1 испытуемого. У 18 испытуемых (в 18 работах) оригинальных рисунков не выявлено.
Всего оригинальных рисунков выявлено - 9, среди них: «цирковая арена», «праздничный торт со свечками», «сочок для ловли ба-
бочек», «футбольное поле с воротами», «настенное зеркало», «канцелярская кнопка», «бельевая сушилка», «гайка», «батут».
К оригинальным рисункам также можно отнести рисунки, для создания которых было использовано объединение 2 кругов. Например, «очки», «вишневые ягоды», «велосипед», «снеговик», «светофор». (Некоторые из данных рисунков были выполнены с использованием только одного круга). Всего подобных рисунков, полученных с помощью объединения 2 кругов, - 5. Количество работ, в которых встретились подобные рисунки - 6.
Оригинальные заглавия к рисункам встречались редко. Это связано с тем, что испытуемые были увлечены созданием рисунков, а времени на название работы не хватило. Некоторые оригинальные названия рисунков: «литье на крутую машину» (диск на колесо автомобиля), «поймай меня» (сочок), «зеркальное дно» (зеркало), «прыгающий коврик» (батут), «узоры низ сказки» (зимний узор на замерзшем окне) и др.
Суммарный показатель субтеста 6 (Т6) Т6 =9+ 18 т+ 5 к - минимальный суммарный показатель
Т6 = 15 + 27 т+ 10 к — средний суммарный показатель
Т6 = 20 + 36 т + 30 к максимальный суммарный показатель
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 7 испытуемых, средний суммарный показатель - у 16 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у 7 испытуемых.
Субтест 7. Спрятанная форма Данный субстест вызвал положительную реакцию испытуемых, все участники работали с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту - 11, размах от 7 до 21 ответов. Всего дано 344 различных ответа.
Наиболее часто встречающиеся ответы: «зонт», «рыба», «кувшин», «ведро», «птица», «шляпа», «человек», «солнце», «лодка», «облако», «лампочка».
Редкие, оригинальные ответы: «баскетбольная корзина», «взрыв», «клюв птицы», «мяч для рэкби», «якорь», «мина», «каштан», «круг для плавания», «забор», «драный мяч», «дирижабль», «руки и ноги человека», «змея», «кожура банана», «жаворонок», «фляжка для воды», «девушка на пляже под зонтиком», «муха», «крошка», «песчинка», «усы», «челка», «бумеранг», «коряга», «пень», «пропеллер», «коряга», «нос», «русалка».
Результаты обработки проведенного студентами субтеста 7
1. Беглость (Б)
Б7 =7 п. - минимальный показатель беглости
Б7 =11 я-средний показатель беглости
Б7 =21я-максимальный показатель беглости
Из 30 испытуемых минимальный показатель беглости выявлен у 9 человек, средний показатель беглости - у 16 человек, максимальный показатель беглости -у5 человек.
2. Оригинальность (Ор7)
Ор7 = 5к - минимальный показатель оригинальности
Ор7 = 10к - средний показатель оригинальности
Ор7 = 20 к - максимальный показатель оригинальности
Из 30 испытуемых минимальный показатель оригинальности выявлен у 8 испытуемых, средний показатель оригинальности - у 3 испытуемых, максимальный показатель оригинальности - у 4 испытуемых.
Всего оригинальных ответов выявлено
29.
Суммарный показатель седьмого субтеста (Т7):
Т7 = 7п+ 5л - минимальный суммарный показатель
Т7 = 11п+ 10к - средний суммарный показатель
Т7 = 21п+ 20к - максимальный суммарный показатель
Из 30 испытуемых минимальный суммарный показатель выявлен у 8 испытуемых, средний суммарный показатель - у 13 испытуемых, максимальный суммарный показатель -у 9 испытуемых.
Общие выводы по диагностике:
Беглость. Данные диагностики показывают, что большинство детей легко справляются с выполнением всех заданий.
Гибкость. Полученные данные исследования говорят о том, что уровень развития гибкости испытуемых выше средних показателей, что свидетельствует о высоком уровне информированности младших подростков, значительном интеллектуальном потенциале и высокой мотивации.
Оригинальность. По результатам приведенного исследования можно сказать, что уровень творческого мышления в данной возрастной группе, соответствует среднему показателю.
В результате анализа проведенной диагностики выявлен суммарный показатель точности по всем категориям. Имеем следующие показатели: минимальный показатель точности выявлен у 7 (23,5 %) испытуемых, средний показатель точности - 10 (33 %) испытуемых, показатель точности выше среднего - 7 (23,56 %) испытуемых, максимальный показатель - 6 (20 %) испытуемых.
Занятие 5 «Методы и приемы развития творческих способностей учащихся»
Цель семинара - анализ существующих методов развития творческих способностей и использование данных методов в собственной педагогической деятельности.
На данном семинаре студенты провели анализ существующих методов и приемов развития творческих способностей и выбрали ряд тех из них, которые будут способствовать развитию творческих способностей младших подростков.
Рассмотрим некоторые из методов и приемов, вызвавшие наиболее положительную реакцию студентов.
Примеры методов и приемов развития творческих способностей младших подростков.
Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.
Структура синквейна:
1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка - 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка - 3 глагола, показывающие действия понятия;
4 строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка - одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Примеры синквейнов, составленных студентами по теме «Библейские сказания»:
Библия
Священная, удивительная
Учит, объясняет, наставляет
Читайте Библию
История Тема «Древнее Двуречье»
Двууечъе
Красивое, живое
Нападают, захватывают, завоевывают
В Двуречье происходит становление городов-государств
Месопотамия,
Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления - для структурирования материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
К примеру, по теме «Законы царя Хамму-рапи» студенты предложили составить кластер, в котором будут отображены основные законы данного времени и их значение.
Инсерт или пометки на полях, особенно нравится ученикам, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление - это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «V» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; «?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее.
К примеру, студенты предложили тему «Древнейшие люди» для использования приема «инсерт».
Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество,
озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи.
Студентами была предложена тема «В гаванях афинского порта Пирей». Основные понятия: афинские граждане и неграждане.
Сегодня демократия предполагает, прежде всего, равенство всего народа. Можно ли говорить о равенстве населения в Афинах? Докажите.
Трехчастный дневник - ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На первом этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.
К примеру, студентами была предложена тема «В городе богини Афины» (табл. 2).
Составление дневника:
Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку.
О чем мы еще не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку).
Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов, что вы узнали нового для себя? (заполняем третью колонку).
Студенты пришли к выводу, что использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно - географических (карт, схем) может стать прекрасной базой для развития мыслительной деятельности школьников, а умело выстроенная работа с картой превращает учеников в «ученых».
Например, при изучении темы «Древняя Греция» студенты предложили следующий вариант задания: используя карту заполнить таблицу «Природио-географические условия Древней Греции». В итоге работы в тетрадях учеников может появиться примерно следующая запись: Природио-географические условия Древней Греции (табл. 3).
Метод проектов - создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта [2]. На уроках истории можно использовать такие типы проектов, как информационные, игровые, творческие.
Например, студентами были предложены возможные темы проектов: «Я - ученик афинской школы» (игровой проект) или «Семь чудес света» (информационный проект).
Эссе - это письменное размышление на заданную тему. Этот вид работ особенно эффективен, если школьники пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно
Трехчастный дневник по г
план и структуру. Можно давать задание написать эссе на любом этапе урока, также можно использовать в качестве формы домашнего задания.
Таблица 2
«В городе богини Афины»
Знаю Хочу знать Узнал
Афины - самый крупный полис в Аттике 594 г. до н.э. реформы Солона в Афинах - стала закладываться демократия. Почему Афины называли сердцем Греции? 1. Скульптура статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой. 2. Архитектура города Храмы - Парфенон, Эрехтей-он, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трех стилей - ионического, дорического, коринфского. Три главных района города. Что такое Агора, Акрополь Ремесло Краснофигурные и чернофигурные сосуды.
Таблица 3
Природно-географические условия Древней Греции
Страна Местонахождение Природные особенности
Древняя Греция На юге Европы, юг Балканского полуострова Окружена морями: Ионическим, Эгейским, наличие заливов, бухт - хорошие условия для мореплавания, рыболовства, морской торговли Горная страна, горы крутые и обрывистые, изолируют области друг от друга, полезные ископаемые Полноводных рек нет, отсутствует внутреннее судоходство Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту
Студенты предложили, что после изучения темы «Олимпийские игры в Древней Греции» младшим подросткам можно дать следующее домашнее задание: написать эссе «Как я буду готовиться к Олимпийским играм».
Игровые приемы
Исторический диктант
А - первобытное общество,
Б - Древний Египет.
Выписать в нужный столбик цифры, которыми обозначены слова.
1 - фараон, 2 - дубина, 3 - рубило, 4 -шадуф, 5 - старейшина, 6 - Нил, 7 - СевероВосточная Африка, 8 - гарпун, 9 - племя, 10 -оазис, 11- плуг, 12- мотыга.
Проверка:
А: 2, 3, 5, 8. 9,11,12,
Б: 1,4, 6, 7. 10.
«Веришь, не веришь?»
1) Верите ли вы, что река Ганг течет в Китае?
2) Верите ли вы, что Греция расположена в Передней Азии?
3) Верите ли вы, что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?
4) Верите ли вы, что железо изобрели персы?
5) Верите ли вы, что шахматы изобрели в Египте?
6) Верите ли вы, что Евфрат течет в Междуречье?
«Аукцион»
Студенты предложили записать в столбик слова, которые характеризуют Индию. На работу дается пять минут времени. Затем предлагается начальная цена: шесть слов. Кто больше? Побеждает тот, кто больше назовет слов.
Занятие 6 «Овладение педагогическими технологиями и способами их творческого использования»
Цель занятия - анализ существующих педагогических технологий и способов их творческого использования в собственной педагогической деятельности.
На данном семинаре студенты провели анализ существующих педагогических технологий развития творческих способностей и выбрали ряд тех из них, которые будут способствовать развитию творческих способностей младших подростков [3; 4] (табл. 4).
Таблица 4
Технологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся
Название Цели Принципы Используемые Специфика
методы
технологии технологии технологии технологии
и приемы
Технология коллек- выявление, развитие - социально-полез- диалог, речевое Технология предполагает
тивной творческой творческих способ- ная направленность общение равно- такую организацию совмест-
деятельности ностей учащихся и деятельности детей и правных парт- ной деятельности детей и
их приобщение к взрослых; неров, игра, взрослых, при которой все
многообразной - сотрудничество состязатель- члены коллектива участвуют в
творческой деятель- детей и взрослых; ность, соревно- планировании, подготовке,
ности с выходом на - романтизм и твор- вание осуществлении и анализе
конкретный про- чество любого дела. Мотивом дея-
дукт, который мож- тельности детей является
но фиксировать стремление к самовыражению
(изделие, модель, и самоусовершенствованию.
макет, сочинение, Для оценивания результатов
произведение, ис- разрабатываются специальные
следование творческие книжки, где отме-
и т. п.) чаются достижения и успехи
Технология «ТРИЗ» формирование - снятие психоло- эвристическая Универсальная методическая
- Теория решения мышления обучаю- гического барьера игра, мозговой система, которая сочетает
изобретательских щихся, подготовка перед неизвестными штурм, коллек- познавательную деятельность
задач их к решению не- проблемами; тивный поиск с методами активизации и
(Г. С. Алътшуллер) стандартных задач в - гуманистиче- развития мышления, что по-
различных областях ский характер обуче- зволяет ребенку решать твор-
деятельности, обу- ния; ческие и социальные задачи
чение творческой - формирование самостоятельно. Формирует
деятельности. нестандартного образа следующие мыслительные
мышления; способности:
- практико- - умение анализировать,
ориентированное рассуждать, обосновывать;
внедрение идей - умение обобщать, делать
выводы;
- умение оригинально и
гибко мыслить;
- умение активно исполь-
зовать воображение
Технология исследо- создание условий, - самостоятель- создание проти- Реализация идеи «обучение
вательского (про- при которых уча- ность обучающихся; воречия и нахо- через открытие»: ребенок
блемного) обучения щиеся открывают - развивающий ждение способа должен сам открыть явление,
новые знания, овла- характер обучения; его решения, закон, закономерность, свой-
девают новыми - интеграция и изложение раз- ства, способ решения задачи,
способами поиска вариативность в при- личных точек найти ответ на неизвестный
информации, разви- менении различных зрения на во- ему вопрос. При этом он в
вают проблемное областей знаний; прос, сравнение, своей деятельности может
мышление - использование обобщение, опираться на инструменты
дидактических алго- подведение познания, строить гипотезы,
ритмизированных итогов, про- проверять их и находить путь
задач блемные вопро- к верному решению
сы, задачи, про-
блемные зада-
ния
Игровые технологии - дидактические: - природо- и куль- дискуссия, кон- Создается имитация реальной
(П. И. Пидкаси- расширение круго- туросообразность; сультация, раз- жизненной ситуации, в кото-
стый, зора, применение - умение модели- работка сцена- рой ученику необходимо дей-
Д.Б. Эльконин) ЗУН на практике, ровать, драматизиро- рия, обсужде- ствовать. Обычно группу
развитие определен- вать; ния, анализ, разбивают на подгруппы,
ных умений и навы- - свобода деятель- рефлексия, каждая из которых самостоя-
ков; ности; оценка, само- тельно работает над каким-
- воспитательные: - эмоциональная оценка, выводы, либо заданием. Затем итоги
воспитание само- приподнятость; обобщения, деятельности подгрупп обсу-
стоятельности, со- - равноправие рекомендации ждаются, оцениваются, опре-
трудничества, об- деляются наиболее интерес-
щительности, ком- ные наработки. Помогает
муникативности; детям ощутить себя в реаль-
- развивающие: ной ситуации, подготовиться к
развитие качеств и принятию решения в жизни
структур личности;
- социальные: при-
общение к нормам и
ценностям общест-
ва, адаптация к ус-
ловиям среды
Технология разви- - формирование - включение в про- дискуссия, соз- технология направлена на
вающего обучения теоретического цесс обучения не дание проблем- целостное гармоничное разви-
сознания и мышле- столько рациональ- ной ситуации, тие личности, где проявляется
ние; ной, но и эмоциональ- обсуждение, вся совокупность ее качеств,
- формирование не ной сферы; выводы ориентировано на «зону бли-
столько ЗУН, сколь- - проблематизация жайшего развития», т. е. на
ко способов умст- содержания; деятельность, которую ученик
венной деятельно- - вариативность может выполнить с помощью
сти - СУД; процесса обучения, педагога
- воспроизведение индивидуальный под-
в учебной деятель- ход;
ности логики науч- - использование
ного мышления логики теоретического мышления: - обобщение, дедукция, содержательная рефлексия; - целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.
Занятие 7 «Творческие задания как основная форма развития творческих способностей учащихся в процессе обучения»
Данный семинар посвящен творческим заданиям как основному виду заданий с целью стимулирования и развития творческих способностей младших подростков.
К семинару студентам необходимо было разработать творческие задания с применением методов и средств педагогического воздей-
ствия, направленных на активизацию творческой деятельности и развитие творческих способностей младших подростков. Студентам было предложено разработать творческие задания для младших подростков по теме «Загадки Древнего мира».
Студенты попробовали интегрировать знания психологии, педагогики и истории, а также творческое мышление и воображение, что является важным условием в целостности
формирования задания, его содержания, его результативности, способствует развитию творческих способностей младших подростков.
После каждого проведенного занятия спецкурса со студентами проводились беседы по вопросам:
Как Вы считаете, интересно ли проходят занятия семинаров?
1. Что, по Вашему мнению, необходимо добавить или исключить из занятий?
2. Отвечают ли занятия Вашим представлениям о том, какими они должны быть и как могут проходить?
3. Каково значение занятий для Вашей будущей педагогической деятельности?
4. Каким должно быть домашнее задание, в рамках данного спецкурса, по Вашему мнению?
5. Мне нравится, когда на занятиях ... (предложите свои идеи)
6. Просьбы и пожелания.
Практически все студенты, участвуя в обсуждении, высказывали мнение о том, что на занятиях их привлекали: интерес к содержанию семинара, получение новых и систематизация уже известных знаний, новизна постановки проблемы, интересные темы занятий, раскованная атмосфера, позволяющая утвердиться в своей профессиональной подготовке. Студенты дали высокую оценку работе спецкурса и выразили пожелания по его совершенствованию.
В результате внедрения спецкурса «Творческая педагогика» мы приходим к следующим выводам:
1. Цель спецкурса была достигнута: будущие учителя повысили уровень своей готовности к развитию творческих способностей у младших подростков;
2. Студенты усвоили систему знаний о творческих способностях, необходимых для профессиональной деятельности будущих педагогов;
3. Изучили структуру процесса обучения как творческого;
4. Изучили возрастные особенности развития творческих способностей младших подростков;
5. Выявили сущность творческих способностей учащихся;
6. Овладели методиками диагностики творческих способностей младших подростков;
7. Овладели методами и приемами развития творческих способностей;
8. Овладели педагогическими технологиями развития творческих способностей и способами их творческого использования;
9. Применили полученные знания по развитию творческих способностей младших подростков в педагогической деятельности.
Следующим условием, способствующим формированию готовности будущих учителей к развитию творческих способностей младших подростков, является активизация проектной деятельности студентов.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку правовой проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении будущим учителем возможности самостоятельного приобретения творческих знаний и умений в процессе решения поставленной творческой проблемы, а также применять их на практике.
Суть этого метода - стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, при решении которых необходимо владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность дальнейшее практическое применение имеющихся и приобретенных знаний о развитии творческих способностей учащихся. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Для студента проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
По длительности проекты можно разделить на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (более 5 лет). В рамках темы нашего исследования будущим учителям было предложено создать творческие проекты.
Творческий проект - самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т. п., а в теоретической - пояснительная записка. Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контро-
ля. Самостоятельный творческий проект учащегося направляется руководителем проекта -учителем Г51.
Цель творческого проекта - развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания.
Задачи творческого проекта:
- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы у учащихся;
- обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе проектной деятельности;
- уметь преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности;
- создавать оптимальные условия для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной и трудовой деятельности.
Творческий проект должен иметь:
- научно-исследовательский характер;
- глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;
- связь теории с практикой;
- научность, сознательность и активность усвоения знаний.
Порядок работы над творческим проектом:
1. Организационный момент (создание творческих групп);
2. Вступительное слово учителя;
3. Знакомство с понятиями (что такое проект, творческий проект, показ демонстрационной работы);
4. Работа с памяткой «Как работать над творческим проектом»;
5. Алгоритм «Солнышко обдумывания» в работе над творческим проектом;
6. Практическая работа по алгоритму;
7. Выступление творческих групп;
8. Рефлексия.
Будущим учителям было предложено разработать творческие проекты по истории для учащихся 5 классов. Студенты были поделены на микро-группы, и каждая из них представила свой проект по выбранной ими теме. Один из разработанных студентами проектов «Музей Древнего Мира» подробно рассмотрен на занятии.
Цель проекта: создание условия для накопления и реализации опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование и создание макета музея «История Древнего мира».
Задачи данного проекта:
- познакомиться с историей и особенностями древнего Первобытного общества, Египта, Греции, Рима, Китая, Индии;
- изучить быт и культуру древних людей, узнать о знаниях и изобретениях людей этих стран и научное их применение;
- систематизировать и обобщить знания, путем создания макета музея «История Древнего мира».
При создании проекта использовались методы системного анализа, группировки фактов, моделирования и др.
В своей реализации проект прошел через несколько этапов: подготовительный (выбор темы и модели реализации, составление экспозиции); практический (сбор и анализ информации, создание и размещение экспонатов, оформление макета музея); итоговый (оформление проектной работы, презентации и защита).
Проект носит междисциплинарный характер, так как при его реализации привлекались знания многих других дисциплин: собственно знания по истории, математики, информатики, литературы, географии, ИЗО, технологии, и др.
У проекта существует перспектива развития: по согласованию с учителями и родителями создать выставку или мини-музей (временный), в создании которого могут принять участие все желающие.
В результате защиты данного проекта студенты пришли к следующим выводам:
- поставленные перед началом работы цели и задачи реализованы;
- при реализации проекта были созданы условия для накопления и реализации опыта интеллектуальной и творческой деятельности, путем проведения самостоятельного исследования и создания макета музея «История Древнего мира»;
- проектная группа познакомилась с историей и особенностями древнего Первобытного общества, Египта, Греции, Рима, Китая и Индии;
- были изучены быт и культура древних людей, накоплены знания о достижениях науки, культуры и изобретениях людей этих стран и их применении;
- систематизировать и обобщить знания удалось путем создания макета музея «История Древнего мира».
- ряд экспонатов проектной группе приходилось создавать вручную, что помимо прироста знаний по истории, помогало совершенствовать знания и умения в других об-
ластях, а также способствовало развитию коммуникативных навыков, а главное, творческих способностей.
Практическое внедрение творческого проекта дало студентам возможность реализовать свои знания, умения и навыки, сформировать готовность к самостоятельному осуществлению творческой деятельности.
Таким образом, включение студентов в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создать условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует операционный компонент готовности к развитию творческих способностей младших подростков будущими учителями.
В результате, мы приходим к выводу, что в ходе реализации выдвинутых нами педагогических условий удалось повысить уровень готовности будущих учителей к развитию творческих способностей младших подростков.
Литература
1. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 1997.
2. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. М., 2006.
1. З.Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Даринская Л. А. Современные образовательные технологии. М., 2018.
3. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. М., 2019.
4. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 61-68.
References
1. Tunik Е. Е. Psikhodiagnostika tvorcheskogo myshleniya. Kreativnye testy [Psychodiagnostics of creative thinking. Creative Tests]. St. Petersburg, 1997. (In Russian).
2. Romanovskaya M. B. Metod proektov v uchebnom protsesse [Project Method in a Learning Process]. Moscow, 2006. (In Russian).
3. Bordovskaya N. V., Kostromina S. N., Darinskaya L. A. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moscow, 2018. (In Russian).
4. Al'tshuller G. S. Najti ideyu. Vvedeniye v TRIZ - teoriyu resheniya izobretatel'skikh zadach [Find the idea. Introduction to TSIP - the theory of solving inventive problems]. Moscow, 2019. (In Russian).
5. Nefedova L. A., Ukhova N. M. Razvitiye klyuchevykh kompetentsij v proektnom obuchenii [Development of key competencies in project education] // Shkol'nye tekhnologii. - School technologies. 2006, no. 4, pp. 61-68. (In Russian).
***
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FUTURE TEACHER S READINESS FORMATION TOWARDS THE DEVELOPMENT OF YOUNGER TEENAGERS' CREATIVE ABILITIES
Grigoryeva Yuliya Ivanovna MAEI SSch № 9, Russia, Tambov e-mail: [email protected]
The article presents the author's program of preparation of students - future teachers for development of younger teenagers' creative abilities. The author considered the special course «Creative pedagogy» and interactive ways of activating the project activities of students as pedagogical conditions contributing to the effectiveness of this process; in detail considered the method of carrying out the special course; analyzed its results; disclosed the stages of preparation and implementation of the creative project.
Key words: creative abilities, future teacher, younger teenager, readiness, pedagogical conditions
Об авторе:
Григорьева Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9, г. Тамбов About the author:
Grigoryeva Yuliya Ivanovna, Russian Language and Literature Teacher, MAEI SSch № 9, Tambov