УДК 316.356.2 ББК 60.55 А-72
Антонова Татьяна Константиновна, соискатель кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»; т.: 89529808842.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
(рецензирована)
Работа посвящена обоснованию педагогических условий формирования гендерной компетентности в процессе изучения дисциплины «Семьеведение». В статье определяется содержательное наполнение понятий «гендерная компетентность», «педагогические условия». Описываются педагогические условия, определяющие эффективное формирование гендерной компетентности будущих специалистов по социальной работе.
Ключевые слова: педагогические условия, гендерная компетентность, специалисты по социальной работе.
Antonova Tatyana Konstantinova, seeker of the Department of General Pedagogy of SEI HPE ‘Adyghe State University ’, tel.: 89529808842.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR GENDER COMPETENCE FORMATION IN FUTURE SOCIAL SPECIALISTS IN THE COURSE OF DISCIPLINE "FAMILY KEEPING"
The article is devoted to the explaining pedagogical conditions for the formation of gender competence in the course of the discipline ‘Family keeping ’. The article defines the concepts of "gender competence”, "pedagogical conditions’. The pedagogical conditions that determine the effective formation of gen der compe-tence of future professionals in social work have been described.
Keywords: pedagogical conditions, gender expertise, specialists in social work.
В процессе реформирования российского образования в 90-х гг. в образовательный процесс высших учебных заведений стали внедряться дисциплины, отражающие гендерную направленность. В настоящее время первоочередными мерами, стимулирующими процесс внедрения гендерного подхода в образовании специалистов по социальной работе в целом и в рамках дисциплины «Семьеведение», в частности, являются, по нашему мнению, следующие: институционализация гендерных знаний; включение гендерного подхода и гендерной концепции в государственный стандарт профессиональной и психологической подготовки специалистов по социальной работе; создание программ, монографий, учебно-методических пособий и учебников по гендерным проблемам для специальных факультетов, готовящих специалистов по социальной работе (в рамках дисциплины «Семьеведение» - в дополнение к основным учебным пособиям); обсуждение гендерной тематики научно-педагогической общественностью.
Гендерная компетентность будущих специалистов по социальной работе определяется нами как единство усвоенных теоретических и практических гендерных знаний, применяемых не только в процессе профессиональной деятельности, но и при организации эффективного гендерного взаимодействия в целом.
Разделяя точку зрения Е.Ф. Бехтеновой, которая считает, что педагогические условия представляют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности [1], нами определены педагогические условия формирования гендерной компетентности будущих специалистов по социальной работе.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выделены педагогические условия формирования гендерной компетентности будущих специалистов по социальной работе.
Первым педагогическим условием выступает усвоение гендерных знаний при изучении отдельных учебных дисциплин, спецкурсов, в т.ч. и дидактических единиц, содержащих гендерную направленность. Относительно недавно в российских вузах стали преподаваться дисциплины, отражающие гендерную направленность. Основным содержанием гендерной тематики выступает идея утверждения прав и возможностей самореализации человека независимо от его пола, как доминанта способов достижения гендерного равенства. Усвоение гендерных знаний направлено на стимулирование навыков
анализа социальной действительности и индивидуального опыта представителей обоих полов с целью преодоления последствий несправедливой дифференциации мужских и женских ролей и неравенства их статусных позиций. В связи с этим учебные дисциплины, спецкурсы, в т.ч. и дидактические единицы, содержащие гендерную направленность, ориентированы на формирование таких базовых понятий, как гражданственность, гуманистическая ориентированность, готовность к социально-культурному диалогу, способность к критическому осмыслению своего профессионального и личного социального опыта [2]. Изучение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 040101.65 «Социальная работа», анализ учебно-методических комплексов по данной специальности, а также собственный опыт преподавания на факультете «Социальная работа» ГОУ ВПО Российский государственный социальный университет, филиал в г. Майкопе позволили нам заключить, что в процессе обучения будущих специалистов по социальной работе используется интеграция гендерных знаний, полученных при изучении отдельных учебных дисциплин, спецкурсов, в т.ч. и дидактических единиц, содержащих гендерную направленность.
Так, многие учебные дисциплины содержат в себе гендерную направленность («Введение в специальность», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Семьеведение», «Психология семьи», «Экономические основы социальной работы» и др.). Проведенный анализ позволил зафиксировать важный вывод о том, что гендерный формат данных дисциплин представлен не в полной мере, что не позволяет, на наш взгляд, сформировать гендерную компетентность. В связи с этим встает вопрос об актуализации гендерных знаний в процессе обучения будущих специалистов по социальной работе. Одним из путей решения данного вопроса, на наш взгляд, представляется включение гендерного аспекта в блок специальных дисциплин, напрямую отражающих практическую деятельность специалиста по социальной работе. В ходе опытно-экспериментальной работы нами в рамках дисциплины «Семьеведение», входящей в блок специальных дисциплин, был разработан спецкурс «Гендерные аспекты семьеведения», так как именно данная дисциплина изучает семью как важнейший социальный институт; общественную, наиболее динамичную группу, в которой трансформируются поло-ролевые идентичности и через которую обеспечивается передача гендерных стереотипов и установок во взаимоотношении полов. Без ознакомления с гендерными аспектами семейных взаимоотношений и проблем невозможна полноценная подготовка специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности. Разработанный нами спецкурс дает возможность актуализировать и интегрировать гендерные знания, полученные студентами в ходе изучения других дисциплин профессиональной подготовки с помощью разнообразных форм учебной деятельности.
Второе педагогическое условие - организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода. В исследованиях, касаемых проблематики гендерного подхода (А. Темкина, Е. Здравомы-слова, Н. Шведова, С. Айвазова, М. Малышева, Е. Мещеркина, Е. Ярская-Смирнова, И. Клецина,
О. Хасбулатова, Н. Римашевская, Е. Кочкина, О. Воронина, З. Хоткина, Н. Пушкарева и др.), под гендерным подходом понимается теоретическая основа процесса оценки всех сфер жизни с точки зрения воздействия законодательства, государственных и общественных стратегий и программ на женщин и мужчин, исходной посылкой которой является получение равной жизненной выгоды женщинами и мужчинами, обеспечение гендерного равенства. Важной составляющей данного подхода выступает анализ гендерного порядка в обществе - иерархии отношений между мужчинами и женщинами в наиболее значимых сферах жизнедеятельности.
Мы разделяем позицию И. Клециной [2], которой были выделены основные положения гендерного подхода при изучении студентами дисциплин гендерной направленности, которые могут быть, по нашему мнению, интегрированы профессорско-преподавательским составом в организацию педагогического процесса: 1) существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является социально сконструированной; мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, нежели различны (психологические характеристики мужчин и женщин, личностные особенности, необходимые для исполнения различных социальных ролей); 2) в публичных и приватных сферах жизнедеятельности социальные статусы и позиции мужчин и женщин не должны выстраиваться по принципу иерархичности; ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны строиться на основе паритета, равенства прав и возможностей; 3) не могут быть оправданием и основанием ситуаций гендерного неравенства биологические особенности каждого пола.
Наиболее сензитивным возрастом формирования гендерной компетентности является студенчество (17-25 лет), когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении. В современной молодежной среде юноши и девушки нуждаются в самовыражении, в собственном языке, это справедливо в равной степени для обоих полов, но проявляется по-разному.
Образование является одним из важнейших институтов социализации. Сама организация образовательного процесса, как и господствующие здесь гендерные роли, диктуют женские и мужские статусные позиции. Наш собственный опыт работы показал, что организация преподавателями педагогического процесса с учетом гендерного подхода заключается не только в демонстрировании навыков гендерно-компетентного поведения, но и в формировании у студентов гендерного мировоззрения, сохраняющегося, как правило, на всю жизнь.
Общепринятым считается мнение, что в настоящее время в сфере профессиональной социальной работы наблюдается гендерная ассиметрия. Наличие в обществе гендерных стереотипов порой делает людей заложниками общепринятых норм. Практикующие специалисты по социальной работе в современном обществе не обладают необходимым уровнем гендерной компетентности и, как правило, сами являются носителями патриархальных гендерных стереотипов. Во избежание этого необходимо у студентов - будущих специалистов по социальной работе развивать качества гендернокомпетентной личности, характеризующейся гендерно-компетентным поведением, которое, в свою очередь, выражается в умении контролировать проявление гендерных предубеждений [3]. Следовательно, резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что наличие гендерной компетентности -это один из показателей зрелой личности, и игнорирование данной составляющей может привести к формированию у студентов искаженного мировоззрения, что недопустимо при организации педагогического процесса.
Нейтрализация ситуаций гендерного неравенства в процессе педагогического взаимодействия педагогов со студентами выступает третьим педагогическим условием формирования гендерной компетентности будущих специалистов по социальной работе. Приведем примеры ситуаций гендерного неравенства, наиболее часто встречающихся при взаимодействии педагогов со студентами. Наиболее слабой формой проявления данных ситуаций является невербальное выражение антипатии - пренебрежительный тон, нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы, скрещенные на груди руки и др., которое демонстрируется преподавателем в тех случаях взаимодействия со студентами, когда поведение студентов-юношей и студентов-девушек не соответствует общепринятым нормам полоспецифичного поведения. Также к наиболее слабой форме проявления ситуаций гендерного неравенства можно отнести вербальное выражение антипатии пр е-подавателя, заключающееся в высмеивании мужских и женских качеств личности и особенностей поведения, в высказываниях, принижающих достоинства того или иного пола, в ошибочных интерпретациях мотивов поведения.
Формой проявления ситуаций гендерного неравенства является избегание группы, по отношению к которой имеются предубеждения, проявляющиеся в различных формах мужененавистничества - женоненавистничества. Более выраженные ситуации гендерного неравенства могут приводить к дискриминации отдельных членов группы.
Проявление преподавателем тех или иных ситуаций гендерного неравенства свидетельствует о его гендерной некомпетентности, амбивалентным понятием которой выступает гендерная компетентность, характеризующаяся способностью обоих полов замечать ситуации гендерного неравенства, противостоять дискриминационным воздействиям и самим не создавать ситуации гендерного неравенства.
Приоритетное место в формировании гендерной компетентности, на наш взгляд, занимает развитие умений анализировать ситуации гендерного неравенства, которые включают в себя следующее: человек, заинтересованный в развитии своей гендерной компетентности, должен научиться замечать ситуации проявления различных форм предубеждений и предрассудков в поведении других людей. Не менее важная роль принадлежит умению педагогов рефлексировать типичные проявления гендерного неравенства в своем поведении при взаимодействии со студентами.
Итак, выделенные нами педагогические условия в совокупности позволяют решить главную проблему современного образования в высшей школе - формирование гендерной компетентности будущих специалистов по социальной работе, что имеет важное значение для их будущей профессиональной деятельности в аспекте взаимодействия с клиентами обоих полов.
Литература:
1. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006.
2. Клёцина И.С. «Компетентностный подход» и гендерное образование в высшей школе // Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы Х рос.-амер. научно-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007.
3. Клёцина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // Женщина в российском обществе. 2007. №3.