Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогических направлений к проектной деятельности на основе принципов Всемирной инициативы «Conceive-Design-Implement-Operate»'

Подготовка студентов педагогических направлений к проектной деятельности на основе принципов Всемирной инициативы «Conceive-Design-Implement-Operate» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ИНИЦИАТИВА "CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE" / ПРИНЦИПЫ "CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE" / СТАНДАРТЫ "CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE" / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / WORLDWIDE INITIATIVE "CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE" / PRINCIPLES "CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE" / STANDARDS "CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE" / PROJECT ACTIVITY / PROJECT-ORIENTED TRAINING / STUDENTS OF PEDAGOGICAL STUDY AREAS / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / CONDITIONS OF THE EDUCATION ORGANIZATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / METHOD OF EXPERT EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Елена Валериевна, Деникина Юлия Владимировна

Проблема потребности в качественном профессиональном образовании требует от системы образования изменения традиционных подходов к обучению в целом. Новая международная программа «Всемирная инициатива Conceive-Design-Implement-Operate» предлагает соединить преподавание профессиональных навыков с традиционными научными дисциплинами и проектами. В результате студент осваивает образовательную программу своего профиля на практике, создавая собственные проекты. Данная программа призвана открыть новые возможности в обучении, как бакалавров, так и магистров всех направлений профессиональной подготовки. Актуальность статьи определяется тем, что для подготовки студентов к проектной деятельности используется новая международная программа «Всемирная инициатива Conceive-Design-Implement-Operate», которая показала свою эффективность в образовательной практике Астраханского государственного университета. Статья раскрывает перспективы использования принципов Всемирной инициативы для повышения качества профессионального образования и эффективной подготовки к проектной деятельности будущих педагогических работников. Основное внимание уделено интеграции двенадцати стандартов программы в процесс обучения студентов как нового подхода к проектно-ориентированному образованию. Авторами описан пример студенческого проекта реализованного на основе принципов «Conceive-Design-Implement-Operate». Дается научное обоснование эффективности применения принципов «Conceive-Design-Implement-Operate» в образовательном процессе будущих педагогов. Выявлены основные условия, направленные на усвоение навыков «Conceive-Design-Implement-Operate» в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Елена Валериевна, Деникина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the Students of Pedagogical Study Areas for Project Activity on the Basis of the Principles of Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate”

The problem of need in qualitative professional education requires the education system to change the traditional approaches to training (education) in whole. The new international programme “Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate” offers to combine teaching of professional skills with teaching of traditional theoretic subjects and project activity. As a result, students practically study the subjects of the educational programme, developing their own projects. This initiative is aimed at the providing of new opportunities in education both for Bachelor students and for Master students of every professional training area. The actuality of the article resides in that the new international programme “Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate” that proved its effectiveness in the educational activity of Astrakhan State University is used in the training of students for the project activity. The authors disclose the perspectives of the implementation of the Initiative CDIO principles for the improvement of the quality of professional education and effective training of the future pedagogical employees for the project activity. The special attention is paid to the integration of 12 initiative standards into the training process of students as a new approach to project-oriented education. The article describes the student project, implemented in terms of the principles “Conceive-Design-Implement-Operate”. The effectiveness of the CDIO principles application in the training of the future pedagogical employees is scientifically reasoned. The main conditions for the acquirement of skills “Conceive-Design-Implement-Operate” within the project activity are determined.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогических направлений к проектной деятельности на основе принципов Всемирной инициативы «Conceive-Design-Implement-Operate»»

УДК 378.14

Рябова Елена Валериевна

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Россия, Астрахань Инженер научно-образовательного центра Кандидат педагогических наук E-Mail: elena5080@yandex.ru

Деникина Юлия Владимировна

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Россия, Астрахань

Магистрант первого года обучения направления «Психолого-педагогическое образование»

Программа «Психология и социальная педагогика»

E-Mail: denikina26@mail.ru

Подготовка студентов педагогических направлений к проектной деятельности на основе принципов Всемирной инициативы «Conceive-Design-[mplement-Operate»

Аннотация: Проблема потребности в качественном профессиональном образовании требует от системы образования изменения традиционных подходов к обучению в целом. Новая международная программа «Всемирная инициатива Conceive-Design-Implement-Operate» предлагает соединить преподавание профессиональных навыков с традиционными научными дисциплинами и проектами. В результате студент осваивает образовательную программу своего профиля на практике, создавая собственные проекты. Данная программа призвана открыть новые возможности в обучении, как бакалавров, так и магистров всех направлений профессиональной подготовки.

Актуальность статьи определяется тем, что для подготовки студентов к проектной деятельности используется новая международная программа «Всемирная инициатива Conceive-Design-Implement-Operate», которая показала свою эффективность в образовательной практике Астраханского государственного университета. Статья раскрывает перспективы использования принципов Всемирной инициативы для повышения качества профессионального образования и эффективной подготовки к проектной деятельности будущих педагогических работников. Основное внимание уделено интеграции двенадцати стандартов программы в процесс обучения студентов как нового подхода к проектноориентированному образованию. Авторами описан пример студенческого проекта реализованного на основе принципов «Conceive-Design-Implement-Operate». Дается научное обоснование эффективности применения принципов «Conceive-Design-Implement-Operate» в образовательном процессе будущих педагогов. Выявлены основные условия, направленные на усвоение навыков «Conceive-Design-Implement-Operate» в проектной деятельности.

Ключевые слова: Проектная деятельность; Всемирная инициатива «Conceive-Design-Implement-Operate»; принципы «Conceive-Design-Implement-Operate»;стандарты «Conceive-Design-Implement-Operate»; проектно-ориентированное обучение; студенты педагогических направлений; качество профессионального образования; вуз; условия организации образовательного процесса; федеральный государственный образовательный стандарт; метод экспертной оценки.

Идентификационный номер статьи в журнале 143PVN613

Elena Ryabova

Astrakhan state university Russia, Astrakhan E-Mail: elena5080@yandex.ru

Yulia Denikina

Astrakhan state university Russia, Astrakhan E-Mail: denikina26@mail.ru

Training of the Students of Pedagogical Study Areas for Project Activity on the Basis of the Principles of Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate”

Abstract: The problem of need in qualitative professional education requires the education system to change the traditional approaches to training (education) in whole. The new international programme “Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate” offers to combine teaching of professional skills with teaching of traditional theoretic subjects and project activity. As a result, students practically study the subjects of the educational programme, developing their own projects. This initiative is aimed at the providing of new opportunities in education both for Bachelor students and for Master students of every professional training area.

The actuality of the article resides in that the new international programme “Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate” that proved its effectiveness in the educational activity of Astrakhan State University is used in the training of students for the project activity. The authors disclose the perspectives of the implementation of the Initiative CDIO principles for the improvement of the quality of professional education and effective training of the future pedagogical employees for the project activity. The special attention is paid to the integration of 12 initiative standards into the training process of students as a new approach to project-oriented education. The article describes the student project, implemented in terms of the principles “Conceive-Design-Implement-Operate”. The effectiveness of the CDIO principles application in the training of the future pedagogical employees is scientifically reasoned. The main conditions for the acquirement of skills “Conceive-Design-Implement-Operate” within the project activity are determined.

Keywords: Project activity; Worldwide Initiative “Conceive-Design-Implement-Operate”; principles “Conceive-Design-Implement-Operate”; standards “Conceive-Design-Implement-Operate”; project-oriented training; students of pedagogical study areas; quality of professional education; institution of higher education; conditions of the education organization; federal state educational standard; method of expert evaluation.

Identification number of article 143PVN613

Стратегическим приоритетом государственной политики в области высшего профессионального образования выступает создание механизма, обеспечивающего постоянное и качественное обновление содержания образования. Внедрение в образовательный процесс вузов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения [11] дал возможность учащимся более активно заниматься исследовательской и проектной деятельностями. Подобная модернизация высшего образования привела к изменению не только требований к условиям организации образовательного процесса в высшей школе, но и к изменению форм, методов и технологий обучения.

В результате становится актуальной проблема качества подготовки будущих педагогических работников. Так как именно от них зависит эффективность функционирования всей системы образования и отдельных ее звеньев. При этом возникает противоречие между необходимостью повышения качества подготовки будущих педагогов через проектно-исследовательскую работу и отсутствием условий и технологий обучения, отвечающих требованиям новых ФГОС.

Необходимо отметить, что качество образования предполагает подход к образованию как социально-педагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса: реализация его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов [5].

Интересна точка зрения Л.Н. Давыдовой, которая определяет «главной идеей современного развития теории и практики управления качеством высшего профессионального образования на основе дессиминации международного опыта - отказ от традиционного подхода, при котором регулирование образовательного процесса предполагалось по оценкам конечного результата. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям и измерения показателей качества всех элементов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат. Это является принципиально новым подходом» [3].

По мнению Горенкова Г.М., «важнейшие личностные и профессиональные качества будущего учителя формируются в процессе исследовательской деятельности студентов. Стать сегодня конкурентоспособным в образовательной деятельности - значит быть в курсе всех новшеств педагогической практики. Для системного решения задач современного обучения, воспитания и развития необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования, проектирования и управления, планирования и реализации педагогического процесса, исходя при этом из необходимости постоянного обновления, как содержания, так и форм обучения»

Таким образом, для устранения выявленного противоречия в Астраханском государственном университете подготовка студентов педагогических направлений осуществляется, посредством реализации принципов Всемирной инициативы «Conceive-Design-Implement-Operate» (CDIO) [7] как нового подхода к проектно-ориентированному образованию (рис. 1).

[1].

Управляй

(О)

X

Реализуй

(I)

Задумай

(С)

I

Спроектиру

й

(О)

Рис. 1. Принципы СБЮ

Для реализации принципов CDIO в подготовке студентов педагогических направлений к проектной деятельности и повышения качества профессионального образования, необходимо учитывать требования стандартов данной инициативы. Рассмотрим их ниже.

Стандарт 1. CDIO как общий контекст развития. Путем принятия основных принципов - задумай - спроектируй - реализуй - управляй, создаются новые продукты и системы, которые включены в контекст современного образования.

Стандарт 2. Результаты программы СБЮ. Приобретение студентами междисциплинарных знаний, личностных и межличностных компетенций, компетенций для проектирования новых продуктов и систем.

Стандарт 3. Интегрированный учебный план. Учебные дисциплины по своему содержанию взаимно дополняют друг друга, что приводит к достижению необходимых результатов в обучении.

Стандарт 4. Вводный курс, закладывающий основы профессиональной деятельности в области создания продуктов и систем, обучающий основным личностным и межличностным компетенциям.

Стандарт 5. Задания по проектированию и созданию продуктов. Инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные, дипломные и курсовые проекты.

Стандарт 6. Условия организации образовательного процесса студентов:

• проведение лекционных и семинарских занятий в динамичной среде;

• проведение практических занятий в реальных условиях;

• использование информационно-коммуникационных технологий в процессе

обучения;

• использование эргономического подхода в процессе обучения.

Стандарты 7-8. Использование интегрированных учебных заданий и активных методов обучения.

Стандарты 9-10. Повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в навыках СОЮ. Мероприятия, направленные на повышение компетенции преподавателей в проведении интегрированных практических занятий, в применении методов

активного обучения в ходе занятий, в оценке успеваемости студентов, а также в области личностных, межличностных компетенций и в умении создавать новые продукты и системы.

Стандарт 11. Оценка усвоения навыков CDIO. Новая система оценок проектноисследовательской деятельности студентов и их междисциплинарных знаний (индивидуальное, командное, экспертное оценивание).

Стандарт 12. Оценка программы CDIO. Система, по которой осуществляется оценка всей программы по перечисленным двенадцати стандартам для студентов, преподавателей и других ключевых участников с целью непрерывного совершенствования образовательного процесса [7].

Важную роль по реализации принципов CDIO в практику вуза, играют условия организации образовательного процесса студентов. Нами были выявлены следующие условия:

1. Проведение лекционных и семинарских занятий в динамичной среде. Организация занятий в нетрадиционной форме показал свою эффективность в проектноориентированном обучении. Динамичная среда предполагает свободное перемещение внутри аудитории, тесное взаимодействие студентов друг с другом, возможность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), интегрированных учебных заданий, тренингов, деловых игр, в результате которых осваиваются междисциплинарные знания, личностные и межличностные компетенции, компетенции проектирования новых продуктов.

2. Проведение практических занятий в реальных условиях. Для успешного формирования профессиональных компетенций и закрепления полученных знаний в процессе выполнения проектов на практике в учебный план каждого направления, в том числе направления подготовки 050100 «Педагогическое образование», внесены изменения по увеличению часов учебно-исследовательской и производственной практики.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Астраханский государственный университет имеет учебные аудитории, оснащенные современной компьютерной техникой и технологиями. Использование ИКТ в образовательном процессе студентов дает возможность организации информационного подхода к обучению навыкам проектирования и создания новых продуктов и систем.

4. Использование эргономического подхода в процессе обучения. Эргономический подход в образовании - это реализация эргономических требований и условий в трудовой деятельности, характеризующийся системой «преподаватель - студент - среда». Специфика эргономического подхода в обучении обусловлена его направленностью на эффективное проектирование образовательного процесса и необходимостью одновременного учета комплекса условий вышеуказанной системы и ее компонентов [10].

Подготовка студентов к проектной деятельности осуществляется на основе принципов CDIO. Будущим педагогам предлагаются творческие и исследовательские задания [9], в ходе которых выполняются следующие проекты: «Эргодизайн классной комнаты», «Веселый язычок» [8], «Социальная игротека», центр декоративно-прикладного искусства «DIVA» и другие.

Так, например, проект «Эргодизайн классной комнаты» осуществляется студентами-бакалаврами 4 года обучения профиля подготовки «Начальное образование». Проект реализуется на основе интеграции дисциплин педагогики, психологии, информационных технологий, возрастной анатомии, физиологии, гигиены, дизайна. Цель проекта предполагает создание проекта учебного класса начальной школы с учетом условий дидактического эргодизайна. Проект выполняется в четыре этапа. На первом этапе студенты собирают

необходимую информацию, анализируют литературу, генерируют идею. На втором этапе работают над созданием схематичного плана-макета учебного кабинета. На третьем этапе разрабатывают конструкт класса с помощью компьютерной программы АШюёевк. На четвертом этапе проект апробируется в начальной школе. В итоге осуществляется защита учебного проекта.

С целью определения уровня усвоения навыков CDIO и междисциплинарных знаний в ходе проектной работы, нами были выделены три уровня - низкий, средний, высокий. Оценка выполнялась экспертами (преподавателями вуза - 5 человек, работодателями - 10 человек). Экспертами оценивался уровень решения профессиональных задач бакалавров 4 года обучения направления подготовки 050100 «Педагогическое образование», профилей; Начальное образование» и «Дошкольное образование» (25 человек), а также успешность выполнения учебных проектов, осуществленных на производственной практике.

Экспертам предлагалось выразить свое мнение в пятибалльной дискретной шкале:

5 - очень высокая степень выраженности признака, проявляется в различных видах деятельности;

4 - высокая степень выраженности признака, но проявляется он еще не во всех видах деятельности;

3 - оцениваемый и противоположный признак, выражены не рельефно и в целом уравновешивают друг друга;

2 - заметно более выраженный и чаще проявляющийся признак, противоположный оцениваемому;

1 - противоположный оцениваемому признак четко выражен и проявляется в различных видах деятельности.

Так как, каждый эксперт оценивал строго индивидуально, то меру согласованности каждого мы измерили с помощью применения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (таблица).

Таблица

Результаты экспертного опроса

№ п/п Показатели Препод аватели (А) (5 чел.) Ранг (А) Учите ля(В) (10 чел.) Ранг (В) d (ранг А -ранг В) d2

1 2 3 4 5 6 7 0

1. понимание проблемы проектной работы 5 9 10 9 0 0

2. постановка целей проекта 5 9 10 9 0 0

3. умение достигать поставленных целей 5 9 10 9 0 0

4. познания в междисциплинарных областях 4 3 8 2 1 1

5. способность выполнять научноисследовательскую работу 5 9 10 9 0 0

6. умение анализировать результаты проектной работы 5 9 10 9 0 0

7. умение решать профессиональные задачи в рамках проекта, определяя требования к результатам их решения 4 3 9 3.5 -0.5 0.25

8. Творческое мышление 5 9 10 9 0 0

9. Соответствие принципам CDIO 5 9 10 9 0 0

10. взаимодействие с преподавателями, сокурсниками, специалистами в процессе работы над проектом и внедрения проекта в практику 5 9 10 9 0 0

11. умение оценивать уровень своих достижений в проектной работе 3 1 7 1 0 0

12. способность к саморегуляции 4 3 9 3.5 -0.5 0.25

13. успешное выполнение проекта 5 9 10 9 0 0

Сумма 91 91 0 1.5

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена находится по следующей формуле:

где, S - коэффициент корреляции рангов (он может колебаться в диапазоне от +1 до -1); ё - разность рангов сравниваемых объектов; ё2- квадрат разности рангов сравниваемых объектов п - - количество сравниваемых объектов (п= 13)

Подставим полученные результаты в предложенную формулу:

Б = 0.996

Критические значения для п = 13

п Р

0.05 0.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 0.56 0.7

Это довольно высокий уровень согласованности мнений экспертов. При S = - 1 -полная противоположность мнений экспертов, при S = + 1 - их полное совпадение. Соответственно, если Б= 0.996, то корреляция между экспертами статистически значима.

Таким образом, результаты всего эксперимента представлены в следующей гистограмме:

80

70

60

50

40

30

20

10

■традиционная

подготовка

подготовка с использованием принципов СЭ10

низкии средним высоким

0

Рис. 2. Уровни усвоения навыков CDIO

На основе использования метода экспертной оценки были полученные результаты, которые свидетельствует о том, что при традиционной подготовке высокий уровень имели 10 чел. (40 %), средний уровень - 11 чел. (44 %), низкий уровень - 4 чел. (16%). В ходе проведения обучения на основе принципов СБЮ наблюдалась тенденция увеличения показателей высокого уровня - 19 чел. (76 %), при этом показатели остальных уровней существенно уменьшились: средний уровень - 6 чел. (24 %), а на низком уровне ни одного студента (рис.2).

Таким образом, подготовка студентов педагогических направлений к проектной деятельности с использованием принципов Всемирной инициативы CDIO - процесс, направленный на овладение студентами новых профессиональных компетенций для мобильного и гибкого осуществления профессионально-педагогической деятельности [6], ориентированной на удовлетворение существующих современных образовательных потребностей, создание условий, необходимых для успешного и качественного обучения студентов. При этом использование принципов всемирной инициативы CDIO в подготовке будущих педагогов дает возможность по-новому посмотреть на процесс обучения в вузе в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горенков Е. М. Изучение инновационного потенциала студентов многоуровневого высшего образования /Е. М. Горенков // Наука и школа. - М.: 2012. - №1. - С. 11-15.

2. Горенков Е. М. Учитель как субъект инновационного потенциала школы /Е. М. Горенков // Высшее образование сегодня. - М.: 2009. - №1. - С. 57-60.

3. Давыдова Л. Н. Критерии качества образования на локальном подуровне субъектно-субъектных отношений / Л. Н. Давыдова // Интеграция образования.

- М.: 2005. - выпуск №1/2. - С. 17-20.

4. Давыдова Л. Н. Методика оценки профессиональной компетенции педагога: метод. рекомендации / Л. Н. Давыдова. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007 - 12с.

5. Давыдова Л. Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления

качеством образования: монография / Л. Н. Давыдова. - Астрахань:

Издательский дом «АГУ», 2005 - 210с.

6. Давыдова Л. Н. Структурно-содержательная характеристика понятия «готовность будущих педагогов начального образования к выбору эргономических условий обучения младших школьников» / Л. Н. Давыдова, Е. В. Рябова // Гуманитарные исследования: научный журнал. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - №1. - С. 196-202.

7. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDЮ»: материалы для участников семинара / Под ред. Н. М. Золотаревой, А. Ю. Умарова. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2011.

8. Педагогическая практика. Сурдопедагог: метод. рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Сост. Ю. Ю. Строкина, Е. А. Густова, Е. В. Бурага. - Изд-во: Астраханский гос. ун-т, Астрахань, 2011.

9. Рябова Е. В. Метод проектов как форма подготовки будущих педагогов к эргономической деятельности / Е. В. Рябова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института: научно-практический журнал. - Ставрополь, 2013. -№1(5). - С. 212-218.

10. Рябова Е. В. Формирование готовности студентов к организации педагогикоэргономических условий обучения младших школьников /Е. В. Рябова // Науковедение: электронное научное издание. - 2012. № 2 (11). [Электронный ресурс]. - М. 2012. Ид.номер ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0421200136\0032. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik11/11-18.pdf, свободный - Загл. с экрана.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») / утв. приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2009. - № 788.

Рецензент: Строкина Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и предметных технологий ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет».

REFERENCES

1. Gorenkov E. M. Izuchenie innovacionnogo potenciala studentov mnogourovnevogo vysshego obrazovanija /E. M. Gorenkov // Nauka i shkola. - M.: 2012. - №1. - S. 1115.

2. Gorenkov E. M. Uchitel' kak sub#ekt innovacionnogo potenciala shkoly /E. M. Gorenkov // Vysshee obrazovanie segodnja. - M.: 2009. - №1. - S. 57-60.

3. Davydova L. N. Kriterii kachestva obrazovanija na lokal'nom podurovne sub#ektno-sub#ektnyh otnoshenij / L. N. Davydova // Integracija obrazovanija. - M.: 2005. -vypusk №1/2. - S. 17-20.

4. Davydova L. N. Metodika ocenki professional'noj kompetencii pedagoga: metod. rekomendacii / L. N. Davydova. - Astrahan': Izd-vo OGOU DPO AIPKP, 2007 - 12s.

5. Davydova L. N. Pedagogicheskoe diagnostirovanie kak komponent upravlenija kachestvom obrazovanija: monografija / L. N. Davydova. - Astrahan': Izdatel'skij dom «AGU», 2005 - 210s.

6. Davydova L. N. Strukturno-soderzhatel'naja harakteristika ponjatija «gotovnost' budushhih pedagogov nachal'nogo obrazovanija k vyboru jergonomicheskih uslovij obuchenija mladshih shkol'nikov» / L. N. Davydova, E. V. Rjabova // Gumanitarnye issledovanija: nauchnyj zhurnal. - Astrahan': Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2012. - №1. - S. 196-202.

7. Mezhdunarodnyj seminar po voprosam innovacij i reformirovaniju inzhenernogo obrazovanija «Vsemirnaja iniciativa CDIO»: materialy dlja uchastnikov seminara / Pod red. N. M. Zolotarevoj, A. Ju. Umarova. - M.: Izd. Dom MISiS, 2011.

8. Pedagogicheskaja praktika. Surdopedagog: metod. rekomendacii dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti 050717 «Special'naja doshkol'naja pedagogika i psihologija» / Sost. Ju. Ju. Strokina, E. A. Gustova, E. V. Buraga. - Izd-vo: Astrahanskij gos. un-t, Astrahan', 2011.

9. Rjabova E. V. Metod proektov kak forma podgotovki budushhih pedagogov k jergonomicheskoj dejatel'nosti / E. V. Rjabova // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal. - Stavropol', 2013. - №1(5).

- S. 212-218.

10. Rjabova E. V. Formirovanie gotovnosti studentov k organizacii pedagogiko-jergonomicheskih uslovij obuchenija mladshih shkol'nikov /E. V. Rjabova // Naukovedenie: jelektronnoe nauchnoe izdanie. - 2012. № 2 (11). [Jelektronnyj resurs]. - M. 2012. Id.nomer FGUP NTC «Informregistr» 0421200136\0032. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik11/11-18.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») / utv. prikazom Minobrnauki RF ot 22.12.2009. -№ 788.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.