УДК 378.016:745
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL SKILLS IN FOLK CRAFTS FOR FUTURE TEACHERS
Е. А. Акимов E. A. Akimov
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия, способствующие эффективному формированию предпринимательских умений в сфере народных ремесел у будущих учителей технологии.
Abstract. The article considers the pedagogical conditions that contribute to effective formation of entrepreneurial skills in folk crafts for future teachers.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские умения, народные ремесла, бизнес-проект.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial skills, folk crafts, business project.
Актуальность исследуемой проблемы. В принятой в 2010 г. в Российской Федерации программе «Новая школа» особая роль отводится учителю, имеющему широкие знания в области своей предметной деятельности, определенный багаж и навыки исследовательской деятельности, а также основательную педагогическую, эстетическую, технологическую и экономическую подготовку.
Значительные изменения в перечне компетенций современного учителя технологии обусловлены широким внедрением предпринимательской деятельности в учебный процесс. В настоящих условиях учитель технологии должен знать основы проектирования, уметь разрабатывать новые творческие идеи, использовать предпринимательские умения и опираться на современные научные достижения.
Материал и методика исследований. На основе анализа теории и практики подготовки будущих учителей технологии в высшем учебном заведении, проведения анкетирования и тестирования студентов и учителей-практиков выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию предпринимательских умений в сфере народных ремесел у будущих учителей технологии, соответственно, формированию у них готовности к данному виду деятельности.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективности педагогического процесса, по мнению В. А. Сластенина, В. Д. Симоненко и др., способствуют создание и реализация необходимых педагогических условий, понимаемых как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы. Эта совокупность направлена на формирование компонентов профессионального багажа будущего учителя, в том числе предпринимательских умений. Для эффективного формирования у будущих учителей технологии таких умений в сфере народных ремесел нами на основе анализа теории и практики проблемы выявлены следующие педагогические условия:
- направленность дисциплин предметной подготовки на формирование предпринимательских умений средствами народных ремесел;
- выполнение педагогических, технологических и предпринимательских проектов;
- внедрение в учебный процесс предпринимательской практики на основе народных ремесел;
- организация малых предприятий на базе вуза;
- использование компьютерных технологий в разработке бизнес-проектов, информационных мастер-классов по обмену опытом;
- организация выставок-конкурсов, бизнес-проектов, фестивалей, презентаций, мастер-классов.
Рассматривая в качестве первого условия направленность дисциплин предметной подготовки на формирование предпринимательских умений средствами народных ремесел, отметим, что оно отражает системный и интегративный подходы к определению содержания предметных дисциплин, отражение в них цели формирования предпринимательских знаний и умений. Отсюда освоение теоретического материала, сведений исторического и прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов студентов, должно сопровождаться освоением предпринимательских умений, знаний и навыков самостоятельной работы. К примеру, для подготовки экономического обоснования проекта студенту необходимо применить не просто комплекс знаний и умений, полученных в учебном процессе, а суметь выделить ведущие знания, вокруг которых объединяются и систематизируются все другие виды знаний, применяемые в предпринимательской деятельности.
В этой связи актуализация в содержании дисциплин предметной подготовки предпринимательских умений способствует формированию у студентов продуктивного и креативного мышления, приобретению знаний теоретических основ и методов решения творческих задач; формированию компетентности в сфере предпринимательской деятельности.
Актуализация в содержании дисциплин предметной подготовки предпринимательских умений предполагает на занятиях по предмету «Художественная
обработка материала» освоение основных приемов изготовления изделий, формирование проективных умений в комбинировании различных народных ремесел при создании композиций изделий. Направленный на выработку навыков самостоятельной работы студентов «Технологический практикум» предназначен для углубленного изучения народных ремесел, формирования и развития предпринимательских качеств личности, самостоятельности при разработке и выполнении изделий национальной сувенирной продукции (национальные сувениры, вышивка с элементами чувашского орнамента, национальный чувашский костюм, национальная кукла).
Выполнение педагогических, технологических и предпринимательских проектов (с участием в выставках, конкурсах, фестивалях) является важным педагогическим условием, отражающим специфику выполнения изделий народных ремесел, где процесс обязательно должен иметь законченность в виде выполненного бизнес-проекта, конструкт- или дизайн-проекта. Для такой деятельности будущему специалисту необходима развитая креативность.
Креативность как «уникальная способность человека генерировать идеи, видеть всевозможные варианты при принятии решения, реагировать на ситуации нестандартно, творчески и продуктивно» [1] характеризуется способностью выходить за рамки обыденного, что является мощным конкурентным преимуществом в становлении профессионала.
Анализ современных научных исследований в сфере профессионального образования свидетельствует о возросшем интересе к проблеме формирования креативного мышления у студентов, которое обеспечивает самоопределение и самореализацию личности будущего специалиста. Именно креативные качества учителя помогают находить оригинальные решения организационных, управленческих проблем, поскольку работа с учащимися предполагает нестандартные действия и должна носить творческий характер. Такая деятельность определяет функции учителя как менеджера. Не обладая в полной мере такими качествами креативного человека, как быстрота, точность, оригинальность мышления, богатство воображения, самообладание, уверенность в себе, менеджер-учитель не может быть достаточно эффективным. Эти качества и определяют результативность проектной деятельности, являющейся важным компонентом предпринимательства.
Внедрение в учебный процесс предпринимательской практики на основе народных ремесел направлено на практическое овладение основным комплексом предпринимательских знаний, умений и навыков для создания бизнес-проектов, образовательных программ, передовых технологий и методик; необходимых умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Предпринимательская практика предусматривает организацию на базе вуза в летнее время бизнес-лагеря, где студент готовит проект и реализует его на деле или виртуально. Он самостоятельно решает для себя, как эффективнее произвести продукт деятельности, продать изделие, выполненное в соответствии с традициями конкретного народного ремесла. Чтение лекций и проведение практических занятий направлено на создание и защиту бизнес-проектов на основе соединения теории и практики предпринимательства, гармоничного единства аутентичности и стилизации в народных ремеслах.
Результатом такой предпринимательской практики является подготовленный учитель, владеющий высоким уровнем теоретических знаний, профессиональных
навыков, креативным мышлением, предпринимательскими умениями, хорошо знающий историю и традиции народных ремесел и умеющий использовать их в профессиональной деятельности. Выработанные предпринимательские умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда - умение разработать значимый проект и реализовать его - это реальная возможность создать себе рабочее место.
Особо актуальным и важным для современного образовательного заведения является организация малых предприятий на базе вуза. Нами это определено в качестве одного из необходимых педагогических условий.
Реальная действительность настоятельно выдвигает на первый план разработку качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования в высшей школе. Рыночные отношения требуют от личности таких новых качеств, как инициатива, предприимчивость, гражданственность, способность быстро устанавливать контакты, мобильность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям. Создание необходимых условий для формирования специалиста, соответствующего всем вышеперечисленным характеристикам, требует новых подходов к организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях. В этих условиях особую актуальность приобретает предпринимательский подход в обучении, ориентированный как на формирование знаний, умений и навыков в сфере выбранной профессии, так и на развитие предпринимательских качеств личности специалистов, а именно «ответственное отношение к делу, способность к творческому решению проблем, самостоятельность, порядочность, способность брать на себя риск, стрессоустойчивость, коммуникабельность, этичность и др.» [2].
Предпринимательский подход к подготовке учителей технологии предусматривает внедрение программ обучения предпринимательству, что, в свою очередь, предполагает внесение изменений в структуру учебного заведения. Организованные на базе университетов бизнес-инкубаторы (г. Москва), учебные фирмы (г. Мурманск), бизнес-лагеря (г. Петрозаводск) доказали свою дееспособность: выпускники работают там после окончания вуза.
В разработке бизнес-проектов большую роль играет использование компьютерных технологий, проведение информационных мастер-классов по обмену опытом. В настоящее время информационные технологии проникли практически во все сферы повседневной жизни и профессиональной деятельности человека. Процессы их распространения и совершенствования носят лавинообразный характер и
сопровождаются исключительно быстрой сменой поколений технических и программных средств. Эта жизненная реальность предъявляет крайне высокие требования ко всем, кто использует их в практической деятельности.
Известно, что учитель технологии должен знать основы проектирования, уметь разрабатывать новые творческие идеи, использовать метод проектов в опоре на современные достижения информационных и компьютерных технологий. Разумное сочетание различных видов технологий с информационными позволяет говорить об информационно-технологическом направлении в образовательной области «Технология». Здесь компьютер выступает как источник знаний (технология получения знаний); инструмент поиска информации; инструмент технологической деятельности,
направленной на создание информационных объектов (описательная, дизайнерская часть проектов); инструмент технологической деятельности, связанной с созданием
материальных объектов; инструмент интернет-обмена (информационные мастер-классы). Рациональное и эффективное применение компьютера при изучении народных промыслов наиболее полно проявляется при выполнении бизнес-проектов, проектов изделий.
Организация выставок-конкурсов, бизнес-проектов, фестивалей, презентаций, мастер-классов является важнейшим педагогическим условием. Создать установку на креативность, активность, самостоятельность, заинтересовать студентов в результатах своей работы - важная задача формирования целостной личности будущего учителя технологии.
Известно, что для педагогической работы требуется накопление опыта, так как способность к педагогической деятельности не только проявляется, но и формируется в различных видах деятельности. На фестивалях, конкурсах и других мероприятиях происходит проверка знаний, умений, навыков, полученных студентами за время учебы. Здесь наравне с проверкой своих способностей они приобретают следующие умения: организовать мероприятие, рекламную поддержку и определить формы инвестиции, организовать работу в команде и по необходимости привлечь для участия студентов из других регионов; анализировать изделия народных мастеров и студентов с художественных и технологических позиций, ориентироваться в дополнительной литературе; работать с современным инструментом; свободно владеть способами и формами подачи выставочного материала (этнографического, исторического, художественного), общаться с аудиторией.
Действенным средством формирования готовности будущих учителей технологии к предпринимательской деятельности в сфере народных ремесел является проведение выставок-конкурсов проектов, фестивалей, презентаций, мастер-классов, ярмарок-продаж. Это способствует сохранению культурного наследия родного края, отраженного в народном искусстве, его воспроизводству в современной жизни.
Таким образом, проведенное исследование показало, что созданные и реализованные на практике педагогические условия способствуют эффективному формированию предпринимательских умений в сфере народных ремесел у будущих учителей технологии.
Резюме. Формирование предпринимательских умений в сфере народных ремесел у будущих учителей технологии в процессе их профессиональной подготовки обусловлено потребностью общества и государства в развитии инновационного потенциала личности специалиста. Применительно к учителю технологии это означает, что ему недостаточно обладать необходимыми для педагогической деятельности знаниями и умениями, он должен владеть знаниями и умениями предпринимательской деятельности как неотъемлемой части его профессиональной компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каганова, В. Ш. Организация поддержки малого бизнеса / под ред. В. Ш. Каганова. - М. : Академия менеджмента и рынка ; Перспектива, 2002. - 135 с.
2. Шевченко, Н. Н. Современные педагогические технологии в аспекте предпринимательского подхода в обучении студентов педвуза / Н. Н. Шевченко //Образование и бизнес предпринимательский подход в обучении как фактор социальной адаптации молодежи : материалы науч-практ. конф. -Петрозаводск : КГПУ, 2006. - 96 с.