известия вгпу
naya mysl'. 2017. T. 9. № 5. Ch. 2. S. 178-183. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183.
3. Maslak A.A., Rybkin A.D. Analiz sovmesti-mosti punktov oprosnika dlya izmereniya kreativnyh sposobnostej shkol'nikov // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016. № 1. S. 107-120.
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f 5d18289c6432/ (data obrashcheniya: 08.12.2018).
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazova-niya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogi-cheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)»: prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 dek. 2015 g. № 1426 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=192459&fld= 134&dst=100011,0&rnd=0.4025152054868848#05387 288025174886 (data obrashcheniya: 08.12.2018).
6. Rybkin A.D. Analiz kachestva oprosnika dlya izmereniya na linejnoj shkale konkurentosposobno-sti budushchih pedagogov // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018. № 2. S. 77-81. DOI: 10.20339/ AM.02-18.077.
7. Rybkin A.D. Social'nyj aspekt problemy for-mirovaniya kreativnosti lichnosti // Psihologo-peda-gogicheskie issledovaniya kachestva obrazovaniya v usloviyah innovacionnoj deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii: materialy IX Vseros. (s mezhdunar. uchas-tiem) nauch.-prakt. konf. Slavyansk-na-Kubani, 2016. S. 104-106.
Analysis of elements of the state standard of teacher training from the standpoint of its competitiveness and creativity
The article analyses the results of the study of the content of competencies formed in undergraduate students majoring in the subject 44.03.01 "Pedagogical education" in the process of obtaining higher education. The authors present a set of qualities that characterize a competitive and creative teacher. The place and role of these personal qualities in the process of formation of competencies in bachelor students are determined.
Key words: competitiveness, competitiveness of a teacher, creativity, personal qualities, competencies, educational standard, bachelor degree.
(Статья поступила в редакцию 17.12.2018)
н.Г. магомедова, и.в. притыченко
(волгоград)
педагогические условия эффективного формирования этнокультурных ценностей у молодежи в вузах культуры и искусств
Рассматриваются актуальные аспекты этнокультурного образования, формирующие традиционные базовые ценности студенческой молодежи. Представлены варианты создания педагогических условий, направленных на формирование и усвоение этнокультурных ценностей.
Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультурные ценности, вузовское образование, вузы культуры и искусств, педагогические условия, молодежь.
Современная ситуация в обществе характеризуется кризисными явлениями во многих сферах жизни, в том числе в области ценностных ориентиров. Молодежь вырабатывает свою систему базовых ценностей, которая может вступать в противоречие со старыми нормами и ценностными ориентирами, принятыми в общественном сознании ранее.
Если рассматривать термин молодежь, то в английском языке оно имеет два значения: 1) 'youth' (молодежь) - подчеркивает ее единство, общность; 2) 'youth people' (букв. «молодые люди») - акцентирует разнообразие этой общности, имеющей свой стиль и ценности. Одним из главных средств социализации молодежи, обучающейся в вузе культуры и искусств, выступает этнокультура, включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы.
В нашем исследовании рассматривается проблема формирования ценностей молодежи в процессе получения высшего образования, в частности этнокультурного образования. Материалом исследования стали источники правовой регламентации, среди которых можно выделить:
1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], представляющий национальный проект «Культура» [2], целью которого являются уве-
© Магомедова Н.Г., Притыченко И.В., 2019
личение числа граждан, вовлеченных в культуру, внедрение в деятельность организаций культуры новых форм и технологий;
2) Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, разработанную в целях сохранения этнокультурной самобытности ее народов [4];
3) Концепцию этнокультурного образования в Российской Федерации [1], которая опирается на Национальную доктрину образования в Российской Федерации и устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяя стратегию и направления развития образования в России на период до 2025 г.
Перечисленные выше документы регулируют образовательную деятельность в современном обществе. В них отмечается, что этнокультурное наследие является ценностью для современного человека, позволяющей сохранить материальную и духовную культуру народов России.
Именно этнокультурное образование и воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом, помогающим формированию бережного отношения к традиционной культуре каждого народа. Здесь, на наш взгляд, важна роль системы вузовского образования, особенное значение имеют вузы культуры и искусств, которые ставят перед собой задачу формирования личности такого молодого человека, который имеет достаточное представление об особенностях мировых процессов и в то же время является носителем определенной этнокультуры. От жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что станет происходить в нашей стране уже через несколько лет.
Трансформация ценностей (принципов и смыслов жизни), происходящая в нашей стране, меняет содержание культурной системы. Еще в конце прошлого столетия установлен факт переориентации современной молодежи на систему западных ценностей, что, в свою очередь, приводит народы России к утрате культурного наследия. В этой связи мы можем выделить положительные и отрицательные факторы, влияющие на формирование этнокультурных ценностей, - это круг общения и социализация в современном обществе; наличие опыта старшего поколения (бабушек и дедушек); СМИ (газеты, телевидение, радио); глобальная сеть Интернет, социальные сети и др. Первоначально этнокультурные ценности
'КИЕ НАУКИ -
формируются в семье, затем в образовательных (сады, школы, колледжи, вузы) и социокультурных (музеи и дома культуры) учреждениях.
Проблема ценностей настолько многогранна, что различные ее аспекты исследовались и исследуются философами, психологами, педагогами, лингвистами. Педагогическая интерпретация понятий «ценность» и «ценностная ориентация» больше исследована в рамках школьного образования - это научные работы М.Ю. Стецевич, А.В. Артемки-на, Т.Н. Молевой, П.Ю. Соколовой и др. Данные аспекты в системе высшего образования представлены диссертациями А.Н. Мушкиро-вой, С.Р. Разиковой, Л.В. Мосиенко и др. На наш взгляд, это обусловлено тем, что молодежь, обучающаяся в вузе, - это уже сформированные семьей и школой «зрелые» личности со своей гражданской позицией, готовностью к труду и творчеству. Задача вузов культуры и искусств, как и педагогической науки, состоит в создании педагогических условий для дальнейшего оптимального развития этнокультурных ценностей, а также в поиске оптимальных путей усовершенствования образовательно-воспитательного процесса, нацеленных на возрождение национальной культуры.
В своем исследовании мы опираемся на сформированную методологическую базу, которая способствует решению проблемы формирования этнокультурных ценностей личности молодого человека:
- сущность национальной, этнокультурной социализации личности была определена Ш.М. Алиевым, Г.Н. Волковым, Л.Н. Коганом, Б.Т. Лихачевым;
- ценностные ориентации, их структура и классификация проанализированы С.Ф. Ани-симовым, А.Г. Здравомысловым, В.П. Тугари-новым;
- методологический подход к формированию системы ценностных ориентаций предложен В.М. Богуславским, Б.З. Вульфовым, Б.Т. Лихачевым, Н.Д. Никандровым;
- теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности и поликультурного воспитания молодежи разработаны Ш.М.-Х. Арсалиевым, Г.Н. Волковым, К.Ж. Кожахметовой, Н.А. Корякиной, Л.В. Кузнецовой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчиновым;
- попытки создания моделей этнопедаго-гического воспитания предприняты М.Б. Ко-жановой, Г.А. Никитиным, М.Г. Харитоновым, М.В. Черновой, проектирования но-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
вых образовательных систем и технологий -Г.Н. Григорьевым, А.Б. Панькиным в различных педагогических формах организации учебной и внеклассной работы в высших учебных заведениях.
В рамках нашего исследования среди разнообразных классификаций ценностей мы выделяем традиционные базовые ценности, которые опираются на историю народа, особенности жизни, на богатство культуры и важность религии, призывают к достижению высоких идеалов, сформированных исторически, к высоким личностным стремлениям, направленным на духовное совершенствование (традиционная семья - муж, жена и дети; дом, достаток).
К сожалению, в списке базовых ценностей современной молодежи не выделяются как приоритетные нравственные и моральные, духовные и культурные ценности. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей в первую очередь с критериями жизненного успеха.
Содержание этнокультурного образования в российской системе высшего образования должно включать весьма актуальный этнокультурный компонент. Необходимость этого обусловлена усилением учета ценностей и ценностных установок учащейся молодежи.
Этнокультурное образование в вузе культуры и искусств, с нашей точки зрения, берет на себя роль просвещения в области традиционных духовных ценностей отечественной культуры. Именно просвещения, поскольку проведенные исследования и многолетний опыт работы в вузе показывают, что студенты или вовсе не знают, или имеют только общие, размытые представления о традиционных ценностях своего народа. Поэтому необходимо расширять и углублять знания и умения молодежи, рассказывая им о традиционных, прежде всего духовных, ценностях отечественной культуры.
Весь учебно-воспитательный процесс, по нашему глубокому убеждению, должен быть ориентирован на базовые ценности, которые должны передаваться из поколения в поколение. Именно этот аспект должен стать интегрирующим компонентом в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Отдельные результаты проведенного нами исследования в Волгоградском государственном институте искусств и культуры (ВгИИК) подтверждают значимость этнической культуры для студентов, изучающих сле-
дующие дисциплины: «Теория и методика этнокультурного образования», «Этнопедагоги-ка», «Этнопсихология», «Педагогика народно-художественного творчества», «Русский язык и межкультурная коммуникация». Через трансляцию содержания этих дисциплин происходит эффективное формирование этнокультурных ценностей молодежи.
Современные технологии обучения создают предпосылки для интеграции образования в этнокультуру и этнокультуры в образование, что способствует углублению и развитию эт-нокультурологических начал в образовании. Технологические дисциплины также решают задачи сохранения традиционной культуры этноса. Конечно, эта работа не заканчивается только учебными курсами, она имеет продолжение во внеучебной деятельности, в проведении молодежного досуга в рамках всевозможных научных и творческих мероприятий.
В системе организации современного молодежного досуга, развивающего личность, мы выделяем такие формы ценностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Основной формой такой деятельности будет повышение качества научно-исследовательской и проектной деятельности обучающейся молодежи. Мы осознаем проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть процесса непрерывного образования.
Сегодня можно смело утверждать, что современная образовательная деятельность невозможна без создания педагогических условий, помогающих формированию у молодежи общей и досуговой культуры. Образовательная деятельность приобщает к традициям и ценностям предков, помогает сохранить самобытность и уникальность народов, проживающих на территории РФ. Заметим, что педагогические условия эффективного формирования этнокультурных ценностей в образовании предполагают следующее:
1) развитию личности способствует приобщение к национальной культуре, которое начинается с усвоения культурного наследия предков;
2) в вузах культуры и искусств будут вестись специальные дисциплины по этнокультурному образованию, т. е. в содержание учебных дисциплин будет включен этнокультурный компонент;
3) будут осуществляться разнообразные формы досуга, способствующие творческому
педагогические науки
отношению молодежи и формирующие базовые ценности. Среди них выделим:
- экскурсии;
- походы;
- путешествия;
- экспедиции;
- дискуссии;
- встречи с носителями культуры;
- участие в проведении праздников и др.
Анализ изучаемой проблемы позволяет
нам сделать вывод о том, что педагогическими условиями развития этнокультурных ценностей в ВГИИК может выступать:
- содержание базового образования, реализуемое в рамках ФГОС по программам бакалавриата (например, 51.03.02 «Народная художественная культура»);
- профессиональное технологическое обучение по программам творческой мастерской (например, «Художественная мастерская» профессора П.И. Чаплыгина);
- совместная научная деятельность в рамках «Недели науки и творчества» (научно-практические конференции, семинары, мастер-классы);
- сотрудничество с учреждениями культуры, использующими в своей работе традиции этнокультурного творчества (дома культуры и центры детского творчества);
- индивидуальная творческая технологическая деятельность студентов вуза.
Таким образом, в процессе высшего образования создаются такие педагогические условия, которые позволяют выпускать компетентного специалиста, знающего, любящего культуру своего народа и уважающего культуру других народов. Воспитывая талантливую, инициативную и культурную молодежь, вузы культуры создают культурный и духовный потенциал нашей страны.
Список литературы
1. Бакланова Т.И. Концепция этнохудожест-венного образования в Российской Федерации // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы Междунар. конгр., посвящ. 1000-летию г. Казани / науч. ред. Р.З. Богоудинова, Р.Р. Юсупов; сост. Г.П. Меньчиков, А.Р. Абдулха-кова. Казань, 2005.
2. Культура: национальный проект [Электронный ресурс]. URL: http://umctver.org/uploads/1Aio cuments/2018/project_kultura.pdf (дата обращения: 14.06.2018).
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 14.06.2018).
4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://za konbase.ru/content/part/1293590 (дата обращения: 15.06.2018).
* * *
1. Baklanova T.I. Koncepciya ehtnohudozhest-vennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii // Vostok i Zapad: globalizaciya i kul'turnaya identichnost': materialy Mezhdunar. kongr., posvyashch. 1000-letiyu g. Kazani / nauch. red. R.Z. Bogoudinova, R.R. Yusu-pov; sost. G.P. Men'chikov, A.R. Abdulhakova. Kazan', 2005.
2. Kul'tura: nacional'nyj proekt [Elektronnyj resurs]. URL: http://umctver.org/uploads/1/docu-men ts/2018/project_kultura.pdf (data obrashcheniya: 14.06.2018).
3. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zada-chah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [Elektronnyj resurs]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 14.06.2018).
4. Strategiya gosudarstvennoj nacional'noj po-litiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakonbase.ru/con tent/part/1293590 (data obrashcheniya: 15.06.2018).
Pedagogical conditions for the effective development of ethno-cultural values in young people in universities of culture and the arts
The article considers the current aspects of ethnocultural education which form the traditional basic values of students. Options for creating pedagogical conditions aimed at the formation and assimilation of ethno-cultural values are presented.
Key words: ethnocultural education, ethnocultural values, university education, universities of culture and arts, pedagogical conditions, youth.
(Статья поступила в редакцию 27.i2.20i8)