председателя совета - Анатолий Дмитриевич Ко-пытов, доктор педагогических наук, профессор; ученый секретарь диссертационного совета - Елена Вениаминовна Вторина, кандидат педагогических наук, доцент.
За период с 1999 г. по настоящее время в диссертационном совете Д 212.266.01 защищено 6 докторских диссертаций и 73 кандидатские диссертации (таблица).
Данные представленных таблиц позволяют сделать вывод о росте общего числа защищаемых диссертаций и, соответственно, об увеличении числа профессиональных кадров высшей квалификации, так как подготовка и защита диссертаций оказывает существенное влияние на профессиональную компетентность и педагогическое мышление педагога, специализирующегося в области образования.
География диссертационных исследований, рассмотренных в ДС, довольно широка. Это работы из Новокузнецка, Красноярска, Новосибирска, Томска, Прокопьевска, Майкопа, Ханты-Мансийска, Юрги, Москвы, Благовещенска, Бийска, Барнаула, Горно-Алтайска, Кемерова, а также из Монголии.
Диссертационные исследования, представленные в ДС, посвящены актуальным теоретическим проблемам развития современного образования, поиску путей и средств решения противоречий в практической, профессиональной деятельности педагога и направлены на разработку: теоретических оснований и организационно-педагогических условий формирования учителя, личности учащихся в различных образовательных системах; использование современных компьютерных технологий и маркетингового подхода в управлении образовательным процессом.
Методическая и практическая значимость диссертационных исследований заключается в возможности широкого использования их результатов (образовательных программ, проектов, учебных пособий): в различных типах образовательных учреждений, и прежде всего педагогических; в учебно-воспитательном процессе различных систем повышения квалификации; для совершенствования и повышения эффективности работы муниципальных и региональных органов управления образованием; в послевузовской подготовке научно-педагогических кадров.
Диссертация Шифр 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего
Докторская 13.00.01 - 1 1 2 - - 4
13.00.08 - - - 1 1 - 2
Кандидатская 13.00.01 4 11 7 9 12 7 50
13.00.08 1 1 4 5 8 4 23
Н.Л. Винниченко, Э.Г. Гельфман, В.И. Ревякина, Е.А. Румбешта
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ: ПОДГОТОВКА, ОПЫТ, КОМПЕТЕНЦИИ
Томский государственный педагогический университет
Под таким названием, отражающим основные проблемы российской системы общего образования, в Томском педагогическом университете 3-4 ноября 2004 г. прошла Всероссийская конференция педагогической общественности. В работе приняли участие представители Брянска, Екатеринбурга, Кургана, Новосибирска, Барнаула, Новокузнецка, Кемерова, Анжеро-Судженска, Северска, Тюмени, Челябинска, Горно-Алтайска, Красноярска, Абакана, Томска и Томской области.
На пленарном заседании прозвучали тревожные мысли о том, что процесс развития профессионального опыта учителя сопряжен с непрерывным преодолением многочисленных проблем, обусловленных падением престижа учительской профессии из-за ее материального неблагополучия, а также с разрешением обширного спектра теоретических и практических противоречий. В выступлениях на
пленарном заседании В.И. Ревякиной (Томск), Э.А. Власовой (Екатеринбург) было четко обозначено, что к многочисленному ряду противоречий следует отнести такие: между динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью рядового учителя массовой общеобразовательной школы к их осуществлению; между личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между потребностью общества в расширении образовательных услуг и сокращением рабочего времени учителей. Выступающие подчеркивали, что в стране вполне достаточно учебных заведений, выпускающих специалистов педагогического профиля, что «вечная» учительская профессия является востребованной даже в условиях жестокой безработицы, однако при этом сегодня практически каждый субъект РФ испытывает дефицит квалифицированных педагоги-
ческих кадров, особенно в сельской местности, что таит опасность снижения общеобразовательного уровня и конкурентоспособности выпускников средней школы.
Доцент ТГПУ Е.А. Румбешта в своем выступлении расставила приоритеты в современной образовательной подготовке будущих учителей: наличие педагогической направленности, умение творчески решать задачи обучения и воспитания, предметнопрофессиональная готовность студентов педвуза к учительскому труду, методическая культура, потребность к поиску в выборе содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса.
Острые проблемы старения педагогических кадров из-за нежелания молодых специалистов работать в школе по финансово-экономическим причинам, феминизации образовательных учреждений, а также неудовлетворенности педагогической общественности чрезмерно затянувшимся периодом непрерывного (на протяжении последнего десятилетия) реформирования системы общего образования были затронуты и в выступлениях докладчиков на секционных заседаниях.
Заседание секции педагогики «Современные проблемы педагогического образования» проходило в форме круглого стола (35 участников), где собрались работники образования из различных образовательных и научных учреждений. Оказалось, вопросы, поднятые при обсуждении, были злободневны для всех участников заседания.
Проблема профориентации молодежи традиционно интересна для педагогов, работающих с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. С большим интересом было выслушано сообщение Г.З. Шайсламовой, учителя школы № 196 г. Северска, о работе по профориентации младших школьников с применением игровых технологий. Знакомство с распространенными профессиями, профессиями родителей формирует у детей уважение к труду и людям труда, трудолюбие, настойчивость, способствует в дальнейшем формированию социальных компетенций.
Множество вопросов, свидетельствующих о большом интересе, вызвал доклад Е.В. Никепело-вой, учителя школы № 36 г. Томска, об эксперименте по новой системе оценивания знаний учащихся. Поиск подходов, критерии оценивания, соотношение традиционной 5-балльной и новой 10-балльной систем, психологическая готовность детей, педагогов и родителей к новой системе оценивания - вот неполный перечень вопросов, которые были тезисно заявлены в сообщении докладчика.
Проблеме мотивации учения как школьников, так и студентов профессиональных учебных заведений были посвящены выступления В.П. Таукина (Сибирский лицей), К.П. Свидерского (ИРОС РАО).
Выступающими отмечалось, что низкая мотивация учения существенно влияет на качество приобретаемых знаний и умений, на желание продолжать обучение на более высоких уровнях, на востребованность специалистов на рынке труда. Обсуждение этой проблемы затронуло вопрос о подготовке специалистов в разных профессиональных учебных заведениях.
О.В. Киселёва (Томский медико-фармацевтический колледж) затронула вопрос об адаптации слабовидящих людей к профессии, о возможностях образовательного учреждения и педагогического коллектива в оказании помощи таким студентам в овладении профессией. Особо подчеркивалась связь между профессиональным ростом преподавателей и личностным развитием студентов.
Проблеме профессионального роста педагогов, научно-исследовательской деятельности были посвящены выступления Л.В. Щербининой (шк. № 80 г. Северска), Г.В. Лоскутниковой (шк. № 87 г. Се-верска). В выступлениях отмечалось, что профессиональный рост педагогов зависит не только от опыта работы и желания самого специалиста, но и от возможностей учебного заведения, системы повышения квалификации, применения современных технологий подготовки и переподготовки кадров. Большое влияние на профессиональный рост педагога оказывает овладение технологией педагогического исследования. Научно-исследовательская деятельность способствует изменению педагогического мышления, более осмысленному отношению к профессиональной деятельности.
Несколько выступлений было посвящено интеграционным процессам в образовании. Н.С. Бургун-дасова (шк. № 76 г. Северска) коснулась интеграции учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Специально разработанная программа «Шаг в цивилизацию» для школьников предусматривает интеграцию в содержании образования различных учебных дисциплин, в различных видах деятельности школьников, в применении различных технологий обучения, воспитания и управления. Л.Ю. Войтеховская (шк. № 80 г. Северска) продолжила проблему интеграции выступлением об исследовательской деятельности школьников в рамках школьного музея, что также способствует интеграции знаний и умений учащихся.
Выступление С.Н. Цымбал, аспирантки ТГПУ, затронуло актуальную проблему организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. Главное внимание было уделено методическим вопросам проблемы: разработке заданий разного уровня для индивидуальной и групповой работы, методическим рекомендациям по их выполнению, развитию методических умений будущих учителей.
В нескольких выступлениях освещалась проблема развития мышления как учащихся, так и педагогов. Рассмотрению различных аспектов развития естественнонаучного мышления, когнитивнопсихологического подхода в обучении, формированию рефлексивно-тематической и рефлексивно-дидактической компетентности педагогов были посвящены выступления аспирантов М.В. Отто, С.М. Стрижова и дикторанта В.А. Островского из Института развития образовательных систем РАО.
В заключение были подведены итоги круглого стола. Н.Л. Винниченко (ТГПУ) было отмечено, что все проблемы, поднятые при обсуждении, являются актуальными на сегодняшний день, касаются всех сфер и уровней системы образования. Председатель секции, доктор педагогических наук, профессор В.И. Ревякина (ТГПУ) особо подчеркнула важность коллективного обсуждения проблем и возможность их совместного решения.
Еще одна секция конференции называлась «Современные проблемы психодидактики». Основное внимание на ней было обращено на выяснение того, насколько применяемые учебные материалы и формы организации учебной деятельности учитывают закономерности психологического развития учащихся.
В связи с этим, представляют интерес выступления участников конференции, раскрывающие работу в психологически ориентированных моделях обучения.
Е.К. Ячменева представила результаты исследования лаборатории г. Северска, которая занимается изучением и развитием «обогащающей модели» обучения (М.А. Холодная, Э.Г. Гельфман). В своем выступлении она подчеркнула, что для профессионального развития педагога оптимальным является включение каждого в исследовательскую работу. Продолжением ее выступления стали доклады участников лаборатории. Например, учителя школы № 88 (Н.А. Пожидаева, Г.В. Ольсевич, Г.В. Кабакова) представили опыт работы по развитию у учащихся таких качеств умственной деятельности, как компетентность, интеллектуальная инициатива, саморегуляция. Их выступление сопровождалось выставкой детских работ. Участниками этой же лаборатории проанализированы возможности разных учебников для мотивации деятельности учащихся на первых уроках алгебры (И.Н. Ковалёва), Т.Г. Ба-куревич предложила типы уроков, которые, с ее точки зрения, целесообразно проводить в рамках «обогащающей модели» обучения.
Одним из перспективных направлений в создании условий для самореализации личности является организация проектной деятельности. Поэтому не случайно два заседания были посвящены обсуждению опыта такой работы, ее проблемам
(О.Н. Шмидт - Молчановская СОШ № 2; Г.В. Ваганова, Э.А. Власова - г. Екатеринбург; Н.А. Гук -г. Северск; Ю.П. Немчанинова - г. Томск). Н.А. Гук (школа № 86 г. Северска) подняла очень важный вопрос о развитии общих интеллектуальных умений как на уроках, так и вне них. В этой связи ею был представлен общешкольный проект «Река времени», в котором усилия учащихся и учителей объединяются для изучения и представления общекультурного значения определенного временного этапа в развитии общества. Э.Г. Власова и Ю.П. Немчанинова показали возможности использования компьютерных технологий для работы в условиях метода проектов.
«Какие вопросы развивают учащихся, стимулируют их творческую деятельность?» - проблемы, рассмотренные в докладах И.И. Ващенко (г. Северск) и Н.С. Рябовой (г. Новокузнецк).
«Какой должна быть диагностика в психологически ориентированных моделях обучения?» Этому было посвящено специальное заседание секции. Ее участники пришли к единодушному мнению, что наряду с выявлением уровня сформированности ЗУН необходимы психолого-педагогические средства, которые бы давали возможность выявить развитие у учащихся базовых интеллектуальных качеств личности, освоение методов и приемов учебной деятельности и т.д. Поэтому актуальными были доклады «Отслеживание результатов обучения в классах развивающего обучения», «Дидактическая сказка в развитии творческих способностей учащихся», «Мониторинг развития основных свойств мыслительных операций при изучении темы “Целые числа”», «Развитие произвольного внимания у детей с ограниченными возможностями».
Следует заметить, что многих участников секции волновали вопросы подготовки студентов к решению проблем психодидактики. В частности, Д.В. Смолякова (г. Томск) предложила вариант подготовки студентов для обучения школьников элементам истории математики, Л.В. Селькиной (г. Пермь), Е.Ю. Азбукиной (г. Томск), О.Г. Зава-рыкиной и М.Н. Семёновой (г. Екатеринбург) рассмотрены методы формирования профессиональных умений будущего учителя, которые могут позволить ему быть чувствительным к новым технологиям обучения.
Таким образом, к основным направлениям развития психодидактики на конференции были отнесены: разработка содержания образования, учитывающего закономерности развития учащихся; поиск методов обучения, адекватных новому содержанию; создание средств диагностики учебной деятельности школьников; подготовка учителей и студентов для работы в психологически ориентированных моделях обучения; разработка путей психо-
лого-педагогического сопровождения учителя, выбравшего новую модель обучения.
В рамках конференции осуществлялась работа секции «Пространство педагогической деятельности учителя в современных условиях». На секции было представлено 20 докладов. В работе секции приняли участие преподаватели университетов и педагогических вузов, учителя городских и сельских школ.
Представленные на секцию доклады позволили вести работу в трех направлениях.
1. Подготовка учителя в вузе к работе в современных условиях.
2. Общие подходы к обучению учащихся в современной школе.
3. Частные вопросы обучения предметам в условиях модернизации образования.
Подготовка современного учителя рассматривалась под разными углами зрения. Рассматривались вопросы методологической подготовки будущих учителей при изучении общего курса физики. Этот вопрос очень актуален в настоящее время при обучении в вузе, так как снизился уровень методологической подготовки в школах. С одной стороны, необходимо восстанавливать частично утраченные традиции естественнонаучного образования, с другой стороны, формирование методологических знаний в современных условиях требует новых подходов, которые и обсуждались в рамках конференции. Модель личностно ориентированного и дифференцированного обучения в подготовке учителя физики, химии, математики позволяет достичь запланированных результатов обучения и сформировать необходимые учителю компетенции, о которых говорилось на пленарном заседании. При таком подходе к обучению и воспитанию учителя формируются востребованные профессиональные качества: уважение к детям, коллегам, родителям учеников; способность организовать совместную учебную деятельность; владение предметными и профессиональными знаниями и умениями на высоком уровне и прочие. Данные модели обучения, а также проблемно-деятельностный подход в подготовке учителя представлены в конкретных методиках - разработанной методике обучения организации про-фильно-ориентирующей экскурсии, в методике разно-уровневой подготовки учителя по школьному физическому эксперименту и ряде других.
Процесс обучения в общеобразовательной школе обсуждался широко и заинтересованно. На сегодняшний день актуальной является проблема выстраивания учебного процесса в условиях перехода к профильному обучению. Рассматривались способы построения интегративных элективных курсов,
построенных на деятельностной основе, и курсов для общеобразовательного и гуманитарного профиля. В процессе обсуждения этих вопросов возникла дискуссия по поводу изменения характера деятельности учителя при реализации нового образования. Большую заинтересованность вызвали вопросы отбора учеников в профильные классы или классы свободного выбора, возможности оказания психологической помощи при выборе профиля. В докладах был затронут и вопрос диагностики профессиональной самореализации учащихся.
Как всегда учителей интересовали конкретные методы и методические приемы совершенствования урока: подачи нового материала, его отработки, оценки знаний учащихся по предметам. Этой тематике посвящались доклады по организации зачетных уроков, стимулированию исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Большое внимание было уделено обсуждению вопроса внедрения компьютерных технологий в практику обучения. Были доклады с разработками компьютерных лабораторных работ, разработками по применению компьютера при проверке знаний учащихся. В дополнение к ним были представлены доклады, посвященные подготовке учителя к использованию новых информационных технологий в учебном процессе, особенностям построения урока с использованием компьютера как средства обучения.
По общему мнению, наиболее интересными были признаны материалы, представленные группой учителей поселка Молчаново. Несмотря на то, что это были разработки, касающиеся разных предметных областей, организации внеурочной учебной работы, воспитательной работы, в них проявлялось общее стремление педагогов - быть полезными детям, предоставить им максимальные возможности для развития, совершенствования, проявления своих способностей.
В целом работа секции показала глубокую заинтересованность практических работников, научных работников в исследовании процессов модернизации школьного образования. В то же время представленные практиками материалы заставляют сделать вывод, что для успешного осуществления этой деятельности им необходима помощь со стороны работников вузов как в организации работы в школах, так и в оформлении и представлении результатов своего исследования. Сотрудничество представителей школы и высших учебных заведений в решении проблем школьного образования, несомненно, позволит повысить уровень образования в школах Томска и области.