_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 159.922.8+159.97+796.5+316.7
Пахарь Виктор Вячеславович
Аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, pahar.viktor@mail.ru, Оренбург
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Аннотация. Статья направлена на решение социально-педагогической проблемы преодоления девиантного поведения детей и подростков средствами социального туризма на территории Оренбургской области. Категория потребителей туристских услуг - дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, характеризующиеся девиантным поведением. В статье актуализированы важность и необходимость достижения педагогической и социальной целей - сформированность духовных оснований детей и подростков на традициях оренбургского казачества средствами социального туризма. Автор статьи выявил специфические характеристики духовной и материальной культуры оренбургского казачества, являющиеся теоретико-методическим основанием внедрения технологий воспитания детей и подростков, отличающихся девиантным поведением; убедительно доказал, что социальный туризм является действенным средством и эффективной педагогической формой формирования позитивных моделей поведения детей и подростков.
Ключевые слова: подростки, социальный туризм, оренбургские казаки, девиантное поведение, патриотическое воспитание.
Введение в проблему. Патриотическое воспитание подрастающего поколения -одна из важнейших задач общества.
В педагогической науке под патриотическим воспитанием понимается:
- сфера духовной жизни, которая проникает во все, что узнает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит человек (В. А. Сухомлинский [14]);
- формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански активными, социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой (В. И. Лутовинов [11]);
- религиозное познание, которое приобщает национально-патриотические чувства к категории высших ценностей (И. А. Ильин [3]);
- целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогатить его знания о Родине, воспитать патриотические чувства, сформировать умения и навыки нравственного поведения, развить потребность в деятельности на общую пользу (С. А. Козлова [4]).
В рамках советской идеологии патриотизм позиционировался как важнейшая чер-
та всесторонне развитой личности. Говоря о патриотизме, представители коммунистического движения опирались на трактовку, данную В. И. Лениным: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [6, с. 31].
В начале 70-х гг. XX в. на первый план в патриотическом воспитании выдвигается преданность и верность Родине, содружеству социалистических стран, провозглашается дружба народов. В детях наряду с чувством любви к родному краю воспитывается любовь к многонациональному Отечеству. Воспитание становится интернационально-патриотическим, поскольку подлинный патриотизм неотделим от пролетарского интернационализма, международной солидарности пролетариата.
С распадом Советского Союза появляются новые подходы к формированию личности, возникают различные варианты (в том числе и негативные) в трактовке понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
В настоящее время суверенитет России, ее национальная безопасность напрямую связаны с состоянием патриотического воспитания, с фактами, определяющими его социальные перспективы, т. к. для современной социокультурной ситуации характерно перманентное «стирание» традиционных
российских ценностей из сознания детей и подростков, что не способствует формированию патриотического ценностно-смыслового пространства.
Глобализация, стремление к цивилиза-ционной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, будучи основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей.
Образовательный процесс, лишенный аксиологического начала, поддерживает де-зинтеграционные процессы в патриотическом развитии человека. Используемые формы и методы патриотического воспитания не учитывают характера перемен в личности современного ребенка и подростка.
Зачастую формально реализуемые воспитательные мероприятия не формируют у школьников чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и героическим страницам прошлого.
Теоретический обзор существующей проблемы. Патриотическое сознание формируется под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов, которые мы выделили в результате анализа литературы по данной тематике.
К внутренним факторам относятся:
- эмоциональный фактор (выражается в устойчивых эмоциональных состояниях, любви к Родине, верности Отечеству, уважении к традициям, культуре, родному языку, гражданам, правопорядку);
- когнитивный фактор (отражает мыслительную деятельность личности, ее познавательную активность);
- волевой фактор (связан с готовностью к патриотической деятельности, усилиям защитного характера в процессе учебной, исследовательской, практической деятельности);
- праксиологический фактор (включение личности в активную защитную деятельность).
К внешним факторам относятся:
- политика государства (главная задача государства - обеспечить личную и имущественную безопасность граждан, укрепить их уверенность в завтрашнем дне);
- общественные потребности, выраженные в типе образования личности и адаптивности системы образования;
- родители, родственники, друзья как референтная группа (их социально-экономические предпочтения, интересы, образ жизни и сфера деятельности, отношение к рыночным реалиям, современной социально-экономической ситуации во многом определяют процесс воспитания);
- семья.
Необходимость защитить российские национальные ценности от вторжения евро-ценностей побудила высшее политическое руководство страны сформулировать властную позицию в области патриотического воспитания: «Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом "каждый - сам за себя", следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе» [2].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», цель которой - развить и усовершенствовать систему патриотического воспитания граждан России [12]. В ходе реализации программы наблюдался рост патриотизма, социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, увеличение их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства [1, с. 240].
Однако общественность неоднозначно оценила основные положения программы патриотического воспитания. Критике подвергся как объем затрат на реализацию программы, так и ее качество. Отмечалась
содержательная невозможность решения проблемы патриотического воспитания [13, с. 55].
Один из возможных вариантов решения проблемы. Российская культурно-патриотическая парадигма содержит такой феномен, как казачество. Традиционная казачья культура - это культура патриотизма, веротерпимости и толерантности. В условиях утраты культурно-исторических ценностей русского народа возрождение казачества доказывает существование в России патриотических традиций.
Педагогический потенциал культуры казачества основан на патриотизме как ценности. Его основными компонентами являются казачья идея, основанная на русских традициях, воспитательный идеал, высшая цель общественных устремлений казачества и воспитательные ценности казачьей культуры, под которыми мы понимаем осознанные и принятые смыслы казачьего существования.
Система казачьего воспитания основана на идее и педагогических традициях казачьей этнопедагогики. Ментальную совокупность ценностных ориентаций казачьего воспитания составляют: патриотизм, приверженность идеалам православия, служение Отечеству. Они определяют аксиологическое ядро казачьей культуры и позволяют конкретизировать цели воспитательного процесса, формировать в сознании детей и подростков положительный образ - идеал.
Цель системы казачьего воспитания -позитивный образ человека с ценностями, идеалами и качествами личности, ориентированной на военно-прикладные аспекты жизнедеятельности.
Казачье воспитание основано на принципах культуро- и природосообразности, традиционности, патриотизма, народности, духовности. Оно становится целенаправленной педагогической деятельностью по созданию условий для усвоения детьми и подростками ценностей, прежде всего патриотизма, идеалов и смыслов казачьей культуры.
К формам организации воспитательного пространства относятся культурные казачьи сообщества, решающие проблемы воспроизводства духовно-идейных основ казачьей культуры, организующие совместную деятельность детей, подростков и взрослых по возрождению и развитию казачьей культу-
ры, в которой ребенок занимает позицию субъекта деятельности. В культурных казачьих сообществах создаются условия для формирования личности человека казачьей культуры, моделируется педагогика казачества [5; 7-9].
Традиционная ценностная система и современное культурное уникальное своеобразие оренбургского казачества позволяют рассматривать его как потенциальный источник новых форм социализации личности.
С расширением общественной деятельности оренбургского казачества и реализацией им культуры формирования патриотического сознания детей и подростков связаны ожидания на реанимирование традиционных казачьих педагогических норм и ценностей как условий предупреждения противоправного поведения детей и подростков.
Однако анализ объективно складывающейся ситуации (отсутствие образовательной инфраструктуры, недостаток квалифицированных педагогических кадров, в том числе носителей традиций народной казачьей педагогики, территориальная неравномерность размещения казачьих сел и хуторов, отсутствие координационно-образовательного центра казачьей культуры и др.) не позволяет утверждать, что комплекс социально-педагогических проблем воспитания социально неблагополучных детей и подростков возможно решить в ближайшее время.
Решить эту проблему позволяет социальный туризм, одной из категорий которого являются дети и подростки с девиантным поведением. Он может рассматриваться:
- как эффективная технология воспитания патриота на традициях оренбургского казачества;
- как способ передачи культурного наследия российского казачества, результатов духовной деятельности, интериоризации ценностей, норм и традиций, способствующих социализации личности;
- как организационно-педагогическая форма воспитательной работы.
Мы считаем, что для воспитания трудных детей и подростков необходимо:
- определить характер перемен в развитии личности современного ребенка (подростка) как субъекта воспитания;
- выявить причины психологических от-
клонений в личности ребенка (подростка), способствующих проявлению девиантного поведения;
- изучить особенности народной казачьей педагогики как культурной ценности;
- оценить соответствие традиционных казачьих форм и методов воспитания социальным параметрам личности современного ребенка и подростка;
- изучить современное состояние образовательных возможностей социального туризма и его инфраструктуры;
- разработать содержание туристических маршрутов в казачьи села и хутора для социально дезориентированных детей и подростков [10; 15].
Выводы. Итогом внедрения социального туризма в воспитательное пространство культурного казачьего сообщества будут изменения в личностных ценностях и смыслах детей и подростков с девиантным поведением, что приведет к возможности личности самой активно влиять на окружающую среду, изменяя ее во благо общественных
интересов. Результат таких преобразований - качественно новый личностный образ ребенка и подростка, ориентированный на социально значимые ценности казачьей культуры, способный реализовать в жизни деятельную, пассионарную сущность казачьей ментальности.
По нашему мнению, педагогические традиции оренбургского казачества как основа социального туризма для детей и подростков с отклоняющимся поведением будут способствовать преодолению ими негативных внутренних установок, проявляемых в конкретных видах девиантного поведения, и формированию патриотического сознания.
Понимание феномена казачества и патриотизма как национальной идеи, воспитательного потенциала казачества и социального туризма как новой организационно-педагогической формы воспитательной работы дает возможность представителям региональной власти создать эффективную систему патриотического воспитания молодого поколения.
Библиографический список
1. Абдулаева П. З., Абдулаева З. Э., Абдула-ева Х. С. Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2014. - С. 239-241.
2. Выступление президента В. В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи [Электронный ресурс]. - URL: http://baldin.ru/ article/a-218.html (дата обращения: 25.12.2015).
3. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 430 с.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 416 с.
5. Левченко Т. В. Традиции российского казачества - духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодёжи: научно-методическое издание. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013. -118 с.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 37. - 5-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1964-1981. - 190 с.
7. Лукаш С. Н. Воспитательный потенциал
культуры казачества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2009. - № 7. - С. 52-56.
8. Лукаш С. Н. Основные идеи и принципы педагогики казачества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2009. - № 8. - С. 68-77.
9. Лукаш С. Н. Педагогика казачества: традиции и современность // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 2. - С. 134-137.
10. Лукаш С. Н. Школа и казачьи общества в воспитательной работе с «трудными» подростками // Социально-гуманитарные знания. -2006. - № 9. - С. 114-121.
11. Лутовинов В. И. В патриотизме молодёжи - будущее России. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 94 с.
12. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 г. Москва [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru/199483/ (дата обращения 11.09.2016).
13. Пахалюк К. А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический
вестник «Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования». - 2015. - № 33. - С. 53-60. 14. Сухомлинский В. А. Чтобы в сердце жила
Родина. - М.: Знание, 1965. - 80 с.
15. Cohen A., Albert K. The Sociology of the Deviant Act: Anomie Theory and Beyond // American Sociological Review. - 1965. - № 30. - P. 5-14.
Поступила в редакцию 12.10.2016
Pakhar Victor Vyacheslavovich
Graduate Student, Department of General and Vocational Pedagogy, Orenburg state University, pahar. viktor@mail.ru, Orenburg
PEDAGOGICAL PATRIOTIC TRADITIONS OF THE COSSACKS OF THE ORENBURG REGION AS A BASIS FOR SOCIAL TOURISM
Abstract. The scientific article "Teaching Patriotic traditions of the Cossacks of the Orenburg region as a basis for social tourism" is aimed to solve social and pedagogical problems of overcoming of deviant behavior of children and adolescents by means of social tourism in the Orenburg region. Category of consumers of tourist services - children and adolescents who are in difficult life situation characterized by deviant behavior. The scientific article is directed towards understanding the importance and necessity of achieving educational and social goals - the formation of the spiritual foundations of children and adolescents in the traditions of the Orenburg Cossacks tools of social tourism. The author of the scientific article revealed the specific features of spiritual and material culture of the Orenburg Cossacks, which is the theoretical-methodological basis of technology introduction to the education of children and adolescents, characterized by deviant behavior; has proven that social tourism is an effective tool and an effective form of pedagogical formation of positive models of behavior of children and adolescents.
Keywords: teens, social tourism, Orenburg Cossacks, deviant behavior, patriotic education.
References
1. Abdulaeva, P. Z., Abdulaeva, Z. E., Abdulae-va, Kh. S., 2014. Nekotorye aspekty gosudarstven-nogo programmirovaniya grazhdansko-patriotich-eskogo vospitaniya molodezhi v vysshem uchebnom zavedenii [Some aspects of public programming, civil-Patriotic education of youth in higher education]. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. [The topical problem of pedagogy: materials of the V mezhdunar. scientific. conf.]. Chita: Molodoj uchenyj Publ., pp. 239-241 (in Russ.).
2. Vystuplenie prezidenta V. V. Putina na vs-treche s predstavitelyami obshhestvennosti po vo-prosam patrioticheskogo vospitaniya molodyozhi [Remarks by President Vladimir Putin at a meeting with members of the public on issues of patriotic education of youth] [online]. Available at: http://baldin. ru/article/a-218.html (Accessed 25 December 2015) (in Russ.).
3. Ilyin, I. A., 1993. Put' k ochevidnosti [Path to the evidence]. Moscow: Republic Publ., 430 p. (in Russ.).
4. Kozlova, S. A., 2011. Doshkol'naya peda-gogika [Preschool Pedagogy]. Moscow: Publishing Center Academy, 416 p. (in Russ.).
5. Levchenko, T. V., 2013. Tradicii rossijsko-
go kazachestva - duxovnyj resurs patrioticheskogo vospitaniya detej i molodyozhi [Traditions of Russian Cossacks - the spiritual life of patriotic education of children and youth]. Volgograd: Publishing House VolGMU, 118 p. (in Russ.).
6. Lenin, V. I., 1964-1981. Polnoe sobranie so-chinenij. T. 37 [Collected Works]. Moscow: Publishing House of Political Literature, 190 p. (in Russ..
7. Lukash, S. N., 2009. Vospitatel'nyj potencial kul'tury kazachestva [Educational potential of Cossack culture]. Izvestiya Yuzhnogo federal'no-go universiteta. Pedagogicheskie nauki [News of southern Federal University. Pedagogical science], 7, pp. 52-56 (in Russ.).
8. Lukash, S. N., 2009. Osnovnye idei i principy pedagogiki kazachestva [Basic ideas and principles of pedagogy Cossacks]. Izvestiya Yuzhnogo feder-al'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [News of southern Federal University. Pedagogical science], 8, pp. 68-77 (in Russ.).
9. Lukash, S. N., 2009. Pedagogika kazachestva: tradicii i sovremennost' [Cossack Pedagogy: tradition and modernity]. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Herald of Pyatigorsk State Linguistic University], 2, pp. 134-137 (in Russ.).
10. Lukash, S. N., 2006. Shkola i kazach'i ob-shhestva v vospitatel'noj rabote s «trudnymi» po-drostkami [School and the Cossack community in the educational work with difficult teenagers]. So-cial'no-gumanitarnye znaniya [Socially-humanitarian knowledge], 9, pp. 114-121 (in Russ.).
11. Lutovinov, V. I., 1999. V patriotizme molo-dyozhi - budushhee Rossii [Patriotism in young people - the future of Russia]. Moscow: Foundation of St. Andrew, 94 p. (in Russ.).
12. O gosudarstvennoj programme "Patriot-icheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2011-2015 gody": Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 oktyabrya 2010 g. № 795 g. Moskva [Russian Federation Government Resolution dated October 5, 2010 № 795 Moscow On the state program "Patriotic Education of Citizens of the
Russian Federation for 2011-2015"] [online]. Available at: http://base.garant.ru/199483/ (Accessed 11 September 2016) (in Russ.).
13. Pakhalyuk, K. A., 2015. Patrioticheskoe vospitanie: opyt diskursivnogo analiza [Patriotic education: the experience of discourse analysis]. Analiticheskiy vestnik "Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossiys-kikh grazhdan: sostoyanie, problemy, puti soversh-enstvovaniya" [Analytical review: "Military-Patriotic education of Russian citizens: state, problems, ways of improvement"], 33, pp. 53-60 (in Russ.).
14. Sukhomlinsky, V. A., 1965. Chtoby v serdce zhila Rodina [To live in the heart of the homeland]. Moscow: Knowledge Publ., 80 p. (in Russ).
15. Cohen, A., Albert, K., 1965. The Sociology of the Deviant Act: Anomie Theory and Beyond. American Sociological Review, 30, pp. 5-14.
Submitted 12.10.2016