6. Защитные средства (защитная одежда, маски, очки и т. д.).
7. Профилактическая медицинская помощь.
8. Международное сотрудничество. Вывод:
Радиационная безопасность является важной задачей современного общества. Проблемы, связанные с радиацией, требуют постоянного внимания и разработки новых решений. Только путем совместных усилий на уровне государства, общества и международного сообщества можно обеспечить безопасное использование радиации и защитить человека и окружающую среду от ее вредного воздействия.
Список использованной литературы:
1. Дияковская, А. В. Влияние радиации на человека и окружающую среду / А. В. Дияковская, Л. Р. Телекова // Наука, образование и культура. - 2018. - № 7(31).
2. Лукьянович, А. В. Пути повышения культуры безопасности жизнедеятельности с использованием Интернет-ресурсов МЧС России в области радиационной безопасности / А. В. Лукьянович, А. А. Пашков, А. С. Котосонова // Экологические последствия чрезвычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения : Материалы XXII Международной научно-практическая конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Ногинск, 07 июня 2017 года. - Ногинск: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2017.
3. Симаков, А. В. К разработке новых редакций норм радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности / А. В. Симаков, Ю. В. Абрамов // Медицинская радиология и радиационная безопасность. - 2019. - Т. 64, № 5.
4. Слинчак, А. И. Проблемы ядерно-радиационной безопасности / А. И.Слинчак // Псковский регионологический журнал. - 2014. - № 18.
5. Турлак, В. А. Современные проблемы формирования и эффективного функционирования региональных структур обеспечения радиационной безопасности населения России / В. А. Турлак // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - Т. 4, № 11(32).
© Грачев А.В., 2024
УДК 37
Грачев А.В.
СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» г. Санкт-Петербург, РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В век стремительного развития информационных технологий и перехода общества к цифровой экономике происходит трансформация и современного образования.
Ключевые слова цифровизация, дополнительное профессиональное образование.
Grachev A.V.
SPB GC DPO "UMC go and CHS" St. Petersburg, Russia
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF DIGITAL EDUCATION THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract
In the age of rapid development of information technologies and the transition of society to the digital economy, modern education is also undergoing transformation.
Keywords
digitalization, additional professional education.
Цифровая трансформация образования - это не просто внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Формируется новая образовательная среда со своим понятийным аппаратом, новыми технологическими платформами и технологиями, методами и методиками, новой ролью преподавателя в образовательном процессе, а следовательно, и новыми требованиями к его мастерству и профессионализму, новым образовательным дизайном.
Меняются содержание и структура образования, его цели и задачи, методы их достижения, меняется характер взаимодействия участников образовательного процесса - слушатель из объекта обучения постепенно становится субъектом, а преподаватель перестает быть главным источником и носителем знаний, его роль все больше смещается в сторону модератора учебного процесса с новым набором профессиональных компетенций. Все большее развитие приобретает новое педагогическое направление - цифровая педагогика, которая закладывает научно-методологические основы современного образования.
В статье рассматриваются основные образовательные технологии в условиях современного образования, их достоинства и недостатки, возможности реализации в дополнительном профессиональном образовании, которое имеет свои особенности, в том числе и психологические, поскольку основной контингент обучающихся - взрослые люди, занятые самостоятельной профессиональной деятельностью.
Если проанализировать основные положения обучения взрослых, сформулированные еще в 1970 году американским педагогом М.Ш. Ноулзом в работе «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», можно обнаружить много общего с основными принципами создания цифровых образовательных сред, приведенными в [2], то есть основные принципы и подходы к обучению взрослых, заложенные еще более пятидесяти лет назад, в настоящее время приобретают более универсальный характер и распространяются на другие категории обучающихся.
Вот, например, некоторые положения теории М.Ш. Ноулза:
- взрослому человеку, который обучается, принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
- взрослый, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные целио бучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
- процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.
Все они соответствуют принципу современного образования - слушатель является не объектом, а субъектом обучения, то есть сам влияет на свое развитие.
Основными педагогическими технологиями в условиях современного образования становятся:
- адаптивное обучение;
- виртуальная реальность;
- геймификация;
- дистанционное обучение;
- микрообучение; чат-боты;
- киберпрокторинг;
- перевернутое обучение;
- социальное обучение и др. [4].
Авторы [1] называют их «цифророжденными» педагогическими технологиями, поскольку своим появлением они обязаны процессу цифровизации и основаны на использовании цифровых средств.
В дополнительном профессиональном образовании широко применяется дистанционное обучение - технология построения образовательного процесса на основе онлайн-курсов, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. Это могут быть массовые открытые онлайн-курсы, онлайн-конференции, видеолекции, вебинары, персональные виртуальные занятия в режиме реального времени.
Важным преимуществом дистанционного обучения является возможность доступа обучающихся к образовательным ресурсам независимо от места их нахождения и в удобное для них время, в том числе без отрыва от основного места работы или учебы, с минимальными финансовыми затратами. Это очень удобно для реализации ряда программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
К преподавателям, осуществляющим дистанционное обучение, предъявляется дополнительное требование - умение работать в цифровой образовательной среде (на платформах дистанционного обучения).
К недостаткам дистанционного обучения следует отнести отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом при реализации командных форм работы, падение мотивации у обучающихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью. Кроме того, многие профессии требуют формирования практических умений и навыков, что затруднено при реализации чисто дистанционного обучения.
Преодолеть серьезные педагогические недостатки дистанционного обучения позволяет смешанное обучение (blended learning), которое предполагает сочетание онлайн-обучения с очным или автономным. Использование в образовательном процессе дополнительного профессионального образования смешанного обучения позволяет разделить теоретическую (ознакомительную) и практическую части обучения, оставив теоретическую часть на дистанционное обучение и сфокусировав очный процесс на освоении умений, навыков и компетенций, требующих живого взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом.
Разновидностью смешанного обучения является перевернутое обучение (flipped learning), которое осуществляется по следующему алгоритму: «самостоятельное освоение нового материала, в том числе в онлайн-формате, и затем закрепление его в ходе практико-ориентированной аудиторной работы». Здесь важно, чтобы материал для самостоятельной работы был четким, изложен в доступной форме, не перегружен лишней информацией, содержал конкретные примеры, по возможности подкреплен видеоконтентом.
Какие минусы могут быть у перевернутого обучения? Как уже отмечалось, слабо мотивированные обучающиеся могут проигнорировать самостоятельную работу и прийти неподготовленными к очным практическим занятиям. Еще один недостаток данного вида обучения - отсутствие мгновенной обратной связи: ведь только при обсуждении обучающийся сможет проверить, правильно ли он понял материал.
Ну и наконец, все «цифророжденные» педагогические технологии могут быть реализованы при условии наличия у обучающихся соответствующих технических средств и навыков работы с ними.
На данном этапе развития цифрового образовательного пространства при реализации программ
дополнительного профессионального образования оптимальным, на мой взгляд, является смешанное обучение. Отмеченные недостатки этого вида обучения могут быть частично устранены проведением промежуточных вебинаров с обсуждением вопросов, которые вызвали затруднение у обучающихся в ходе самостоятельного освоения материала.
Ну и кроме того, как отмечалось в начале статьи, основной контингент обучающихся - взрослые люди, а среди прочих особенностей учения взрослого человека великий педагог, специалист в области теории и методики профессионального образования Н.И. Мицкевич выделяет следующие [3]:
- наличие внутреннего побуждения к учению, помогающее самому ставить себе задачу, строить план ее решения и осуществлять его;
- самостоятельность как умение организовать процесс решения задачи и управлять им в соответствии с этой задачей;
- зависимость степени включенности человека в процесс обучения от автономности мышления, способности к нововведениям, к сотрудничеству, способности учиться и передавать другим приобретенные знания;
- постоянное стремление человека строить свою профессиональную деятельность на основе новой информации как способ его самовыражения и саморазвития. Это к вопросу о мотивации самостоятельного обучения.
Список использованной литературы:
1. Блинов В.И. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина. - Москва: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2020. - 112 с.
2. Манифест о цифровой образовательной среде [Электрон. ресурс]. - URL: http://manifesto.edutainme.ru/
3. Мицкевич Н.И. Дидактические основы повышения квалификации:теория и практика / Н.И. Мицкевич. -Минск: Изд-во БГПУ им. М. Танка, 1999.
4. Стеблецова И.С. Цифровая трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса / И.С. Стеблецова, Л.Э. Гейцман //Технологии в образовании - 2021: сборник материалов Международной научно-методической конференции. - АНОО ВО Центросоюза РФ «СибУПК». -Новосибирск, 2021. - С. 95-100.
© Грачев А.В., 2024
УДК 623.746.17
Крамаренко А.В.
Сержант 4 курса 8ого факультета АВ, Панфилов А.А. Курсант 4 курса 8ого факультета АВ, Научный руководитель: Кислов В.В.
преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
В данной статье будут рассмотрены проекты перспективных вертолетов нового поколения, проблемы развития и пути их решения.