УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 1 Гуманитарные науки 2007
УДК 37.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
Е.С. Дорощук Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы индивидуализации обучения сту-дентов-журналистов, позволяющей, с одной стороны, обеспечить массовый социальный спрос на специалистов, а с другой - формировать профессиональную элиту и научнообразовательные кадры высшего уровня. В русле технологического подхода к обучению студентов-журналистов представлены индивидуализированные технологии, центральное место среди которых занимают Мастер-технологии. Разработано понятие Мастер-технологии, объединяющее в себе комплекс авторских технологий, выработанных в результате педагогической и профессионально-творческой деятельности Педагога-Мас-тера и совместной учебно-образовательной деятельности Педагога-Мастера и студента-журналиста. Выявлено, что одной из универсальных форм Мастер-технологий является форма творческой мастерской. Автором представлено описание технологии свободного творчества, которая формирует основы творческой деятельности журналиста, определяет степень развитости культуры творчества и уровень ее саморазвития.
Перемены, происходящие в системе российского журналистского образования в настоящее время, предопределяют создание и внедрение в профессиональное обучение студентов-журналистов новых педагогических технологий, направленных на индивидуализацию обучения, что способствует подготовке творческой личности журналиста, способной к саморазвитию. Это особенно актуально в связи с вхождением России в Болонский процесс и необходимостью модернизации всей системы высшего образования России. Ведь основное требование модернизации - обеспечить соответствие российских вузов гармонизированной архитектуре европейского высшего образования, а всей системы образования России - адекватность реальным вызовам глобализации. Это достигается путем перехода на многоуровневую систему образования и, как следствие, - к пожизненному обучению, где базовое образование дополняется узкоспециальными программами, выбранными самим обучающимся. Возрастает роль студента как индивидуальности, формирующей свою образовательную траекторию в связи и в соответствии с личностными особенностями и потребностями.
В свете стоящих перед высшей школой России задач огромное значение приобретает индивидуализация обучения, позволяющая, с одной стороны,
обеспечить массовый социальный спрос на специалистов, а с другой - формировать профессиональную элиту и научно-образовательные кадры высшего уровня. Для журналистского образования индивидуализация - это особая зона действия, так как формирование специалиста творческой профессии происходит в разных видах учебной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит профессионально-творческой деятельности студента-журналиста. В процессе этой деятельности и складывается творческая индивидуальность будущего журналиста, формируются основы его культуры творчества, оттачивается мастерство автора, проверяется конкурентоспособность специалиста.
Поэтому педагогические технологии индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов требуют тщательной разработки и мониторинга со стороны как преподавателей, так и журналистов-практиков. Более того, в системе творческой подготовки студентов-журналистов наблюдается тенденция бифуркации, описанная в коммуникационных системах еще А.В. Соколовым в работах по теории социальной коммуникации . Она заключается в том, что происходит разделение культуры творчества журналиста на массовую и элитарную, в соответствии с продукцией, создаваемой разными средствами массовой информации. И это отражается в процессах глобализации информационных систем, влияющих на характер творческой деятельности журналистов не только в России, но и в мировом масштабе. Таким образом, можно разделить процесс подготовки студентов-журналистов на две части: массовую и элитарную. Последняя, в свою очередь, связана с активной самоподготовкой журналиста к творческой деятельности, активной самообразовательной, самовоспитательной работой, что отражается в «само-процессах» - самопознании, самоформировании и саморазвитии. Для обеспечения качества профессиональной подготовки на первой и второй ступенях необходима разработка творчески ориентированных технологий обучения, способствующих высокой эффективности всех «само-процессов».
Технологии в педагогической науке рассматриваются как процессы обучения или модели обучения, как обозначение схемы или плана действий педагога в учебном процессе, где преобладает деятельность учащихся, которую организует и выстраивает педагог (М.В. Кларин, А.А. Вербицкий, Д.В. Чернилевский, А.В. Хуторской, Е.С. Полат, И.С. Якиманская). Педагогическая технология определяется А.А. Вербицким как структурно-процессуальное описание и реализованный на практике проект взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика, преподавателя и студентов, направленных на достижение целей образования [1, с. 9].
В целом технологический подход в обучении призван модернизировать традиционные формы обучения, введя в них репродуктивную деятельность учащихся. Модель обучения в рамках технологического подхода - это организация достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. «В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический» конвейер-
1 Это такие работы, как «Введение в теорию социальной коммуникации» (СПб., 1996), а также «Социальные коммуникации» (М., 2001). А.В. Соколов определяет явление бифуркации как раздвоение или разделение чего-либо на две части, не соединяющиеся впоследствии.
ный процесс...» [2, с. 11]. Технологии обучения понимаются иногда упрощенно - как совокупность методик обучающего характера. Однако А. А. Вербицкий предостерегает от такого понимания, указывая на его односторонний характер.
Как совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучаемых определяет педагогическую технологию О. С. Гребенюк [3, с. 121].
Признаками педагогической технологии являются: цель, наличие диагностических средств, закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать педагогический процесс, система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей, средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. Две наиболее важные черты педагогической технологии выделяет О.С. Гребенюк: 1) гарантированность - построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей; 2) алгоритмизация процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.
Д.В. Чернилевский определяет педагогическую технологию как инструментарий достижения целей. В соответствии с этим педагогическую технологию отличают следующие характеристики:
1. Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.
2. Содержательная техника реализации учебного процесса.
3. Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т. е. достижения целей обучения.
4. Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы.
5. Методологическая основа методики, поскольку методика, как данность, находит в технологии свое обоснование и процесс построения.
6. Процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне определенные конкретные рекомендации.
7. Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала.
8. Ориентация на обучающихся, в то время как методика ориентирована на преподавателя [4, с. 50-51].
Исходя из позиций системного подхода, Д.В. Чернилевский так формулирует понятие «педагогическая технология»: это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения [4, с. 53].
Одна из тенденций развития системы профессионального образования в нашей стране - это тенденция широкого распространения технологий вместо традиционных методик, что позволяет повысить эффективность и качество профессионального обучения. Обучение как технологический процесс в системе профессионального образования студентов-журналистов носит глубоко ин-
дивидуализированный характер. Он обеспечивается индивидуализированными технологиями, центральное место среди которых занимают Мастер-технологии.
Понятие Мастер-технологии объединяет в себе комплекс авторских технологий, выработанных в результате педагогической и профессионально-творческой деятельности Педагога-Мастера и совместной учебно-образовательной деятельности Педагога-Мастера и студента-журналиста. Ключевой фигурой Мастер-технологии является фигура Педагога-Мастера. Личность Педагога-Мастера характеризуется в двух аспектах. Первый аспект - функционально-ролевой, основанный на определении и выполнении тех или иных учительских функций и ролей, ставших необходимыми в системе профессионального обучения и саморазвития студентов-журналистов. Второй аспект - экзистенциальный, выражающийся в ИН-се личности Педагога-Мастера, в тех установках, которые он сам для себя определяет ведущими и которые, в свою очередь, определяют его в системе профессионального обучения и саморазвития студен-тов-журналистов.
Функциональное и ролевое представление Педагога-Мастера как личности выражается в системе установок и ценностных ориентиров. Эти качественные характеристики личности Педагога-Мастера коннотируют поступательное развитие личности студента-журналиста. Избранность ориентиров в личностных установках - результат функционально-ролевой деятельности Педагога-Мастера.
Оба представления получили развитие в трудах основателя онтопсихологии Антонио Менегетти. В рамках онтопсихологического подхода деятельность учителя в системе «индивид-мир» представлена как деятельность репрессивного «Сверх-Я», входящего в категориальный аппарат бессознательного всех представителей человечества. В итоге возникает понимание того, что все типы деятельностей человека осуществляются учителями, только их роли приобретают стратификационные особенности. Каждый ребенок имеет учителя, и эта категория в его жизни строго дифференцируется: сначала семья, школа, затем масс-медиа, религия и т. д. Каждый общественный институт также имеет свой штат учителей - тех, кто оказывает влияние на людей, формирует массы. Это более широкое представление о деятельности Педагога-Мастера приводит к формированию следующей закономерности: профессиональная деятельность Педагога-Мастера является общественной деятельностью, и поэтому Педагог-Мастер как общественный лидер может влиять на определенную категорию людей, их установки, личностные предпочтения и ценностные ориентации. Такова роль Педагога-Мастера в свете функционально-ролевого подхода.
В деятельности Педагога-Мастера важен экзистент. Возникает противоречие: думая о массе, воздействуя на нее, учитель забывает и игнорирует свои проблемы. А его проблемы лежат в области необходимости идентификации, пересмотра или коррекции самого себя. «Обучающий видит свой долг в изменении других, но никогда - в изменении самого себя; эта ошибка проистекает из того факта, что он учит о применении и смысле символов, используемых в сферах знания, власти, информации, различных взаимодействий» [5, с. 117].
Вербально-смысловая модель личности Педагога-Мастера включает в себя несколько категорий. На одном из первых мест этой модели стоят ролевые за-
дачи Педагога-Мастера. Основой установки Педагога-Мастера на разрешение главного противоречия своей деятельности между «могу» и «должен» являются модули вопросов типа: могу ли (умею ли) выполнять профессиональные действия? Внутренняя неготовность к учительству влечет за собой внутреннее неприятие студенчества, а это рано или поздно выливается в конфликт не только поколений, но и личностей. А. Менегетти представляет трехступенчатую систему действий учителя, в основе которой лежит понятие «магистер», что по латыни означает «в три раза больше». Это значит, что в системе действий учитель: 1) знает вещи, как все; 2) имеет знание, обусловленное символами, то есть владеет техникой; 3) знает, как связаны феноменология и Бытие. Это определяет способность личности Педагога-Мастера опосредовать высшую реальность любой вещи.
Таким образом, ориентируясь на предложенную А. Менегетти систему действий учителя, мы можем выделить три слагаемых вербально-смысловой модели Педагога-Мастера. Первое слагаемое - преимущества личности Педа-гога-Мастера. К нему относится такое качество личности, как качество непрерывного творения, что связано с недоверием опыту. Опыт рассматривается как определенный этап развития личности Педагога-Мастера, в котором переплавляются модели, содержащие ценности прошлого. Главная установка личности - постоянное совершенствование и изобретение техник, стратегий, модулей, символов, которые отражают личностные особенности Педагога-Мастера.
Ко второму слагаемому относится ролевая компетентность Педагога-Мас-тера, базирующаяся на психологической компетентности. Это находит выражение в потребности в постоянном движении и уходе от тех ролевых систем, в которых ведется само преподавание. Необходимость всестороннего погружения в ролевые действия требует от Педагога-Мастера отстраненности от того, что преподается другим. Это суть его экзистенциальной позиции.
Третье слагаемое - процесс становления Педагога-Мастера. Огромное значение в этом процессе имеет личный опыт: только пропустив все стороны жизни через личностное восприятие и достигнув их личностного понимания, Педагог-Мастер сможет увидеть и уловить связь сущего и символичного. В процессе становления формируются и закладываются энергия, структура и сила знания, которые поддерживаются уверенностью в их очевидности и подкрепляются непосредственным опытом. Главная особенность процесса становления Пе-дагога-Мастера - постоянство эволюции личности, духовного насыщения, непрестанная подготовка. Умение поставить ученика перед выбором пути, умение только лишь наметить дорогу, но не уточнить ее, что весьма важно в деятельности Педагога-Мастера, так как перед каждым стоит выбор пути, требующий стимулирования его творческих качеств в условиях абсолютной новизны.
Сквозным слагаемым, которое содержится в вербально-смысловой модели Педагога-Мастера, является сотворчество с другим Педагогом-Мастером и обучаемым. Этот процесс определяется как деятельность, базирующаяся на са-мосозидании, так как учет характеристик процесса творческого взаимодействия возможен при постоянном самосовершенствовании личности. Самосозида-ние Педагога-Мастера - условие самосозидания и саморазвития студента-жур-
налиста. Самосозидание рассматривается как процесс постижения истины профессии, отличающий Мастер-технологию.
К основным характеристикам Мастер-технологий в профессиональном обучении студентов-журналистов относятся: сотрудничество; нацеленность на диалог; деятельностно-творческая установка; формирование и предоставление студенту-журналисту профессионально-творческого пространства, обеспечивающего свободу принятия решения и развитие его индивидуальности; сотворчество Педагога-Мастера и студента-журналиста; установка на творчество в профессиональном обучении и саморазвитии культуры творчества студента-журналиста.
Одной из универсальных форм Мастер-технологий является форма творческой мастерской. Она представляет собой комплексную интегративную систему обучения творческому мастерству, в которой организация процесса обучения может быть представлена как сотворчество Педагога-Мастера и студента-журналиста, включающее упорядоченное множество операций и действий на разных уровнях (от массового до элитарного), подчиненное творческой цели саморазвития студента-журналиста, базирующееся на приобретении профессиональных умений и формировании индивидуального творческого стиля студента-журналиста в процессе профессионально-творческой деятельности в цепи: Педагог-Мастер - студент-журналист. Основные характеристики Мастер-технологий в профессиональном обучении студентов-журналистов представлены в табл. 1.
Мастер-технологии позволяют добиваться гарантированных результатов развития и саморазвития культуры творчества студента-журналиста как интегрального показателя профессионально-творческой образованности специалиста.
В соответствии с концепцией Мастер-обучения модель деятельности журналиста получает свое отражение в деятельностной модели профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студента-журналиста. Все содержание профессионального труда журналиста представлено как система профессиональных задач, функциональных обязанностей и выражается в специализированной системе учебных задач и проблемных ситуаций, в которых отражается профессиональное деятельностное поле студента-журналиста. Интегрированная система профессиональной подготовки студентов-журналистов объединяет два профессиональных деятельностных поля: реально-профессиональное и учебно-профессиональное, а в качестве связующего звена выступают учебно-методические комплексы.
Учебно-методические комплексы представляют собой деятельностное системное профессионально-творческое учебное поле студента-журналиста, которое позволяет ему входить в систему профессионального творчества в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями и обеспечивает студенту-журналисту решение профессиональных задач. Учебно-методические комплексы включают в себя три направленных элемента - таксона1, обозначаемых как систематическая единица того или иного ранга. Это таксон подготовки к профессиональному обучению; таксон собственно обучения и
1 Таксон - от греч. таксис - расположение в порядке.
Табл. 1
Мастер-технологии в профессиональном обучении студентов-журналистов
Мастерские в обучении студентов-журналистов Цель использования технологии в системе индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов Сущностные характеристики технологии Методы и подходы к использованию технологии в системе индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов
Проблемные мастерские Развитие творческой самостоятельности студентов-журналистов Последовательная постановка познавательных задач, решая которые студенты-журналисты осваивают объем профессиональных знаний Познавательные задачи - Мастер-задачи; поисковые методы
Модульные мастерские Приспособление процесса обучения к индивидуальным потребностям личности студен-та-журналиста в соответствии с базовыми знаниями личности и уровнем ее подготовки Формирование индивидуальных учебных программ, обеспечение доступа студентов к данным программам, внедрение дистанционных программ и управление самостоятельной работой студента в рамках такого рода программ Индивидуальный темп обучения, проблемные профессиональнотворческие мастерские
Мастер- развивающее обучение Развитие личности студента-журналиста и ее профессиональнотворческих способностей Учет потенциальных возможностей студента-журналиста и реализация этих возможностей в процессе обучения Вовлечение студентов-журналистов в различные виды профессионально-творческой деятельности
Мастер-дифференцированное обучение Создание творческих оптимальных условий мастерской для развития профессиональных интересов и способностей студента-журналиста Формирование различных уровней для усвоения программного материала Мастер-группа с методами индивидуального обучения
Модельно- активное Мастер- обучение Организация активности студентов-журналистов как профессиональной студии СМИ Моделирование профессионально-творческой журналистской деятельности в условиях учебнопроизводственного комплекса, включая предметную и содержательную модели Методы активного обучения
Модельноролевое Мастер-обучение Личностно-деятельностный характер освоения профессиональных творческих навыков, умений и знаний Поиск, обработка и усвоение учебной информации в условиях самостоятельной учебно-производственной деятельности Методы стимулирования и вовлечения сту-дентов-журналистов в профессиональнотворческую деятельность
сон апробации умений и знаний (апробации обучения). Совокупность учебнометодических комплексов представляет собой деятельностную модель профессионального обучения студента-журналиста. В ней реализованы следующие принципы: 1) принцип педагогического проектирования деятельности журналиста с системами профессиональных функций и задач; 2) принцип перехода от учебно-профессионального поля к реально-профессиональному, что является признаком динамичности модели; 3) принцип дифференциации по основным направлениям - специализациям подготовки студентов-журналистов в соответствии с их индивидуальными особенностями; 4) принцип целостности профессии, когда преобладает ориентация не на частные профессиональные действия, а на целостное содержание деятельности журналиста; 5) принцип учета творческих предпочтений студентов-журналистов, что позволяет конструировать модели личностные или подмодели, органично включенные в профессиональную деятельностную модель. Учебно-методические комплексы группируются по четырем направлениям: теоретическому, практическому, методологическому и социальному.
Теоретическое направление представлено теоретическими учебно-производственными объединениями, куда включены системы знаний законов природы и общества, законов коммуникации, законов массовой информации и т. д.
Практическое направление представляет собой систему навыков работы в лабораториях и классах Мастеров и с Мастерами, позволяющую особенно успешно осуществлять интеграцию между учебно-профессиональным и реальнопрофессиональным деятельностными полями.
Методологическое направление определяет способность студента оценивать реальный мир как динамично развивающийся объект, ставить цели деятельности, представлять программы деятельности, планировать деятельность, прогнозировать результаты деятельности как на практическом, так и на теоретическом уровне.
Социальное направление отражает такие качества студента-журналиста, как уровень культуры студента, его нравственное развитие, его организаторские способности, умение работать в коллективе, умение работать в творческой группе.
Если, следуя теории многоплоскостной структуры личности студента-жур-налиста, представить технологию свободного творчества, опираясь на комплексное строение модели деятельности журналиста, то это позволит выстроить структурно-логические схемы, межпредметные связи и системы практических заданий в русле саморазвития культуры творчества студента-журналиста. Обеспечивается процесс индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студента-журналиста взаимодействием Педа-гога-Мастера и студентов-журналистов. Характер процесса взаимодействия определяется социальными задачами, стоящими перед системой журналистского образования, прежде всего социальным заказом на специалиста в области журналистики, обладающего теми или иными качественными характеристиками.
Технология свободного творчества позволяет решить ряд противоречий, возникающих в процессе подготовки студентов-журналистов. К этим противоречиям относят противоречие между стремлением к фундаментализации обу-
чения и его профессионализацией1; противоречие между общей подготовкой студентов-журналистов и специализированной подготовкой; противоречие между глубокой специализацией и универсализацией профессионального обучения студентов-журналистов.
Технология свободного творчества формирует основы творческой деятельности журналиста, определяет степень развитости культуры творчества и уровень ее саморазвития. Технология свободного творчества представляет собой методико-активное системное образование, в рамках которого происходит развитие и саморазвитие культуры творчества студента-журналиста при опоре на его индивидуальность, с учетом особенностей личности, способностей и потребностей студента, при постоянном повышении его творческой активности. Системность проявляется и в интеллектуальной среде, и в эмоциональной среде, и в мотивационной среде, сопутствующих данному процессу.
В рамках технологии свободного творчества (ТСТ) вырабатывается культуротворческая стратегия и тактика. Этот процесс осуществляется на двух уровнях: профессионально-массовом и профессионально-индивидуальном. Понятия культуротворческой стратегии и тактики формируются в рамках более широкого понятия - «культурная политика» специалиста, которая определяется как условия для формирования отношений личности специалиста с окружающим миром. Эти условия должны способствовать защите собственных культурных ценностей. Они же создают предпосылки к развитию индивидуализированных особенностей культуры, обозначаемых как культурная неповторимость, что приводит к появлению иной системы культуры, отражающей специфические особенности личности, и способствует их охранению. Эти качества развиваются как процесс создания культурного личностного потенциала, способного обеспечить культурное наполнение личности журналиста и информационно-коммуникативного рынка, на котором эта личность представлена.
К целям технологии свободного творчества относят становление и развитие культурного наполнения личности, а также информационного поля, в котором протекают основные культуротворческие процессы.
Среди педагогических условий применения технологии свободного творчества выделяются:
1. Наличие индивидуальной расположенности к использованию свободных творческих методик как со стороны Педагога-Мастера, так и со стороны сту-дента-журналиста, что связано с уровнем развития всех сфер индивидуальности.
2. Повышенная чувствительность к основным элементам журналистского творчества: текстовым, методическим, функционально-методологическим.
3. Безусловные индивидуальные способности к овладению навыками и умениями журналистской деятельности, например способности к овладению логическими и лексическими приемами устной и письменной речи, так называемым словесным творчеством.
4. Готовность и личностная включенность в творческий процесс.
1 Фундаментализацию мы вслед за А. А. Вербицким понимаем как увеличение удельного веса учебных дисциплин, в которых отражается содержание фундаментальных наук, а профессионализацию, соответственно, - как ориентацию образования на потребности профессиональной практики.
5. Высокая степень самостоятельности в творчестве, связанная с постановкой творческих задач и способностью к их решению.
Необходимо выделить характеристики технологии свободного творчества, главной среди которых является ее ярко выраженный воспитательный характер, составляющий основу процессов саморазвития культуры творчества сту-дента-журналиста. Эта характеристика базируется на таких понятиях, как самовоспитание, самоформирование, самотворчество (самотворение). Она лежит в основе формирования творческих Мастер-групп, обеспечивающих внедрение технологии и ее продуктивность. Это, в свою очередь, выражается в актуальном реагировании агентов участия и их влиянии на видоизменяющиеся потоки информационного поля как результата интеграции учебно-профессионального и реально-профессионального полей в процессе профессионально-творческой деятельности. Технология свободного творчества, будучи многоступенчатым по сути процессом, осуществляется поэтапно.
Первый этап - непосредственно подготовительный. Определяются личностные особенности каждого участника процесса обучения: эмоциональные задатки, преобладающие логические конструкции, тематические интересы, развитость социально-коммуникативных способностей и пр. Цель данного этапа: становление и развитие непосредственного эмпирического знания о природе журналистского творчества, восприятии окружающего мира и через него мира профессии; нарастание погруженности в информационное поле, знания формальных элементов языка журналистики.
Второй этап - продуктивно проблемный. Развивается степень готовности к воспитанию и самовоспитанию гибкости и продуктивности мышления, логического восприятия мира и соотнесенности элементов воображения и логики в журналистском творчестве. Происходит интенсификация формирования «вкуса к творчеству», что определяется как создание устойчивой активности движения к поиску проблем, экспериментам, эвристическим действиям. Цель данного этапа: развитие и саморазвитие чувства свободного поиска, базирующегося на истинных знаниях личности студента-журналиста о своих индивидуальных способностях и потребностях.
Третий этап - личностно-деятельностный. Внимание сосредоточивается на личностных позициях в деятельности, что включает механизмы саморазвития образа журналиста, его имиджевые характеристики, выражающееся в личном участии в творческом процессе. Характер деятельности, лежащей в основе творческой системы отражения журналиста, понимание законов природы творчества и абстрагирование субъекта влечет за собой изменения в личностной самооценке и в оценке всего творческого процесса в журналистике. Цель данного этапа: выработка и приведение в соответствие критериев оценок всего происходящего в мире на личностном уровне и соотнесения этого уровня с социальным; развитие и саморазвитие личностной гражданской позиции в профессии; установление и укрепление внешних и внутренних связей между переживаниями личности и формами творчества.
Технология свободного творчества функционирует как комплекс, включающий в себя несколько таксонов: технологический, творческий, коммуникационный, лингво-стилистический, этико-нравственный, специализированный.
Каждый из таксонов состоит из типических культурообразований, в которых отражаются ценности и установки данного направления.
Технологический таксон включает в себя методологическую, правовую, мето-дико-технологическую культуры; творческий таксон - профессионально-творческую, политическую, рефлексивную культуры; коммуникационный таксон -информационную, коммуникативную культуры; лингво-стилистический таксон - культуру жанра и формы, эстетическую культуру; этико-нравственный таксон - этическую культуру, психологическую культуру; специализированный таксон - культуру самоорганизации и самоуправления. Все таксоны являются составляющими комплекса технологии свободного творчества, они взаимообу-словленны, отражают многоплановость характеристик журналистской деятельности.
Технология свободного творчества опирается на следующие принципы:
1. Принцип общности интересов участников процесса профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студента-журналиста как со стороны Педагога-Мастера, так и со стороны студента.
2. Принцип сотворчества в процессе профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студента-журналиста.
3. Принцип устремленности к сочетанию в профессионально-творческой деятельности студента-журналиста традиционных приемов и методов и новых методов и методик, формирующихся в современной практике журналиста.
На эффективность применения технологии свободного творчества влияют такие факторы, как: во-первых, уровень профессиональной подготовки Педаго-га-Мастера и студента-журналиста, базирующийся на опыте; во-вторых, уровень профессиональных знаний Педагога-Мастера и студента-журналиста, базирующийся на системности знаний; в-третьих, уровень технологической базы для формирования целого ряда умений в области информационно-поисковой и информационно-оценочной деятельности; в-четвертых, уровень сформирован-ности пространственно-практического поля, позволяющего обеспечить выход в реальное пространство профессии, без которого виртуальность существующих систем знаний не позволит подняться на более высокую ступень профессионализма; в-пятых, разнообразие специальных программных методик, предоставляющих студенту-журналисту выбор направления творческой деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями; в-шестых, степень развития фундамента журналистской науки и практики для формирования практического отношения к журналистской деятельности на разных уровнях журналистского непрерывного образования (от школьного к вузовскому).
При реализации технологии свободного творчества в процессе индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студента-журналиста работают принципы связи теории и практики, восхождения от абстрактного к конкретному, преемственности содержания обучения и саморазвития. Целесообразно отказаться от традиционного деления курсов на теоретические и практические, поскольку это отражает специфику журналистского образования и решает целый ряд противоречий, возникших в последнее время в системе обучения журналистике. Это также позволит комплексно рас-
смотреть проблемы творческого саморазвития студента-журналиста в процессе профессионального обучения в соответствии с индивидуальными потребностями студента при работе в Мастер-группе. При индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студентов-журна-листов в рамках технологии свободного творчества создаются творческие обучающие модули, которые призваны формировать профессиональный взгляд студента на абстрактные (творческие установки, социальные заказы, творческие фантазии и т. д.) и реальные (персонифицированные модели творчества, соотношения творческих приемов в деятельности творческой персоны, стилистические законы творчества и т. д.) элементарные составляющие журналистского творчества. Важным элементом таких модулей становится ротационная система творческих заданий, предполагающая индивидуальный выбор студентом форм, направлений и тем заданий, но обеспечивающая его участие в ротации специальных видов деятельности журналиста. Он имеет возможность с учетом индивидуальных потребностей и способностей опробовать разные направления деятельности и определить наиболее соответствующее его индивидуальным характеристикам. Каждый из творческих обучающих модулей является авторским и включает в себя в качестве элементов как общие законы творческой деятельности журналиста, так и спецификационные характеристики этой деятельности, овладение которыми происходит в тесном взаимодействии с Педагогом-Мастером, направляется им, при этом вырабатывается стратегическая линия саморазвития культуры творчества студента-журналиста.
Таким образом, педагогические технологии в системе индивидуализации профессионального обучения студента-журналиста в своей основе имеют следующую модульную схему-формулу: концепция Мастер-обучения (КМО) -концепция обучения студента-журналиста (КОС) - содержание теоретического комплекса Мастер-обучения (ТО) - практико-технологический таксон Мастер-обучения (Т/Т) - формы обучения (ФО) - теоретико-технологический таксон Мастер-группы (Т/М) - программы саморазвития Педагога-Мастера и студента-журналиста (ПСР):
ТСТ = КМО (КОС+ТО) + Т/Т (ФО) + Т/М + ПСР.
Каждый творческий обучающий модуль в системе профессионального обучения студента-журналиста должен предоставлять студенту возможность осуществлять исследовательскую (теоретическую) и профессионально-творческую (практическую) деятельность. При этом должно учитываться предпочтение студентом того или иного вида профессиональной деятельности и его индивидуальные способности и потребности. В ходе такой работы осваивается не только методологически верное представление о профессии журналиста и ее творческих законах, но и вырабатывается активная личностная позиция в творчестве, оттачивается мастерство и формируется индивидуальный образ профессии, отличающий студента-журналиста от школьника.
Summary
E.S. Doroshchuk. Pedagogical techniques of individualisation in the sphere of professional education of journalists and self-development of student creativity.
The article deals with the urgent problems of individualisation in the field of education. Individualisation allows to meet popular social demand for specialists as well as to form highly skilled professional elite and top research and educational personnel. Since the journalist as a specialist is developed during the different stages of the study process, individualisation plays important role in the process of teaching the journalists. The most significant part of this process determining journalist development and his individual creativity is professional creative activities of the student. In the course of these activities the student matures his level of creativity, perfects his writing skills and demonstrates his competitive advantages.
One of the universal forms of the Master technique is the form of creative workshop which represents complex integrated system teaching creative skills. The present system implies co-authorship of the tutor and the student by means of multiple actions on the different level, beginning with the mass level and ending with elite one. The purpose of following interaction is the student self-development, his acquisition of professional skills and forming individual style of writing.
In the article the author also represents the description of free creativity technology serving as a basis for the journalist creativeness, denoting the level of creativity development.
Литература
1. Вербицкий А.А. Педагогические технологии и качество профессионального образования // Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: Тез. докл. научн.-практ. конф. / Под общ. ред. Г.И. Ибрагимова. - Казань: ИСПО РАО, 2002. - С. 6-10.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - М., Рига: НПЦ «Эксперимент» 1998. - 180 с.
3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 380 с.
4. ЧернилевскийД.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 457 с.
5. МенегеттиА. Система и личность. - М.: Серебряные нити, 1996. - 127 с.
Поступила в редакцию 05.04.06
Дорощук Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики электронных СМИ Казанского государственного университета.