ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
A.A. КИШИНСКИЙ
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
М.В. ПРУЖИНИНА
кандидат педагогических наук, преподаватель Иркутского педагогического колледжа
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
В целях формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и повышения физической подготовленности учащихся традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в увеличении объема физкультурно-спортивной активности.
Решающую роль в создании оптимальных условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно ориентированного обучения, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности1.
Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения, направленные на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, рассматриваются в работах В.И. Ляха, Г.М. Соловьева, Л.И. Лубыше-вой, А.П. Матвеева2.
Физкультурное образование является составной частью образовательной системы, оно выступает как самостоятельное социальное явление, которое связано с физической культурой личности и общества в целом. Физкультурное образование призвано усилить внимание к личности каждого учащегося, каждого человека как высшей социальной ценности, ориентированной на
здоровый образ жизни, подготовку физически здоровых и развитых членов общества.
Ведущие ученые (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, В.К. Бальсевич, А.П. Матвеев, Л.И. Лубышева и др.) разрабатывают современные направления теории и методики физического воспитания молодежи. Разнообразные по сущности, все эти направления имеют единую цель — ориентацию на личность учащегося, учет его индивидуальных типологических, физиологических, психологических особенностей, его потребностей, возможностей, интересов.
В начале 1990-х гг. В.К. Бальсевичем была высказана идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в адаптировании высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, для повышения эффективности физического воспитания мо-лодежи3.
Использование личностно ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания.
Проанализировав работы ученых М.В. Кларина, С.В. Кульневича, Г. Селевко, В.В. Серикова, Н.Е. Щурковой, И.С. Якиманской, в которых раскрывается сущность понятия «педагогическая технология»4, отметим точку зрения Г. Селевко5. Автор рас-
© АА. Кишинский, М.В. Пружинина, 2007
A.A. КИШИНСКИЙ, M.B. ПРУЖИНИНА
сматривает данное понятие многогранно, как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений.
Разрабатываемые личностно ориентированные технологии в физическом воспитании предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями по типологическим группам для более объективного учета индивидуальных особенностей учащихся.
Критериями для подобного распределения, по результатам научных исследований, могут быть пол, медицинская группа, уровень физической подготовленности, тип телосложения, морфотип, тип нервной системы, психотип, генотип (предрасположенность к определенному виду физической активности, виду спорта, к определенной направленности занятий).
Таким образом, анализируя работы ученых и педагогов, мы приходим к выводу, что в процессе физического воспитания выделяются следующие принципы, отраженные как в личностно ориентированной педагогике, так и в системе физического воспитания:
- принцип природосообразности, который исходит из индивидуальных природных задатков каждого учащегося;
- принцип связи физического воспитания с подготовкой учащихся к жизни и труду, отражающий то, что физическая культура всегда служит делу подготовки молодых людей к труду и военному делу, а девушек — к продолжению рода;
- принцип гармоничного развития личности, выражающийся в единстве всех сторон воспитания личности — эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуально-мировоззренческой;
- принцип гуманизма, признающий личность учащегося ценностью и необходимость гуманного отношения к нему;
- принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям студентов, так как каждое личностное качество обусловлено различными уровнями развитости индивидуальных психических процессов.
Примечания
1 Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.
2 Лях В.И. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. С. 49-51; Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999; Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 4. С. 2-6; Матвеев А.П. Что же это такое — «оздоровительная физическая культура?» // Теория и практика физической культуры. 2005. № 11. С. 21-24.
3 Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 56-59; Они же. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Там же. № 5. С. 19-22.
4 Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989. С. 7; Кульневич С.В. Педагогика личности: учеб.-практ. пособие. М., 2001; Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21; Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002; Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31-42.
5 Народное образование. 1999. № 6. С. 107-111.
Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)