Научная статья на тему 'Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков'

Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЁР / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИСКУССТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ СРЕДА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЙ / ЛЫЖНИК-ГОНЩИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурский Александр Викторович, Шевцов Виталий Сергеевич

Представлена разработанная авторами на основании длительного педагогического эксперимента педагогическая методика занятий на тренажёрах «Системы облегчающего лидирования» (СОЛ), позволяющая формировать темпо-ритмовую структуру движений и совершенствовать двигательные действия лыжника-гонщика в более высоком скоростном режиме. Экспериментальные данные свидетельствуют об эффективном использовании данной методики для перестройки структуры двигательных действий, применительно к более высоким скоростям передвижения и сопряжённого развития двигательных качеств с целью повышения спортивных результатов лыжников-гонщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies for the movements structure mastering and conjugate development of the physical qualities of skiers

The article presents the pedagogical methodology for the training on the simulators "Systems of facilitating leading" (LDF) developed by the authors, makes it possible to master the tempo-rhythm structure of the movements and improve the physical actions of the cross-country racers in the conditions of higher speed mode. The methodology has been developed on the basis of the long-term pedagogical experiment. The empirical facts testifies toward the effective application of this method for restructuring of the motor actions under higher speeds of movement and conjugate development of the motor qualities with the purpose to increase the sports results of the skiers.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков»

- 176 с.

3. Педагогика: теория, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М. : Академия, 2006. - 384 с.

4. Цветков, В. Л. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности / В.Л. Цветков, Ю.В. Слободчикова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 1 (52). - С. 30-32.

REFERENCES

1. Gubin, V.A. and Zagoryuev, A.L. (2011), Youth orientation on military professional activity: classification of factors, diagnostics and development, publishing house Ural institute of practice psychology, Yekaterinburg.

2. Kodzhaspirova, G.M. and Kodzhaspirov A.Yu. (2001), Pedagogical dictionary, publishing center "Akademiya", Moscow.

3. Ed. Smirnov, S.A. (2006), Pedagogics: the theory, systems, technologies Academy, Moscow.

4. Tsvetkov, V.L. and Slobodchikova Yu.V. (2013), "Professional identity as factor of development communicative competence", Psychopedagogics in law enforcement agencies, No. 1 (52), pp. 30-32.

Контактная информация: egorovids@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2014.

УДК 796.92

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ И СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Александр Викторович Гурский, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Сергеевич Шевцов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Представлена разработанная авторами на основании длительного педагогического эксперимента педагогическая методика занятий на тренажёрах «Системы облегчающего лидирования» (СОЛ), позволяющая формировать темпо-ритмовую структуру движений и совершенствовать двигательные действия лыжника-гонщика в более высоком скоростном режиме. Экспериментальные данные свидетельствуют об эффективном использовании данной методики для перестройки структуры двигательных действий, применительно к более высоким скоростям передвижения и сопряжённого развития двигательных качеств с целью повышения спортивных результатов лыжников-гонщиков.

Ключевые слова: тренажёр, технические средства, искусственная управляющая среда, двигательные действия, структура движений, лыжник-гонщик.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p58-62

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE MOVEMENTS STRUCTURE MASTERING AND CONJUGATE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES

OF SKIERS

Alexander Viktorovich Gursky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Vitaliy Sergeevich Shevtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article presents the pedagogical methodology for the training on the simulators "Systems of facilitating leading" (LDF) developed by the authors, makes it possible to master the tempo-rhythm structure of the movements and improve the physical actions of the cross-country racers in the conditions of

higher speed mode. The methodology has been developed on the basis of the long-term pedagogical experiment. The empirical facts testifies toward the effective application of this method for restructuring of the motor actions under higher speeds of movement and conjugate development of the motor qualities with the purpose to increase the sports results of the skiers.

Keywords: simulator, technical facilities, artificially control medium, motor actions, structure of movements, cross-country racers.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе спортивно-технического мастерства лыжников-гонщиков, когда объемы физических нагрузок достигли предела, важным является поиск неиспользованных резервов для повышения спортивных результатов.

В практике спорта широкое распространение получили тренажёры и тренажёрные комплексы системы облегчающего лидирования (СОЛ), методология применения которых основана на концепции профессора Ратова И.П. «Искусственная управляющая среда» (Ратов И.П. Концепция "Искусственная управляющая среда", ее основные положения и перспективы использования // Науч. тр. ВНИИФКа 1965 года. М., 1966. -Т. 1. - С. 129-148.).

В соответствии с данной концепцией, с помощью специальных технических устройств, за счёт уменьшения сил гравитации или приложения внешнего тягового усилия по направлению движения (вперед, вверх) можно создавать искусственные условия для перестройки структуры движений, формирования специальных двигательных навыков и сопряжённого развития физических качеств с заданным режимом, применительно к более высоким скоростям передвижения.

Основная задача исследований - разработать и экспериментально апробировать педагогическую методику формирования структуры движений и развития специальных двигательных качеств лыжников-гонщиков с применением комплекса специально-подготовительных упражнений на тренажёрах СОЛ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с разработанной нами педагогической технологией, апробированной в процессе длительного педагогического эксперимента, целесообразно учебно-тренировочный процесс по перестройке и формированию новой структуры движений сопряжённо с развитием специальных двигательных качеств на основе применения тренажёров СОЛ построить в три этапа. На каждом этапе необходимо поставить цель, определить сроки, продолжительность, задачи и содержание учебно-тренировочных занятий, определить режим выполнения нагрузки (по скорости и ЧСС), установить контроль и самоконтроль качества выполнения двигательных действий и уровня развития двигательных качеств [1].

Такая структура проведения учебно-тренировочных занятий позволяет целенаправленно управлять перестройкой и формированием техники с помощью тренажёров СОЛ и своевременно вносить необходимые коррективы. Начинать и завершать процесс перестройки и формирования новой техники, как показывает наш опыт исследования, целесообразно с занятий на снегу в соревновательном периоде, осуществляя решение основных задач в естественных условиях передвижения лыжника-гонщика. Второму этапу занятий отводится важная задача по совершенствованию техники (элементов) движений и сопряжённому развитию двигательных качеств с помощью специализированных тренажёров в условиях СОЛ в период бесснежной подготовки. В наших исследованиях это было необходимо для экспериментального обоснования эффективности применения тренажёров СОЛ и инновационной методики формирования техники движений одновременно с развитием двигательных качеств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.

«Таким образом, весь процесс перестройки и формирования новой структуры движений, развития специальных физических качеств применительно к высоким скоро-

стям передвижения лыжника должен занять 12 месяцев организованных занятий.

Крайне важно, чтобы количество станций, объём, режим выполнения специальных упражнений на тренажёрах (по ЧСС), сочетание работы и отдыха на каждом занятии были регламентированы с учётом основных учебно-тренировочных занятий.

Целесообразно при трёхразовых дополнительных занятиях:

• первое посвящать развитию качества силы (работа на тренажёре 3-4 минуты с отягощением на пульсе 140-160 уд/мин, отдых - смена станций, 2 мин);

• второе - развитию скоростно-силовых качеств (работа 1,5-2 мин с отягощением на пульсе 160-180 уд/мин, отдых 1 мин);

• третье - развитию выносливости (работа 5-6 мин без отягощения на пульсе 120-140 уд/мин, отдых 3 мин).

Количество серий при круговом методе зависит от числа станций и наполнения учебных групп» [1].

В среднем, при 10-15 занимающихся лыжниках 1-2 разряда, количество серий может быть: на начальном этапе занятий - от 1до 2; после 3-4 месяцев регулярных занятий - от 3 до 4. При ограниченном количестве станций (тренажёров) можно учебную группу разделить на две, одна из которых выполняет упражнения на тренажёрах СОЛ, другая -упражнения силовой направленности. Возможны варианты организации и проведения дополнительных занятий - как вторые тренировки и утренние специализированные занятия, особенно при наличии тренажёрного зала. Такие тренировки в значительной степени способствуют увеличению объёма физических нагрузок, разнообразию специальной работы, эффективному решению задач по поддержанию и развитию силы и скоростно-силовых качеств, двигательных способностей лыжников-гонщиков.

Методика занятий на стационарной установке облегчающего лидирования с заданным режимом (скоростью) в естественных условиях передвижения лыжника-гонщика (1 и 3 этапы).

Разминка - передвижение на лыжах со слабой интенсивностью различными коньковыми способами и выполнением подводящих упражнений по формированию ведущих элементов техники лыжных ходов (подседания, отталкивания ногой боковым упором, смещение туловища, подтягивание маховой ноги к опорной, толчок руками и т. д.) - 1012 мин.

Необходимо поставить цель и задачи занимающимся, определить режим (скорость) и способы передвижения по кругам, сконцентрировать внимание на выполнение ведущих элементов скользящего шага и соблюдение облегчения при заданной скорости движения. Начинать тренировку следует с прохождения 2-3 кругов на среднесоревнова-тельной скорости с целью адаптации к внешним условиям (скольжение, состояние и микрорельеф лыжни) и психологического настроя для выполнения заданий на более высоких скоростях и в искусственных условиях передвижения.

Следующий режим передвижения устанавливается на 0,5 м/с больше предыдущего. На его выполнение отводится 5-6 кругов (200 м) и назначается 3-5-минутный отдых для корректировки задания и техники исполнения движений. Затем скорость повышается ещё на 0,5 м/с, с которой испытуемые проходят 5-6 кругов. С целью контроля интенсивности занятий и началом выполнения следующего режима сразу же после прохождения задания производится подсчёт пульса (пальпаторно - количество ударов за 6 с). Фоновым состоянием начала работы является ЧСС=120-140 уд/мин.

После повышения скорости на 1 м/с следует ступенчатое её снижение через 0,5 м/с до начального уровня с сохранением объёма нагрузки. Такой методический приём (увеличение-снижение скорости) в одном занятии обеспечивает лучшие возможности для адаптации организма спортсмена к внешним условиям и заданному режиму, перестройке техники и эффективному формированию двигательных действий, более высоким скоростям передвижения. Данная методика занятий соблюдается на протяжении двух, макси-

мум трёх недель тренировок, после чего следует повышение скорости на 0,5-1 м/с (ступенчато, с соблюдением принципа постепенности). Объём и режим работы можно сохранить или незначительно изменить.

В целях разнообразия и повышения эмоциональности занятий целесообразно после месяца тренировок изменить их содержание в недельном цикле, но принцип повышения скорости сохранить. Наблюдения свидетельствуют, что пределом повышения интенсивности передвижения для занимающихся на протяжении соревновательного периода является скорость, которая не должна превышать более, чем в 1,2-1,4 раза их среднесо-ревновательную скорость.

Характерной особенностью данной технологии по совершенствованию техники движений лыжников-гонщиков в искусственно созданных условиях на тренажёре СОЛ является то, что при достижении указанного «предела» осуществляется постепенный процесс снижения скорости (ступенчато) с соблюдением тех же методических требований, которые были сформулированы на начальном этапе исследований.

Методика учебно-тренировочных занятий по перестройке и формированию техники (элементов) движений, развитию специальных физических качеств при выполнении имитационных и подготовительных упражнений на тренажёрах в условиях СОЛ.

Организация тренировочных занятий осуществляется 3 раза в неделю в подготовительный период в бесснежное время года с 1 апреля по 15 декабря. Продолжительность таких занятий находится в пределах 6 месяцев (24 недели, или 72 занятия). Основная цель - формирование элементов движения и сопряжённое развитие двигательных качеств с помощью выполнения имитационных и специально-подготовительных упражнений на тренажёрах в условиях СОЛ. Упражнения можно выполнять избирательно или комплексно по круговой системе. При 3-х разовых занятиях в неделю целесообразно, как и в соревновательном периоде, одно занятие посвящать преимущественно развитию качества силы: работа на тренажёре 3-4 мин с отягощением на пульсе 140-150 уд/мин, отдых 1 мин (смена станций). Третье занятие направлено на развитие выносливости: работа на тренажёре 5-6 мин на пульсе 120-140 уд/мин, отдых 3 мин (смена станций, подсчёт ЧСС).

При избирательном применении тренажёров с целью оптимизации техники элементов движения необходимо применять имитационные упражнения для отработки двигательных действий при подседании, отталкивании ногой и рукой, маховом выносе и подтягивании ноги к опорной, смещении ОЦТТ над опорой, как в классических, так и в коньковых лыжных ходах. Особенно для этого эффективны тренажёры «Рессора», «Круг», «Лыжный тредбан», «Тележка».

В начале и конце каждого этапа необходимо проводить тестирование техники и физических качеств.

Методика организации и проведения учебно-тренировочных занятий по перестройке и формированию техники движений, развитию двигательных способностей в условиях СОЛ, применительно к более высоким скоростям передвижения.

Основные, специально-подготовительные, имитационные и упражнения, выполняемые на тренажёрах СОЛ.

При передвижении на лыжах в системе облегчающего лидирования

1. Классические лыжные ходы - попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным.

2. Поворот на лыжах переступанием в движении.

3. Коньковые лыжные ходы - полуконьковым ходом, одновременным двух-шажным с отталкиванием руками через шаг, одновременным двухшажным с отталкиванием руками на каждый шаг, попеременным двухшажным.

При выполнении специально-подготовительных и имитационных упражнений на тренажёрах СОЛ:

1. Имитация работы рук на тренажёре «имитатор работы рук» с сопротивлением и с облегчением (стоя спиной к тренажёру).

2. То же, но в сочетании с имитацией работы ног конькового хода на скользящем покрытии.

3. Имитация работы рук и ног в попеременном двухшажном ходе.

4. То же, но в одновременном бесшажном ходе.

5. Имитация работы рук и ног в коньковом ходе с отягощением (на плечах, поясе - 2-3 кг) - попеременно, одновременно.

6. Имитация работы ног на тренажёре «Рессора» (классический вариант) - под-седания, отталкивания, подседания - отталкивания прыжком со слабой, средней и сильной интенсивностью движения.

7. Имитация работы рук и ног на тренажёре «Рессора» (коньковый вариант) -прыжковая и шаговая имитация с отягощением, без отягощения и с облегчением (на скользящем покрытии и без него).

8. Имитация элементов подседания и отталкивания ногой боковым упором на тренажёре «Круг» (стоя на тренажёре или сбоку от него).

9. То же, с отягощением и облегчением.

10. Имитация работы рук при подтягивании на тренажёре «Тележка» (с широким и узким хватом руками) с изменением угла наклона тележки.

Интенсивность выполнения упражнений на тренажёрах зависит от постановки задач в учебно-тренировочном занятии, направленности развития физических качеств и определяется по ЧСС.

В качестве контрольных упражнений можно рекомендовать: измерение силы мышц в рабочих углах и силы отталкивания на тренажёрах, регистрация скоростно-силовых качеств (отдельно силовой и скоростной компоненты) на контактной платформе, подтягивание на тренажёре «Тележка» (количество раз за 10 с и 1 мин).

Видеосъёмка техники и расчёт ведущих характеристик движений (угловых, пространственных, скоростных, динамических), особенно в соревновательном периоде, при передвижении на лыжах, являются дополнительным, крайне важным показателем оценки эффективности использования тренажёров и методики их применения.

Предложенная и проверенная в педагогическом эксперименте педагогическая технология перестройки и формирования техники движений, сопряженно с развитием двигательных способностей лыжников-гонщиков на основе применения тренажёра СОЛ является эффективной для оптимизации структуры, повышения скорости и достижения высоких спортивных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевцов, В.С. Инновационная методика формирования структуры движений и развития специальных двигательных качеств лыжника-гонщика : дис ... канд. пед. наук / Шевцов В. С. -Смоленск, 2012. - 138 с.

REFERENCES

1. Shevtsov, V.S. (2012), The innovative method of forming the structure and the development of spécial movements of skiers ' motor qualities, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: saksportclub@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.