Научная статья на тему 'Тренажерные устройства в лыжной подготовке'

Тренажерные устройства в лыжной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23536
1280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕРЫ В ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ / TRAINING SIMULATORS IN SKIING TRAINING / ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / MOTIONAL COORDINATION / УСТОЙЧИВОСТЬ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ / УДЕРЖАНИЕ РАВНОВЕСИЯ / HOLDING THE BALANCE / ИСКУССТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / MADE-UP CONDITIONS / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛЫЖНИКА / SPECIFIC QUALITIES OF A SKIER / ТЕХНИКА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ / TECHNIQUE OF SKIING / STEADINESS AT SKIING-ROLLERS / SKIING STEPS TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Л. А.

Лыжероллеры являются искусственным средством, использование которого максимально приближено к скольжению на лыжах по снегу, а также одним из основных эффективных средств подготовки лыжников в бесснежный период. Лыжероллеры применяются главным образом для совершенствования техники передвижения на лыжах с одновременным повышением специальных физических качеств. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по лыжному спорту, общепедагогические методы обучения, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, повторный и равномерный методы. Материалы. В работе рассматривается реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств, которые активно стимулируют функциональную подготовку лыжников и являются одними из основных средств в тренировке распределения и перераспределения мышечных усилий, связанных с механизмами энергообеспечения мышечной деятельности и направленных на повышение общего уровня равновесия. Тренажерные устройства в тренировочном процессе лыжников обусловливают вариативность применения техники лыжных ходов, которые значительно повышают способность спортсмена к своевременному изменению амплитуды движений, темпа, ритма и толчковых двигательных действий руками, ограничивают нерациональные траектории отдельных связок движений через положения звеньев тела, зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы. Результаты. Применение тренажерных устройств дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике лыжных ходов в сопряженном формировании специфического равновесия, способности мотивировать процесс приобретения знаний; тренажерные устройства позволяют одновременно развивать физические качества и совершенствовать техническое мастерство; позволяют моделировать технико-двигательную деятельность лыжников-гонщиков для получения гарантированного результата повышения уровня физической подготовленности, технико-двигательного мастерства, функциональных возможностей организма занимающихся и, как следствие, достижения высокого уровня спортивных результатов. Заключение. Эффективная реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств во многом зависит от профессионализма тренера, обеспечивающего в искусственных условиях среды разностороннюю спортивную подготовку лыжников спортсменов. Тренажерные устройства стимулируют принцип универсальности, акцентированно воздействуют в педагогическом процессе на способность к равновесию с одновременным обучением технико-тактическим действиям, позволяют увеличить объем специальной подготовки, на дистанциях разной длины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FACILITIES IN SKI TRAINING

Skiing-rollers are artificial means, the use of which is close to skiing on snow, and one of the most effective means of skiers training during snowless period. Skiing-rollers are mainly used for skiing technique development with simultaneous increase of special physical qualities. Research methods: scientific-methodical and special literature in skiing analysis and summarizing, general pedagogical methods of teaching, methods of physical actions teaching, methods of connected influence, recurring and equal methods. Materials. The article presents training process realization of skiers-racers with the help of the training facilities, which actively stimulate functional training of skiers and are one of the main means in muscular efforts distribution and redistribution, connected with the mechanisms of muscular activity energy supply and directed at general level of balance increase. Training facilities in the training process of skiers condition variability of skiing steps technique use, which considerably increase the ability of a sportsman to change timely the amplitude of movements, tempo, rhythm and pushing motional actions with hands, restrict irrational trajectory of the separate movements links through parts of body position, visual, auditory, motional-coordinating and other sensory receptors. Results. Training facilities use gives an opportunity to solve the questions of educational-training process control purposefully and rationally and helps to teach the technique of skiing steps in connected formation of a specific balance, the ability to motivate the process of getting knowledge more effectively; training facilities help to develop simultaneously physical qualities and technical mastery; help to model technical-motional activity of skiers-racers in order to get a guaranteed result the level of physical readiness, technical-motional mastery, functional abilities of an organism increase and as a result a high level of sports results achievement. Conclusion. An effective realization of the training process among skiers-racers with the help of training facilities mainly depends on a trainer’s professionalism, which provides many-sided sports training of skiers-sportsmen in made-up conditions. Training facilities stimulate the principle of universality, influence the ability to hold the balance in the pedagogical process with a simultaneous teaching technical-tactical actions, they help to increase the volume of special training at different distances.

Текст научной работы на тему «Тренажерные устройства в лыжной подготовке»

УДК: 796.92.022 DOI 10.14526/01_1111_75

ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА В ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Зеленин Л.А. - доцент, доктор педагогических наук Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), 614010, Россия, Пермский край, г. Пермь, Куйбышева, 109

TRAINING FACILITIES IN SKI TRAINING

Zelenin L.A. - associate professor, doctor of pedagogics Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), 614010, Russia, Perm, Kuibyshev, 109

e-mail: zelenindoz48@mail.ru

Аннотация. Лыжероллеры являются искусственным средством, использование которого максимально приближено к скольжению на лыжах по снегу, а также одним из основных эффективных средств подготовки лыжников в бесснежный период. Лыжероллеры применяются главным образом для совершенствования техники передвижения на лыжах с одновременным повышением специальных физических качеств. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по лыжному спорту, общепедагогические методы обучения, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, повторный и равномерный методы. Материалы. В работе рассматривается реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств, которые активно стимулируют функциональную подготовку лыжников и являются одними из основных средств в тренировке распределения и перераспределения мышечных усилий, связанных с механизмами энергообеспечения мышечной деятельности и направленных на повышение общего уровня равновесия. Тренажерные устройства в тренировочном процессе лыжников обусловливают вариативность применения техники лыжных ходов, которые значительно повышают способность спортсмена к своевременному изменению амплитуды движений, темпа, ритма и толчковых двигательных действий руками, ограничивают нерациональные траектории отдельных связок движений через положения звеньев тела, зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы. Результаты. Применение тренажерных устройств дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике лыжных ходов в сопряженном формировании специфического равновесия, способности мотивировать процесс приобретения знаний; тренажерные устройства позволяют одновременно развивать физические качества и совершенствовать техническое мастерство; позволяют моделировать технико-двигательную деятельность лыжников-гонщиков для получения гарантированного результата - повышения уровня физической подготовленности, технико-двигательного мастерства, функциональных возможностей организма занимающихся и, как следствие, достижения высокого уровня спортивных результатов. Заключение. Эффективная реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств во многом зависит от профессионализма тренера, обеспечивающего в искусственных условиях среды

разностороннюю спортивную подготовку лыжников спортсменов. Тренажерные устройства стимулируют принцип универсальности, акцентированно воздействуют в педагогическом процессе на способность к равновесию с одновременным обучением технико-тактическим действиям, позволяют увеличить объем специальной подготовки, на дистанциях разной длины.

Ключевые слова: тренажеры в лыжной подготовке, техника передвижения на лыжах, двигательная координация, устойчивость на лыжероллерах, удержание равновесия, искусственные условия, специфические качества лыжника, техника лыжных ходов.

Annotation. Skiing-rollers are artificial means, the use of which is close to skiing on snow, and one of the most effective means of skiers training during snowless period. Skiing-rollers are mainly used for skiing technique development with simultaneous increase of special physical qualities. Research methods: scientific-methodical and special literature in skiing analysis and summarizing, general pedagogical methods of teaching, methods of physical actions teaching, methods of connected influence, recurring and equal methods. Materials. The article presents training process realization of skiers-racers with the help of the training facilities, which actively stimulate functional training of skiers and are one of the main means in muscular efforts distribution and redistribution, connected with the mechanisms of muscular activity energy supply and directed at general level of balance increase. Training facilities in the training process of skiers condition variability of skiing steps technique use, which considerably increase the ability of a sportsman to change timely the amplitude of movements, tempo, rhythm and pushing motional actions with hands, restrict irrational trajectory of the separate movements links through parts of body position, visual, auditory, motional-coordinating and other sensory receptors. Results. Training facilities use gives an opportunity to solve the questions of educational-training process control purposefully and rationally and helps to teach the technique of skiing steps in connected formation of a specific balance , the ability to motivate the process of getting knowledge more effectively; training facilities help to develop simultaneously physical qualities and technical mastery; help to model technical-motional activity of skiers-racers in order to get a guaranteed result - the level of physical readiness, technical-motional mastery, functional abilities of an organism increase and as a result a high level of sports results achievement. Conclusion. An effective realization of the training process among skiers-racers with the help of training facilities mainly depends on a trainer's professionalism, which provides many-sided sports training of skiers-sportsmen in made-up conditions. Training facilities stimulate the principle of universality, influence the ability to hold the balance in the pedagogical process with a simultaneous teaching technical-tactical actions, they help to increase the volume of special training at different distances.

Keywords: training simulators in skiing training, technique of skiing, motional coordination, steadiness at skiing-rollers, holding the balance, made-up conditions, specific qualities of a skier, skiing steps technique.

Введение. Научно-технический прогресс существенно воздействует на обучение, создаёт лучшие возможности для массовых занятий лыжной подготовкой, ставит перед

занимающимися лыжной подготовкой новые, более сложные социальные задачи и представляет значительно более широкие чем прежде возможности для их решения. Дальнейший путь развития лыжного спорта - использование всё новых достижений научно-технической революции.

Применение тренажёров на занятиях массовой физической культурой по лыжной подготовке на сегодня нельзя не учитывать, они играют значительную роль в подготовке спортсменов-лыжников. Тренажёры - это учебно-тренировочные устройства или комплекс устройств, которые позволяют воспроизводить целостные упражнения или их основные элементы в специально созданных для этого условиях, обеспечивающих возможность регламентировать режимы выполняемых движений и их целесообразное изменение [5].

Специальное оборудование, которое обеспечивает возможность моделировать какие-либо спортивные упражнения полностью или отдельные его части и при этом развивать необходимые физические качества спортсмена, можно отнести к разряду тренажёров.

Целью данной работыявляется теоретическое и методическое

обоснование необходимости

использования тренажерных устройств для лыжного спорта в сопряженном формировании специфического лыжного равновесия и техники лыжного двигательного действия с применением нетрадиционных методов в

педагогическом процессе.

Задачи: 1. Использовать лыжные тренажерные устройства в летний период для эффективного формирования равновесия и техники лыжных ходов для подготовки к зимнему сезону.

2. В тренировочном процессе применять лыжные тренажерные устройства в подготовке к соревновательной деятельности в летний период.

Методы: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по лыжному спорту, общепедагогические методы обучения, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, повторный и равномерный методы.

Результаты исследования и их обсуждение.

Спортивный тренажёр по своим характерным признакам должен соответствовать специфическим

особенностям лыжного спорта.

Желательно, чтобы при выполнении физических упражнений на тренажёрах и в соревновательной деятельности совпадали:

1. По кинематике (внешняя картина) движений топография работающих мышц, т.е. перечень мышц, активно участвующих в работе (например, при педалировании на велоэргометре активны те же мышцы, что и при езде на велосипеде);

2. Интенсивность мышечной работы (например, бег на лыжероллерах ближе к бегу на лыжах, чем имитация лыжного хода);

3. Зависимость развиваемой силы и скорости от времени (например, обычный резиновый бинт активно используется в тренировке лыжников на суше, так как сила сопротивлении растягиваемой резины при выполнении толчковых движений руками растёт по мере её растягивания и почти не зависит от скорости растягивания. А при выполнении толчковых движений руками резиновый бинт проявляет силу сопротивления, преодолевая ее руками, которая определяется воздействием, скоростью движения рук [3].

К специальным устройствам относятся лыжероллеры, роликовые коньки, пружинные и резиновые амортизаторы, которые способствуют повышению уровня развития

специфических качеств лыжника и совершенствованию отдельных элементов техники лыжных ходов в лыжном спорте.

Лыжероллеры - это спортивный снаряд в виде коротких лыж на роликах, воспроизводящий на асфальте технику передвижения лыжника [6]. Лыжероллеры относятся к спортивно-техническим средствам, которые разрабатывались для обеспечение занимающимся лыжной подготовкой получения в межсезонье специальной нагрузки, аналогичной тренировкам в зимний снеговой период на лыжах. В бесснежный период лыжероллеры являются одним из основных средств подготовки лыжников и применяются главным образом для развития и совершенствования техники передвижения на лыжах и повышения специальных физических качеств[4]. Скорость передвижения на лыжероллерах (с коэффициентом трения качения) в целом максимально приближена к скорости скольжения на лыжах по снегу. Они позволяют воспроизводить движения лыжника во всех способах передвижения (ходы, переходы, повороты, спуски и т.д.). Фазовая структура, кинематические и угловые характеристики классических и

свободных стилей передвижения на лыжероллерах имеют большое сходство с таковыми при передвижении на лыжах. Поэтому передвижение на лыжероллерах следует широко использовать как средство технико-тактической, специальной

физической подготовки в бесснежный период, повышающее точность движений во времени [2]. Преимущества лыжероллеров как тренажёров, применяемых в подготовке лыжников, проявляются в следующем:

1. По структуре отталкивания ногой ближе к передвижению на лыжах классическими и коньковыми стилями являются лыжероллеры, так как они выполняют отталкивание внутренней частью стопы, что характерно для отталкивания лыжей от снега.

2. Лыжероллеры создают определенную возможность формирования «чувства лыжи» (её длины и веса), «чувства равновесия», «чувства скольжения». Крепления с ботинками на лыжероллерах соответствуют таковым на гоночных лыжах, что позволяет формировать равновесие на одной лыже в момент одноопорного скольжения [2].

3. Лыжероллеры используются предпочтительно в комплексной подготовке как у лыжников, так и у биатлонистов [2]. В настоящее время лыжероллеры перешли в самостоятельный вид спорта, по которому проводятся соревнования различного уровня, например, летний биатлон.

На занятиях массовой физической культурой по лыжной подготовке и на этапе начального обучения широко применяются резиновые и пружинные амортизаторы, дающие возможность моделировать движения «толчка» руками в попеременных и одновременных ходах с различными по величине отягощениями. Но эти тренажёры имеют некоторый недостаток: усилие, прилагаемое в начале отталкивания, существенно меньше, чем проявляется в конце толчка, а на лыжах происходит наоборот [2].

Эффективность использования тренажёров определяется таким свойством как воспроизводимость движений с

необходимым набором характеристик: во-первых, возможностью многократного воспроизведения двигательных действий; во-вторых, условиями искусственной среды, позволяющими контролировать вариации двигательных действий [1, 2, 4, 5].

Тренажёры успешно используются в тренерско-преподавательской практике для решения спортивных задач. Одним из таких тренажёров является ленточный лыжный тренажер, позволяющий максимально точно воспроизводить технику лыжных попеременных ходов классического стиля, руки спортсмена при этом выполняют толчок, по силе и резкости соответствующий работе на лыжах. Данный тренажёр оснащён компьютерными программами, дающими информацию о частоте движений, мощности усилий работы ног и рук и времени выполнения, что делает его весьма эффективным, позволяющим задавать параметры работы и моделировать любые соревновательные ситуации [1, 2, 4, 5].

Заключение. Эффективность

тренировочного процесса лыжников с использованием тренажерных устройств зависит от профессионализма тренера, его знаний о подготовке лыжников, внедрения в тренировочный процесс методических принципов физического воспитания с увеличением объема специальной подготовки, акцентированного применения в тренировочных занятиях сопряженного формирования специфического

скользящего равновесия и обучения технике лыжных движений, применяемых в гоночных дистанциях разной длины.

Литература

1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. Б01 10.14526/01 _1111_04

2. Зеленин, Л. А. Технология развития равновесия в сопряженном освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажеров / Л.А. Зеленин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 35-41.

3. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учебное пособие / С. П. Евсеев. - Л. : изд. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 91 с.

4. Лапутин, А. Н. Технические средства обучения : учебн. пособие для ин-тов физ. культ / А. Н. Лапутин, В. Л. Уткин. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 80 с.

5. Мулик, В. В. Система многолетнего спортивного совершенствования в усложнённых условиях сопряжения основных сторон подготовленности спортсменов (на примере лыжного спорта) / В. В. Мулик. - К., 2002. - 515 с.

6. Ратов, И. П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С. 10-13.

7. Словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 80 с.

Reference

1. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2 (35), pp. 2838. DOI 10.14526/01 _1111_04, available at:

http://elibrary.ru/item.asp?id=21744097Zelenin L. A. Uchenye zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2013, No. 1 (95), pp. 35-41.

2. Evseev S. P. Formirovanie dvigatel'nykh deistvii v gimnastike s pomoshch'yu trenazherov [Physical actions formation in gymnastics with the help of training simulators], Leningrad : publishing house of State Twice Order of Lenin Institute of Physical Culture named after P.F. Lesgaft, 1987, 91 p.

3. Laputin A. N., Utkin V.L. Tekhnicheskie sredstva obucheniya [Technical means of teaching], Moscow : Physical culture and sport, 1990, 80 p.

4. Mulik V. V. Sistema mnogoletnego sportivnogo sovershenstvovaniya v uslozhnennykh usloviyakh sopryazheniya osnovnykh storon podgotovlennosti sportsmenov (na primere lyzhnogo sporta) [The system of a long-term sports development in complicated conditions of the main sides of sportsmen's readiness connection (by the example of skiing)], Kiev, 2002, 515 p.

5. Ratov I. P. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1990, No. 8, pp. 10-13.

6. Slovar' sportivnykh terminov [Sports terms glossary], Moscow : SportAcademPress, 2001, 80 p.

Статья поступила в редакцию: 19.03.2016 г.

Зеленин Леонид Александрович - доцент, доктор педагогических наук Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), 614010, Россия, Пермский край, г. Пермь, Куйбышева, 109, e-mail: zelenindoz48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.