Научная статья на тему 'Педагогические стратегии развития экологической культуры студентов в классическом университете'

Педагогические стратегии развития экологической культуры студентов в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ECOLOGICAL CULTURE / STUDENTS / PEDAGOGICAL SUPPORT / ECOLOGICAL POTENTIAL OF ACADEMIC SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асафова Елена Владимировна

В статье рассматриваются значение и возможности развития экологической культуры студентов университета, определяются задачи педагогической поддержки в соответствии с уровнем экологической культуры студентов. Устанавливается, что педагогическое сопровождение, которое реализуется в учебно-воспитательной деятельности через наполнение экологическим материалом содержания учебных дисциплин и которое опирается на стимулирование активности и самостоятельности студентов при выполнении учебно-творческих заданий, способствует повышению экологической культуры будущих выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the significance and possibilities for development of ecological culture of university students and determines the objectives of pedagogical support according to the level of ecological culture of students. The conclusion is made that pedagogical support realized in educational process by filling the content of academic subjects with ecological material and based on the stimulation of activity and self-dependence of students while doing creative tasks contributes to the rise of ecological culture of future graduates.

Текст научной работы на тему «Педагогические стратегии развития экологической культуры студентов в классическом университете»

____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 153, кн. 5 Гуманитарные науки

2011

УДК 37.013.43+37.033

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Е.В. Асафова Аннотация

В статье рассматриваются значение и возможности развития экологической культуры студентов университета, определяются задачи педагогической поддержки в соответствии с уровнем экологической культуры студентов. Устанавливается, что педагогическое сопровождение, которое реализуется в учебно-воспитательной деятельности через наполнение экологическим материалом содержания учебных дисциплин и которое опирается на стимулирование активности и самостоятельности студентов при выполнении учебно-творческих заданий, способствует повышению экологической культуры будущих выпускников.

Ключевые слова: экологическая культура, студенты, педагогическая поддержка, экологический потенциал учебных дисциплин.

Образовательно-воспитательный университетский комплекс имеет значительный социальный и духовно-нравственный потенциал для повышения культуры студентов и экологической культуры как ее составляющей. Образование, направленное в том числе и на решение задач экологического воспитания, а значит, на развитие экологической культуры студентов, содействует осознанию специалистами разных профилей взаимозависимости экономики, политики и экологии в современном мире [1]. Экологическое образование и экологическое воспитание призваны формировать у студента такое отношение к природе, которое базируется на экологических знаниях и способствует выработке активной жизненной позиции, основанной на осознании личной ответственности за принятые решения и в целом за судьбу природы и человечества.

Социокультурное значение экологического воспитания состоит в том, что оно способствует развитию интеллектуальной и духовной сферы личности, опыта социальных отношений и системы ценностей, определяющей вектор взаимоотношений с окружающей природой и людьми. Вузам принадлежит особая роль в сфере корректировки сознания и ценностей будущих специалистов, которым предстоит принимать ответственные решения.

Среди основных положений, на которых строится система воспитания [2], наиболее значимыми для развития экологической культуры студентов, на наш взгляд, являются следующие:

- обучение студентов необходимо осуществлять, ориентируясь не только на их ближайший социум, но и на проблемы всего человечества, помогая им ощутить себя частью природы и общества, осознать ответственность за них;

- гармоничность общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития способствует творческому становлению человека;

- эффективность овладения общечеловеческой и профессиональной культурой зависит от разнообразия и продуктивности значимой для личности деятельности.

Развитие экологической культуры в процессе обучения - это оптимальная форма экологического воспитания. В высшей школе, в том числе в классических университетах, необходимо создавать эффективную систему экологического образования и воспитания, ориентированную на взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами экологизации научнотехнического прогресса. Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как необходимое условие для создания и обеспечения конструктивного диалога между людьми по вопросам улучшения состояния окружающей среды [3].

Экологическое воспитание в высшей школе - это психолого-педагогиче-ский процесс, направленный на формирование у студентов необходимых навыков природопользования, а также основанного на научных знаниях убеждения в необходимости оптимизировать формы взаимодействия общества и природы. Так, целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, а значит, обладающей экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, «сотрудничать» с природой, а не управлять ей. Иначе говоря, целью экологического воспитания должно быть формирование эколого-мировоззренческой позиции выпускника высшего образовательного учреждения, в том числе классического университета.

Несомненно, повышение качества профессионального образования зависит от уровня экологической культуры. Однако существует и обратная зависимость, и высшее образование создает фундамент для повышения экологической культуры личности. Известный педагог XX века, академик Российской академии образования Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности (см. [4, с. 274]). А одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И. Вернадский, который утверждал, что дальнейшее развитие природы и человека должно основываться на их взаимовыгодном единстве. В наши дни экологическая безопасность во всех видах профессиональной деятельности рассматривается как основа устойчивого развития общества. В связи с этим развитие экологической культуры личности приобретает особое значение, в том числе как составляющая государственного стандарта образования, а высокая экологическая культура должна в ближайшем будущем стать одним из базовых критериев оценки квалификации дипломированных специалистов.

Экологическая культура формируется в ходе интеграции экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения

Экологическая сознательность

и этика:

экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к миру природы

Экологическая образованность:

экологические знания, представления, умения, навыки

Экологическая деятельность:

^ экологическое поведение, поступки,

__ участие в экологических

мероприятиях

Рис. 1. Структура экологической культуры личности [7]

к природе. Триединство, лежащее в основе этого понятия, отражено в следующем определении: экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования [5]. Экологическая культура рассматривается также как высшее проявление экологической образованности человека и его экологической компетентности [6]. По нашему мнению, экологическая культура - это обобщенная характеристика, отражающая процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагающая единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственным и ценностным отношением к ней и соответствующими умениями, навыками, потребностями во взаимодействии с ней, основанными на гармонизации взаимосвязей в системе «природа - человек - общество». На рис. 1 представлена структура экологической культуры личности.

Принимая во внимание многокомпонентность экологической культуры, мы разработали и апробировали основанный на самооценке тест для определения уровня экологической культуры учащихся [7]. В ходе исследования проблемы были предложены: характеристика уровней развития экологической культуры и задачи педагогической поддержки (при формулировке задач мы ориентировались на этапы развития системы педагогических взаимодействий О.В. Красновой [8]) (табл. 1).

Педагогическая поддержка, значимая для развития экологической культуры студентов, возможна, если для личности преподавателя характерна высокая экологическая направленность, которая состоит в том числе в развитии способностей и реализации умения использовать экологический материал в учебно-воспитательной деятельности.

В настоящее время как педагоги, так и сами учащиеся все в большей мере осознают, что экологическое воспитание имеет особое значение для приобретения опыта эмоционально-ценностных отношений в системе «человек - общество - природа» в контексте проблем социального и профессионального самоопределения личности. Однако готовность преподавателя к решению задач экологического воспитания в ходе обучения (а значит, и к осуществлению гуманизации учебно-воспитательного процесса) не всегда достаточна для достижения поставленных целей.

Табл. 1

Уровни развития экологической культуры личности, их характеристика и задачи педагогического сопровождения

Уровень Функциональные характеристики уровня Задачи педагогической поддержки

Дезорганизо- ванный (низкий) - недостаточное развитие экологических интересов, фрагментарность экологических представлений, отсутствие их применения в научно -исследовательской и практической деятельности; - несформированность экологически значимых ценностей, отсутствие бережного отношения к природе, установки на взаимовыгодное сотрудничество социума и природы; - пассивность, неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам (в том числе в научно-исследовательских конференциях, тематических проектах) - введение базовых понятий, касающихся экологической проблематики, в лекционные и практические курсы в цикле общеобразовательных и специальных дисциплин; - ознакомление студентов с конкретными ситуациями, приведение примеров, позволяющих оценить их отношение к природе, степень активности личности при обсуждении или решении экологических проблем

Прагматический (средний) - наличие экологических интересов, представлений, понимание важности сотрудничества между обществом и природой; - наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностей и установок; - участие в экологических мероприятиях в соответствии с экологомировоззренческой позицией - закрепление достигнутых результатов, помощь в осознании сущности единства знаний, представлений, убеждений и их реализации в научно-исследовательской и практической деятельности; - обмен опытом научной и практической деятельности, направленный на повышение активности и самостоятельности студентов

Оптимальный (высокий) с переходом на автономный - единство системы экологических представлений, интересов и их реализации в учебной и научноисследовательской, а также повседневной деятельности; - сформированность системы экологических убеждений, ценностей, установок, побуждающих к расширению соответствующих представлений и их дальнейшей реализации в деятельности на основе гуманного отношения к природе; - высокая активность личности, проявляющаяся в разработке мероприятий, посвященных экологическим проблемам, и участии в них - консультационная помощь для поддержания высокого познавательного интереса к экологическим проблемам и развития экологической направленности личности; - стимулирование творчества в учебной и научно-исследовательской, практической деятельности; - привлечение к выполнению совместных проектов на основе сотворчества; - при переходе на автономный уровень - отсутствие необходимости в педагогической поддержке

Для повышения качества вузовской подготовки специалистов необходима ориентация на междисциплинарную кооперацию знаний. Дополнительная экологическая подготовка предполагает овладение студентами умением использовать экологический потенциал естественно-научных и гуманитарных дисциплин и

обеспечивает формирование у будущего выпускника личного положительного отношения к окружающей среде, устойчивой социальной и профессиональной позиции.

Наше исследование проводилось с целью установить динамику развития экологической культуры студентов классического университета при осуществлении педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое сопровождение реализовывалось в циклах гуманитарных социальноэкономических, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации посредством наполнения соответствующих курсов необходимым экологическим материалом, а также применения методов обучения, направленных на активизацию обучающихся. Констатирующий и формирующий эксперименты были проведены в 2008-2010 гг. среди студентов 4 курса биолого-почвенного факультета и факультета журналистики и социологии (отделение социологии) Казанского университета - всего 64 респондента. Решение задач экологического воспитания студентов осуществлялось как в рамках курса «Педагогика» (всего аудиторных часов - 52), так и в рамках специальных дисциплин, в частности на занятиях по курсу «Фитоиммунитет и защита растений» (общее количество аудиторных часов - 24).

На этапе констатирующего эксперимента было выяснено, что большая часть студентов (69-76%) имеет средний уровень экологической культуры (рис. 2, а, б). Курс «Фитоиммунитет и защита растений» для студентов биолого-почвенного факультета позволял использовать экологический материал практически на каждом занятии в течение семестра. Так, при изучении раздела «Общие представления о защите растений» акцент был сделан на интегрированной системе защиты, предполагающей экологический (биогеоценотический) подход. Рассматривалась комплексная программа Республики Татарстан по защите растений, а также система профилактических мероприятий, проводимых с целью снижения вмешательства в природную среду и ущерба, который может быть нанесен при этом. На занятиях, посвященных теме «Агротехнический метод защиты растений», особое внимание обращалось на применение современных видов удобрений, расчет количества которых проводится с учетом всех необходимых требований и экологических нормативов. Особое внимание в разделе «Химическая защита растений» уделялось проблемам токсичности применяемых пестицидов, особенностям их разложения в компонентах окружающей среды, соблюдению санитарно-гигиенических условий их применения, а также влиянию на обмен веществ защищаемых растений. Раздел «Биологический метод защиты растений» содержал наибольший объем экологического материала, так как в нем изучались возможности использования для защиты растений различных организмов и продуктов их жизнедеятельности, то есть возможности, которыми располагает сама природа. Обсуждалась безопасность таких средств защиты для окружающей среды. Курс завершался экскурсией на биофабрику, где студенты знакомились с технологией производства биологических средств защиты растений.

В результате проведения в 2008 г. на биолого-почвенном факультете формирующего эксперимента было установлено, что повышение экологической культуры происходит в основном у студентов, имевших на этапе констатирующего эксперимента средний уровень экологической культуры (рис. 2, в).

а

б

□ низ. - 2%Д сред. - 76% □ выс. - 22%

□ низ. - 3%П сред. - 69% □ выс. - 28%

в

□ низ. - "!%□ сред. -66% □ выс. - 33%

□ низ. -0% □ сред. - 52%□ выс. - 48%

Рис. 2. Экологическая культура студентов биолого-почвенного факультета и факультета журналистики и социологии Казанского университета: а, б - констатирующий эксперимент (а - студенты-биологи, б - студенты-социологи); в, г - формирующий эксперимент (в - студенты-биологи, г - студенты-социологи)

Соответственно, в целом возрастает количество респондентов с высоким уровнем экологической культуры.

В цикле гуманитарных социально-экономических дисциплин (ГСЭ), например в рамках курса «Педагогика», осуществление профессиональной подготовки и решение задач экологического воспитания также предусматривают реализацию принципов междисциплинарности, интегративности, проблемно-сти. В рамках педагогической поддержки студентов, имеющих в большинстве своем средний уровень развития экологической культуры (рис. 2, б), необходимо закреплять экологические представления и убеждения, повышая активность и самостоятельность студентов. Для этого следует активно включать их в учебно-творческую деятельность.

Задачей формирующего эксперимента было выяснить, каким образом учебнотворческие задания по курсу «Педагогика», направленные на актуализацию экологических проблем, влияют на развитие экологической культуры студентов. Например, будущим социологам было предложено разработать анкету для экспресс-опроса, позволяющего определить отношение студентов Казанского университета к экологической обстановке на территории университетского городка, а также их личный вклад в изменение сложившейся экологической ситуации. За основу была принята анкета, разработанная Министерством окружающей среды Германии и характеризующая экологические убеждения личности и ее отношение к природе [9]. Таким образом, при решении задач экологического воспитания будущего профессионала был реализован один из основополагающих принципов экологического образования и воспитания - принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

35

30 -

25 -

3 20£

I 15 -10 -5 0

□ Констатирующий эксперимент □ Формирующей экперимент

Рис. 3. Компонентный состав экологической культуры студентов в констатирующем и формирующем экспериментах: 1 - экологическая образованность, 2 - экологическая сознательность, 3 - экологическая деятельность. Достоверность различий (по критерию Стьюдента): - прир < 0.05; - прир < 0.01; - прир < 0.001

После разработки вопросов для анкетирования были подготовлены бланки опроса, и студенты-социологи были включены в учебно-исследовательскую деятельность по проведению опроса и анализу его результатов. Последующее тестирование студентов-интервьюеров для определения уровня их экологической культуры позволило установить, что 48% из них имеют высокий уровень экологической культуры, а 52% - средний (рис. 2, г).

Можно предположить, что использование современных методов обучения и одновременная актуализация задач экологического воспитания в обучении позволяют повышать экологическую культуру будущих выпускников, а также имеют большое значение для их последующей профессиональной деятельности, успешной самореализации и достижения высокого уровня жизни и таких ее условий, которые не нарушали бы гармонии человека с природой.

При анализе компонентного состава экологической культуры студентов было выяснено, что наблюдаемое приращение произошло за счет корректировки всех ее составляющих: экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности (рис. 3).

Экологическая сознательность включает в себя экологические ценности, убеждения, которые могут иметь высокую познавательную, эстетическую, нравственную и практическую значимость. Экологически ценностное отношение к природе состоит не только в понимании эстетической и духовной значимости природы, единства мира человека и мира природы, определяющего их взаимозависимость, но и в стремлении к формированию природосообразного поведения. Поэтому экологически ценностное отношение к природе наряду с опытом экологической деятельности предлагается рассматривать в качестве критерия динамичности и результативности экологического воспитания [10].

На основании полученных результатов можно заключить, что для решения задач экологического воспитания в высшей школе, в том числе в классическом университете, целесообразно осуществлять междисциплинарный подход в обучении и включать экологический материал в циклы гуманитарных социальноэкономических, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации.

Использование разнообразных современных методов обучения, направленных на включение студентов в учебно-творческую деятельность, и осуществление педагогической поддержки способствуют развитию экологической культуры будущих выпускников.

Summary

E. V. Asafova. Pedagogical Strategies for the Development of Ecological Culture of Students in a Classical University.

The article discusses the significance and possibilities for development of ecological culture of university students and determines the objectives of pedagogical support according to the level of ecological culture of students. The conclusion is made that pedagogical support realized in educational process by filling the content of academic subjects with ecological material and based on the stimulation of activity and self-dependence of students while doing creative tasks contributes to the rise of ecological culture of future graduates.

Key words: ecological culture, students, pedagogical support, ecological potential of academic subjects.

Литература

1. Марлинская С.А., Шишмакова Е.А. Продуктивное экологическое образование // Нар. образование. - 2008. - № 10. - С. 85-89.

2. Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Духовно-нравственное воспитание студентов // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 108-111.

3. Beyersdorf M., Michelsen G., Siebert H. Umweltbildung: theoretische Konzepte - empirische Erkenntnisse - praktische Erfahrungen. - Neuwield; Kriftel: Lucherhand, 1998. - 384 S.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 476 с.

5. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 271 с.

6. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития // Образов. и наука. - 2011. - № 1. - С. 22-32.

7. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновац. технол., 2003. - С. 157-176.

8. Краснова О.В. Информационно-синергетический механизм развития педагогиче-

ских взаимодействий, или действуют ли в воспитании общеэволюционные закономерности? - URL: http://www.oim.ru/reader@whichpage=1&mytip=1&word=

&pagesize=15&Nomer=325.asp, свободный.

9. Neumann H. Bewusstsein und Verhalten // Politik und Unterricht. - 1999. - H. 4. -S. 25-26.

10. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 46-51.

Поступила в редакцию 14.06.11

Асафова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.