профессиональное образование
Кожухова Е.Д.
учебно-методическое обеспечение реализации дисциплин и практик, ориентированных на формирование экологического мировоззрения студентов
Введение
Цель исследования - разработка учебно-методического комплекса по экологическим дисциплинам для студентов, получающих высшее образование, и проверка эффективности предложенного учебно-методического комплекса.
Формирование экологического мировоззрения студентов как актуальная проблема развития современного высшего образования.
Мировоззрение является сложной системой, включающей взгляды, убеждения и принципы, а также ценности и идеалы, в комплексе обуславливающие не только отношение человека к действительности, ее общее понимание мира, но и его жизненные позиции и программы деятельности [1, С. 263-264].
Обозначенная проблема в последнее время привлекает все большее внимание зарубежных ученых и освещается в ряде научных исследований. В частности, суть понятия «экологическое мировоззрение» частично раскрыта в трудах Эдварда Голдсмита, Чарльза Кребза, Яна Томпсона. Важность формирования экологического мировоззрения как предпосылки экологической ответственности подчеркивает и Томашоу Митчел [2]. Проблема формирования экологического мировоззрения нашла отражение в трудах российских ученых: М. С. Хасихано-ва, С. Х. Галькиевой, А. А. Мелентьева, М. В. Челнокова, Л. И. Фатеевой и др. На необходимости формирования экологического мировоззрения студентов как предпосылки обеспечения стабильного развития государства в ходе повышения качества экологического образования и экологического воспитания в высших учебных заведениях акцентирует внимание и исследователь И. А. Воронцова [3, С. 19].
Методика проведения исследований
Цель формирующего эксперимента состояла в выявлении зависимости между внедрением в педагогический процесс учебно-методического комплекса по экологическим дисциплинам [4] для студентов, получающих высшее образование, и уровнями сформированности компонентов экологического мировоззрения: когнитивного, аксиологического и праксеологического [5, С. 71-74].
Реализация цели формирующего эксперимента осуществлялась с помощью учебно-методического комплекса, в который входили: программа «Формирование экологического мировоззрения учащихся» (спецкурс); усовершенствованная программа «Экологические основы природопользования»; программа комплексной учебно-полевой практики; программа педагогической практики с усиленным освещением экологических проблем; программа научно-исследовательской работы студентов с разнообразной эколого-производственной и экологической тематикой; программы «методика обучения адаптивной физической культуре» и методические рекомендации «Непрерывное формирование экологического мировоззрения студентов с первого по пятый курс» (для студентов высших учебных заведений) [6, С. 106].
Формирование экологического мировоззрения будущих специалистов экспериментальной группы во время первого этапа формирующего эксперимента осуществлялось за счет введения в педагогический процесс теоретической составляющей учебно-методического комплекса (I срез) [7, С. 190]. На втором этапе формирующего эксперимента предполагалось определить динамику экологического мировоззрения студентов в экспериментальной группе при применении специфических внеаудиторных форм в процессе учебно-полевой и других видов практик. В контрольной группе учебно-полевая практика проводилась по традиционной методике (II срез) [8, С. 206.209]. Экспериментальная работа на третьем этапе формирующего эксперимента предусматривала решение педагогических и экологических проблем в процессе производственной практики в учебных учреждениях студентами IV и V курса (III срез) [9, С. 394-395].
Результаты экспериментальных данных статистически обработаны по методикам С. Архангельского, И. Баврина, Дж. Гласса, А. Киверялга, Дж. Стэнли, А. Мармозы, Г. Самнера. Это позволило сопоставить уровни показателей сфор-мированности экологического мировоззрения до и после внедрения учебно-методического комплекса формирования экологического мировоззрения будущих специалистов в педагогический процесс высших учебных заведений. Уровень и показатели сформированности экологического мировоззрения студентов контрольной и экспериментальной групп определялись по разработанным диагностическим вариантам после каждого этапа исследования (среза) [10, С. 36].
Результаты исследований
Для обобщения результатов экспериментальных исследований осущест-
влено сравнение по показателям сформированности экологического мировоззрения студентов различных факультетов, полученным в процессе констатирующего и формирующего эксперимента и показано в табл. 2 [11, С. 184].
Таблица 2.
Сравнительная эффективность экспериментального фактора по результатам констатирующего и формирующего эксперимента [12, С. 239-248]
Факультет Компоненты экологич. мировоз. Группа До эксперимента После эксперимента При-рост%
0 срез, баллы % III срез, баллы %
Подготовка кадров управления физической культуры К э 1,45 29,0 4,46 89,2 60,2
к 1,3 26,0 3,3 66,0 40,0
А э 1,3 26,0 3,46 69,2 43,2
к 1,1 22,0 2,02 40,4 18,4
П э 1,2 24,0 4,31 86,2 62,2
к 1,25 25,0 2,66 53,2 28,2
Педагогическое образование К э 1,67 33,4 4,1 82,0 48,6
к 1,62 32,4 2,8 56,0 24,4
А э 1,2 24,0 3,93 78,6 54,6
к 1,15 23,0 2,57 51,4 28,4
П э 1,15 23,0 3,9 78,0 55,0
к 1,1 22,0 1,94 38,8 16,8
Адаптивная физическая культура К э 1,51 30,2 4,07 81,4 51,2
к 1,5 30,0 3,0 60,0 30,0
А э 1,2 24,0 4,08 81,6 57,6
к 1,1 22,0 3,15 63,0 41,0
П э 1,1 22,0 3,92 78,4 56,4
к 1,25 25,0 2,27 45,4 20,4
Туризм К э 1,57 31,4 4,06 81,2 49,8
1,71 34,2 2,5 50,0 24,2
В результате совершенствования педагогического процесса [13, С. 78] за счет внедрения учебно-методического комплекса, 89,2% студентов экспериментальной группы факультета подготовки кадров управления физической культуры по когнитивным (К) компонентам и 86,2% по праксеологическим (П) компонентам приблизились к высокому уровню экологического мировоззрения, которое определяется как экоцентричный. Студенты факультета педагогического образования - 82,0%, адаптивной физической культуры - 81,4%, туризма - 81,2% по когнитивным (К) компонентам приблизились к достаточному уровню, который
соответствует ситуативному типу [14, С. 45].
Динамика уровней сформированности экологического мировоззрения студентов (обобщенно по факультетам) показана в табл. 3 [15, С. 49].
Таблица 3.
Динамика уровней сформированности экологического мировоззрения будущих специалистов [16, С. 9-12]
Экологическое мировоззрение (компоненты) Группа Срезы
0 I II III
балл % балл % балл % балл %
К э 1,57 31,4 3,55 71,0 3,95 79,0 4,18 83,6
к 1,5 30,0 3,02 51,0 3,21 54,2 3,31 56,8
А э 1,2 24,0 3,05 61,0 3,49 69,8 3,8 76,0
к 1,13 22,6 2,07 41,4 2,32 46,4 2,43 48,6
П э 1,15 23,0 2,8 56,0 3,57 71,4 3,96 79,2
к 1,17 23,4 1,71 34,2 2,05 41,0 2,22 44,4
таким образом, общий прирост показателей сформированности экологического мировоззрения у будущих специалистов экспериментальной группы составил Кэ- 52,2%, Аэ - 52,0%, Пэ - 56,2%. Для контрольной группы Кк - 26,8%, Ак - 26,0%, Пк - 21,0% [17, С. 58].
Основные результаты и выводы
Эксперимент, который показал положительную динамику в формировании экологического мировоззрения экоцентричного типа у будущих специалистов, состоял в последовательном внедрении в педагогический процесс эколого-ори-ентированных организационных и методических приемов.
Статистическая обработка результатов формирующего этапа эксперимента с помощью вероятностно-статистических методов, в частности метода группировки данных, изучение распределения статистик, методов уменьшения размерности массива экспериментальных данных, расчета критерия согласия К. Пирсона, показала смену антропоцентрического типа экологического мировоззрения будущих педагогов экспериментальной группы на экоцентричный.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философский словарь. Под ред. члена-корреспондента АН РФ В. И. Шинкарева. М.: Глав. ред. Рос. энциклопедии АН РФ, 2013. - С. 263-264.
2. Thomashow Mitchell. Ecological identity: becoming a reflective environmentalist (Massachussetts Institute of Technology, 2015). - 225 pp.
3. Воронцова И. А. Формирование природоохранного мировоззрения у школьной и студенческой молодежи. / И. А. Воронцова, С. В. Власов, С. В. Раз-метаев / Экологический вестник, 2014. - № 2. - С. 19.
4. Гусарев С. Д. Педагогическая деонтология: учебное пособие / С. Д. Гу-сарев, А. Д. Тихомиров. - М.: Знание, 2015. - 46 с.
5. Совгиров С.В. Инновационные технологии в педагогическом процессе / С.В. Совгиров // Школа. - 2015. - № 6. - С. 71-74.
6. Иванов П.В. Основы педагогического образования: Учебное пособие. Петрозаводск. ПГУ,2015. - С. 106.
7. Совгиров С.В. Динамика психолого-педагогических условий формирования экологического мировоззрения молодежи: научно-методическое пособие.
- М.: Наука, 2016. - С. 190.
8. Гончаров Г.Е. Педагогическое образование - на уровень требований XXI столетия / Педагогическое образование: проблемы и пути их решения.: М.: Наука, 2015.- С. 206-209.
9. Совгиров С.В. Производственная практика - составная часть профессионально-педагогической подготовки студента: теория, практика, преподавание: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1-4 апреля 2015 г.) / СпбГУ - Спб.: Фитосоциоцентр, 2015. - С. 394-395.
10. Совгиров С.В. Программа спецкурса «Формирование экологического мировоззрения студентов». - М.: АЛМИ, 2015. - С. 36.
11. Захлебный А.Н. Содержание природоохранной составляющей в педагогическом процессе / Предисл. И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 2014. - С. 184.
12. Совгиров С.В. Формирование экологически-правовой сознательности студентов: сборник научных статей. Редакционная коллегия: В.Г. Кузин, О.М. Коберник, М.Т. Мартынов. - М.: Научный мир, 2015. - С. 239-248.
13. Зверев И.Д. Экология в образовании. - М.: Просвещение, 2015. - С. 78.
14. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цвет-кова И.В. Воспитание экологической культуры у студентов: Учебное пособие.
- М.: Педагогическое общество России, 2015. - С. 45.
15. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - С. 49.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в ВУЗе. - М.: Просвещение, 2014. - С. 9-12.
17. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания студентов. Методическое пособие для преподавателей ВУЗов. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2015. - С. 58.