Научная статья на тему 'Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике'

Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина Н. В.

Воспитание и обучение детей в семье требует развития педагогических способностей родителей. Задача вуза подготовить педагогические кадры, способные развивать родительскую компетентность воспитания, обучения и развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

кровообращения и дыхания. В.М. Бехтерев доказал влияние музыки на организм человека в форме возбуждения или ослабления ответных реакций [6, с. 98]. По мнению П.Н. Анохина мелодия и ритм, мажорный и минорный лады влияют на состояние организма во время работы и отдыха. Это говорит о важном влиянии музыкального искусства на физиологию ребенка и параметры его организма [7, с. 214].

Таким образом, музыка положительно влияет на многие аспекты всестороннего развития ребенка. Она развивает его личностные качества, творческие способности и задатки. Учитывая это педагогический процесс должен органично включать музыкальное воспитание, и считать его одной из важных основ развития личностных структур ребенка.

Список использованной литературы:

1. Мясищев. В. Н. Проблемы способностей. - М., 2002.

2. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л. : Наука, 1969.

3. Теплов. Б. Н. Проблемы индивидуальных различий. - М., 2001.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 2004..

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - М., 2001.

6. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. - СПб., 1997.

7. Анохин П.Н. Анохин П. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина,1975.

© Топилина И.И., 2016

УДК 37.013.2

Н.В. Топилина

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

Воспитание и обучение детей в семье требует развития педагогических способностей родителей. Задача вуза - подготовить педагогические кадры, способные развивать родительскую компетентность воспитания, обучения и развития детей.

Ключевые слова

Воспитание ребенка; педагогические способности; структура педагогических знаний и умений родителей.

История педагогики показывает, что воспитательный и образовательный процессы с древних времен начинались в семье, осуществлялся родителями. Они с рождения воспитывают ребенка и дают ему первые образовательные навыки, этот процесс не заканчивается, когда ребенок идет в школу. На семью и родителей возложена важная общественная и личная функция - передачи социального и трудового опыта, ценностных и этических основ жизнедеятельности человека. Воспитание и обучение - это деятельность особого рода. Если в школе она отличается профессионализмом, то и в семье она также должна быть не лишена своей грамотной реализации. Любая деятельность имеет цель, содержание, плановость; проектируется и моделируется в соответствии с потребностями и возможностями лиц ее реализующих. Деятельность по воспитанию и обучению детей в семье требует развития организационных, речевых, предметных, гуманно-личностных и педагогических способностей. Именно педагогические способности присущи многим действиям родителей,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

и школа должна помочь их правильному формированию. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [1, с. 215]:

1. Дидактические способности - способности передавать детям знания в бытовой, трудовой и предметной областях. Они делают их доступными, понятными, вызывающими интерес к деятельности, учебе, активной самостоятельности мысли. Родитель с развитыми дидактическими способностями умеет, в случае необходимости, соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное -делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным. Так может проявляться педагогическое мастерство родителей, включающее в себя способность не просто доходчиво объяснять новое, но и понятно говорить, организовать самостоятельную работу ребенка, самостоятельное получение знаний.

2. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием его личности. Родители должны обладать способностью, по незначительным признакам, улавливать малейшие изменения во внутреннем состоянии своего ребенка.

3. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь родителей, которая обращена к ребенку лично, должна быть правильной, логичной, без крика. В этой речи необходим контакт глаз, когда родитель видит понимающие или озабоченные новым вопросом глаза ребенка и терпеливо отвечает, объясняя непонятное. Сообщает ли родитель новое, комментирует ли высказывания ребенка, выражает ли одобрение или порицание, - речь его всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, о чем он говорит.

4. Организаторские способности - это способности организовать деятельность ребенка в учебе и быту, воодушевить его на решение важных задач, а также способность правильной организации собственной работы и взаимодействия с ребенком. Родители не должны бросать домашние и профессиональные обязанности из-за воспитательного процесса в семье. Они должны уметь правильно планировать и контролировать все этапы учебно-воспитательной деятельности и профессионально-бытовой занятости, умело сочетая их. Опытные родители вырабатывают своеобразное чувство времени, как особое умение рационально распределять работу, укладываться в намеченные сроки.

5. Авторитарные способности - способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на ребенка и умение на этой основе добиваться у него авторитета. Формирование авторитарных способностей зависит от комплекса личностных качеств родителей: воля, решительность, выдержка, настойчивость, требовательность. Важно чтобы всегда присутствовало чувство ответственности за обучение и воспитание ребенка в семье, а не всецелая надежда на прочие социальные институты. Правильность суждений родителей, убежденность в правоте, и умение передать эту убежденность детям, формируют у них положительную социальную и гражданскую позицию, чувство справедливости и уверенность в себе.

6. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход, установить целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

7. Способности к педагогическому воображению (прогностические способности) выражаются в предвидении последствий родительских действий, в воспитательном проектировании личности ребенка, связанном с представлением о том, что из ребенка должно получится в будущем, в прогнозировании развития его важных качеств.

8. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами социально-бытовой деятельности имеет особое значение для современных родителей. Родители должны в ходе своей обычной каждодневной деятельности передавать опыт общения и труда, коммуникации и социальных взаимодействий своим детям. Родительский опыт выражается в содержании и форме бесед, дискуссий с ребенком, в манере развертывания свой мысли, насыщенной научными фактами и интересными феноменами, проверенными собственной профессиональной и бытовой практикой.

Приведенные определения педагогических способностей родителей по своему содержанию включают многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. В настоящее время проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом теоретического и экспериментального изучения. В отечественной педагогической науке это отражено в работах Н.В. Кузьминой, С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и других

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

исследователей, и позволяет предположить общую структуру субъектных свойств родителя, активно выполняющего воспитательную и образовательную функции в семье. Структура субъектных факторов включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентности. Три основных компонента - это личностный, индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и профессионально-педагогический. Профессионально-педагогический компонент структуры включает профессиональные знания и умения родителей в области воспитания и обучения. Такая родительская педагогическая компетентность, определяется по методике взаимодействия родителей и ребенка. Важной является предложенная Н.В. Кузьминой дифференциация самого явления компетентности и выделение такого уровня, как аутопсихологическая компетентность [2, с. 65]. Она определяется понятием социального интеллекта «как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [2, с. 78]. Аутопсихологическая компетентность родителей в воспитании детей соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития в педагогике.

На современном этапе развития общества одной из важнейших задач вузов является подготовка таких педагогических кадров, которые были бы способны помочь родителям и семье в процессе становления родительской компетентности внешкольного воспитания, обучения и развития детей. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, каким образом можно обеспечить формирование родительской компетентности в современной семье.

Проблема компетентности изучается многими специалистами в самых различных областях знания. Так, по мнению Дж. Равена, компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [3, с. 124].

В.А. Сластенин, характеризуя педагогическую компетентность, пишет, что она выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической и воспитательной деятельности [4, с. 227]. Родительская педагогическая и воспитательная компетентность, является системным образованием и предполагает интеграцию личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического, акмеологического и других научных подходов к анализу воспитательных процессов в семье. Она включает в себя такие виды компетентностей, как интеллектуальную компетентность, как особый тип организации знаний (М.А. Холодная); общекультурную компетентность как способность к адекватному осмыслению, практическому и коммуникативному решению ситуаций (Н.С. Розов, С.М. Самыгин, Л.Д. Столяренко, М.С. Шевандрин); компетентность как способность к самостоятельной познавательной деятельности (Е.В. Вязовова, П.Я. Гальперин и др.); «высшую компетентность», связанную с мотивами и ценностными установками личности (Дж. Равен).

Рассмотренная нами проблема является одной из важных для воспитания и развития подрастающего поколения в наше насыщенное нестабильностью время. Эта проблема также актуальна для педагогической теории и практики, т. к. вызвана особым положением родителей по отношению к своим детям. Это положение социальных партнеров, дающих основное направление в жизни, вводящих молодое поколение в мир ценностей цивилизации, общества и культуры.

Родители должны тесно взаимодействовать со школой, которая в свою очередь поможет в педагогическом самоопределении родителей, в формировании у них ЗУНов и структуры компетенций, способностей к эффективному процессу обучения и воспитания детей в семье. Школа заинтересована в работе с родителями в не меньшей мере, чем с детьми. Поэтому она должна активно использовать параллельные методы и технологии учебно-воспитательной работы, учитывающие воздействие на семью, и работая вместе с семьей. Именно в таком взаимодействии рождается и усовершенствуется родительская педагогическая компетентность, как залог совместного и всеобъемлющего воспитательного взаимодействия семьи и школы в современном педагогическом пространстве.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. - М.: Гардарики, 2007.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

© Топилина Н.В., 2016

УДК 373

Н.В. Топилина

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Педагогическое проектирование - вид профессиональной деятельности (или совокупность деятельностей) педагога, направленный на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование, программирование и др. Педагогическое проектирование - это метакатегория, включающая в себя большое количество педагогических процессов, влияющих и формирующих педагогическую действительность, определяющих формы и методы педагогической деятельности, основания педагогических взаимодействий, критерии выбора технологии педагогического процесса в образовательном учреждении.

Проектирование всегда действует в поле педагогических закономерностей и психологических особенностей развития личности как . Оно направлено на формирование педагогических умений и развития способностей учителя, так и ученика к взаимодействию. Педагогическое проектирование выявляет субъективную позицию проектировщика (учителя), который должен обладать профессионализмом, педагогическими компетенциями, аксиологическими ориентациями, способностью предугадать последствия изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.

Обычно авторы используют термин «проектная деятельность в школе», акцентируя внимание на значении будущности замысла ученического творчества, не рассматривают сущность и слагаемые педагогического проектирования как формы реализации педагога в профессиональной деятельности и в инновационных процессах образования. На сегодняшний день существует немало исследований, в которых изучается суть проектировочной деятельности, ее технологическое оформление, возможности применения в практике школьного образования. (Н.Г. Алексеев, В.П. Беспалько, Ю.В. Громыко, Г.Л. Ильин, О.Г. Прикот и др.).

Современные представления о педагогическом проектировании как научной области педагогического знания проходят период становления, анализа и обобщения эмпирического опыта. Существует большое количество подходов к изучению проектирования и проектной деятельности в педагогическом процессе на разных уровнях его реализации. Педагогическая теория по-разному трактует понятие педагогического проектирования, в зависимости от области его применения и акцентов на проектную деятельность учителя либо учащегося. Н.Г. Алексеев предлагает обобщенное определение проектирования без опоры на субъект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.