УДК 37.018.1
Метлякова Любовь Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-63-38 e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Lubov A. Metlyakova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Social Pedagogy
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT OF CONCEPT "PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY EDUCATION" IN MODERN SCIENTIFIC RESEARCH
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к описанию сущности и содержания понятия «педагогическая поддержка семейного воспитания». Раскрывается социально-педагогический подход к обоснованию содержательной характеристики рассматриваемого понятия; дана характеристика принципов педагогической поддержки семейного воспитания в учреждениях образования.
Ключевые слова: педагогическая поддержка семьи, педагогическая поддержка семейного воспитания, семейное воспитание, семья.
Abstract. The article discusses approaches to the description of the nature and content of concept "pedagogical support of the family education". Reveals the socio-pedagogical approach to the justification of the characteristics of the concept under consideration; the characteristic of principles of pedagogical support of family education in educational institutions.
Key words: pedagogical support of the family, pedagogical support of family education, family education, family.
© Метлякова Л.А., 2017
В современной науке педагогика поддержки выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в учреждениях образования, поскольку системное воплощение поддержки вносит новые тенденции в процесс взаимодействия педагогов, родителей и детей. Образовательное учреждение при этом выступает основным и профессионально способным координационным центром системы педагогической поддержки семьи как института социализации подрастающего поколения.
В настоящее время государством и обществом сформулирован заказ на подготовку корпуса специалистов, имеющих психолого-педагогическое образование, которое позволяет профессионально оказывать помощь и педагогическую поддержку родителям и детям. Именно поэтому требуют изучения и современные подходы к оказанию квалифицированной педагогической поддержки семьи с целью эффективного развития ее воспитательного потенциала.
Проблема поддержки семейного воспитания в современных социокультурных условиях имеет исключительную важность как для педагогической науки, так и для воспитательной практики. Вместе с тем имеющаяся содержательная неопределенность теоретических взглядов указывает на то, что объективно требуется всесторонний анализ исследуемой проблемы, учитывающий современные подходы к рассматриваемому процессу. Изучение проблемы семейного воспитания в историческом аспекте обстоятельно представлено в исследованиях Л.Ц. Ваховского, А.Ю. Гранкина, В.И. Додонова, Е.Н. Пивненко, К.А. Писарева, Ф.А. Фрадкина, Е.А. Чередовой, А.А. Чуприной и др.
Анализ данных работ позволил нам условно выделить четыре этапа теоретического осмысления вопросов семейного воспитания и взаимодействия образовательных учреждений с семьей в научных исследованиях: 1-й этап: конец XIX в. - 1917 г.; 2-й этап: 1917-1950 гг.; 3-й этап: 1950-1993 гг.; 4-й этап: 1993 г. - начало XXI в.
На современном этапе парадигма гуманно-личностного образования, провозглашающая субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, требует необходимости отойти от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе с семьей («воспитание родителей» «формирование педагогической культуры», «педагогическое просвещение» и др.). В настоящее время все более актуальной становится задача активизации субъектной роли родителей, признания, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей. В связи с этим с конца XX в. в науке и практике актуальным при взаимодействии с семьей становится развивающий подход, раскрывающий идеи педагогической поддержки и сопровождения семейного воспитания. Суть подхода заключается в создании в образовательном учреждении условий, позволяющих актуализировать имеющийся в семье позитивный воспитательный потенциал.
На переоценку воспитательного потенциала семьи значительное влияние оказывает, как отмечает Г.В. Сабитова, переустройство общественной жизни, характерное для современного этапа развития страны, ориентированное на повышение социальной активности, самостоятельности и ответственности семьи, успешное ее функционирование как полноправного субъекта собственной жизнедеятельности. Эти вопросы находят отражение не только в педагогических, но и в социологических, психологических, философских и других исследованиях (Е.А. Александрова, Н.П. Букина, И.Ф. Дементьева, Н.В. Додокина, Л.Н. Константинова, Г.А. Сабитова, И.А. Хоменко и др.).
Развивающий подход при взаимодействии с семьей имеет в своем основании положение о наличии в семье некоего скрытого воспитательного потенциала, который при определенных условиях может быть реализован в воспитании и способен изменить сложившуюся ситуацию в положительном направлении. Задача специалистов - создать такие условия, при которых родители могли бы самостоятельно и эффективно решать текущие проблемы, связанные с воспитанием ребенка в семье. Данный подход ориентирован на улучшение детско-родительских взаимоотношений, улучшение положения ребенка в семье; проявление активной позиции родителей при взаимодействии с учреждением; саморазвитие детей и взрослых; установление субъект-субъектных отношений между образовательным учреждением и семьей. При этом важнейшими направлениями выступают: повышение педагогической компетентности родителей как первых и главных воспитателей своих детей; формирование ценностного отношения детей к семье, подготовка детей к реализации роли семьянина. Важным механизмом такого взаимодействия с семьей является поддержка семейного воспитания, поддержка семьи.
Для уточнения содержания понятия «педагогическая поддержка семейного воспитания» обратимся к сущности педагогической поддержки как инновационной технологии современного образования, концептуальные положения которой раскрыты в работах Е.А. Александровой, Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др. Данная теория раскрывает идеи обеспечения условий индивидуального развития, раскрытия личностного потенциала человека, необходимости разработки педагогики возможностей. Так, в рамках данной статьи принципиальными являются следующие положения исследователей:
- во-первых, инновационное значение педагогической поддержки заключается в том, что она выступает как система методов действительно свободного и гуманного образования, полностью и всецело ориентированных на развитие и саморазвитие индивидуальности, на самоопределение и самореализацию субъекта, его индивидуальные образовательные процессы;
- во-вторых, педагогическая поддержка представляет собой особую деятельность педагога, ориентированную на личностное развитие субъектов в ситуации решения ими (самостоятельно или совместно со взрослым)
проблемы (или комплекса проблем), поэтому поддержка возможна в основном в пространстве межличностного общения и взаимодействия;
- в-третьих, технология поддержки позволяет обеспечивать условия: для преодоления проблемной ситуации, в которую попал субъект; перехода из ситуации жизненного кризиса в ситуацию саморазвития и самореализации; становления субъектного сознания детей и взрослых; расширения успешного опыта поведения субъектов в значимых для них ситуациях [5; 6].
Показателем процесса гуманизации современной системы образования является расширение сферы применения педагогической поддержки к различным категориям лиц. Применительно к семейному воспитанию субъектами педагогической поддержки выступают взрослые члены семьи и дети.
Исходя из идей Н.Б. Крыловой, О.С. Газмана, «педагогическая поддержка семьи» заключается в оказании адресной профессиональной помощи родителям и детям в процессе их жизнедеятельности.
Анализируя понятие «педагогическая поддержка семьи», необходимо отметить, что собственно «поддержка семьи» как самостоятельный феномен возникла при замене парадигмы государственного патернализма, характерного для советского общества, где она осуществлялась в рамках феномена «социальное обеспечение», парадигмой индивидуальной самостоятельности. Согласно последней вся инициатива по организации жизнедеятельности семьи принадлежит ей самой, а государство, образовательные институты поддерживают ее усилия, создавая определенные условия. Хронологически системные исследования отечественного опыта помощи и поддержки семьи начинают осуществляться в начале 90-х гг. XX в. [2; 3]. Среди современных исследователей различные аспекты проблемы поддержки семейного воспитания представлены в работах Н.В. Анненковой, О.С. Бажановой, Н.В. Голубцова, А.И. Добруновой, Н.Н. Дружининой, Е.С. Евдокимовой, В.В. Коробковой, Л.А. Метляковой, М.А. Пономаренко, Г.А. Сабитовой, Е.А. Сергеевой, К.Н. Сивцевой, И.А. Писаренко, М.Б. Шеиной, Ю.И. Якиной и др.
Особый интерес для нас представляет исследование Г.А. Сабитовой [7], которая, рассматривая понятие «поддержка семей с детьми», раскрывает социально-педагогический характер такой деятельности, определяя ее как важнейшее направление социальной политики и образовательной практики. Необходимость в такой поддержке сопряжена с решением семьей социально-педагогических проблем. Эти проблемы появляются в процессе взаимодействия семьи с социальной средой ее жизнедеятельности и порождают социальный феномен, определяемый категорией «социальная поддержка семьи».
Вместе с тем возникшие проблемы имеют педагогический характер, так как связаны с обучением и воспитанием детей, их социальным формированием и развитием, социализацией, включением членов семьи в социум. Этот тип проблем определяется категорией «педагогическая поддержка семьи и ее
отдельных членов». В таком контексте «педагогическая поддержка семьи» рассматривается как помощь в развитии воспитательных отношений в семье, а ее сущность - как создание условий для самоопределения родителей в воспитательных отношениях. Педагогическая составляющая
рассматриваемого понятия базируется на интеграции воспитательных ресурсов институтов социума и нацелена на учет и реализацию потребностей семьи как важнейшего института воспитания и социализации.
Таким образом, вслед за Г.А. Сабитовой, отметим, что сущность поддержки заключается в «восстановлении, сохранении и развитии воспитательного потенциала семьи на основе объединения усилий и ресурсов самой семьи и социальных институтов, интеграции социальных и педагогических мер в обеспечении ее защиты и оказании ей помощи в самостоятельном решении социально-педагогических проблем». Цель такой поддержки имеет два вектора:
- во-первых, если семья сохраняет активность и самостоятельность в решении собственных проблем, то ведущей целью такой поддержки становятся укрепление и развитие ее воспитательного потенциала при реализации стратегии помощи ее внутренним усилиям в преодолении дезорганизующих факторов внешней среды;
- во-вторых, если семья утрачивает самостоятельность и пассивна в решении собственных проблем, то реализуется стратегия защиты семьи, а основной целью поддержки выступает восстановление ее воспитательного потенциала, обеспечивающего функционирование семьи как института воспитания и социализации [7].
Семья в разных ситуациях является объектом и субъектом педагогической поддержки в силу того, что она нуждается в ней и готова ее принять; обладает собственным потенциалом в разрешении имеющихся проблем; видит позитивную перспективу изменений в связи с такой поддержкой; опираясь на нее, стремится преодолеть возникшие проблемы.
Технология педагогической поддержки семьи обеспечивает развитие способностей родителей и детей не только понимать друг друга, но и конструктивно взаимодействовать друг с другом, поощряя и направляя проявления природной активности.
Для достижения эффективности поддержки семейного воспитания важна мобилизация внутренних ресурсов самой семьи. Поэтому особую важность в современной образовательной практике приобретает такое направление, как профессионализация воспитательной деятельности родителей, предусматривающая их специальную подготовку, ориентированную на повышение их общей и психолого-педагогической компетентности, полноценное выполнение семьей воспитательной функции, стимулирование развития ее воспитательного потенциала, стремления к самоподдержке и самопомощи.
Сущностный концептуальный анализ понятия «педагогическая поддержка семьи» представлен также в исследовании Н.В. Анненковой, которая рассматривает данный феномен как необходимую стратегию социальной политики современного государства [2].
Автор отмечает, что наряду с понятием «педагогическая поддержка» в педагогике используется понятие «педагогическая помощь». В основном данные категории рассматриваются как взаимозаменяемые. Однако понятие «поддержка», в отличие от понятия «помощь», более конкретно отражает субъектно-деятельностный подход к личности. Поддержка предполагает активность и целеустремленность человека на пути к позитивным изменениям.
Аналогично рассмотренным выше позициям, по мнению автора, «педагогическая поддержка семьи» является составляющей частью социальной, социально-педагогической деятельности, которая направлена на развитие воспитательных возможностей ее членов.
Сущность педагогической поддержки семьи заключается в оказании практической помощи семье в преодолении трудностей и проблем, решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности, использовании потенциальных возможностей сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленности к преодолению жизненных и педагогических трудностей.
В нашем исследовании понятия «педагогическая поддержка семьи в учреждениях образования» и «педагогическая поддержка семейного воспитания» являются тождественными, так как в современных условиях поддержка семьи заключается в восстановлении, сохранении и развитии воспитательного потенциала семьи, оказании ей помощи в самостоятельном решении социально-педагогических проблем.
Итак, в основе осуществления поддержки семьи лежит определенная воспитательная проблема, трудность, связанная с реализацией воспитательной функции родителей или с дестабилизацией семейной системы, нарушением детско-родительских отношений и др.
При этом, как справедливо отмечают исследователи, «проблема» может быть использована субъектами, осуществляющими поддержку семьи:
- как «полигон» для развития субъектных способностей членов семьи (рефлексии);
- «механизм» выхода за ситуацию;
- содержание анализа причинно-следственных связей (ядро проблемы);
- проектирование деятельности;
- условие целенаправленной активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.
Психологический смысл проблемы как состояния человека заключается в том, что естественным внутренним побуждением личности становится желание избавиться от возникшего напряжения, трудности, проблемы.
Поэтому педагогу, создающему поддерживающее образовательное пространство для семьи, важно грамотно использовать это понятное для личности взрослого и ребенка состояние, чтобы помочь перевести проблему в ситуационную задачу (проект), которую возможно решать и решить, используя для этого адекватные педагогические средства [6].
Осуществление педагогической поддержки семьи возможно через взаимодействие субъектов социума (педагоги, психологи, социальные педагоги и социальные работники, юристы, медики и другие специалисты, осуществляющие взаимодействие с ребенком и его семьей). В данном аспекте педагогическую поддержку следует рассматривать как одну из форм социального взаимодействия субъектов образовательного пространства. А образовательное учреждение выступает в качестве базового звена системы педагогической поддержки семьи как института социализации и воспитания подрастающего поколения. Педагогическая поддержка семьи является компонентом воспитательной деятельности образовательного учреждения и заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы семьи.
Однако, как справедливо отмечает Н.В. Анненкова и другие исследователи, на практике учителями упрощается смысл понятия «педагогическая поддержка семьи», оно рассматривается в основном через призму «просвещенческой модели». Основной акцент делается на формировании сознания родителей, остаются без внимания целостность их личности, возможности отдельной семьи в воспитании конкретного ребенка. Таким образом, существует противоречие между потребностью семьи, воспитывающей ребенка, в адресной педагогической поддержке, учитывающей индивидуальные особенности всех субъектов образовательного процесса, и недостаточной разработанностью соответствующей педагогической теории и методики. В организации педагогической поддержки семьи, в развитии ее воспитательного потенциала специалистам необходимо использовать дополнительные невостребованные резервы семьи, направленные на совершенствование ее позитивного педагогического влияния. Требуется выявление и стимулирование потенциальных возможностей семьи, что способствует успешной социализации личности ребенка в семье, повышению социальной активности ее членов (Н.В. Анненкова, В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова, И.А. Писаренко и др.).
В идеале педагогическая поддержка семьи осуществляется как целенаправленная, организованная, профессиональная помощь семье с целью реализации прав ребенка на полноценное образование, воспитание и развитие.
Таким образом, согласно рассмотренным выше позициям авторов относительно педагогической поддержки семьи и семейного воспитания (Н.В. Анненкова, Г.А. Сабитова и др.), и концептуальным идеям педагогической поддержки личности в образовании (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин) задача специалиста, педагога,
осуществляющего педагогическую поддержку семейного воспитания в учреждениях образования, заключается в совместной с ребенком, с членами его семьи рефлексией ситуации жизнедеятельности семьи и, таким образом, в обучении детей и взрослых умению видеть собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения определения:
- во-первых, мотивов и интересов родителей и детей («чего хочется»);
- во-вторых, того, с чем ребенок и взрослый объективно может справиться сам, преодолевая жизненную трудность или противоречие в условиях семейного воспитания («что можется»);
- в-третьих, существующей проблемы в условиях семейного воспитания («что бы хотелось мочь и что этому мешает»);
- в-четвертых, целей и путей взаимодействия с необходимыми людьми для решения жизненной трудности (с педагогами, психологами и т.п.) («что объективно еще не под силу, какая и от кого нужна помощь») [1; 6; 7].
Важно подчеркнуть, что педагогическая поддержка семей с детьми (как социальный феномен, система, процесс и практическая деятельность) является более эффективной, если она базируется на разнообразных и разноуровневых принципах, среди которых общенаучные принципы (системности, комплексности, оптимизации и т.д.); принципы социального и педагогического взаимодействия; принципы социальной и психологической работы с клиентом; принципы педагогической поддержки и ряд других.
Успешность деятельности педагога в восстановлении, сохранении и развитии воспитательного потенциала семьи, в обеспечении ее защиты и оказании помощи в самостоятельном решении социально-педагогических проблем возможна при соблюдении следующих принципов педагогической поддержки семейного воспитания:
1. Согласие членов семьи на помощь и поддержку. Члены семьи либо сами запрашивают помощь, либо не отвергают, когда ее предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребенка в условиях семейного воспитания, а также в ситуациях асоциального поведения родителей и детей.
2. Приоритет самих членов семьи в решении собственных проблем. Опора на личные силы и потенциальные возможности личности родителей и детей. Вера в эти возможности. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия взрослых членов семьи.
3. Конфиденциальность. Это крайне важно для доверительного общения с детьми и взрослыми членами семьи, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к педагогу помощь будет принята членами семьи и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе родителей и детей.
161
4. Субъектность. Помощь строится на основе признания личностного опыта и предполагает активное подключение всех членов семьи к участию в процессе педагогической поддержки, опору на их опыт в ходе разрешения противоречий в воспитательных отношениях, обеспечение условий для осуществления свободы выбора.
5. Адресность. Учет особенностей семьи ребенка, опора на уровень развития воспитательного потенциала семьи, готовность членов семьи (взрослых) к педагогической поддержке.
6. Проблемность. Ориентация на потребности семьи в педагогической поддержке путем выявления в ее воспитательных отношениях противоречий, требующих от родителей самоопределения в них, и определения готовности всех членов семьи к их разрешению.
7. Дифференцированный подход. Выстраивание поддерживающего образовательного пространства и взаимодействия с членами семьи с учетом специфики отдельных семей (проблемы и особенности воспитания, возраст детей, система ценностей родителей, состав семьи и т.п.).
8. Практико-ориентированность и комплексность. Практическое участие членов семьи в мероприятиях поддержки. Родители и дети должны не только получать новую информацию, но и «проживать» ее в конкретных ситуациях взаимодействия. Ориентация на «диадную» работу: с обоими родителями; с родителями и детьми.
9. Гуманизация образовательного пространства, доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с субъектами со стороны педагога может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении педагогической поддержки семьи. Когда педагог идет «от ребенка», «от родителя», он не сравнивает их действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос конкретного родителя, конкретного ребенка, причины трудностей и проблем в семье, в детско-родительских отношениях. Оценка педагога того или иного шага или поступка взрослого или ребенка может быть воспринята ими как неприятие, критика и привести к закрытости.
10. Совместность, сотрудничество, диалог с семьей, содействие членам семьи. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем воспитательного характера, организацию педагогической поддержки на основе равноправного взаимодействия педагога и семьи, согласования целей и совместного планирования. Диалог как способ совместного бытия людей является важной формой в пространстве педагогической поддержки семьи со стороны образовательного учреждения.
11. Рефлексия и саморефлексия. Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату педагогической поддержки. Расширение опыта саморефлексии родителей и детей [3; 4].
Следует отметить, что наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки семьи позволяет педагогу наиболее содержательно, целенаправленно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи семье в возникшей проблемной ситуации, подбирать наиболее адекватные пути и средства развития воспитательного потенциала конкретной семьи исходя из актуального уровня его развития.
Педагогическая технология поддержки семейного воспитания представляет собой модель совместной деятельности образовательного учреждения и семьи ребенка (прародители, родители, дети). Модель включает в себя цели, содержание, организационные формы, методы и принципы, реализуется через последовательные этапы самоопределения взрослых членов семьи в воспитательных отношениях и, по сути, в процессе развития воспитательного потенциала семьи.
Методологическим и методическим основанием для описания технологии педагогической поддержки семьи и семейного воспитания является общая концепция педагогической поддержки личности в образовании (Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, О.С. Газман).
Таким образом, в зависимости от целей и задач поддержки, уровня развития воспитательного потенциала конкретной семьи можно выделить виды и способы поддержки семьи.
В учреждениях образования субъектами поддержки являются не только так называемые неблагополучные семьи (однодетные, с низким материальным обеспечением, неполные, со сводными детьми, с нарушенными отношениями, с повышенной конфликтностью, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, с жестоким обращением с детьми и др.), но и зачастую обычные, внешне благополучные семьи, столкнувшиеся с определенной трудностью, проблемой воспитательного характера в условиях жизненного пространства своей семьи.
Этапы педагогической поддержки семейного воспитания сконструированы в соответствии с общей концепцией поддержки личности в образовании; каждый из этапов выступает и как самостоятельный элемент системы, и как взаимодополняющий
Семья - это саморазвивающаяся система, способная при изменяющихся условиях менять свою внутреннюю активность и осознанно преодолевать трудности в процессе воспитания и личностного развития детей.
Как и в любом педагогическом процессе, в семейном воспитании также присутствуют цель, содержание и методы (способы) воспитания. По справедливому замечанию И.А. Писаренко, определение термина «семейное воспитание» детерминируется целью воспитания, т.е. ответом на вопрос: «Что должно получиться в результате приложения педагогических усилий родителей?». В научной литературе в качестве таких целей обозначены: подготовка детей к жизни, их эффективная социализация; соответствие некоему образцу, задаваемому родителями, школой, обществом; «воспитание всестороннего и гармоничного человека»; создание условий для
самоактуализации ребенка. В основе этих целей и особенно способов их достижения лежит та или иная идея, которая и определяет специфику деятельности родителей по отношению к ребенку.
В современной научно-педагогической литературе существует многообразие критериев, на основании которых дается определение термина «семейное воспитание»: по принципу места воспитания («в семье»), субъектов воспитания («воспитание, осуществляемое родителями»); цели воспитания («семейное воспитание - это достижение желаемого результата») и др.
Как категория «семейное воспитание»:
- недостаточно полно представлено в справочной литературе и научно-педагогических источниках;
- является основным понятием семейной педагогики (выступает в качестве предмета изучения);
- определяется через подход, заложенный в его концептуальной основе: подход, на котором строится та или иная концепция семейного воспитания, задается целью семейного воспитания;
- характеризуется критериальным многообразием, терминологической размытостью и противоречивостью, обусловленными его концептуальной неопределенностью, поскольку сегодня в науке отсутствует философско-методологическое обоснование терминологического определения понятия «семейное воспитание» [8].
В настоящем исследовании мы придерживаемся следующего определения понятия «семейное воспитание»: это система взаимодействий между взрослыми членами семьи и детьми; система воздействий на ребенка, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, с целью достижения конкретных воспитательных результатов.
Подчеркнем, что в практике взаимодействия образовательного учреждения семьи с целью поддержки семейного воспитания важно изучать семью не как субъект образовательного процесса, а как педагогическую систему, во всей совокупности ее субъектов и способов взаимодействия друг с другом.
Учитывая это и опираясь на концептуальные положения теории поддержки, провозглашающей субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения взрослых и детей, направленные на решение семейных проблем, преодоление трудностей в разных сферах жизнедеятельности и индивидуальное саморазвитие субъектов, мы рассматриваем процесс поддержки семейного воспитания:
- как приоритетное направление современной образовательной практики в области решения задач семейного воспитания;
- систему педагогической деятельности, раскрывающую индивидуальный потенциал взрослых членов семьи и детей, включающую помощь семье в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей;
- оказание практической помощи семье в преодолении трудностей и проблем, решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности, использовании потенциальных возможностей сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленности к преодолению жизненных и педагогических трудностей;
- помощь в развитии воспитательных отношений в семье, создание условий для самоопределения родителей в воспитательных отношениях;
- педагогический процесс создания специальных условий для активизации субъектной роли семьи, повышения социальной ответственности взрослых за воспитание детей;
- целенаправленный процесс актуализации и развития воспитательного потенциала семьи в целом.
Таким образом, ведущей идеей нашего исследования является рассмотрение процесса поддержки семейного воспитания в качестве главного условия развития воспитательного потенциала современной семьи.
Список литературы
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение становления субъектности родителей в образовательном пространстве // Образование и семья: проблемы сопровождения: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2008. - С. 113-119.
2. Анненкова Н.В. Педагогическая поддержка семьи как стратегия социальной политики государства // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 12 (91). - С. 64-70.
3. Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 330 с. - (Развитие воспитательного потенциала современной семьи).
4. Метлякова Л.А., Коробкова В.В. О сущности и технологии педагогической поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации // Образование и общество: информ.-аналит. журн. - 2013. - № 6 (830). -С.38-42.
5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. - М., 2001. - 208 с.
6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова]. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
7. Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: стратегии, принципы, механизмы. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. -132 с.
8. Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» // Учен. зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и соц. раб. - 2012. -Вып. 1, Т. 17. - С. 88-93.