УДК 371.123
Вяткина Л.Б., Богданов С.А.
Педагогические способности и их взаимосвязь с деятельностью
В статье дается анализ теоретических основ проблем развития, формирования и проявления педагогических способностей в деятельности. Выделяются компоненты общепедагогических и предметных способностей, что связано со спецификой деятельности. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистики. Сравнительный анализ позволил выявить сходства и различия в проявлении компонентов педагогических способностей, психодинамических и личностных свойств воспитателей в зависимости от стажа педагогической деятельности.
Корреляционный анализ показал особенности взаимодействия показателей в различных группах.
Ключевые слова: педагогические способности, педагогическая деятельность, компоненты общепедагогических и предметных способностей.
Проблема профессиональных способностей учителя является одной из частных проблем современной теории способностей. Анализ исследований по данной теме позволяет обозначить несколько направлений ее изучения:
• определение сущности и типологии профессиональных способностей педагога, выявление особенностей их развития и детерминации индивидуальными свойствами (Н.Д. Ливитов, Ф.Н. Гоноболин, С.Д. Кондратьева, Э.А. Гришин, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, М.И. Станкин, Н.А. Аминов);
• изучение отдельных компонентов профессиональных способностей учителя и их детерминации свойствами индивидуальности (В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова, E.C: Асмаковец, Л.М. Страхова);
• исследование взаимосвязи педагогического и предметного компонентов профессиональных способностей, особенностей их представленности в структуре профессиональных способностей учителей разных предметов (М.М. Горбатова, И.Г. Анд-риади) [3].
В современной отечественной психологии имеется значительный опыт исследования проблемы способностей и деятельности
учителя: изучаются закономерности его профессионального становления (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.); исследуются его профессионально важные качества, педагогическое мастерство, творчество, компетентность (В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, А.А. Реан, Н.С. Глуханюк), структура и степень выраженности как педагогических способностей, так и их отдельных компонентов (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, Щербаков, В.А. Крутецкий, С.В. Кондратьева, А.К. Маркова, М.И. Станкин, Л.М. Митина) [4]. Для современного этапа характерен системный подход к изучению способностей учителя. Он осуществляется в рамках системно-целевой концепции педагогической одаренности (Б.Б. Коссов), теории функциональных систем, комплексного подхода (Э.А. Голубева), теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
В рамках системного исследования профессиональных способностей с позиции теории интегральной индивидуальности в ПГГПУ изучались специальные способности учителя русского языка, литературы и математики (Т.М. Хрусталева), музыки (Т.И. Порошина), биологии и химии (Е.Е. Доманова), физической культуры
(Н.Ю. Бурлакова), изобразительного искусства (Т.М. Харламова), начальной школы (Л.Б. Вяткина), менеджеров образования (М.Б. Вяткин) [1; 2]. Отличительной чертой этих исследований является рассмотрение специальных способностей учителя в единстве их общепедагогических и предметных компонентов, изучение структуры способностей в связи с их детерминацией свойствами различных иерархических уровней индивидуальности. Было обнаружено, что структура специальных способностей учителя и их детерминации специфичны в зависимости от особенностей его предметной деятельности.
К сожалению, в исследованиях отечественных психологов уделялось мало внимания изучению компонентов способностей педагогов дошкольной образовательной организации и специфики их профессиональной деятельности. Этим объясняется актуальность данного исследования, которое проводилось в ДОУ Пермского края в 20152016 гг. В нем приняли участие воспитатели, имеющие различный стаж педагогической деятельности (от 1 года до 30 лет, всего 115 человек). В зависимости от стажа педагогической деятельности испытуемые были поделены на 5 групп.
В ходе проведения эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «Коммуникативные и организаторские способности» В. Синявского и Б.А. Федорошина; методика изучения эмпатии A. Metabian и N. Epstein; методика исследования педагогического такта М.И. Станкина; опросник для изучения уровня развития педагогических способностей и педагогической культуры, разработанные и апробированные Т.М. Хрусталевой. Изучение компонентов предметно-педагогических способностей было организовано с применением психодиагностических методик, традиционно используемых в подобных исследованиях в Пермской
психологической школе В.С. Мерлина -Б.А. Вяткина.
Для обработки первичных данных применялись методы математической статистики: сравнительный анализ по Т-критерию Стью-дента и корреляционный анализ по Пирсону. Сравнительный анализ был проведен между всеми изучаемыми группами испытуемых, позволил выделить сходства и различия и описать их характерные особенности:
• для испытуемых 1 группы (1-5лет стажа) характерны: высокая потребность в общении, эмоциональность, подвижность, пластичность, чувствительность к неудачам, осторожность, склонность к усложнению любой ситуации;
• для испытуемых 2 группы (6-10 лет стажа) в большой степени присущи следующие характеристики: эмоциональность общения, заинтересованность в интеллектуальном труде, эмпатийные отношения к участникам педагогического процесса, сдержанность;
• испытуемые 3 группы (11-15 лет стажа) характеризуются следующими особенностями: нормативностью поведения и сдержанностью, организаторскими способностями, рассудительностью;
• для воспитателей 4 группы (1620 лет стажа) характерна: высокий уровень развития педагогической культуры и педагогического такта, стремление к лидерству, коммуникативная пластичность;
• для воспитателей 5 группы (более 20 лет стажа) характерно: высокий уровень развития эмпатии, педагогической культуры и такта, организаторские способности, консерватизм, низкая пластичность.
Далее в каждой группе был проведен корреляционный анализ изучаемых показателей, который позволил констатировать ряд закономерностей.
В 1 группе (1-5 лет стажа) наибольшее количество связей имеет показатель «коммуникативные способности», который взаимосвязан с показателем предметных
способностей, со свойствами личности и психодинамическими свойствами. Этот факт позволил предположить, что для молодых педагогов умение устанавливать межлич-
ностные отношения, взаимодействие, широта контактов, пластичность в них является одним из механизмов вхождения в профессию (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи между показателями в 1 группе, где: КС - коммуникативные способности; I - чувствительность; А - общительность; ЭК - эмоциональность коммуникативная; ЭРК - эргичность коммуникативная; Лит. - литературные способности
Во 2 группе (6-10 лет стажа) наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель «интеллект», который связан с особен-
ностями темперамента, что подтверждает теорию Айзенка (рис. 2).
С
ОС
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 2, где: В - интеллект; С - эмоциональная стабильность; ОС - организаторские способности; А - общительность; ЭМ - эмпатия; ПИ - пластичность интеллектуальная; ЭРИ - эргичность интеллектуальная
В 3 группе (11-15 лет стажа) наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель «организаторские способности», который взаимосвязан с показателем предметных способностей, психодинамическими
и личностными особенностями. Эти связи свидетельствуют о том, что воспитатели этой группы овладели основными компетенциями, механизмами организации и самоорганизации (рис. 3).
Худ.-гр. КС Мат СК
Рис. 3 Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 3, где: ОР - организаторские способности; I - доверчивость; Худ.-гр. - художественно-графические способности; КС - коммуникативные способности; Мат. - математические способности; СК - скорость коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная
Результаты корреляционного анализа в 4 и 5 группах достаточно однотипны и свидетельствуют о том, что на этапе мастерства педагоги отличаются такими компонентами
общепедагогических способностей, как «педагогически й такт» и «культура», которые взаимосвязаны в большей части с личностными особенностями (рис. 4 и 5).
Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 4, где: Пед. такт - педагогический такт; Мат. - математические способности; Рус. - способности к русскому языку; ОР - организаторские способности; Пед. к-ра - педагогическая культура; КС - коммуникативные способности; N - прямолинейность; в - нормативность поведения
Рис. 5. Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 5, где: Пед. к-ра - педагогическая культура; Биол. - способности к биологии; Лит. - способности к литературе; Пед. т. - педагогический такт; ЭМ - эмпатия; 0г - консерватизм; N - дипломатичность; в - нормативность поведения
Проведенное исследование позволило сформулировать общие выводы:
1. Для педагогов с педагогическим стажем от 1 до 5 лет характерны проявления коммуникативных способностей (в меньшей степени проявляются педагогический такт и педагогическая культура); специальных способностей (биологические, математические, художественно-графические и склонность к русскому языку); факторов личностного развития (общительность, высокий самоконтроль); психодинамических свойств(коммуникативная эргичность, коммуникативная эмоциональность, эмоциональность психомоторная, пластичность психомоторная).
2. Для специалистов со стажем педагогической деятельности от б до 10 лет характерны коммуникативные способности, высокий уровень развития, эмпатии; специальные способности (биологические и литературные); личностные качества (высокая нормативность поведения и дипломатичность); свойства темперамента (коммуникативная эмоциональность, интеллектуальная эргичность, коммуникативная скорость, психомоторная пластичность).
3. Для педагогов со стажем профессиональной деятельности от 1 1 до 15 лет свойственны коммуникативные способности; специальные способности (математические способности и склонность к русскому языку); факторы развития личности (высокая нормативность поведения, общительность, интеллект, дипломатичность, доверчивость);
список литературы
психодинамические свойства (эргичность интеллектуальная, эргичность коммуникативная, психомоторная пластичность, коммуникативная скорость).
4. Специалисты с педагогическим стажем от 16 до 20 лет отличаются высоким уровнем развития педагогической культуры, педагогического такта, высокой нормативностью поведения; высоким уровнем развития специальных способностей (математических, биологических и склонности к русскому языку); наличием личностных факторов (экспрессивность, высокая нормативность поведения, смелость, интеллект); особенностями темперамента (психомоторная пластичность, коммуникативная эмоциональность).
5. Педагогов со стажем профессиональной деятельности более 20 лет характеризуют высокие показатели по критериям общепедагогических способностей (педагогическая культура, коммуникативные способности, педагогический такт, эмпатия); специальных способностей (биологические, художественно-графические, математические и лингвистические); факторам развития личности (экспрессивность, доверчивость, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль, дипломатичность).
Такие общепедагогические способности, как педагогический такт и педагогическая культура, проявляются у специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности более 15 лет.
1. Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы : дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2004.
2. Вяткин М.Б. Социально-психологический тренинг как метод развития педагогических способностей менеджеров образования : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2015.
3. Глуханюк И.С. Психология профессионализма педагога. Екатеринбург, 2008.
4. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. СПб., 2005.