Научная статья на тему 'Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности'

Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
578
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / TEACHER’S PERSONALITY / TEACHING STYLE / INTEGRAL INDIVIDUALISM / EDUCATIONAL WORK / TEACHERS SPECIALIZING IN SUBJECTS / PSYCHODYNAMIC CHARACTERISTICS / THE NERVOUS SYSTEM CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгополова Ирина Владимировна

Описаны результаты экспериментального исследования особенностей стиля деятельности и индивидуальности учителей. Показана роль индивидуального стиля как условия обеспечения эффективности педагогической деятельности в современной школе. В статье описаны результаты проведенных в отечественной психологии за последние 20 лет исследований различных сторон стиля деятельности. Подтверждены данные о четырехкомпонентной структуре стиля деятельности учителей, включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся. Проводилось сравнительное исследование на выборке из 100 учителей, преподающих гуманитарные, математические и естественно-научные дисциплины. По результатам кластерного анализа результатов исследования методом К-средних выделены два типичных стиля профессиональной деятельности: ориентированный на самоорганизацию деятельности самого учителя и ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В исследованной выборке преобладают представители первого типа стиля (около 58 % ее численности). С помощью прошедшей стандартизацию авторской методики «Опросник стиля деятельности учителей» выявлены различия в развитии 4 компонентов стиля у педагогов с разными его вариантами. Установлено, что высокий уровень самоорганизации учителей проявляется в трансляции организационных действий в отношении учащихся, а активизация интеллекта учащихся требует высокого уровня развития коммуникативных действий педагогов. Статистически достоверные различия проявляются в основном в результатах обследования личностных черт (нормативность поведения, дипломатичность, тревожность, самоконтроль), при том, что различий в характеристиках психодинамических свойств, свойств нервной системы и склонностей не обнаружено. Структура стиля деятельности оказалась более гармоничной и устойчивой у учителей с ориентацией на самоорганизацию деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгополова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTEGRATED IDENTITY OF TEACHERS WITH DIFFERENT STYLES OF ACTIVITY

The results of the experimental research of peculiarities of a teaching style and teachers’ personality are described.The role of a teaching style is shown as a condition to provide the efficiency of educational work in a contemporary school. The article summarizes the research results of different sides of the style in home psychology, held in the last 20 years. The data that the teaching style has 4-component structure including communicative, organizing and self-organizing actions and also the actions developing students’ intellect, are also confirmed. The comparative study was held among 100 chosen teachers, teaching the humanities, mathematical and scientific subjects. Two typical styles were marked out by a cluster analysis of the k-medium method: the style, oriented to organize the teacher’s personal activity and the other one,oriented to activate students’ intellect. The representatives of the first style predominate (approximately 58 %). Differences in developing 4-components of style among different representatives were discovered by a method “An Inquirer of a teaching style” (author’s method, approved by standards). It has been determined, that the high level of teachers’ self-organization becomes apparent in broadcasting organizational features in students’ organization activities. At the same time developing of students’ intellect requires a high level of communicative activities of teachers. Statistical valid differences are shown mainly in personal features (standarts of behavior, diplomacy, anxiety, self-control), though differences in psychodynamic characteristics, the nervous system characteristics and abilities are not found. Teachers tending to self-organization have more harmonious and stable structure of their teaching style.

Текст научной работы на тему «Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности»

Общая психология, психология личности история психологии

УДК 159.923 ББК Ю937

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. Долгополова

Описаны результаты экспериментального исследования особенностей стиля деятельности и индивидуальности учителей. Показана роль индивидуального стиля как условия обеспечения эффективности педагогической деятельности в современной школе. В статье описаны результаты проведенных в отечественной психологии за последние 20 лет исследований различных сторон стиля деятельности. Подтверждены данные о четырехкомпонентной структуре стиля деятельности учителей, включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся.

Проводилось сравнительное исследование на выборке из 100 учителей, преподающих гуманитарные, математические и естественно-научные дисциплины. По результатам кластерного анализа результатов исследования методом К-средних выделены два типичных стиля профессиональной деятельности: ориентированный на самоорганизацию деятельности самого учителя и ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В исследованной выборке преобладают представители первого типа стиля (около 58 % ее численности). С помощью прошедшей стандартизацию авторской методики «Опросник стиля деятельности учителей» выявлены различия в развитии 4 компонентов стиля у педагогов с разными его вариантами. Установлено, что высокий уровень самоорганизации учителей проявляется в трансляции организационных действий в отношении учащихся, а активизация интеллекта учащихся требует высокого уровня развития коммуникативных действий педагогов. Статистически достоверные различия проявляются в основном в результатах обследования личностных черт (нормативность поведения, дипломатичность, тревожность, самоконтроль), при том, что различий в характеристиках психодинамических свойств, свойств нервной системы и склонностей не обнаружено. Структура стиля деятельности оказалась более гармоничной и устойчивой у учителей с ориентацией на самоорганизацию деятельности.

Ключевые слова: стиль деятельности, интегральная индивидуальность, педагогическая деятельность, личностные черты, психодинамические свойства, свойства нервной системы.

Введение

Проблема стиля деятельности (далее -СД) изучается в отечественной психологии уже более 40 лет. Наибольшее внимание ей уделяется в системе образования, что связано с определенным пониманием эффективности педагогической деятельности. Очевидно, что целостный образовательный процесс, прояв-

ляющийся в единстве обучения, воспитания и развития, может быть реализован при условии эффективности деятельности педагога. При этом открытым остается вопрос - что является показателем эффективности деятельности педагога, а что - фундаментом (условием), обеспечивающим этот показатель? Ответ на первый из приведенных вопросов в последние

1 Статья подготовлена в рамках соглашения ПСР/НИР-20 по Проекту № 024-Ф Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

годы уже определяется в показателях учебной деятельности детей: в результатах мониторинга успеваемости, итоговой государственной аттестации и единого государственного экзамена. Кроме того, распределение и выполнение муниципальных заданий на общеобразовательную подготовку детей в образовательных учреждениях стало косвенным показателем эффективности деятельности не только самих школ , но и конкретных педагогов.

В то же время ответ на второй вопрос, к сожалению, пока остается за пределами внимания. Если в предыдущие годы эффект от педагогической деятельности (в терминах обучения, развития и воспитания) обеспечивался за счет выполнения дидактических и методических требований, то в настоящее время состояние российской дидактики и методики преподавания (высочайшим уровнем которых славилась на протяжении ХХ века отечественная педагогическая наука) не может в полной мере удовлетворить потребности практики.

При фактическом отсутствии актуальных методических и дидактических условий результативность профессиональной деятельности достигается за счет индивидуального стиля деятельности педагога. Серьезные исследования в отношении этого феномена были проведены в пермской психологической школе. Выделены его основные компоненты, факторы формирования и развития. Так, Е.А. Климов охарактеризовал психофизиологическую детерминанту СД, что привело к пониманию СД как «обусловленной типологическими особенностями устойчивой системы способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению деятельности» [5, с. 49]. Основатель пермской психологической школы В.С. Мерлин объяснил, что стиль формируется как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта», взаимоотношений «объективных требований деятельности и свойств личности» [8, с. 166]. В свою очередь, М.Р. Щукин доказал, что стиль деятельности проявляется в следующих его сторонах [2]:

1) в системе внутренних условий;

2) в процессуальной стороне, включающей в себя систему приемов деятельности;

3) в результативной стороне;

4) в отражении субъектом внешних условий и требований деятельности.

Впервые типичные стили педагогической деятельности были выделены А.А. Коротае-

вым и Т.С. Тамбовцевой на примере исследования педагогического общения учителей. В зависимости от делового или эмоциональноличностного уровня общения с учащимися СД может быть мягким, жестким и гибким [7]. Обобщению типовых стилей посвящена работа А.Г. Исмагиловой, в которой на примере изучения деятельности воспитателей дошкольных учреждений выделены 4 стиля педагогического общения: организационный, развивающий, организационно-стимулирую-щий и развивающе-корректирующий [4]. Наиболее полные данные об особенностях СД учителей основной школы представлены в исследовании Ю.С. Шведчиковой, в котором показано, что стиль педагогической деятельности опосредован профессиональными способностями, свойствами всех уровней интегральной индивидуальности личности и этапом профессионального становления педагога [11]. Показано, что стиль деятельности представляет собой целостную, динамическую систему, включающую в себя подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, стимулирующий, дисциплинирующий, контрольный, оценочный и рефлексивный компоненты.

Следует согласиться с выводами

А.В. Торховой о том, что именно индивидуальность учителя определяет систему его работы, ее оригинальность и эффективность, мотивацию, собственную концепцию деятельности, особый подход к решению педагогических задач, неповторимую манеру общения. Стиль деятельности при этом выполняет смыслообразующую и системообразующую функции [10].

Таким образом, данные о стилевых особенностях деятельности и общения, с одной стороны, широко представлены в литературе. Существуют также исследования, обобщающие эти данные на примере коммуникативной активности [1]. Однако, с другой стороны, эти данные являются разрозненными. Кроме того, в научной литературе по этой проблеме недостаточно представлены данные исследования особенностей СД педагогов, преподающих учебные дисциплины на основной ступени системы образования и в значительной степени обеспечивающих результативность образовательного процесса в целом.

Организация и методы исследования

В продолжение описанных выше работ нами было проведено изучение особенностей

индивидуальности педагогов с разными стилями деятельности. В настоящей публикации обобщены данные, полученные в 20112012 гг. при исследовании выборки учителей, преподающих учебные дисциплины в классах основной ступени общеобразовательных школ городов Пермского края (далее - педагоги, учителя-предметники). В исследовании принимали участие 100 учителей, преподающих учащимся 5-11 классов дисциплины по трем основным направлениям: гуманитарное (русский и иностранный язык, литература, обществознание и история), математическое (математика и информационные технологии) и естественно-научное (химия и биология). Критерием включения в группу обследования являлось наличие у учителя не менее чем пятилетнего педагогического стажа, считающегося минимально достаточным для формирования необходимого уровня профессиональной зрелости и способности адекватно управлять процессом своего профессионального становления [6]. Кроме того, 95 % педагогов из выборки имеют высшее профессиональное образование и аттестованы на квалификационную категорию.

Оценивание особенностей стиля деятельности учителя как показателя его профессиональной успешности и деятельностного потенциала проводилось с помощью оригинального опросника «Особенности стиля деятельности учителей» (ОСДУ), разработанного и стандартизованного автором настоящей публикации на выборке учителей начальных классов [3]. В 2011-2012 гг. проводилась рестандартизация на выборке учителей среднего звена общеобразовательной школы. Теоретический конструкт опросника опирается на представления о стиле педагогической деятельности в традиционном ее понимании и рассматривает ее характеристики как направленные на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие учащихся. Опросник состоит из 85 утверждений, ответы на которые позволяют выявить уровень сформиро-ванности каждого из 4 компонентов СД учителя: коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся. Ответы на каждое из утверждение методики (например, «предпочитаю излагать материал академическим языком», «умею четко, лаконично формулировать вопросы») регистрируются по пятипунктовой шкале вида: «никогда - редко - иногда - часто - всегда».

Сумма баллов по этой шкале в каждом из 4 блоков утверждений, соотнесенная с ранее нормализованными результатами, свидетельствует о той или иной степени развития компонента СД.

Для исследования свойств интегральной индивидуальности применялись методики, разработанные и традиционно используемые в исследованиях пермской психологической школы. Личностные черты изучались с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла, интеллектуальные способности исследовались с помощью краткого ориентировочного теста Э.Ф. Вандерлинка, коммуникативные и организаторские склонности определялись с помощью теста КОС Б.А. Федоришина. Для изучения характеристик интегральной индивидуальности нижнего уровня применены опросник формально-динамических свойств

В.М. Русалова (психодинамические характеристики) и опросник темперамента Я. Стреляу (проявление свойств нервной системы).

Результаты исследования

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью компьютерного пакета статистических программ STATISTICA ver. 5.5. Для выделения общностей типичных СД учителя использовался кластерный анализ данных методом К-средних. Кластеризация осуществлялась до уровня, на котором выборка разделилась на

2 группы испытуемых со сходными внутригрупповыми характерными стилевыми особенностями. На основании оценки и интерпретации преобладающих компонентов СД характерный для первой группы стиль получил условное название «стиль, ориентированный на самоорганизацию деятельности», а во второй - «стиль, ориентированный на активизацию интеллекта учащихся». Распределение выборки испытуемых по группам кластеризации прошло с незначительным преобладанием среди учителей-предметников ориентированных на самоорганизацию деятельности (57,9%), при том, что доля проявляющих стиль, ориентированный на активизацию деятельности учащихся, меньше - 42,1 %. Следует отметить, что подобного рода соотношение в структуре выборки было установлено нами ранее и на материале исследования учителей начальных классов [3]. Очевидно, что приоритет самоорганизации становится типичным для всех учителей в современной

системе образования - вне зависимости от наличия или отсутствия внешних и внутренних условий СД1. В ходе статистического анализа компонентов СД обнаружено, что шкальные психодиагностические данные обследования по методике ОСДУ представителей выделенных кластерным анализом групп с типичными стилями деятельности существенно отличаются (по ^критерию Стьюдента). Результаты представлены в табл. 1.

Как свидетельствуют результаты сравнительного анализа, представители стиля, ориентированного на самоорганизацию деятельности, отличаются в сравнении со своими коллегами более высоким уровнем развития организационных и самоорганизационных действий. Высокий уровень самоорганизаци-онного компонента в деятельности отражается и во внешних действиях, когда педагог реализует организационные моменты в отношении учащихся.

Представители второй группы учителей отличаются большей выраженностью коммуникативных действий и действий, активизирующих интеллект учащихся. Очевидно, что работа по

1 К внешним условиям (в контексте рассматриваемых вопросов) относятся разные по уровню ступени образования, на которых ведут преподавание учителя, и различия в предметной направленности их педагогической деятельности.

К внутренним условиям относятся разноуровневые свойства интегральной индивидуальности.

формированию интеллектуальных возможностей школьников, которая проявляется, по утверждениям теста ОСДУ, в стремлении выслушивать ответы учащихся до конца, в поощрении их нестандартных ответов, в предоставлении возможности выбора между обычными и творческими заданиями, требует высокого уровня коммуникативных действий педагога.

Различный уровень развития компонентов СД требует пристального внимания в от-

ношении анализа его структуры у педагогов двух сравниваемых групп. Для этого был проведен корреляционный анализ данных по Пирсону. Межгрупповые данные о внутренней взаимосвязанности стилевых характеристик деятельности и компонентов СД в структуре педагогической деятельности отражены в табл. 2.

По данным табл. 2, структура СД учителей, ориентированных на ее самоорганизацию, является более устойчивой - в ней все компоненты стиля достоверно и прямо связаны друг с другом. Как следствие, при усилении в деятельности одного из компонентов стиля, начинают проявлять активность и развиваться и другие компоненты СД (рис. 1).

Структура стиля деятельности учителей второй группы отличается меньшим количеством связей между компонентами (рис. 2). Так, оказались не связанными друг с другом компоненты СД «коммуникативные действия» и «самоорганизационные действия», а

Таблица 1

Сравнительные характеристики выраженности компонентов стиля деятельности в группах учителей с разными вариантами ее стиля

Стили педагогической деятельности педагогов в группах Компоненты стиля деятельности

Коммуникативные действия Действия, активизирующие интеллект учащихся Организационные действия Самоорганизацион-ные действия

Педагоги со стилем, ориентированным на самоорганизацию деятельности (кластер 1) 78,35 74,27 75,57 81,73

Педагоги со стилем, ориентированным на активизацию интеллекта учащихся (кластер 2) 82,14 82,75 69,35 75,48

Значения ^критерия Стьюдента -2,32* -3,03** 2,76* 2,09*

Значения уровня достоверности различий р 0,021 0,004 0,007 0,036

Примечание.* р<0,05; ** р<0,01; р - вероятность ошибки.

Таблица 2

Матрица интеркорреляций показателей компонентов стилей деятельности у учителей с различными стилевыми особенностями педагогической деятельности

Стиль, ориентированный на самоорганизацию деятельности Стиль, ориентированный на активизацию интеллекта учащихся

Компоненты стиля деятельности Коммуникативные действия 1 С* с * к ® £ со сЗ к ^ ву ит ь « яе ит вн Н к си йе еи ^ & Организационные действия Самоорганизационные ействия Коммуникативные действия Действия, активизирующие интеллект учащихся Организационные действия Самоорганизационные действия

Коммуникативные действия 1,000 1,000

Действия, активизирующие интеллект учащихся 0,579** 1,000 0,313* 1,000

Организационные действия 0,406 ** 0,558 1,000 0,354 -0,121 1,000

Самоорганизационные действия 0,514** ** 0,555 ** 0,487 1,000 0,155 0,717*** н« -0,446 1,000

Примечание.* р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001, р - вероятность ошибки.

Рис. 1. Структура стиля деятельности учителей, ориентированных на самоорганизацию деятельности

также компоненты «действия, активизирующие интеллект учащихся» и «организационные действия». При этом организационные и самоорганизационные действия имеют обратный характер связи между собой. Как следствие, у учителей со стилем, ориентированным на активизацию интеллекта учащихся, при проявлении ими организационных действий снижается уровень их самоорганизации деятельности.

Дальнейшее рассмотрение особенностей стиля было продолжено в русле положений отечественной концепции стиля деятельности,

предписывающей понимать его как определенную психологическую систему в виде связи с конкретными индивидуальными особенностями человека [9].

В качестве внутренних условий СД в исследовании рассмотрены разноуровневые свойства интегральной индивидуальности -черты личности, интеллектуальные способности, коммуникативные и организаторские склонности, а также психодинамические свойства и свойства нервной системы.

Предполагается, что различия в стилевых особенностях деятельности опосредованы

Рис. 2. Структура стиля деятельности учителей, ориентированных на активизацию интеллекта учащихся: _________________- прямая корреляционная связь;-----обратная корреляционная связь

свойствами интегральной индивидуальности. Сравнительный анализ результатов психологической диагностики выраженности личностных черт, способностей и склонностей, психодинамических свойств и свойств нервной системы проведен с помощью метода «1-критерий Стьюдента» для независимых переменных. Данные представлены в табл. 3.

Различия обнаружены лишь в отношении трех показателей из 30 исследованных, что, в определенной мере, позволяет охарактеризовать общность принявших участие в исследовании педагогов как представителей единой профессиональной группы. При этом все выявленные различия относятся к блоку личностных особенностей педагогов.

Так, учителя с разными СД отличаются различной нормативностью поведения (фактор G). Представители стиля, ориентированного на самоорганизацию деятельности, характеризуются большей склонностью к непостоянству, подвержены влиянию чувств, импульсивны, проявляют гибкость по отношению к социальным нормам и недостаточные усилия по выполнению групповых требований и норм. Учителя со стилем, ориентированным на активизацию интеллекта учащихся, более добросовестны, ответственны, стабильны, уравновешенны и совестливы. Для них характерны развитое чувство долга и ответственности, обязательность и настойчивость в достижении целей.

Различия по фактору N свидетельствуют, что у педагогов со склонностью к самоорга-низацонному СД больше проявляется склонность к прямолинейности, откровенности, бесхитростности, естественности в поведении

и высказываниях, эмоциональности. Педагоги второй группы более дипломатичны, их отличает эмоциональная сдержанность, осторожность и расчетливость, умение находить выход из сложных ситуаций.

Статистически значимые различия по показателю «низкий / высокий самоконтроль» свидетельствуют о том, что представители стиля, ориентированного на самоорганизацию, как ни странно, проявляют в сравнении со своими коллегами слабую волю, низкий самоконтроль, их деятельность неупорядочена и импульсивна. Полагаем, что названные личностные особенности внутреннего контроля поведения осознаются учителями, поэтому они стремятся их компенсировать в деятельности, уделяя максимальное внимание самоорганизации. Это позволяет нивелировать негативные эффекты личностных черт, образующих фактор Q3. Учителя со стилем, ориентированным на активизацию интеллекта учащихся, проявляют в личностном плане целенаправленность, сильную волю, умение контролировать свои эмоции и поведение. Именно эти личностные характеристики, по отзывам самих педагогов, помогают им влиять на формирование интеллекта учащихся.

В отношении других характеристик индивидуальности статистически значимых различий не обнаружено, кроме тенденции (р=0,057) по фактору О, характеризующему спокойствие или тревожность. Педагоги обеих групп демонстрируют низкие значения по этому фактору (до 6 баллов), что позволяет охарактеризовать их как жизнерадостных, уверенных в своих силах и спокойных.

Таблица 3

Сравнительный анализ разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у учителей с разными стилями деятельности

Свойства интегральной индивидуальности 1 группа 2 группа ^критерий Стьюдента Р

Личностные свойства Фактор А Замкнутость/общительность 4,36 6,00 -1,59 0,109

Фактор В Конкретность/абстрактность мышления 5,45 5,13 0,34 0,764

Фактор С Эмоциональная нестабильность/ эмоциональная стабильность 6,18 6,13 0,11 0,923

Фактор Е Подчиненность/доминантность 5,00 5,25 -0,35 0,682

Фактор F Сдержанность/ экспрессивность 5,73 6,00 -0,24 0,842

Фактор G Низкая нормативность поведения/ высокая нормативность поведения 5,09 6,88 -2,92** 0,004

Фактор Н Робость/смелость 5,36 6,25 -1,18 0,231

Фактор I Жесткость/ чувствительность 5,82 6,88 -1,53 0,134

Фактор L Доверчивость/ подозрительность 6,09 5,25 1,08 0,271

Фактор М Практичность/ мечтательность 5,45 5,88 -0,50 0,617

Фактор N Прямолинейность/ дипломатичность 4,64 5,63 2,04* 0,046

Фактор О Спокойствие/ тревожность 5,00 6,38 —1,91т 0,057

Фактор Q1 Консерватизм/ радикализм 4,27 3,75 0,93 0,368

Фактор Q2 Конформизм/ нонконформизм 6,00 5,88 0,22 0,842

Фактор Q3 Низкий/высокий самоконтроль 4,82 5,88 —2,78** 0,005

Фактор Q4 Расслабленность/ напряженность 5,09 4,50 1,28 0,194

Интеллектуальные способности 33,09 31,88 0,47 0,617

Коммуникативные склонности 0,55 0,57 -0,07 0,920

Организаторские склонности 0,67 0,73 -1,01 0,317

Психодинамические свойства Эргичность в работе 6,00 5,63 0,30 0,764

Эргичность в общении с людьми 7,36 7,88 -0,45 0,617

Пластичность в работе 6,36 6,50 -0,10 0,920

Пластичность в общении с людьми 5,09 3,75 1,40 0,162

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темп в работе 6,55 6,13 0,26 0,764

Темп в общении с людьми 7,55 7,38 0,15 0,842

Эмоциональность в работе 7,00 8,88 -1,67 0,089

Эмоциональность в общении с людьми 6,73 8,25 -1,54 0,109

Свойства нервной системы Сила процессов возбуждения 48,55 53,63 -1,15 0,230

Сила процессов торможения 60,45 55,88 -1,20 0,230

Подвижность нервных процессов 53,45 48,50 1,21 0,230

Примечание. р<0,05; р<0,01; т - тенденция в различиям (связи), р - вероятность ошибки.

При этом учителя со стилем, ориентированным на самоорганизацию деятельности, лучше справляются с неудачами, а их коллеги из второй группы более склонны переживать неудачи как внутренний конфликт.

Анализ различий в проявлении психодинамических свойств и свойств нервной системы, образующих нижние уровни интегральной индивидуальности, показывает, что все принявшие в исследовании педагоги имеют сходные характеристики изучаемых свойств, вне зависимости от демонстрируемой ими

разницы в стилевых особенностях деятельности.

Таким образом, внутренние условия стиля действительно имеют некоторые различия, проявляющиеся только на уровне вышераспо-ложенных в иерархической структуре свойств интегральной индивидуальности, а именно -личностных особенностей.

Выводы

Стиль деятельности педагога представляет собой устойчивое четырехкомпонентное

образование, отражающее, во-первых, характеристики внешних и внутренних условий стиля педагогической деятельности, во-вторых, деятельностные и личностные аспекты в стилевых характеристик деятельности, и, в третьих, ориентацию ее на особенности личности самого учителя и особенностей его взаимодействия с учениками.

Учителя-предметники в своей профессиональной деятельности применяют один из двух ее стилей - либо стиль, ориентированный на самоорганизацию, либо стиль, ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В соответствии с результатами выполненного и описанного исследования, первый стиль представляет собой наиболее устойчивое и более гармоничное структурное образование, компоненты которого напрямую взаимосвязаны друг с другом.

Педагоги с «самоорганизационным» стилем деятельности отличаются эмоциональностью и импульсивностью, невысокой нормативностью в поведении, некоторой прямолинейностью, пониженным самоконтролем, но при этом они в эмоциональном плане лучше справляются с неудачами.

Педагоги, использующие стиль, ориентированный на активизацию интеллекта учащихся, обладают развитым чувством долга и ответственностью, высоким самоконтролем, они более дипломатичны и эмоционально выдержаны, но склонны к переживанию неудачи как к внутреннему конфликту.

Представленные выше данные психологического исследования особенностей стилевых характеристик деятельности, изученных в контексте положений разработанной в пермской психологической школе теории о свойствах интегральной индивидуальности, позволяют, во-первых, целенаправленно формировать стили деятельности педагогов, особенно по совершенствованию их действий по самоорганизации, во-вторых, уделять максимальное внимание развитию личностных характеристик как индивидуально-своеобразных особенностей стиля их деятельности.

Литература

1. Васюра, С.А. Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с уровнем коммуникативной активности /

С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2012. - Вып. 16. - С. 22-26.

2. Вяткин, Б.А. Человек-стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: моногр. / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. - 108 с.

3. Долгополова, И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся: дис. ... канд. психол. наук / И.В. Долгополова. - Пермь, 2004. - 190 с.

4. Исмагилова, А.Г. Психология стиля

педагогического общения: Полисистемное

исследование: моногр. / А.Г. Исмагилова. -Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. - 272 с.

5. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. - 278 с.

6. Краснов, А.В. Структура и функции профессиональной активности в интегральной индивидуальности: на материале учителей начальных классов: дис. ... канд. психол. наук / А.В. Краснов. - Пермь, 2012. - 184 с.

7. Коротаев, А.А. Качественная психологическая характеристика индивидуального стиля педагогического общения учителей / А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева // Конфликт и личность в изменяющемся мире: материалы междунар. науч.-практ. конф., 2-5 окт. 2000 г. / отв.ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сиротин. - Ижевск, 2000. - С. 28-29.

8. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В.С. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

9. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. - М.: Смысл, 2000. - 199 с.

10. Торхова, А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А.В. Торхова //Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 59-66.

11. Шведчикова, Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук / Ю.С. Шведчикова. - Пермь, 2002. - 207 с.

Долгополова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономика», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, i_dolgopolova@mail.ru

FEATURES OF INTEGRATED IDENTITY OF TEACHERS WITH DIFFERENT STYLES OF ACTIVITY

I.V. Dolgopolova, Perm National Research Polytechnic University, Berezniki department, Berezniki, Russian Federation, i_dolgopolova@mail.ru

The results of the experimental research of peculiarities of a teaching style and teachers’ personality are described .The role of a teaching style is shown as a condition to provide the efficiency of educational work in a contemporary school. The article summarizes the research results of different sides of the style in home psychology, held in the last 20 years. The data that the teaching style has 4-component structure including communicative, organizing and self-organizing actions and also the actions developing students’ intellect, are also confirmed.

The comparative study was held among 100 chosen teachers, teaching the humanities, mathematical and scientific subjects .Two typical styles were marked out by a cluster analysis of the k-medium method: the style, oriented to organize the teacher’s personal activity and the other one ,oriented to activate students’ intellect. The representatives of the first style predominate (approximately 58 %). Differences in developing 4-components of style among different representatives were discovered by a method “An Inquirer of a teaching style” (author’s method, approved by standards). It has been determined , that the high level of teachers’ self-organization becomes apparent in broadcasting organizational features in students’ organization activities. At the same time developing of students’ intellect requires a high level of communicative activities of teachers. Statistical valid differences are shown mainly in personal features (standarts of behavior, diplomacy, anxiety, self-control), though differences in psychodynamic characteristics, the nervous system characteristics and abilities are not found. Teachers tending to self-organization have more harmonious and stable structure of their teaching style.

Keywords: teaching style, integral individualism, educational work, teachers specializing in subjects, teacher’s personality, psychodynamic characteristics, the nervous system characteristics.

Поступила в редакцию 7 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.