УДК 373.6
С.Н. Рягин Омская гуманитарная академия Омский государственный технический университет
Л.Н. Корпачева Омская гуманитарная академия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается процесс формирования академической мобильности в условиях среднего общего образования (начальная - основная старшая школа). Представлены результаты исследования педагогических проблем, связанных с формированием академической мобильности у старшеклассников в условиях профильного обучения. Сделаны выводы о необходимости построения системы управления формированием академической мобильности в среднем общем образовании. Ключевые слова: академическая мобильность в среднем общем образовании, академическая мобильность старшеклассника, академическая мобильность педагога старшей школы, управление формированием академической мобильности в среднем общем образовании.
В современном обществе и государстве в качестве основного фактора социально-экономического развития рассматривается человеческий капитал. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в области человеческого потенциала включает переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2], проекте концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [1] идет речь о формировании принципиально новой системы среднего общего образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевыми характеристиками такого образования являются не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умения обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи. Таким образом, для общества в современных условиях важным является формирование в процессе образования компетенций и качеств личности, позволяющих свободно перемещаться в поливариантном образовательном пространстве, то есть быть академически мобильным.
В современной российской педагогической науке академическая мобильность рассматривается с различных позиций [3-6]: как характерная черта современного образования, фактор его глобализации, позволяющий реализовать принципы и положения Болонской декларации в сфере высшего образования для стран Европы, включая Россию; как форма существования интеллектуального потенциала, которая отражает реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных и политических взаимоотношений и взаимосвязей. В проведенном исследовании академическая мобильность понимается как способность субъекта образования перемещаться в поливариативном образовательном пространстве в зависимости от возрастных особенностей и потребностей.
В результате анализа практики общего образования выявлено, что минимальный уровень академической мобильности проявляется уже на ступени начального общего образования и выражается в одновременном формировании познавательного интереса, потребности и поиска способов в его удовлетворении учеником начальной школы как в урочное, так и во внеурочное время посредством выбора кружков, факультативов, учреждений дополнительного образования. Степень самостоятельности в определении способов удовлетворения познавательного интереса невысока, ученик обращается за помощью как к педагогу, так и к ро-
дителям. Данный уровень является стартовой основой для последующего развития академической мобильности человека.
У ученика основной школы формируется устойчивый познавательный интерес, в том числе в отношении определенных профессий. Способность самостоятельно выявлять сферу своих интересов, в том числе профессиональных, направления своего развития, самостоятельно или с помощью находить способы удовлетворения интересов посредством выбора элективных курсов, факультативов, участия в проектах - проявление академической мобильности ученика основной школы.
Академическая мобильность старшеклассника связана со способностью самостоятельно определять сферу профессиональной деятельности, а также способностью самостоятельно выстраивать и реализовывать профильный индивидуальный образовательный маршрут в интересующей профессиональной сфере. Проявлениями сформированности академической мобильности у выпускника являются: знание рынка труда, профессиональное самоопределение на данном жизненном этапе, умение осуществлять выбор уровня профессионального образования (начальное профессиональное, среднеспециальное, высшее), образовательной программы (специалитет, бакалавриат, магистратура), формы получения образования (очное, очно-заочное, заочное), успешно реализовывать индивидуальный образовательный план, сформированность профильных компетенций.
Исследования показали, что именно комплекс профильных компетенций является условием формирования у субъекта среднего образования способности самостоятельно на протяжении всей жизни при необходимости ориентироваться на рынке труда, выстраивать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
Для выявления педагогических проблем, связанных с формированием академической мобильности, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 111 старшеклассников, 47 педагогов, 73 родителя.
С целью выявления понимания содержания академической мобильности как современного образовательного результата для родителей старшеклассников было проведено анкетирование. Родителям учеников 10-11 классов было предложено определить, насколько их детям будут необходимы профильные компетенции как составляющие академической мобильности. Исследование показало, что более 96% родителей считают, что профильные компетенции их детям будут необходимы лишь при обучении в школе и (или) до получения профессии. На вопрос «Что Вы понимаете под академической мобильностью?» до 30% респондентов ответили, что это некий набор умений, который позволяет «успешно учиться», «достигать своей цели», «получать знания из различных ресурсов», «обучаться в течении всей жизни». По мнению 98% опрошенных родителей, данный образовательный результат будет необходим их ребенку на протяжении всей жизни. Таким образом, выявляется недостаточная информированность родителей о содержании и условиях формирования академической мобильности старшеклассников, при этом родители осознают важность образовательного результата, позволяющего успешно обучаться не только в школе, профессиональном учебном заведении, но на протяжении всей жизни.
Метод анкетирования был использован также при изучении информированности педагогов о сущности и необходимости формирования академической мобильности. Более 90% учителей считают, что подавляющее большинство профильных компетенций будет необходимо их ученикам или только в школе, или до получения профессии. Под академической мобильностью педагоги (более 84%) понимают сформированные ключевые компетенции, которые обеспечат выпускнику школы успешность в дальнейшем обучении работе. Учителя также единодушны в том, что академическая мобильность - это образовательный результат, который будет необходим их ученикам на протяжении всей жизни.
Итак, данные проведенного исследования говорят о том, что не только государство, но и родители, и педагоги школы осознают важность, актуальность для выпускников школы нового образовательного результата - академической мобильности. Но в то же время ни роди-
тели, ни учителя не имеют четкого представления об академической мобильности как образовательном результате. Отсутствие таких знаний у педагогов не позволяет качественно ее формировать.
Исследование сформированности академической мобильности у старшеклассников проведено на основе оценки уровня сформированности комплекса профильных компетенций (карьерно-образовательной, командно-образовательной, организационно-образовательной) у старшеклассников по методике С.Н. Рягина [3]. Получены следующие результаты (табл. 1-3).
Таблица 1
Уровень сформированности карьерно-образовательной компетенции_
Уровень Ученики 10-х классов Ученики 11-х классов
Критический 8% 10%
Низкий 20% 32%
Средний 54% 40%
Высокий 18% 18%
Выявлено, что уровень сформированности карьерно-образовательной компетенции у учеников 11-х классов в целом ниже, чем у учеников 10-х классов.
Таблица 2
_Уровень сформированности командно-образовательной компетенции_
Уровень Ученики 10-х классов Ученики 11-х классов
Критический 10% 10%
Низкий 19% 25%
Средний 58% 43%
Высокий 13% 22%
Средний и высокий уровни сформированности командно-образовательной компетенции учеников 10-х классов выше, чем у учеников 11 -х классов.
Таблица 3
Уровень сформированности организационно-образовательной компетенции
Уровень Ученики 10-х классов Ученики 11-х классов
Критический 6% 5%
Низкий 51% 18%
Средний 20% 54%
Высокий 23% 23%
Уровень сформированности организационно-образовательной компетенции у одиннадцатиклассников выше, чем у десятиклассников.
Выявлено, что данные компетенции в современной профильной школе формируются, но процесс носит стихийный характер. В то же время насущной необходимостью является система управления формированием академической мобильности в условиях среднего общего образования.
Управление формированием академической мобильности старшеклассников рассматривается как особого вида деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, мотивации и контроля обеспечивают условия для формирования у старшеклассников комплекса способности самостоятельно определять сферу профессиональной деятельности, а также способности самостоятельно выстраивать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут в интересующей профессиональной сфере.
Анализ передового педагогического опыта показал, что для формирования академической мобильности у старшеклассников педагог должен уметь проектировать профильные образовательные программы каждого предмета с метапредметным содержанием (функция планирования), осуществлять педагогическое сопровождение реализации профильной поливариативной образовательной программы, владеть педагогическими и информационно-коммуникативными технологиями, направленными на самообразование субъектов формирования академической мобильности, осуществлять консультирование, модерирование (функ-
ция организации), применять систему оценивания, ориентированную на мотивацию и развивающую самооценку учеников, контролировать качество реализации профильной индивидуальной образовательной программы. Для этого у педагога должны быть сформированы новые профессиональные компетенции: по выявлению образовательных потребностей субъектов образовательного процесса, знание государственных стандартов образования по профильному предмету, современного состояния преподаваемой науки; по определению целей индивидуальных образовательных маршрутов школьников, на основе ФГОС - требований к качеству подготовки по профильному предмету; по разработке профильной поливариативной образовательной программы с метапредметным содержанием; владению лекционно-практической, деятельностными и ИКТ-технологиями и т.д.
Исследование сформированности у педагогов профессиональных компетенций по формированию академической мобильности у старшеклассников показало следующее: 98,9% не владеют алгоритмом проектирования профильной поливариативной образовательной программы; лишь 26% представляют, как следует разрабатывать профильный метапредметный курс; около 44% показали, что понимают, как проектируется содержание профильных предметных курсов; 69% учителей знают педагогические технологии, соответствующие профильному обучению; 32% имеют представление о системе оценки образовательных результатов учащихся, направленной на формирование самооценки. Таким образом, педагоги современной профильной школы не владеют в должной мере профессиональными компетенциями, позволяющими качественно формировать академическую мобильность у старшеклассников.
Математическая обработка полученных результатов говорит о том, что между профессиональной компетенцией педагога по формированию академической мобильности (профильные компетенции) и уровнем сформированности профильных компетенций старшеклассников существует корреляционная прямо пропорциональная зависимость.
Эмпирическая величина коэффициента корреляции между профессиональной компетенцией педагога по формированию академической мобильности и уровнем сформированно-сти карьерно-образовательной компетенции гэмп составила 0,605, при числе степеней свободы к = 18 критическое значение коэффициента корреляции ккр составляет 0,56, величина расчетного коэффициента попала в зону значимости, что позволяет говорить о прямо пропорциональной зависимости.
Корреляционный анализ профессиональной компетенции педагога по формированию академической мобильности и уровня сформированности командно-образовательной компетенции приводит к эмпирической величине коэффициента гэмп = 0,608, что также выше критического значения коэффициента корреляции.
Эмпирическая величина коэффициента корреляции профессиональной компетенции педагога по формированию академической мобильности и уровня сформированности организационно-образовательной компетенции гэмп составила 0,632, что также позволяет говорить о прямо пропорциональной зависимости.
Итак, формирование в современном обществе академической мобильности уже в школе является актуальным не только для социума, государства, но и для личности. Однако невысокий уровень готовности педагогов не позволяет в настоящее время эффективно формировать академическую мобильность у старшеклассников, требует разработки системы управления этим процессом в условиях общего образования.
Библиографический список
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 39 с.
2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpmo.momos.ru/noinns/.
3. Никитина, Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.А Никитина. - Иркутск, 2007. - 180 с.
4. Рягин, С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений : монография / С.Н. Рягин. - М. : Наука, 2009. - 245 с.
5. Академическая мобильность в России : нормативно-методическое обеспечение / Н.В. Сёмин [и др.]. -М. : Изд-во МГУ, 2007. - 208 с.
6. Шеремет, А.Н.Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и коммуникационных технологий : дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Шеремет. - Новокузнецк, 2009. - 208 с.
S.N. Ryagin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Omsk Academy of the Humanities, Omsk State Technical University
L.N. Korpacheva, post-graduate student Omsk Academy of the Humanities PEDAGOGICAL PROBLEMS OF FORMATION OF THE ACADEMIC MOBILITY IN THE CONDITIONS OF THE SECONDARY GENERAL EDUCATION The article considers the process of formation of academic mobility in terms of the average of General education (from elementary to secondary high school). Investigation results of the pedagogical issues associated with the formation of academic mobility among high school students in the context of vocational training. Conclusions are drawn on necessity of construction of the system of management of development of academic mobility in General secondary education.
Keywords: academic mobility in General secondary education, academic mobility of students, academic mobility of the teacher of high school, management of development of academic mobility in General secondary education.
© Рягин С.Н., Корпачева Л.Н., 2013
Авторы статьи:
Сергей Николаевич Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, Омский государственный технический университет;
Людмила Николаевна Корпачева, аспирант, Омская гуманитарная академия.
Рецензент - Е.П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.