_I
зарубежный опыт
в.в. закатов,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)
V.V. zakatov,
Сandidate of Pedagogical Sciences, Аssociate-Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Human Resources Development (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351.741
педагогические особенности первоначальной подготовки полицейских в европейских странах
pedagogical Features of Basic police Training in the European countries
В статье исследуются теоретико-методологические основы зарубежного профессионального образования и профессиональной подготовки кадров полиции, дается сравнительный анализ понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка», а также раскрываются организационно-содержательная основа и педагогические особенности первоначального обучения полицейских в европейских странах.
Теоретические основы профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом, европейские педагогические системы профессиональной подготовки кадров полиции, профессиональное полицейское образование, профессиональная полицейская подготовка, типы полицейской подготовки, организационно-содержательные основы первоначального обучения полицейских, педагогические особенности полицейской подготовки.
The paper examines theoretical and methodological fundamentals of foreign professional education and professional training of police personnel, provides comparative analysis of the terms «professional education» and «professional training», as well as reveals organizational base of the police training in the European countries.
Theoretical base of professional police training abroad, European pedagogical systems of professional police training, professional police education, professional police training, types of police training, organizational bases of basic police training, pedagogical features of police training.
Динамика развития общественных отношений, формирование демократических государств с сильным и действенным гражданским обществом порождают необходимость проработки вопросов оптимизации и совершенствования деятельности всех элементов системы обеспечения безопасности государства от существующих
угроз в новых исторических условиях. В наши дни коррупция, терроризм, торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков, легализация преступных доходов носят трансграничный характер, и бороться с ними можно только при открытом и широкомасштабном международном сотрудничестве правоохранительных структур.
Н
с
0
'S
1
Й и
ш
^
а
<
100
Эту задачу невозможно решить без знания и учета в собственной практической деятельности зарубежного опыта организации и функционирования национальных полицейских систем ведущих государств мира. Особое значение в связи с этим имеет изучение зарубежного опыта в области теории, правовой регламентации, организации и функционирования полиции — одного из важнейших и действенных правоохранительных механизмов всех стран мира.
События последнего времени, связанные с проявлениями терроризма и активизацией транснациональной организованной преступности, дали немало поводов для совершенствования деятельности полицейских служб различных государств. Ярким свидетельством тому являются крупные структурные изменения в системе безопасности США, Австрии, Великобритании, Франции и других стран, проведенные с учетом особенностей деятельности в современных условиях основных элементов системы обеспечения безопасности внутренних и внешних интересов государств.
Некоторые государства не стали радикально изменять организационные структуры правоохранительных органов исполнительной власти, однако в значительной степени обновили свое законодательство и содержание их деятельности, прежде всего в сфере подготовки профессиональных кадров, способных достойно и адекватно реагировать на вызовы современного мира.
В связи с этим требуется глубокий анализ теории и практики полицейской деятельности, в том числе и опыта первоначальной подготовки полицейских зарубежных стран.
Ценность любой научной теории заключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Однако построить адекватную систему педагогических знаний о первоначальной подготовке кадров полиции зарубежных стран из многообразных отдельных фактов можно только на основе правильно выработанных понятий (категорий), отражающих наиболее существенные взаимосвязи, отношения и свойства.
В первую очередь, необходимо сказать, что зарубежный подход к определению и разграничению образования и подготовки полицейских кадров аналогичен точке зрения отечественных ученых и также различается по своим целям и функциям. В отличие от профессионального образования профессиональная подготовка по международной классификации — это обучение какой-либо профессии в срок до шести месяцев.
Зарубежные исследователи профессионального полицейского образования стремятся провести четкую грань между этими двумя
понятиями. По их мнению, образование в общих чертах — это процесс, включаясь в который, обучающийся обогащает свой интеллект и углубляет знания, на их основе он формирует для себя определенные ценности и суждения. Получение высшего образования — процесс, во время которого обучающийся знакомится с науками и развивает способности к оценке, принятию решения, а также интеллектуальные способности, необходимые ему в будущем.
Подготовка — это, как формулируют зарубежные педагоги, учебный процесс, предназначенный для оттачивания мастерства обучаемых. Акцент при подготовке делается не на образовании человека, а на выработке навыков идентификации задач и специальных документов, которым необходимо следовать для обеспечения успешного выполнения порученной работы. Кроме того, подготовка не дает объяснения обучаемым, почему были избраны определенные тренировочные документы, стратегии, процедуры. Подготовка — это практика. Качественные образование и подготовка являются квинтэссенцией процесса обучения будущих полицейских.
При этом отмечается, что разделить образование и подготовку во время учебного процесса подчас очень сложно [1].
Чтобы провести сравнительно-педагогический анализ европейских педагогических систем профессиональной подготовки кадров полиции, приведем определения понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка» в узком смысле, сформулированные самими зарубежными исследователями. Профессиональное полицейское образование (police education) — это процесс передачи и приобретения общих и частных знаний, имеющих отношение к полицейской службе, который приводит к получению определенной дипломированной степени. Обычно полицейские образовательные программы рассчитаны на несколько лет.
Профессиональная полицейская подготовка (police training) — это процесс передачи и получения частных знаний и умений (навыков), необходимых для полицейской работы, который не ведет к получению какой-либо дипломированной степени, но может (или не может) закончиться получением сертификата в определенной форме. Как правило, полицейские обучающие программы короче, чем образовательные.
Для адекватного понимания общепринятой зарубежной терминологии необходимо также сказать о следующих типах полицейской подготовки.
Базовая подготовка (basic training) — профессиональная подготовка по трехуровневой систе-
ме, цель которой — дать сотрудникам полиции основные знания, умения и навыки полицейской деятельности, соответствующие уровню их положения и продвижения в полицейской иерархии. В некоторых странах (или в отдельных учебных заведениях) базовая профессиональная подготовка приравнивается к профессиональному образованию, т. е. заканчивается получением диплома и присуждением той или иной образовательной степени.
Первоначальная (начальная) подготовка (base training) — это профессиональная подготовка, являющаяся обязательной для всех впервые поступивших на службу в полицию. Она предназначена для обучения их выполнению основных полицейских задач и первичным навыкам полицейской службы.
Следует сказать, что английские слова «base» («base training»), «basic» («basic training») имеют несколько значений и зачастую оба переводятся как базовое (образование), не принимая во внимание контекст. Однако эти слова являются ключевыми, терминообразующими, поэтому вольность перевода оборачивается искажением смысла. «Base training» мы перевели как первоначальное образование, исходя из контекста и по аналогии с нашими педагогическими традициями, хотя точнее было бы это словосочетание перевести как «низшее образование».
Специализированная подготовка (specialized training) — дополнительное обучение в различных областях полицейской деятельности (дорожное движение, расследование преступлений, работа с несовершеннолетними, переговоры о заложниках и т. д.).
Управленческая подготовка (обучение менеджменту) (management training) — обучение, предназначенное для полицейских, находящихся на ответственных руководящих должностях.
Комментируя эти определения, можно сказать, что они не только представляют определенный познавательный интерес для изучения и сравнения с отечественными толкованиями соответствующих педагогических понятий. Все, кто изучает и собирается использовать зарубежный опыт профессионального образования и подготовки полицейских кадров, должны осмыслить и понять, что означает то или иное наименование. Так, даже при поверхностном сопоставлении названий общеевропейских степеней профессионального образования кадров полиции с названиями уровней подготовки кадров в системе МВД России, без углубленного изучения их содержания можно отметить больше различий, чем сходства.
Наиболее популярным и употребляемым в теории западной юридической педагогики можно считать термин обучение (training), который понимается и толкуется всеми учеными
как профессиональное обучение, подготовка человека к конкретной деятельности, получение профессиональных знаний. Правда, иногда этот термин используется в узком смысле, буквально, как «тренинг», «тренировка», «натаскивание».
В этом отношении интересный педагогический опыт первоначальной подготовки кадров накоплен в полиции Великобритании. Британская модель профессионального полицейского образования коренным образом отличается от других европейских моделей. Она является, скорее всего, системой профессиональной полицейской подготовки, а не профессионального образования.
В Великобритании разработана довольно четкая система подготовки личного состава. Существуют следующие виды подготовки:
— начальная подготовка для новобранцев-констеблей (рядовых полицейских), осуществляемая в течение первых двух лет службы;
— специальная подготовка для кандидатов в службы уголовного сыска, дорожного движения и ряда других служб;
— подготовка сержантов и инспекторов полиции;
— подготовка руководящих кадров полиции.
Начальная профессиональная подготовка
констеблей претерпела в последние годы существенные изменения. Она стала унифицированной для всех полицейских подразделений и с 2006 г. осуществляется по единой национальной программе, называемой «Начальная программа полицейского обучения и развития» (Initial Police Learning and Development Programme, IPLDP).
Программа начальной подготовки включает более 20 учебных модулей и разбита на четыре фазы обучения. Общий срок начальной подготовки — два года и охватывает весь испытательный срок службы новобранцев.
Первая фаза подготовки (от двух до пяти недель) — «Введение в полицейскую деятельность». На этом этапе новобранцы изучают основы организации полицейской деятельности, полицейской стратегии, общественной безопасности, соблюдения прав человека, оказания первой необходимой помощи, собственной безопасности, использования информационных технологий и средств связи в полицейской деятельности. Обучение проходит в полицейском подразделении (от одного—трех дней до двух недель) и в учебных центрах.
Вторая фаза подготовки (от двух до четырех недель) — «Общественная безопасность и партнерство». Обучение проходит в учебном центре, а также (в течение одной недели) непосредственно в территориальном подразделении, которое обслуживает ту или иную общину.
н
с
о
'S
X
Й и
ш
^
а
<
101
Н
с
0
'S
1
Й и
ш
^
а
<
102
На этом этапе обучающиеся изучают основы взаимодействия с населением, различными социальными группами, в том числе проблемными, основы профилактики правонарушений, определенные аспекты оперативной деятельности полицейских сил. Этап заканчивается сдачей экзаменов.
Третья фаза подготовки (до 28 недель) — «Основные полицейские навыки». Эта фаза является основным этапом обучения. Часть обучения проходит в учебных центрах, а часть (не менее 7 недель) — в полицейских подразделениях. На занятиях в учебных центрах обучающиеся изучают законодательство и полицейские процедуры, основы тактики деятельности полицейских, основы работы по предупреждению и расследованию преступлений, правила поведения полицейского и другие аспекты полицейской работы.
Лекции и семинарские занятия построены таким образом, чтобы дать знания в объеме, необходимом для работы обычного полицейского. Теоретическое обучение при этом сопровождается практической отработкой в условиях, максимально приближенных к действительным. Широко используются деловые игры, ситуационное обучение, моделирование условий профессиональной деятельности. После завершения теоретического обучения новобранцы проходят практику патрулирования в полицейском подразделении под руководством специально подготовленных сотрудников и опытных наставников. Здесь они получают дополнительные сведения о местных постановлениях, приказах, инструкциях и т. д. Перед практикой обучающиеся сдают экзамены, и только после их успешной сдачи они допускаются к патрулированию.
Четвертая фаза подготовки (занимает все оставшееся время и продолжается примерно полтора года) — «Самостоятельная патрульная служба». Новобранцы направляются в подразделения, где они будут служить, и начинают самостоятельно работать в качестве патрульных, совершенствуя свои знания на практике.
Однако это не значит, что они будут действовать полностью независимо. В течение всего периода они находятся под надзором опытных наставников, которые оказывают им необходимую помощь. Успехи новобранцев по службе учитываются старшими полицейскими начальниками в специальных досье на протяжении всего испытательного периода. Они же дают заключение об их пригодности для дальнейшей работы в полиции. Завершается программа подготовки сдачей квалификационных экзаменов. лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, зачисляются в штат полиции в качестве констеблей.
Таким образом, начальная профессиональная подготовка британских полицейских имеет
ярко выраженную практическую направленность, 75 % всего объема программы подготовки отводится на практическую деятельность, ибо привитие навыков практической работы выдвигается в Великобритании в качестве основной задачи обучения полицейских [3].
Заслуживает определенного внимания изучение педагогических особенностей первоначальной подготовки полицейских Германии. Наиболее значимыми из них являются:
а) организация подготовки:
— сотрудник полиции Германии обучается 2,5—3 года, получает начальное профессиональное образование и сертификат соответствующего уровня;
— практически полное обеспечение школ начального профессионального образования полицейских современным оборудованием и техникой, осуществляемое преимущественно местными властями земель; достаточное для самообеспечения денежное довольствие обучающихся;
— служба и работа в школах начального профессионального образования очень почетна, и кадры для них, как правило, набираются из практических органов на основе конкурсного отбора; преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин, имеющие специальные звания, работают в школах по 6—8 лет, затем они с повышением направляются в практические органы, а на смену им приходят вновь прошедшие конкурс кандидаты;
б) содержание учебно-воспитательного процесса:
— контрольные формы сопровождают весь учебно-воспитательный процесс подготовки полицейских Германии [2]. Обучающиеся, не выполняющие контрольные нормативы текущего, а тем более итогового контроля, отчисляются из образовательных учреждений после установленного количества повторных пересдач;
в) методика проведения учебных занятий:
— будучи в хорошем смысле педантами, немецкие специалисты если уж проводят практическое занятие, то оно действительно является таковым и на нем действительно отрабатываются практические умения и навыки;
— есть определенные особенности и в подготовленности преподавателей к использованию современных инновационных технологий обучения. В школах Германии функционируют специальные научные банки такой информации, как правило, в виде видеофильмов, специальных компьютерных программ, а опытные методисты всегда помогут преподавателю понять суть того или иного инновационного подхода и овладеть навыками его применения на учебных занятиях.
Хотелось бы отметить тот факт, что профессиональная направленность обучения в зарубежных странах в основном достигается широким распространением практического обучения, выражающегося в использовании активных методов обучения, в воспроизведении на занятиях ситуаций, часто возникающих в полицейской деятельности, а также в проведении занятий
в практических органах. Таким образом, основными принципами организации обучения в зарубежных странах можно назвать: модульность, профессионально-практическую ориентированность, моделирование профессиональных ситуаций в учебной деятельности, учет педагогических особенностей обучения взрослых, применение активных методов обучения.
Список литературы
1. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: монография. М., 2002.
2. Франк А.В. Педагогические особенности начального профессионального образования сотрудников полиции Германии: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
3. Якубов А.С., Асямов С.В., Таджиев А.А., Ми-разов Д.М. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: учеб. пособ. Ташкент, 2010.
E-mail: [email protected]
н
с
0
'S
1
Й и
ш
^
а
<
103