Научная статья на тему 'Педагогические особенности обучения принятию решений в подготовке военного штурмана'

Педагогические особенности обучения принятию решений в подготовке военного штурмана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGY / DECISION THEORY / MANAGEMENT / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL FEATURES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосов Сергей Викторович

Профессиональная готовность военного штурмана – это состояние, позволяющее в установленные сроки начать свою деятельность, в ходе которой успешно выполнить задачи, поставленные перед ним руководством. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с понимания цели действий на основе потребностей и мотивов (или поставленной задачи) с учетом представлений о характере влияния основных факторов на их эффективность. В статье изложены основные педагогические особенности обучения принятию решений в подготовке военного штурмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FEATURES OF TEACHING DECISION-MAKING IN MILITARY NAVIGATOR TRAINING

Professional readiness of military navigator is a state that allows during a given period to start the activity and successfully execute the tasks assigned to by the superiors. The state of activity readiness begins with understanding the purpose of actions based on the needs and motives (or the given task) taking into account the nature of the influence of the main factors on their effectiveness. The paper describes the main pedagogical features of decision-making training in military navigator education.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности обучения принятию решений в подготовке военного штурмана»

УДК 629.735

Колосов Сергей Викторович

кандидат военных наук, доцент кафедры связи факультета военного обучения ЮУрГУ (г. Челябинск) [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО ШТУРМАНА

Профессиональная готовность военного штурмана - это состояние, позволяющее в установленные сроки начать свою деятельность, в ходе которой успешно выполнить задачи, поставленные перед ним руководством. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с понимания цели действий на основе потребностей и мотивов (или поставленной задачи) с учетом представлений о характере влияния основных факторов на их эффективность. В статье изложены основные педагогические особенности обучения принятию решений в подготовке военного штурмана.

Ключевые слова: педагогика, теория решения, управление, профессиональная деятельность, педагогические особенности, компетентность.

Kolosov Sergey Victorovich

PhD in Military Sciences, Associate Professor of the Department of Communication of the Faculty of Military Training of South Ural State University (Chelyabinsk)

[email protected]

PEDAGOGICAL FEATURES OF TEACHING DECISION-MAKING IN MILITARY NAVIGATOR TRAINING

Professional readiness of military navigator is a state that allows during a given period to start the activity and successfully execute the tasks assigned to by the superiors. The state of activity readiness begins with understanding the purpose of actions based on the needs and motives (or the given task) taking into account the nature of the influence of the main factors on their effectiveness. The paper describes the main pedagogical features of decision-making training in military navigator education.

Key words: pedagogy, decision theory, management, professional activity, pedagogical features, competence.

Подготовка военного специалиста способного принять грамотное и эффективное решение на применение авиационного комплекса в период военных действий является основной задачей ВУЗов ВВС, актуальна эта задача и при подготовке военных штурманов.

Военно-учебным заведениям необходимо добиться коренного повышения профессионализма выпускников, не допустить разрыва между ростом технической оснащенности войск и способностью личного состава в полной мере использовать всесторонние возможности новой техники. Они обязаны с упреждением готовить офицеров к тем изменениям, которые происходят и могут происходить в тактике, в материальных средствах и в способах ведения войн и вооруженных конфликтов. Критерием эффективности деятельности военно-учебных заведений является качество военно-профессиональной подготовки их выпускников, степень привития им деловых и моральных качеств, необходимых каждому офицеру. При определении содержания военнопрофессиональной подготовки курсантов в военно-учебных заведениях необходимо руководствоваться следующим [4]: выпускник военного вуза - штурман экипажа должен знать все за авиационное подразделение, основы системы вооруженной борьбы и организации всестороннего обеспечения военных действий.

При этом выпускники должны все это знать в прямых и обратных связях, как по горизонтали, так и по вертикали, в жесткой системной непрерывной увязке в общей системе вооруженной борьбы. Цель подготовки выпускника - сформированная готовность к управленческой деятельности в профессиональной сфере офицера-руководителя [2].

Содержание готовности военного штурмана определяется целями, задачами и характером профессиональной деятельности. Готовность рассматривается как результат всесторонней подготовки будущего военного специалиста.

В общем понимании, профессиональная готовность военного штурмана - это состояние, позволяющее в установленные сроки начать свою деятельность, в ходе которой успешно выполнить поставленные перед ним старшим начальником задачи. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с понимания цели действий на основе потребностей и мотивов (или поставленной задачи) с учетом представлений о характере влияния основных факторов на их эффективность.

Особое место необходимо уделить значимости разработки системы формирования готовности курсантов к принятию управленческих решений в период обучения в авиационном ВУЗе. Разработка и принятие управленческих решений - одна из главных функций офицера-руководителя.

Содержанием его профессиональной деятельности является управление подчиненными силами и средствами. А основой управления в штурманской деятельности является решение на выполнение поставленной задачи. Исходя из этого, методом профессиональной деятельности штурмана является теория решений (математический, философский, тактико-специальный аспекты) и моделирование. Следовательно, владение современными методами разработки управленческих решений является необходимым условием успешного выполнения задачи.

К управленческим решениям в деятельности военного штурмана предъявляются основные требования [2; 5]: целенаправленность и мотивированность принятого решения; эффективность принятого решения (отношение затрат к результату); обоснованность принятого решения; своевременность принятия решения; реализуемость (выполнимость) решения; конкретность и регламентированность решения; сочетание жесткости и гибкости в принятии решения; полнота, краткость и четкость изложения решения.

В связи с этим, моделирование процесса готовности к принятию управленческих решений в ходе учебной деятельности следует рассматривать в контексте содержания и структуры военного штурманского образования. Решение как процесс характеризуется тем, что оно, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов:

1. подготовки (включает: уяснение поставленной задачи, выработку замысла на предстоящие действия, оценку обстановки по всем направлениям и выводы из нее);

2. принятия решения (согласование и утверждение старшим авиационным начальником);

3. реализации решений (постановку задачи подчиненным, отработку необходимой документации, контроль эффективности проводимых мероприятий).

Решение как результат выбора представляет собой алгоритм действий авиационного подразделения для эффективного выполнения поставленной задачи, а как вид мыслительной деятельности и проявления воли штурмана характеризуется следующими признаками: наличием цели; наличием проблемы; возможностью выбора из множества вариантов; наличием волевого лица, принимающего решение [1].

Для успешного управления профессиональной деятельностью важными являются: 1) правильное уяснение штурманом (летчиком) цели и задачи, поставленной старшим начальником, выделение факторных связей, определение объекта исследования и формирование модели выполнения поставленной задачи; 2) залог успешного ее выполнения; 3) объективная оценка обстановки, состояния своих сил и сил противоборствующей стороны; 4) определение вероятного развертывания событий; 5) творческое принятие решения, предусматривающего наиболее рациональное использование своих сил и средств и условий обстановки; 6) организация взаимодействия, управления и обеспечения предстоящих действий; 7) контроль и сравнение полученных результатов с запланированными; 8) внесение корректировок в процесс управления; 9) подведение итогов и восстановление сил после деятельности.

Исследование проблемы формирования готовности к принятию управленческих решений в военном авиационном вузе показало, что для возникновения состояния готовности необходимы:

- осознание курсантом, что защита Отечества - общественно необходимая, а значит, и общественно полезная деятельность;

- осознание курсантом, что готовность к профессии обеспечивает выполнение специфической деятельности для решения поставленных задач;

- осознание курсантом целей, решение которых приведет к выполнению поставленной задачи;

- осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие профессиональные действия, обобщение опыта, связанного с решением профессиональных задач;

- мобилизация знаний, умений и навыков в соответствии с условиями и поставленной задачей, самоорганизация в достижении цели;

- определения на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения управленческих задач;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей и необходимости достижения определенного результата.

Все это позволяет курсанту:

- настраиваться на определенное поведение, на совершение действий, необходимых для достижения поставленной цели;

- готовить профессиональную базу для выполнения управленческой задачи, а если условия достижения цели зависят в какой-то мере от него - создавать эти условия;

- совершать подготовительные действия, пополнять недостаток информации, проводить упражнения, тренировки, создавать модели возможного развертывания событий и т.д.;

- с началом практических действий внимательно следить за динамикой изменения обстановки, оценивать адекватность своих действий, модель которых он построил, видеть и стремиться не упустить рациональных условий и средств, ведущих к достижению цели, сознательно управлять собой.

Выявление специфических свойств готовности к принятию управленческих решений делает возможным не только совершенствование профессионального поведения военного штурмана (летчика) в повседневной деятельности и экстремальных ситуациях, но и его творческую самореализацию в избранной профессии.

При определении взаимосвязи готовности к принятию управленческих решений и профессиональной деятельности мы исходили из того, что готовность к принятию управленческих решений выступает как системный синтез компетентности и мотивированности.

Формирование готовности курсантов к принятию управленческих решений военного авиационного ВУЗа по сущности является интегрирующей. Она объединяет инженерные, общенаучные, общепрофессиональные и военно-профессиональные знания, умения, навыки, приобретенные в процессе обучения в ВУЗе для применения их в профессиональной деятельности.

Следовательно, готовность курсантов к принятию управленческих решений - это результат разносторонней психологической, профессиональной (теоретической и практической) и специальной подготовки к деятельности военного штурмана (летчика), подразумевающей рациональное состояние и взаимосвязь общего, профессионального и специального развития личности.

Профессиональная деятельность военного штурмана, будучи предметом психологопедагогического анализа, не была исследована на достаточном уровне и недостаточно изучена проблема формирования готовности к принятию управленческих решений в практике военного ВУЗа.

Таким образом, готовность курсантов к принятию управленческих решений - это одна из целей и результат организации учебно-воспитательного процесса военного авиационного ВУЗа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абдулин А.Х. Проблема готовности к принятию управленческих решений у курсантов военного авиационного ВУЗа как составной части готовности к профессиональной деятельности // Материалы XXI Всерос. науч. конф. Казань, 2011.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

3. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск, 2010.

4. Сборник методических рекомендаций ГУК МО РФ: Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении. М., 2003.

5. Тодоров И.С. Тактика. Выполнение боевых задач подразделениями фронтовых бомбардировщиков. Челябинск, 2006. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.