э
2011
Педагогические основы спортивного отбора борцов
Абдуллаев А.К.
Мелитопольский государственный педагогический университет им. Б. Хмельницкого
Аннотации:
Рассмотрена проблема, актуальность, цели, задачи психологического спортивного отбора борцов. Приведен анализ специальной литературы, раскрываются этапы отбора борцов, раскрываются три взаимообусловленные части отбора спортсменов, как раздел работы тренера по борьбе. Установлено, что содержание и направленность начальной подготовки к занятиям борьбой должны соответствовать возрасту, этапу тренировки, уровню подготовленности занимающихся. Так же доказано, что интеллектуальная сфера спортсменов находится на посредственном и среднем уровне развития.
Ключевые слова:
спортивная борьба, углублённая подготовка, средства скоростносиловой и координационной направленности, спортивная деятельность, учебно-тренировочный процесс, мотивационная сфера, детская психика.
Абдуллаєв А.К. Педагогічні основи спортивного відбору. Розглянуто проблему, актуальність, мету, завдання психологічного спортивного відбору борців. Наведено аналіз спеціальної літератури, розкриваються етапи відбору борців, розкриваються три взаємообумовлені частини відбору спортсменів, як розділ роботи тренера з боротьби. Встановлено, що зміст і спрямованість початкової підготовки до занять боротьбою повинні відповідати віку, етапу тренування, рівнем підготовленості що займаються. Так само доведено, що інтелектуальна сфера спортсменів знаходиться на посередньому і середньому рівні розвитку.
спортивна боротьба, поглиблена підготовка, засоби швидкісно-силової та координаційної спрямованості, спортивна діяльність, навчально-тренувальний процес, мотиваційна сфера, дитяча психіка.
Abdullaev A.K. Pedagogical basement of sport selection. We consider the problem of relevance, goals, objectives psychological selection of sports heroes. The analysis of the literature reveals the stages of the selection of fighters, revealed three interdependent parts of the selection of athletes as part of the wrestling coach. Established that the content and focus of initial training for wrestling must meet age, stage of training, the level of preparedness practitioners. So it is proved that the intellectual sphere of athletes is mediocre and the average level of development.
wrestling, in-depth training, tools speed-strength and coordination orientation, sporting activities, educational-training process, motivational sphere, the child’s psyche.
Введение.
Проблема дальнейшего повышения уровня спортивных достижений сводится не только к поиску новых методов тренировки и отбора, но прежде всего, к широкому привлечению детей к занятиям спортом с целью дальнейшей спортивной ориентации. А также в настоящее время важнейшей проблемой спортивной борьбы является разработка и обоснование эффективной многолетней подготовки и воспитания перспективного спортивного резерва. В многообразии факторов, определяющих возможность достижения высших спортивных результатов в борьбе, основополагающая фундаментальная роль принадлежит построению и содержанию учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной специализации.
В большинстве научных работ, касающихся данной проблемы, отмечается, что подготовка начинающих борцов предусматривает краткосрочные цели, направленные на достижение сиюминутных результатов в первых же стартах. Данный подход к построению учебно-тренировочного процесса приводит к повышенному травматизму, форсированию подготовленности занимающихся, недостаточному учету возрастных особенностей, что значительно снижает интерес к спортивной деятельности. В связи с указанными обстоятельствами, весьма показательны мнения известных специалистов спортивной борьбы: Р.А. Пилояна, А.П. Гусакова, В.И. Лопунова (1980), Н.М. Галковского, Ю.А. Шахмурадова (1981). Они, еще 20 лет тому назад, отмечали, в практике этого вида спорта тренеры стремятся вывести своих учеников на международный уровень еще в юношеские годы, форсируя их подготовку и игнорируя настоятельную необходимость в создании углубленной подготовки. Это обеспечивает юным спортсменам лишь временный успех и приво-
© Абдуллаев А.К., 2011
дит к резкому снижению спортивных результатов при переходе из юношеского во взрослый спорт.
Следовательно, возникает необходимость разработки методики подготовки юных спортсменов, исследований динамики развития физических качеств, начиная с этапа предварительной подготовки, особое внимание при этом следует уделять качествам, определяющим успех в выбранном виде спорта и формированию устойчивой мотивации к дальнейшим занятиям борьбой.
В настоящее время выявился целый комплекс тенденций развития спорта высших достижений. Развитие детского, юношеского и массового спорта в Украине остается делом государственной важности. Прежде всего, это касается ускоренной профессионализации и коммерциализации спорта. Эти тенденции вызвали значительные изменения во всех структурных образованиях системы спортивной подготовки. Расширился международный спортивный календарь, изменились взгляды специалистов на периодизацию тренировок, организацию круглогодичной подготовки, отбор перспективных спортсменов, централизованную подготовку команды и т.д. Но, несмотря на сложные условия финансирования физической культуры и спорта, научно-практические разработки, задачи оздоровления населения, а также повышение спортивного мастерства в детско-юношеском возрасте остается на одном из ведущих мест.
Работа выполнена по плану НИР Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования. Совершенствование тренировочного процесса юных борцов на этапе начальной подготовки на основе целенаправленного развития скоростно-силовых качеств и координаци-
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
•-“---------* проблеми фізичного
виховання і спорту __________________
онных способностей с учетом методических аспектов спортивной ориентации. А также теоретически разработать систему психолого-педагогического обеспечения устойчивого и постоянно растущего интереса к учебно-тренировочному процессу начинающих борцов, способствующего достижению успеха в спортивной деятельности.
Объект исследования. Тренировочная и соревновательная деятельность юных борцов начальной подготовки с целью дальнейшей ориентации в виды борьбы; потребностно-мотивационная сфера начинающих борцов.
Задачи исследования:
• выявление комплекса признаков, которые служили бы индикаторами будущих успехов в спортивной борьбе;
• повышения эффективности работы с юными спортсменами;
• отбор перспективных спортсменов.
Научная новизна.
1. Раскрытие потребностно-мотивационной сферы начинающих борцов.
2. Определены и систематизированы основные причины, влияющие на формирование устойчивого интереса к спортивной деятельности начинающих борцов.
3. Степень взаимосвязи компонентов, которые влияют на стабилизацию интереса к спортивной деятельности на этапе начальной подготовки.
4. Разработана система психолого-педагогического обеспечения интереса к спортивной деятельности, влияющая на предотвращение отсева борцов из групп начальной подготовки в результате повышения интереса к занятиям.
5. Разработана методика начальной подготовки борцов к занятиям борьбой, основанная на применении средств скоростно-силовой и координационной направленности.
Результаты исследований.
Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает массовость занятий борьбой.
В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика отбора и ориентации, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности.
Отбор спортсменов как раздел работы тренера по борьбе подразделяется на три взаимообусловленные и в то же время относительно самостоятельные части:
• спортивная ориентация (начальный отбор детей) с целью обнаружения их потенциальных способностей к определенным видам спорта (в частности, к
ПСИХОЛОГІЯ
конкретному виду борьбы): Определение идеального типа борца - модель олимпийского чемпиона; прогнозирование темпов роста спортивных достижений - центральная задача; классификация отбираемых с разделением на одаренных и неодаренных спортсменов; выбор формы организации процесса отбора;
• комплектование сборных команд;
• спортивный отбор (отбор кандидатов в сборные команды).
В отборе спортсменов в процессе многолетней подготовки выделяют четыре этапа:
1. Этап предварительного отбора. На данном этапе выявляется целесообразность выбора ребенком вида спорта на основе учета его морфофункциональных и психических способностей;
2. Этап углублённой проверки соответствия отобранного контингента, занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта.
3. Этап спортивной ориентации.
4. Этап отбора в сборные команды обществ, республик, страны, т.е. спортивный отбор - это непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.
Большинство специалистов указывают, что начальная подготовка в спортивной борьбе рассматривается лишь в качестве подготовительного этапа к спорту высших достижений. По данным статистики, на уровень спорта высших достижений выходит лишь небольшой процент спортсменов.
Высокая текучесть на этапе начальной подготовки показывает, что для многих юных борцов спортивная карьера завершается, так и не начавшись. Эти факты свидетельствуют о том, что данному этапу не придается самостоятельного значения для развития юных спортсменов, а также не все тренеры учитывают закономерности формирования мотивации спортивной деятельности.
На этапе начальной подготовки наблюдается диф-фузность интересов к разным видам спорта. При этом часто выбор вида спорта обусловлен внешними обстоятельствами: природными условиями, близостью спортивной базы, показом по телевизору крупных соревнований, подражанием старшему брату или товарищу и т.п. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта, потом, через короткое время, - другим, т.е. осуществляют поиск себя «методом проб и ошибок».
Отсутствие грамотного планирования учебнотренировочного процесса на этапе начальной подготовки, приводит к раннему завершению карьеры, т.к. занимающиеся стремятся получить хороший результат как можно быстрее, не понимая, что путь к нему долгий и порой тернистый.
Выводы.
1. Отбор юных борцов осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способно-
сти к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях.
2. Содержание и направленность начальной подготовки к занятиям борьбой должны соответствовать возрасту, этапу тренировки, уровню подготовленности занимающихся. Также использование рационально сочетаемых средств и методов игровой и соревновательной деятельности способствует поддержанию интереса к спортивной деятельности.
3. Нет стройной логичности при планировании воспитательной работы со спортсменами в связи с переходом с одного этапа спортивной подготовки на другой.
4. Интеллектуальная сфера спортсменов находится на посредственном и среднем уровне развития; познавательные интересы очень узкие, ведущим является интерес к физической культуре и спорту; преобладают сильные, энергичные типы.
5. В этой работе кратко охарактеризованы далеко не все проблемы, которые в будущем планируется изучить:
6. Тренерам, работающим с начинающими спортсменами, необходимо учитывать, что в этом возрасте спортсмены испытывают во время поединков сильнейшее стрессовое воздействие, которое усиливается в случае поражения.
7. Следует, обеспечить физическую и психологическую готовность начинающих борцов к первым значимым стартам и способствовать ее поддержанию в процессе всего этапа начальной подготовки.
8. Тренерам нужно больше уделять внимания воздействию на эмоциональную сферу личности (вызывая положительные эмоции) и привитию любви к знаниям.
32011
08
Литература:
1. Бальсевич В.К. Выявление и развитие спортивного таланта / В.К. Бальсевич //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. -СПб., 1994. - С. 3.
2. Бриль М.С. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов / М.С. Бриль, В.П. Филин //Теория и практика физической культуры. - 1982. - №8. - С. 30-32.
3. Булгакова Н.Ж. Время упреждения, надежность и точность как критерии оценки методов прогнозирования спортивной перспективности / Н.Ж. Булгакова //Теория и практика физической культуры. - 1984. - №5. - С. 20-22.
4. Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - М., 1987. - 44 с.
5. Вайнгартен X. Построение тренировочных планов с точки зрения психологов / Х. Вайнгартен //Отбор и детско-юношеский спорт: Зарубеж. науч. исследования. - М., 1991. - Вып. 2. - С. 23-26.
6. Волков В.М. Тренеру о подростке / В.М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 176 с.
7. Волков Н.К. О начальном этапе отбора в спортивной борьбе / Н.К. Волков, И.В. Шинелев //Всесоюзный симпозиум по проблемам «Отбор, специализация и прогнозирование в спорте»: тезисы докладов. - Омск, 1971. - С. 12-13.
8. Гамаль Е.И. Исследование чувства равновесия у борцов / Е.И. Гамаль //Спортивная борьба: Ежегодник. - 1978. - С. 58-61.
9. Геселевич В.А. Методы оценки физической работоспособности борцов / В.А. Геселевич //Спортивная борьба: Ежегодник. - 1973. - С. 47.
10. Государев Н.А. Так становятся чемпионами / Н.А. Государев. -М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 50-63.
Поступила в редакцию 02.06.2011 г.
Абдуллаев Алтай Карам огли [email protected]