Повышение эффективности процесса обучения базовой технике двигательных действий борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки с использованием компьютерных технологий
Тупеев Ю.В., Бойко В.Ф.
Николаевский государственный университет имени В.А. Сухомлинского Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотации:
Показаны возможности использования компьютерных технологий в системе подготовки борцов на начальном этапе. В эксперименте принимали участие 10 высококвалифицированных спортсменов, 20 тренеров высшей категории, 10 борцов вольного стиля первого года обУчения. Обозначены направления повышения эффективности обучения базовой технике двигательных действий юных борцов. Представлена структура разработанной информационно-методической программы «Чемпион». Определена эффективность использования информационных технологий в обучении базовой технике двигательных действий в учебно-тренировочном процессе юных борцов.
Ключевые слова:
компьютерные технологии, вольная борьба, дидактика, техника.
Тупєєв Ю.В. , Бойко В.Ф.. Підвищення ефективності процесу навчання техніці рУхових дій борців вільного стилю на етапі початкової підготовки з використанням комп’ютерних технологій. В роботі викладені можливості використання комп'ютерних технологій в системі підготовки борців на початковому етапі. В експерименті брали участь 10 висококваліфікованих спортсменів, 20 тренерів вищої категорії, 10 борців вільного стилю першого року навчання. Означені напрямки підвищення ефективності навчання базовій техніці рухових дій юних борців. Представлена структура розробленої інформаційно-методичної програми
«Чемпіон». Визначена ефективність використання інформаційних технологій у навчанні базовій техніці рухових дій в навчально-тренувальному процесі юних борців.
комп’ютерні технології, вільна боротьба, дидактика, техніка.
Tupeev Y.V., Boyko V.F. Efficiency increasing of training process on basic technique of wrestler’s motor actions in free style at the initial stage with using of computer technologies. Possibilities of use of computer technologies in a system of preparation of fighters on a pioneering stage are exhibited. 10 competent sportsmen, 20 trainers ofthe maximum grade participated in experiment, 10 fighters of a freestyle of the first grade level. Directions of raise of a learning efficiency base the mechanic of impellent operations of juvenile fighters designated. The frame of the designed informational - methodical program “Champion” is presented. Productivity of information technologies in training base the mechanic of impellent operations in training process of juvenile fighters is defined.
computer technologies, free wrestling, didactics, technique.
style
Введение.
Быстрый рост мирового уровня спортивного мастерства в борьбе, ее возрастающая динамичность, требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависит спортивный результат. Несмотря на значительные успехи теории и методики вольной борьбы [1, 3], в настоящее время еще далеко не исчерпаны все возможные резервы подготовки борцов.
По мнению многих специалистов [5, 7] основой высоких спортивных достижений борцов является техника двигательных действия, которая формируется на начальном этапе подготовки и совершенствуется на протяжении всей спортивной карьеры спортсмена. Несмотря на значительные успехи теории и методики вольной борьбы, в настоящее время еще далеко не исчерпаны все возможные резервы подготовки борцов, особенно это касается начального этапа спортивной подготовки.
Формирование техники двигательных действий юных борцов представляет одну из центральных проблем педагогического процесса. В настоящее время перед специалистами спортивной борьбы остро стоят вопросы разработки инновационных технологий обучения базовым элементам техники.
Одним из направлений повышения эффективности обучения технике двигательных действий в процессе спортивной тренировки является использование современных компьютерных технологий [6, 14]. Мультимедиа-технологии представляют большой объем информационно-справочного материала, имеют возможность наглядно демонстрировать двигательные действия в виде видеофильмов или видеороли© Тупеев Ю.В., Бойко В.Ф., 2010
ков. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются индивидуализация, наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала [6].
Для повышения эффективности учебнотренировочного процесса юных борцов вольного стиля, по нашему мнению, представляет особый интерес разработка информационной мультимедиа-программы обучения базовым элементам техники двигательных действий.
Несмотря на очевидную актуальность сформулированной проблемы, специалисты до настоящего времени, к сожалению, не нашли оптимальных способов ее решения.
Работа выполнена согласно плана научноисследовательской работы кафедры спортивных дисциплин Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - повышение эффективности формирования базовой техники борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки с использованием компьютерных технологий.
Задачи работы:
Определить последовательность обучения борцов вольного стиля базовым элементам техники на начальном этапе обучения.
Разработать компьютерную мультимедийную информационно-методическую программу «Чемпион».
Разработать методические рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения базовым элементам техники борьбы юных борцов с использова-
нием компьютерной мультимедиа-программы «Чемпион», и апробировать их в педагогическом эксперименте.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы, квалиметрия, методы математической статистики.
Результаты исследования.
Проблема последовательности обучения приемам является одной из недостаточно разработанных в теории и методике спортивной борьбы. В действующей системе подготовки борцов, для того, чтобы определить, каким элементам обучать, необходимо углубленное научное исследование содержания начального обучения в вольной борьбе.
В связи с этим нами была проведена экспертная оценка при участии высококвалифицированных спортсменов (п=10) и тренеров высшей категории (п=20). Специалистам было предложено определить рекомендуемую последовательность обучения базовым элементам техники в стойке (10 приемов) и партере (5 приемов).
По мнению экспертов, обучение базовой технике двигательных действий в стойке необходимо начинать с приема перевода рывком за руку и бедро, затем следует прием перевод рывком за руку с подсечкой дальней ноги и бросок наклоном с захватом за ноги. Четвертое и пятое место занимают приемы перевод захватом за ногу и бросок поворотом с захватом руки и одноименной ноги изнутри (мельница). Эксперты поставили технический прием бросок прогибом с захватом за руку и бедро сбоку (нырок под руку), в последовательности обучения, на шестое место, а бросок подворотом с захватом руки через плечо с подножкой, в свою очередь, - на седьмое. Восьмое место было определено за следующим элементов техники - бросок прогибом с захватом за руку и туловище с обвивом. Девятое и десятое место заняли следующие приемы: сваливание скручиванием с захватом рук с обвивом изнутри (отхват) и сваливание сбиванием с захватом руки и туловища с зацепом разноименной ноги снаружи.
Необходимо отметить, что при проведении экспертизы методом предпочтения расчетное значение коэффициента конкордации составило 0,89. Поскольку р<0,05, то результатам проведенной экспертизы можно доверять, саму экспертизу можно считать состоявшейся, а мнения экспертов - согласованными (табл. 1).
По мнению экспертов, обучение базовой технике двигательных действий в партере необходимо начинать с приема переворот захватом двух рук сбоку, а затем следует переворот с захватом шеи из под плеча (рычаг). Прием бросок обратным захватом дальнего
бедра стоит на третьем, а переворот с переходом и захватом за подбородок с ножницами и переворот скрещиванием голеней - на четвертом и пятом местах соответственно. Расчетное значение коэффициента конкордации в данном случае составило 0,87, что также позволяет говорить о достоверности полученных данных (р<0,05).
Организация учебно-тренировочного процесса по вольной борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеют. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья учащихся, развития специфических качеств, необходимых в единоборствах, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям вольной борьбой.
Начальная или «базовая школа» представляет исходный уровень базовой технической подготовки и предполагает освоение наиболее простых, но чрезвычайно важных элементов техники двигательных действий [4].
Опираясь на передовой научный опыт последнего десятилетия, мы придерживались точки зрения, что в области обучения технике двигательных действий следует ориентироваться на необходимость освоения многообразных подготовительных упражнений. Ни в коем случае не следует пытаться стабилизировать технику движений, добиваться стойкого двигательного навыка, позволяющего достигнуть определенных спортивных результатов, так как в это время у юных спортсменов закладывается техническая «база», предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий.
При разработке методических рекомендаций мы учитывали, что на этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала [13].
По нашему мнению, научно-методическую основу обучения юных борцов вольного стиля должно составлять целостное понимание процесса обучения как системы, интегрирующей достижения научных теорий с характеризующими ее составом, структурой и принципами, на основе которых она функционирует. Выбор адекватного пути разучивания техники двигательных действий определяется отношением субъективных и объективных факторов обучения.
Мы придерживались рекомендаций известных специалистов в области теории и практики борьбы [1, 5, 7, 8, 9, 10, 12], в которых указывается, что обучать технике
Таблица 1
Степень согласованности мнений специалистов при проведении экспертизы методом предпочтения
Эксперты Стойка Партер
Расчетное значение коэс )фициента конкордации
Тренеры 0,97 0,89
Спортсмены 0,86 0,75
борьбы необходимо в соответствии с дидактическими принципами: сознательности и активности, наглядности, систематичности, доступности и прочности и др.
При организации процесса обучения базовой технике двигательных действий мы учитывали ряд условий:
• формирования двигательных представлений и разучивания упражнения до уровня умения, с целью овладения разучиваемой единицы техники;
• определения простейших элементов, входящих в двигательный состав и служащих для построения базовой техники двигательного действия;
• повышения эффективности формирования базовой техники борцов на основе использования современных компьютерных мультимедиа-технологий;
• соответствия кинематических характеристик движений целям подготовки и задачам этапа начальной подготовки;
• соблюдения безопасности процесса обучения, требующего акцентирования внимания на мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности обучаемых;
• ознакомления с широким кругом спортивных движений, в основном из других видов спорта: акробатики, подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и т.д.
Обучение новичка начинается с последовательного освоения технических приемов, в нашем случае это приемы, выделенные экспертами. Данные приемы мы использовали, в основном, как подводящие упражнения при освоении программного материала ДЮСШ, ДЮСШОР.
Разработанные методические рекомендации обучения базовой технике вольной борьбы включают в себя изучение: 1) элементов техники: основных положений борца; элементов маневрирования; атакующих и блокирующих захватов; 2) технику борьбы в стойке и партере.
При разработке рекомендаций мы учитывали, что неправильное движение или положение одной части тела нередко является следствием неправильного движения и положения другой.
Модуль «обучение техники двигательных действий в стойке» включал следующие приемы: перевод рывком за руку и бедро, перевод рывком за руку с подсечкой дальней ноги, бросок наклоном с захватом за ноги, перевод захватом за ногу, бросок поворотом с захватом руки и одноименной ноги изнутри (мельница), бросок прогибом с захватом за руку и бедро сбоку (нырок под руку), бросок подворотом с захватом руки через плечо с подножкой, бросок прогибом с захватом за руку и туловище с обвивом, сваливание скручиванием с захватом рук с обвивом изнутри (отхват), а так же сваливание скручиванием с захватом руки и туловища с зацепом разноименной ноги снаружи.
Модуль «обучение приемов в партере» включал: переворот скручиванием захватом двух рук сбоку, переворот с захватом шеи из под плеча (рычаг), бросок обратным захватом дальнего бедра, переворота с переходом и захватом за подбородок с ножницами и переворот скрещиванием голеней.
Методические рекомендации были направлены также на формирование специальных умений и навыков: 1) сохранения статический и динамической устойчивости тела спортсменов в условиях противоборства; борьбы за захват; сохранения (удержания) захватов; освобождения от захватов; уклонения (ухода) от захватов, их разрыва; 2) овладения простейшими элементами тактики борьбы; 3) воспитания волевых качеств.
В многочисленных современных публикациях до сих пор декларируются призывы о необходимости модернизации существующей системы подготовки юных спортсменов. Такая необходимость вызвана, прежде всего, тем, что применение традиционных организационных подходов к процессу спортивной подготовки не ориентировано на конкретного ребенка и тем самым не позволяет максимально эффективно развить индивидуальные особенности моторики занимающихся при одновременном укреплении их здоровья.
Компьютерные мультимедиа технологии обучения имеют ряд преимуществ перед традиционными подходами формирования техники двигательных действий. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала.
Использование компьютерных дидактических материалов, моделирующих искусственную управляющую среду, обеспечивает возможность тренеру, во-первых, работать со значительно большим объемом дидактических материалов, производя необходимую их выборку и компоновку; во-вторых, индивидуализировать тренировочный процесс; в-третьих, постепенно накапливать и пополнять банк дидактических материалов. Одна из основных идей моделирования искусственной управляющей среды с использованием дидактических возможностей информационных технологий заключается в следующем: компьютер как новое средство обучения позволяет моделировать средства обучения и, тем самым, формировать информационную предметную среду традиционного обучения.
В процессе разработки мультимедийной информационно-методической системы, нами учитывались принципы создания интерактивных обучающих программ:
• принцип мультимедиа - спортсмен обучается быстрее посредством слов и изображений, чем только слов;
• принцип пространственной близости - спортсмен воспринимает информацию лучше, когда слова и относящиеся к ним изображения находятся в пространственной близости;
• принцип временной близости - спортсмен лучше воспринимает слова и относящиеся к ним изображения, когда между ними нет большого промежутка во времени;
• принцип индивидуальных различий - обучаемые с малым объемом предварительных знаний и обучаемые с высоким уровнем развития пространственно-
го мышления показывают наивысшую результативность при использовании видеофрагментов [2].
Учитывая общедидактические принципы, мы придерживались частных принципов, которые связаны с внедрением современных мультимедиа-технологий в учебно-тренировочный процесс:
• принцип приоритета целей обучения - предполагает соответствие содержания обучения предмету, адекватность используемых методов, форм и средств достижения поставленных целей и решения задач;
• принцип преемственности современных информационных технологий традиционным методам и формам обучения. Согласно данному принципу внедрение современных информационных технологий рассматривается с позиций усиления и расширения возможностей общеизвестных дидактических принципов;
• принцип визуализации обеспечивают видеоролики, которые позволяют спортсменам анализировать выполнение технических действий спортсменами высокой квалификации, акцентировать внимание на ошибках и способах их устранения;
• принцип интерактивности и адаптивности - позволяет тренеру и спортсменам осуществлять произвольный переход от одного блока программы к другому, поиск разделов по содержанию, многократный просмотр видеосюжетов в различных режимах и т.п. Это позволяет адаптировать созданную информационно-методическую систему к возможностям конкретного спортсмена [11].
Разработанная компьютерная мультимедийная информационно-методическая система «Чемпион» характеризуется блочной структурой.
Разработанная компьютерная система позволяет создать комфортную среду как во время теоретических занятий, так и в процессе тренировки за счет визуализации учебного материала, способствует освоению практических навыков о правильной технике двигательных действий вольной борьбы. Практический раздел направлен на формирование двигательных навыков базовых элементов техники и представлен видеорядом из 14 видеороликов. Программа «Чемпион» дает возможность поискового воспроизведения процесса исполнения упражнения с построением его динамического визуального ряда - от «кадра» к «кадру». Спортсмен развивает при этом способность логически воспринимать и оценивать пофазную преемственность поз-положений тела спортсмена при выполнении технического элемента.
Ряд модулей информационно-методической системы «Чемпион» можно рассматривать в качестве «портфолио». «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания качества тренировочной деятельности, но и помогает решать педагогические задачи:
• поддерживать высокую мотивацию юных спортсменов;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
В процессе осуществления научно-поисковой работы был проведен педагогический эксперимент с целью определения эффективности предлагаемых методиче-
ских рекомендаций. Данная часть исследования проходила в естественных условиях учебно-тренировочных занятий с сентября 2008 по май 2009 года.
Для проведения педагогического эксперимента собственно-случайным отбором было сформировано три группы спортсменов: две экспериментальных и одна контрольная, в каждую вошло по 10 борцов вольного стиля первого года обучения.
Первая экспериментальная группа (ЭГ-1) тренировалась согласно разработанных нами методических рекомендаций на основе использования информационно-методической программы «Чемпион» (для демонстрации базовой техники двигательных действий перед началом учебно-тренировочных занятий использовался мультимедийный комплекс, в состав которого входит компьютер с информационной программой «Чемпион», видеопроектор и экран, 3 раза в неделю по 15 минут).
Вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) тренировалась согласно разработанных нами методических рекомендаций по освоению базовых элементов техники двигательных действий.
Контрольная группа тренировалась согласно учебной программе для ДЮСШ.
Изменение организационно-методических подходов построения подготовки юных борцов вольного стиля ЭГ-1 на начальном этапе подготовки на основе использования возможностей информационных технологий, позволяет существенно обогатить и расширить диапазон их двигательных умений и навыков, сократить количество ошибок при освоении базовых элементов техники, о чем свидетельствуют результаты экспертной оценки специалистов, по сравнению со спортсменами ЭГ-2 и контрольной группы.
Выводы.
1. Результаты экспертных оценок указывают на тот факт, что обучение технике двигательных действий в вольной борьбе должно начинаться с освоения следующих технических элементов: в стойке - перевод рывком за руку и бедро, перевод рывком за руку с подсечкой дальней ноги, бросок наклоном с захватом за ноги, перевод захватом за ногу, бросок поворотом с захватом руки и одноименной ноги изнутри (мельница), бросок прогибом с захватом за руку и бедро сбоку (нырок под руку), бросок под-воротом с захватом руки через плечо с подножкой, бросок прогибом с захватом за руку и туловище с обвивом, сваливание скручиванием с захватом рук с обвивом изнутри (отхват), а так же сваливание скручиванием с захватом руки и туловища с зацепом разноименной ноги снаружи
В партере - эксперты рекомендуют начинать обучать новичков технике с переворота скручиванием захватом двух рук сбоку, переворота с захватом шеи из под плеча (рычаг), броска обратным захватом дальнего бедра, переворота с переходом и захватом за подбородок с ножницами и переворот скрещиванием голеней. При проведении экспертизы методом предпочтения расчетное значение коэффициента конкордации составило 0,89, в то время как граничное значение находится в пределах
от 0,7 до 1 ^^>0,7). Следовательно, результатам проведенной экспертизы можно доверять, саму экспертизу можно считать состоявшейся, а мнения экспертов согласованными, р<0,05.
Полученные данные позволяют создать четкое представление о последовательности обучения технике базовых элементов на начальном этапе многолетнего спортивного совершенствования в вольной борьбе.
2. Разработанная компьютерная мультимедийная информационно-методическая система «Чемпион» представляет собой структурированный и систематизированный объем знаний, умений и навыков, необходимый для освоения базовых элементов техники борцов вольного стиля. Мультимедийная информационно-методическая система «Чемпион» характеризуется блочной структурой: «Теория борьбы», «Практика - основы техники двигательных действий» и «В здоровом теле здоровый дух». Данная программа позволяет создать комфортную среду, как во время теоретических занятий, так и в процессе тренировки за счет визуализации учебного материала, способствует освоению базовой техники двигательных действий. Учебный материал мультимедийной программы содержит два раздела: теоретический и практический. Теоретический раздел состоит из самостоятельных, взаимосвязанных, оптимальных по величине блоков информации: истории борьбы, о здоровом образе жизни. Практический раздел направлен на формирование двигательных навыков базовым элементам техники и представлен видеорядом из 14 видеороликов. Созданная мультимедийная информационно-методическая система обладает высокой интерактивностью и адаптивностью.
3. Учитывая теоретические закономерности управления педагогическим процессом, дидактические особенности обучения техники двигательных действий юных борцов и эмпирические данные, разработаны методические рекомендации по обучению технике базовых элементов борцов вольного стиля на начальном этапе многолетней спортивной подготовки. Основой при создании последних послужила определенная нами, на основании экспертных оценок, последовательность разучивания техники базовых элементов. Методические подходы начального обучения технике двигательных действий с использованием мультимедийной информационнометодической системы «Чемпион» основываются на принципах направленности обучения на создание базовой школы техники; восхождение от абстрактного к конкретному при освоении спортсменами двигательного умения; опережающего изучения борцов смыслового содержания разучиваемого движения; планомерности и постепенности в организации процесса обучения; управляемости и подконтрольности процесса обучения.
Отличительной особенностью предлагаемых рекомендаций является учет выявленных специфических отличий в кинематической структуре техники исследуемых элементов, динамики изменения биокинема-
тических характеристик техники с ростом спортивного мастерства, а также решение задач укрепления здоровья юных спортсменов, развития специфических качеств, необходимых в единоборствах, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям вольной борьбой.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в ныне действующей программе для ДЮСШ по вольной борьбе имеется существенный резерв для включения информационных систем без ущерба для общего освоения программного материала.
Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением баз данных мультимедийной информационно-методической системы «Чемпи-
он» и разработкой технологии обучения техникотактическим действиям борцов вольного стиля второго года обучения.
Литература:
1. Алиханов И.И. Дидактические основы современной спортивной борьбы: автореф. дис. на соискание уч. степени докт. пед. наук: спец. 13.00.04 « Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. культуры» / И.И. Алиханов. - Тбилиси, 1982. - 71 с.
2. Андресен Б. Бент Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Дрофа, 2007. — 224 с.
3. Бойко В.Ф. Физическая подготовка борцов / В.Ф. Бойко, ГВ. Данько. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 224 с.
4. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.
5. Гожин В.В. Прямое обыгрывание противника при проведении технических действий / В.В. Гожин, О.Б. Малков. / В кн. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - С. 50-57.
6. Кашуба В. К вопросу использования информационных технологий в системе подготовки юных спортсменов / В. Кашуба, Н. Панен-ко // Актуальные проблемы подготовки резерва в спорте высших достижений: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / ред. кол.: М.Е. Кобринский. - Минск: БГУФК, 2009. - Т.2. - С. 14-18.
7. Игуменов В.М. Спортивная борьба. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ / В.М. Игуменов, Б.А. Подли-ваев. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
8. Купцов А.П. Динамика устойчивости позы борца (К вопросу об эффективности сложных технико-тактических действий в спортивной борьбе) : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук спец. 13.00.04. «Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. культуры» / А.П. Купцов, - М., 1969. - 35 с.
9. Ленц Н.А. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях / Н.А. Ленц // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 19 - 20.
10. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Энциклопедия приемов вольной борьбы / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. - Красноярск: ИСЕ им. Ярыгина КГПУ, 1998. - 236 с.
11. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П.К. Петров - М.: Academia, 2008. - 288 с.
12. Туманян Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Часть 3. Кн.12. Система упражнений / Г.С. Туманян, В.В. Гожин. - М.: Советский спорт, 2001. - 80 с.
13. Тупеев Ю.В. Анализ методических подходов используемых при обучении технике двигательных действий в спортивной борьбе / Ю.В. Тупеев, В.Ф. Бойко // Физическое воспитание студентов: научный журнал. -Харьков, ХООНОКУ, 2010. - №3. - С. 116-121.
14. Федоров А.И. Комплексный контроль в спорте: теоретикометодические, технические и информационные аспекты / А.И. Федоров. - Челябинск, 2004. - 131 с.
Поступила в редакцию 13.07.2010г.
Тупеев Юлай Велиевич Бойко Валерий Федосеевич [email protected]