Научная статья на тему 'Оценка уровня физической подготовленности студентов консерватории при формировании здоровьесберегающих компетенций'

Оценка уровня физической подготовленности студентов консерватории при формировании здоровьесберегающих компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МУЗЫКАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

Фактором успешной адаптации к многосложным требованиям профессии музыканта следует отнести состояние здоровья и достаточная для исполнительской деятельности степень физической тренированности, которые также являются основополагающими показателями для развития узкоспециальных физических особенностей в конкретном виде музыкальной деятельности. При работе за музыкальным инструментом студентам необходим активный тонус мышц, их эластичность и готовность. В связи с этим необходимо уделять особое внимание и постоянно заниматься улучшением уровня физической подготовленности студентов, занимающихся музыкальным исполнительством. Для технического совершенствования и укрепления исполнительского аппарата музыканту необходимо играть этюды, гаммы, арпеджио и другие учебно-вспомогательные упражнения. Поэтому очень часто музыкальный инструмент превращается в некий спортивный тренажер. Диагностический контроль и сконструированные на его основе учебно-тренировочные задания должны быть адекватны принципам и структуре формирования здоровьесберегающих компетенций на основе учета физиологических возможностей студентов. В комплексном ряде контроля за физическим состоянием обучающихся оптимально использовать простые, информативные тесты, показатели которых станут отправной точкой для разработки программы специальных физических упражнений с целью формирования здоровьесберегающих компетенций студентов консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of physical fitness level of students of the Conservatory under formation of health-preserving competences

The factor of successful adaptation to the complex requirements of the profession of musician should be attributed to the state of health and sufficient degree of physical fitness for performing activities, which are also fundamental indicators for the development of highly specific physical features in a particular type of musical activity. When working with a musical instrument, students need an active muscle tone, elasticity and readiness. In this regard, it is necessary to pay special attention and constantly improve the level of physical fitness of students engaged in musical performance. For technical improvement and strengthening of the performing apparatus, the musician needs to play sketches, scales, arpeggios and other educational and auxiliary exercises. Therefore, very often a musical instrument turns into a kind of sports simulator. Diagnostic control and the training tasks constructed on its basis shall be adequate to the principles and structure of formation of health-saving competences on the basis of accounting of physiological opportunities of students. In the full control range of the physical condition of students it is optimal to use a simple, informative test, indicators of which will be the starting point for the development of a program of special physical exercises with the aim of forming health saving competence of students of the Conservatory.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня физической подготовленности студентов консерватории при формировании здоровьесберегающих компетенций»

развития у отстающих способностей в проявлении выносливости к бегу на 100 м. и максимальной скорости в беге по дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

2. Давыдов, В.П. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников в интересах подготовки к профессиональному образованию в военно-учебных заведениях: пути и средства / В.П. Давыдов, А.Г. Липатников // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы : материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2009. Часть I. - Москва, 2009. - С. 578580.

3. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях : монография / Б.В. Ендальцев. - СПб. : [б. и.], 2008. - 198 с.

4. Сосницкий, В.Н. Физическая подготовка допризывной молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сосницкий В.Н. - Волгоград, 2010. - 26 с.

5. Ходаковски-Мальцевич, Л. Зависимость спортивного результата от развития физических качеств и морфологических показателей юношей на этапах предварительной подготовки к бегу : дис. ... канд. пед. наук / Ходаковски-Мальцевич Л. - М., 1992. - 118 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2002), "The main provisions of the concept of intensive innovative transformation of the national system of physical education and sports education of children, adolescents and youth of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-4.

2. Davydov, V.P. and Lipatnikov, A.G. (2009), "Military-patriotic education of high school students in the interests of preparation for professional education in military schools: ways and means", Ways, means, opportunities for modernization of the educational system. Materials of the scientific-practical conference on 24-25 April 2009. Part I, Moscow, pp. 578-580.

3. Endaltsev, B.V. (2008), Physical culture, health and human performance in extreme environmental conditions. Monograph, St. Petersburg.

4. Sosnitsky, V.N. (2010), Physical training before the youth, dissertation, Volgograd.

5. Khodakovski-Maltsevich, L. (1992), Dependence of the sports result on the development of physical qualities and morphological indicators of young men at the stages of preliminary preparation for running, dissertation Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Аннотация

Фактором успешной адаптации к многосложным требованиям профессии музыканта следует отнести состояние здоровья и достаточная для исполнительской деятельности степень физической тренированности, которые также являются основополагающими показателями для развития узкоспециальных физических особенностей в конкретном виде музыкальной деятельности. При работе за музыкальным инструментом студентам необходим активный тонус мышц, их эластичность и готовность. В связи с этим необходимо уделять особое внимание и постоянно заниматься улучшением уровня физической подготовленности студентов, занимающихся музыкальным исполнительством. Для технического совершенствования и укрепления исполнительского аппарата музыканту необходимо играть этюды, гаммы, арпеджио и другие учебно-вспомогательные упражнения. Поэтому очень часто музыкальный инструмент превращается в некий спортивный

тренажер. Диагностический контроль и сконструированные на его основе учебно-тренировочные задания должны быть адекватны принципам и структуре формирования здоровьесберегающих компетенций на основе учета физиологических возможностей студентов. В комплексном ряде контроля за физическим состоянием обучающихся оптимально использовать простые, информативные тесты, показатели которых станут отправной точкой для разработки программы специальных физических упражнений с целью формирования здоровьесберегающих компетенций студентов консерватории.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие компетенции, музыканты, физическая подготовленность, физическая выносливость, физическая культура.

ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS LEVEL OF STUDENTS OF THE CONSERVATORY UNDER FORMATION OF HEALTH-PRESERVING

COMPETENCES

Marina Alekseevna Konyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Conservatory, Saratov

Annotation

The factor of successful adaptation to the complex requirements of the profession of musician should be attributed to the state of health and sufficient degree of physical fitness for performing activities, which are also fundamental indicators for the development of highly specific physical features in a particular type of musical activity. When working with a musical instrument, students need an active muscle tone, elasticity and readiness. In this regard, it is necessary to pay special attention and constantly improve the level of physical fitness of students engaged in musical performance. For technical improvement and strengthening of the performing apparatus, the musician needs to play sketches, scales, arpeggios and other educational and auxiliary exercises. Therefore, very often a musical instrument turns into a kind of sports simulator. Diagnostic control and the training tasks constructed on its basis shall be adequate to the principles and structure of formation of health-saving competences on the basis of accounting of physiological opportunities of students. In the full control range of the physical condition of students it is optimal to use a simple, informative test, indicators of which will be the starting point for the development of a program of special physical exercises with the aim of forming health saving competence of students of the Conservatory.

Keywords: health, health-preserving competences, musicians, physical fitness, physical endurance, physical culture.

В современной социальной среде не утратила своей актуальности значимая зависимость между эволюцией личности и ее особенностями, и дарованием, которые развертываются во всех своих проявлениях в системе образования. В условиях профессионального образования основным направлением становится разработка программы, целью которой является организация условий для формирования компетентностей с ориентацией на сохранение и поддержание здоровья подрастающего поколения. Результативность обучения и формирования профессиональных компетенций может трактоваться через призму здо-ровьесбережения. Становление основ профессионализма следует организовывать без потерь для здоровья. Следовательно, именно в образовательной организации должны быть заложены механизмы выживания, сохранения личностного своеобразия, здоровьесбереже-ния. Этапы обучения в вузе имеют отличительную особенность в том, что здесь происходит знакомство с прикладной физической культурой, формируются значение и смысл семейных ценностей, здорового образа жизни, осознается необходимость личного здоро-вьесбережения. Механизмом здоровьесбережения является социальная адаптация, которую нельзя игнорировать в образовательных и воспитательных программах. Акцентирование в этом процессе принято делать на пересмотр роли сохранения личностного здоровья студентов, развитие значимости мотивации к здоровьесбережению.

В контексте учебных и воспитательных программ в целях сохранения и приумножения здоровья, обучающихся на первые позиции выходят следующие направления:

- становление культуры здоровья у студентов и педагогов, объяснение его значимости; создание оптимизированных условий для здоровьесбережения молодых людей;

- предоставление всесторонней помощи в период формирования у молодого поколения здоровьесберегающих компетенций, требуемых для предстоящей профессиональной деятельности.

Современные экономические условия требуют от специалиста не только физического, эмоционального здоровья, но вместе с тем и реальное наличие умений адекватно применить накопленные знания в плоскости здоровьесбережения в профессиональной жизни. В педагогике накоплен большой теоретический материал и практический опыт решения проблемы формирования здоровьесберегающих компетенций у молодежи и студентов:

- раскрыты содержание и структура здоровьесберегающих компетенций будущего специалиста и закономерности их формирования: Алибекова Г. З. [1, с. 28-31]., Ану-ашвили А.Н. [2]., Красноперова Н.А. [3, с. 56-67]., Маркова А.К. [4]., др., представлены исследования по внедрению в образовательный процесс различных программ образовательно-оздоровительной направленности, в задачи которых входит формирование валео-логической грамотности, организация здорового образа жизни студентов, укрепление здоровья в процессе освоения азов профессии, во внеклассной работе, на уроках физической культуры: Буланова-Топоркова М.В. [5]., Виленский М.Я. [6]., Гузеев В.В. [7] и др.;

- раскрыты содержания основных понятий, связанных с проблемой формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов музыкальных вузов, созданы модели образовательных сред: Царева М.Г., Шванёва И.Н. [8] и др., которые комплексно описывают этапы, содержательные компоненты формирования у студентов компетентностного подхода к сохранению собственного здоровья, выделяют в качестве основных целей развитие мотивационно-ценностной сферы личности к сохранению и сбережению здоровья, структурируют образовательную среду в соответствии с ее функциями, предоставляют методологические и методические основания для ее экспертизы, задают направления развития самой среды с точки зрения определенного результата. Леванова Е.А., Цибульникова В.Е. [9] ценность здоровья рассматривают как фактор личностного развития.

Формирование ценностных отношений к здоровьесбережению и физической культуре проходит успешнее при условии конструирования и системного применения педагогической концепции с соблюдением философских направлений и общенаучных подходов. Этот аспект является главной предпосылкой для разработки новых идей, касающихся физического воспитания студентов профессиональных музыкальных организаций. При этом новая концепция физического воспитания должна содержать принципиально новые ориентиры, которые базируются на ином осмыслении студентов ценностей физической культуры, а также ведут к формированию и укреплению мотивации студентов к занятиям физкультурой на системной основе.

В системе формирования здоровьесберегающих компетенций существенную роль приобретает контроль за физическим состоянием каждого студента и отслеживание динамики развития их общефизической подготовленности, которая является основой для успешной профессиональной деятельности музыкантов. Состояние здоровья и высокий уровень физической тренированности - это факторы для успешной адаптации к непростым, требовательным условиям труда музыкантов. Они также являются базовыми показателями для развития специальных физических качеств в конкретном виде музыкальной деятельности. В комплексе физического контроля предполагается использование простых, информативных тестов. Показатели таких тестов сыграют определяющую роль в конструировании программы физических тренировочных упражнений для формирования здоро-вьесберегающих компетенций студентов консерватории и оптимальных для дальнейшей профессиональной успешной адаптации.

Цели и задачи контроля за общей физической подготовкой студентов:

- определение общей физической подготовки и физических возможностей организма для воспитания специальных двигательных умений, необходимых в профессиональной деятельности музыкантов;

- формирование мотивации к здоровьесбережению у студентов на основе сравнительных результатов в личностно ориентированной физической подготовке;

- создание условий средствами педагогики для поиска индивидуальных форм и моделей занятий по физической культуре с целью формирования здоровьесберегающей личностной среды и успешной профессиональной подготовки;

- формирование системы задач, выполнение которых сориентировано на развитие умений использовать физические качества и управлять своими возможностями в профессиональном становлении, на формирование актуальных компетенций личностного здоро-вьесбережения.

Для определения уровня физической подготовленности у студентов Саратовской консерватории использовались контрольные тесты: силовые способности (прыжки вверх, отжимание, поднимание ног под углом 90°), координационные способности (тест с монеткой), скоростные способности (приседание, кол-во раз за 10 сек.). Среди студентов отличные и хорошие результаты были показаны в двух видах теста: прыжки вверх (отлично -25% студентов, хорошо - 72% студентов) и поднимание ног вверх из положения лежа под 90° (отлично - 15%, хорошо - 39%). Девушки, согласно результатам тестов, не умеют отжиматься технически-неправильное положение тела исходно, неполное сгибание рук в локтях. При соблюдении техники выполнения упражнения быстро наступает усталость, т.е. недостаточно сильно развита мускулатура предплечий и рук (удовлетворительно -16%, плохо - 68%). 70% юношей показали удовлетворительные результаты по отжиманию от пола, среднее число отжиманий 19 раз.

По тесту «Координационные способности» 14% студентов практически не справились с заданием (перекидывание монеты из одной руки в другую по вертикали на расстоянии 40 см), 11% студентов показали уровень «плохо». В процессе проведения данного теста были отмечены некоторые технические ошибки, которые допускали студенты: несоблюдение четкой вертикали между руками (одна из рук плавно уходила в сторону), между бросками монеты нерациональная затрата времени, излишнее напряжение рук, отсутствие координации между руками (верхняя рука отпускала монету, а нижняя либо еще не была готова ее поймать, либо раньше сжималась в кулак), эмоциональная напряженность.

По тесту «Скоростные способности» 12% юношей и 25% девушек показали уровень «очень плохо», 16% девушек и 23% юношей выполнили тест плохо. Основная причина -медленное выполнение теста (не укладывались за 10 сек. в нормативы). Каждый уровень показателей физической подготовленности оценивался в условных баллах: отлично - 5 баллов, хорошо - 4 балла, удовлетворительно - 3 балла, плохо - 2 балла, очень плохо - 1 балл. Данная система позволила распределить студентов по группам личностного достижения в физической подготовленности. Сводные показатели первичного измерения физической подготовленности студентов первого курса с 2014/15 по 2016/17 уч. год отображены в таблице 1. Показатели таблицы свидетельствуют о том, что группы студентов были приблизительно равны по критериям физической подготовленности. Различия носили некритичный характер.

Таблица 1- Сводные результаты измерения физической подготовленности студентов первых курсов консерватории с 2014/15 по 2016/17 уч. год (баллы/%)__

Учебный год Отлично Хорошо Удовл. Плохо Оч. плохо

2014/15 27±1/7 21±1/39 16±1/37 10±1/18 >6/-

2015/16 26±2/11 20±1/48 15±2/27 9±2/14 >6/-

2016/17 27±2/4 22±1/51 16±2/33 9±1/12 >6/-

30-25 24-19 18-13 12-7 >6

Было отмечено:

1) при выполнении теста «Скоростные способности», студенты консерватории затрудняются работать в строгих временных рамках, каждый студент выбирает оптимальный для себя темп выполнения задания;

2) нерациональное распределение темпа выполнения тестовых заданий (в начале -быстро и интенсивно, замедляясь к концу выполнения);

3) высокое эмоциональное напряжение при выполнении теста «Координационные способности».

Для качественного формирования и развития здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов необходим целый ряд комплексных мер, направленных на повышение качества преподавания физической культуры в образовательных учреждениях, совершенствование материально-технической базы занятий, обеспечение студентов и преподавателей необходимой учебно-методической литературой, наличие медицинской и научной поддержки процесса обучения. На основе данных оценки физической выносливости у студентов консерватории возникает необходимость конструирования комплекса специальных тренировочных упражнений, целью которых является целенаправленное формирование психологического и физического здоровья студентов ресурсами физической культуры. Систематизация упражнений и перестройка хода занятий по физической культуре позволила разработать методические рекомендации и логично-взаимосвязанную концептуальную структуру по формированию здоровьесберегающих компетенций будущих музыкантов. Содержание практических занятий по физической культуре представлено в шести разделах - общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов, упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алибекова, Г.З. Development of psychology as a science. Great personalities and theories : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения психологического факультета высших учебных заведений / Г.З. Алибекова, О.Г. Серебрянцева. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2008. - 158 с.

2. Ануашвили, А.Н. Объективная психология на основе волновой модели мозга / А.Н. Ану-ашвили. - М. : Экон-Информ, 2008. - 292 с.

3. Красноперова, Н.А. Здоровьесохраняющее образование студентов в вузе / Н.А. Красно-перова // Дискурс. - 2017. - № 1 (3). - С. 56-67.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма (DOK) [Электронный ресурс] / А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание». - URL : https://www.twirpx.com/file/144730/ (дата обращения: 03.03.2018).

5. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии [Электронный ресурс] / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин. - URL : https://www.twirpx.com/file/49796/ (дата обращения: 18.02.2018).

6. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Кнорус, 2016. - 214 с.

7. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Электронный ресурс] / В.В. Гузеев. - URL : https://www.twirpx.com/file/679726/ (дата обращения: 11.03.2018).

8. Шванёва, И.Н. Ноосферная психология и ее методы [Электронный ресурс] / И.Н. Шва-нёва. - URL : http://rudocs.exdat.com/docs/index-226875.html (дата обращения: 18.02.2018).

9. Леванова, Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2017. - 148 с.

REFERENCES

1. Alibekova, G.Z. and Serebryantseva, O.G. (2008), Development of psychology as a science. Great faceted personalities and theories: textbook of English for students of the correspondence Department of psychological faculty of higher educational institutions, Moscow state pedagogical University, Moscow.

2. Anuashvili, A.N. (2008), Objective psychology based on the wave model of the brain, Ekon-Inform, Moscow.

3. Krasnoperova, N.A. (2017), "Health saving education students in high school", Discourse, No. 1 (3), pp. 56-67.

4. Markova, A.K. Psychology of professionalism, International humanitarian Fund "Znanie", Moscow, available at: https://www.twirpx.com/file/144730/.

5. Bulanova-Toporkova, M.V., Duhovnia, A.V., Kukulin, V.S. and Suchkov G.V. Pedagogical technologies, available at: https://www.twirpx.com/file/49796/. (Accessed 18.02.2018).

6. Vilenskiy, M.Yu. and Gorshkov, A.G. (2016), Physical culture: textbook, Knorus, Moscow.

7. Guzeev, V.V. (2001), Methods and organizational forms of education, available at: https://www.twirpx.com/file/679726/.

8. Shvaneva, I.N. (2001), Noosphere psychology and its methods, available at: http://ru-docs.exdat.com/docs/index-226875.html.

9. Levanova, E.A. and Tsibulnikova, V.E. (2017), Pedagogical technologies. Health saving technologies in education, Moscow state pedagogical University, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2018

УДК 796.332

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ, ИГРАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОСТАВАХ НА МАЛЫХ ФУТБОЛЬНЫХ ПОЛЯХ

Дмитрий Леонидович Корзун, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Российского государственного социального университета, Минск

Аннотация

Многочисленными исследованиями специалистов доказано, что соревновательная деятельность в детском, юношеском и взрослом футболе предусматривает демонстрацию различных способностей и уровни подготовленности футболистов в соответствии с правилами и с учётом достижений отдельных спортсменов и команд. Статья посвящена проблеме соревновательной деятельности футболистов, играющих в количественном формате 7x7, 9x9 спортсменов на малых полях или частях стандартного футбольного поля. Выявлены основные особенности соревновательной деятельности у юных футболистов, играющих в различных составах с переходом на игру 11x11. Исследование соревновательной деятельности юных футболистов, позволяет аналитически взглянуть на некоторые факты формирования их технико-тактического мастерства.

Ключевые слова: юные футболисты; анализ соревновательной деятельности, технико-тактические действия, мастерство, игра 7x7, 9x9.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS PLAYING IN VARIOUS TEAMS IN SMALL

FOOTBALL FIELDS

Dmitry Leonidovich Korzun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch of the Russian State Social University, Minsk

Annotation

By numerous researches of various experts, it is proved that competitive activity in youthful and adult soccer provides direct demonstration of abilities and level of readiness of the football player according to the rules, and in comparison, with achievements of certain athletes and teams. Article is devoted to the problem of competitive activity of the football players, playing in a quantitative format 7x7, 9x9, 11x11 of athletes in small fields or parts of the standard football field. The main features of competitive activity at the young football players playing in various teams with transition to a game 11x11 are revealed. The research of competitive activity of young football players, allows looking at some facts of the formation of their technical and tactical skill analytically.

Keywords: young football players, analysis of competitive activity, technical and tactical actions, skill, 7x7, 9x9 game.

Спортивная тренировка футболистов достигла такого уровня, при котором дальнейшее его развитие может оказаться весьма затруднительным, если не использовать научные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.