УДК 378:811
Миронова Дина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Коробова Екатерина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Кардович Ирина Кимовна
кандидат филологических наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected], [email protected], [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Новейшие инфокоммуникационные технологии (ИКТ) занимают все большее место в нашей жизни. Их использование для развития иноязычной профессиональной компетенции студентов экономических вузов помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения, повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся. В статье описаны педагогические условия и педагогические эффекты применения инфокоммуникационных технологий для развития иноязычной профессиональной компетенции студентов экономических вузов, сформулированы психолого-педагогические и методические основы их использования.
Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии (ИКТ), профессиональная иноязычная компетентность, иностранный язык, студенты-экономисты.
В настоящее время существенно повысилась интенсивность международных связей во всех областях жизни и в экономике, в частности. Этим обусловлено повышение внимания в высшем образовании к формированию профессиональной иноязычной компетентности будущих экономистов. Помимо изучения иностранного языка на занятиях, студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова также слушают лекции и участвуют в семинарах, проводимых иностранными учеными и практиками. Студенты активно принимают участие в программах студенческой мобильности - учатся за рубежом (длительность обучения - от одного семестра и более) - и в других программах университета, предполагающих высокий уровень владения иностранным языком.
Однако, как показал проведенный на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова анализ алгоритма формирования профессиональной иноязычной компетентности, такой аспект профессиональной подготовки как применение инфокоммуникационных технологий в развитии профессиональной иноязычной компетенции обучающихся в экономических вузах не получил должного научно-теоретического и методического обоснования.
Для совершенствования применения ИКТ в целях развития профессиональной иноязычной компетенции студентов-экономистов, нами были сформулированы и описаны педагогические аспекты их применения в экономических вузах.
ИКТ - это термин, появившийся в начале этого века, он связан с новым этапом развития информационного общества. Информатизация и связь в настоящее время, объединенные понятием «ин-фокоммуникация» и базирующиеся на последних достижениях науки и техники, играют огромную роль в социально-экономическом развитии стран,
в национальном, региональном и глобальном развитии, содействуют открытому информационному обмену между странами. В результате внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы деятельности общества реализуется возможность обеспечения полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно-значимых видах человеческой деятельности [1].
Вследствие происходящих процессов, одной из актуальных задач современной педагогики является подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе, что предполагает обучение его новым видам деятельности и новым видам грамотности (читательской, информационной, компьютерной и медиа грамотности), развитие умения ориентироваться в огромном потоке информации, правильно использовать ее в своей деятельности.
В контексте изучения иностранного языка новые цифровые технологии открывают новые возможности для более качественного и быстрого усвоения предмета.
Обучение иностранному языку будущего экономиста должно быть направлено на то, чтобы научить его пользоваться иностранным языком в практической профессиональной деятельности, дать возможность молодому специалисту знакомиться с новейшими достижениями в профессиональной сфере, устанавливать контакты с зарубежными коллегами, полноправно интегрироваться в поликультурную профессиональную среду.
Поэтому организация учебного процесса по иностранному языку в экономических вузах должно иметь профессиональную направленность, а также максимально учитывать потребности, интересы и личностные особенности студентов.
© Миронова Д. А., Коробова Е.В., Кардович И.К., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
219
Главная цель обучения иностранному языку будущих экономистов - это формирование профессиональной иноязычной компетенции на основе деятельностного подхода, предполагающего выработку определенных навыков и умений в разных видах речевой деятельности [7; 9].
Современные ИКТ предоставляют быстрый доступ к базам данных и информационно-поисковым системам, библиотечным каталогам. Будущие экономисты могут работать с англоязычными сайтами, где размещена разнообразная актуальная аутентичная информация, в том числе и профессиональной направленности. Для обучения аудированию можно использовать словари с озвученными текстами словарных статей, есть возможность слушать лекции известных ученых и успешных практиков на иностранном языке, участвовать в обсуждении прослушанного материала. Компьютерные энциклопедии являются источником профессиональной информации и включают наряду с подробной статьей иллюстрации, фотографии, звуковые и видео фрагменты, географические карты, хронологические таблицы.
При обучении с использованием ИКТ студент интегрируется в реальную языковую среду и тем самым существенно ослабляет языковой барьер практического использования иностранного языка в этой среде, поскольку обмен информацией происходит между сверстниками, содержание материалов отражает мысли, чувства идеи, реальные жизненные ситуации современников, этот материал актуален и интересен студентам.
ИКТ имеют большой образовательный потенциал и представляются перспективными для развития профессиональной иноязычной компетенции у обучающихся в экономических вузах, так как позволяют погружать обучаемого в реальную языковую среду через общение с носителями языка, приобщать обучаемого к языковой предметно-коммуникативной деятельности. Обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей позволяет студентам общаться с носителями языка и изучать иностранный язык, находясь в реальной жизненной ситуации общения, не создавая ее искусственно, возникает возможность включения иностранного языка непосредственно в квази-профес-сиональную деятельность студентов-экономистов.
Мы считаем, что обучение иностранному языку в вузе с применением ИКТ является перспективным направлением развития высшего образования, так как рациональное использование ИКТ в образовательном процессе позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению будущих экономистов, связать обучение с реальной жизнью, делать его интересным и продуктивным.
Основными инфокоммуникационными технологиями, используемыми в развитии иноязычной профессиональной компетенции студентов-эконо-
мистов в РЭУ им. Г.В. Плеханова являются: ресурсы интернета (тексты, видео и аудио материалы, социальные сети, форумы, электронная почта, чаты, телеконференции); электронные образовательные ресурсы, созданные сотрудниками кафедры иностранных языков.
Применение ИКТ в учебном процессе вуза имеет психолого-педагогические и методические основы, ряд необходимых педагогических условий.
Ниже сформулированы психолого-педагогические и методические основы использования инфокоммуникационных технологий в развитии иноязычной компетенции обучающихся в экономических вузах.
К психолого-педагогическим основам относятся следующие:
1. Применение инфокоммуникационных технологий в процессе изучения иностранных языков активизирует познавательную деятельность студентов.
2. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию студентов к освоению иностранного языка, к формированию профессиональной иноязычной компетенции.
3. Владение инфокоммуникационными технологиями, умение рационально использовать информационные ресурсы общества являются компонентами информационной культуры человека.
4. Инфокоммуникационные технологии позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения, давая возможность выбирать оптимальные объем и скорость усвоения материала.
5. Инновационные инфокоммуникационные технологии снимают такой отрицательный психологический фактор, как боязнь ответа. На традиционных аудиторных занятиях различные факторы (межличностные отношения в группе, неточности произношения, страх ошибки, неумение четко формулировать свои мысли вслух и т.п.) мешают многим студентам показать свои реальные знания. Использование ИКТ уменьшает влияние выше перечисленных факторов на коммуникацию студента.
6. Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку позволяет расширить временные и пространственные рамки, организовать общение с реальными собеседниками.
7. Работа в информационно-образовательной среде стимулирует участие студентов в новых видах коммуникации, ориентированных на деятельност-ный характер поведения и способствует повышению информационной компетентности личности.
К методическим основам применения инфо-коммуникационных технологий обучения для развития иноязычной компетенции будущих экономистов можно отнести следующее:
- многоаспектность представления учебной информации, которая позволяет реализовывать различные типы наглядности и задействовать разные
220
Вестник КГУ ^ 2019
органы чувств студентов для получения и обработки данной информации;
- доступность информации и динамичность переходов от одной учебной информации к другой;
- возможность получения и сохранения информации об академических результатах образовательной деятельности, учета учебных достижений и ошибок;
- многоканальность получения и передачи учебной информации;
- сочетание в обучении традиционной отработки иноязычных навыков с творческой, познавательно-поисковой деятельностью;
- ориентированность на аутентичную квазипрофессиональную среду.
Успешное применение ИКТ в учебном процессе предполагает соблюдение ряда педагогических условий, среди которых мы выделяем:
- целеполагание: определение целей, задач и порядка применения средств ИКТ для развития профессиональной иноязычной компетенции будущих экономистов;
- обоснованный отбор программных продуктов и средств инфокоммуникации, методов и подходов к их применению в процессе формирования профессиональной иноязычной компетенции;
- формирование готовности, как преподавателей, так и обучающихся к использованию инфо-коммуникационных технологий;
- рациональное включение ИКТ в структуру образовательного процесса;
- последовательное и постоянное использование ИКТ на занятиях и во внеучебной деятельности студентов.
Применение инфокоммуникационных технологий для развития иноязычной профессиональной компетенции будущих экономистов способствует качественному совершенствованию образовательного процесса в вузе за счет следующих эффектов:
- повышение мотивации обучающихся;
- индивидуализация процесса обучения;
- устранение или уменьшение негативных факторов и психологических барьеров в процессе обучения.
С учетом рассмотренных педагогических аспектов, развитие профессиональной иноязычной компетенции обучающихся в экономических вузах с применением инфокоммуникационных технологий представляет собой многоаспектный процесс последовательной и систематической выработки профессиональной иноязычной компетенции. Развитие профессиональной иноязычной компетенции осуществляется на аудиторных занятиях по иностранному языку и во внеаудиторной работе (участие в научных конференциях, конкурсах, викторинах, олимпиадах и др.).
Интеграция России в международное экономическое сообщество делает необходимым взаимо-
действие с зарубежными партнерами во всех сферах деятельности. В этих условиях главной задачей преподавания иностранных языков в высшей школе становится развитие профессиональной иноязычной компетенции, обеспечивающей вхождение в поликультурную среду информатизированной практической профессиональной деятельности. Важнейшим средством формирования и развития иноязычной профессиональной компетенции будущих экономистов являются ИКТ, обеспечивающие реализацию интерактивных форм и методов обучения и способствующие повышению мотивации обучения. В целом, можно сделать вывод, что применение инфокоммуникационных технологий может качественно преобразовать процесс обучения иностранным языкам в экономических вузах при условии учета выделенных в данной статье педагогических аспектов их использования.
Библиографический список
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании: (К освоению компетентност-ного подхода). - Высшее образование в России. -
2004. - № 11. - С. 3-13.
3. Гаврилова Е.А., Тростина К.В. Интеграция мобильных устройств в виртуальную среду обучения иностранным языкам // Повышение индивидуального рейтинга и конкурентоспособности преподавателей иностранных языков в современных условиях: сб. материалов XVIII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. - М., 2017. - С. 34-42.
4. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, Н.В. Кульбеда, Н.В. Новожилова // Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Пед. поиск», 2004. - 96 с.
5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та,
2005. - 215 с.
6. Кайсина Т.В. Инфокоммуникационные технологии как средство профессионального становления студента: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. - Оренбург, 2008.- 23 с.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
8. Миронова Д.А. Использование современных информационных технологий в преподавании иностранного языка // Языковая компетентность как компонент профессионального мастерства: Материалы науч.-практ. конф. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2008. - С. 72-74.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
221
9. Рожина Л.В. Дидактические основы подготовки пользователей новых информационных технологий в высшей школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2000. - 25 с.
10. Смолянинова О.Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа. - Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2006. - 199 с.
11. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference / Council of Europe. - Strasbourg, 1996.
References
1. Abdeev R.F. Filosofiya informacionnoj civilizacii. - M.: VLADOS, 1994. - 336 s.
2. Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii: (K osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda). - Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2004. -№ 11. - S. 3-13.
3. Gavrilova E.A., Trostina K.V. Integraciya mobil'nyh ustrojstv v virtual'nuyu sredu obucheniya inostrannym yazykam // Povyshenie individual'nogo rejtinga i konkurentosposobnosti prepodavatelej inostrannyh yazykov v sovremennyh usloviyah: sb. materialov XVIII SHkoly povysheniya kvalifikacii prepodavatelej inostrannyh yazykov vuzov ehkonomicheskogo profilya. - M., 2017. - S. 34-42.
4. Guzeev V.V. Obrazovatel'naya tekhnologiya XXI veka: deyatel'nost', cennosti, uspekh / V.V. Guzeev, A.N. Dahin, N.V Kul'beda,
N.V. Novozhilova // Obrazovatel'naya tekhnologiya XXI veka: deyatel'nost', cennosti, uspekh. - M.: Centr «Ped. poisk», 2004. - 96 s.
5. Zeer EH.F. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod / EH.F. Zeer, A.M. Pavlova, EH.EH. Symanyuk. - M.: Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo in-ta, 2005. - 215 s.
6. Kajsina T.V. Infokommunikacionnye tekhnologii kak sredstvo professional'nogo stanovleniya studenta: avtoref. dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk. -Orenburg, 2008.- 23 c.
7. Lerner I.YA. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. - M.: Pedagogika, 1981. - 185 s.
8. Mironova D.A. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij v prepodavanii inostrannogo yazyka // YAzykovaya kompetentnost' kak komponent professional'nogo masterstva: Materialy nauch.-prakt. konf. - M.: REHA im. G.V. Plekhanova, 2008. - S. 72-74.
9. Rozhina L.V. Didakticheskie osnovy podgotovki pol'zovatelej novyh informacionnyh tekhnologij v vysshej shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Ulan-Udeh, 2000. - 25 s.
10. Smolyaninova O.G. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii v kontekste ispol'zovaniya mul'timedia. - Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gos. un-t, 2006. - 199 s.
11. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference / Council of Europe. - Strasbourg, 1996.
222
Вестник КГУ 2019