Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий при изучении иностранного языка в вузе как средство повышения мотивированности студентов'

Использование современных информационных технологий при изучении иностранного языка в вузе как средство повышения мотивированности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробова Екатерина Владимировна, Миронова Дина Александровна, Кардович Ирина Кимовна

В статье рассматривается взаимосвязь между использованием современных информационных технологий при обучении студентов иностранному языку и формированием высокого уровня мотивированности студентов. Приводятся некоторые примеры практического использования инфокоммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку в экономическом вузе и делаются выводы о позитивном влиянии интегрирования современных технологий в образовательный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробова Екатерина Владимировна, Миронова Дина Александровна, Кардович Ирина Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий при изучении иностранного языка в вузе как средство повышения мотивированности студентов»

9. Crede M., Kuncel N.R. Study habits, skills, and attitudes: The third pillar supporting collegiate academic performance. Perspectives on Psychological Science. - 2008. - Vol. 3. - P. 425-454.

10.Glass C. R., Buus S., Braskamp L. A. Uneven experiences: What's missing and what matters for today's international students. Chicago, IL: Global Perspective Institute. 2013. 20 p.

11.Moilanen K.L. The adolescent self-regulatory inventory: The development and validition of a questionnaire of short-term and longterm self-regulation. Journal of Youth and Adolescence. - 2007. - Vol. 36. - P. 835-848.

© А.В. Ko6binaHCKaa, 2015

УДК 378

Коробова Екатерина Владимировна

канд.пед.наук, доцент ФГОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Миронова Дина Александровна канд.пед.наук, доцент ФГОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Кардович Ирина Кимовна канд.филол.наук, доцент ФГОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, РФ

E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь между использованием современных информационных технологий при обучении студентов иностранному языку и формированием высокого уровня мотивированности студентов. Приводятся некоторые примеры практического использования инфокоммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку в экономическом вузе и делаются выводы о позитивном влиянии интегрирования современных технологий в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова

Информационные технологии, мотивация, обучение, английский язык.

Korobova E.V., Mironova D.A., Kardovich I.K.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITIES AS A MEANS OF INCREASING THE STUDENT'S MOTIVATION.

Abstract

The article deals with the correlation between the application of modern information technologies and the rising of students' motivation to study a foreign language. There are some examples of practical integration of

infocommunication technologies in teaching English in a university of Economics and some conclusions of their positive impact on teaching are made.

Keywords

Information technologies, motivation, teaching, the English language.

Создание высокого уровня мотивации обучающихся является одним их ключевых факторов достижения успеха в образовательном процессе. В данной статье мы рассмотрим возможности повышения мотивационной составляющей процесса обучения при изучении английского языка в экономическом вузе, учитывая, что развитие мотивации при обучении иностранному языку — это не самоцель, а одно из средств формирования у обучающихся готовности к иноязычной речевой деятельности.

Так как иноязычная речевая деятельность всегда связана с мотивами и потребностями личности, то мотивацию следует рассматривать как мощный фактор формирования у обучающихся в экономических вузах готовности к иноязычной речевой деятельности, так как мотивация побуждает будущих экономистов к непрерывной, интенсивной учебной деятельности и освоению профессии, конкретизирует степень их волевых усилий. Кроме того, мотивация придает избирательную направленность функциям иноязычной речевой деятельности, обусловливает её темп, результативность и выступает в качестве внутреннего механизма управления, саморегуляции.

Роль мотивации в обучении и возможные способы ее формирования и развития изучалась и изучается многими отечественными и зарубежными учеными.

Так, автор коммуникативной методики обучения Е.Н. Пассов, развивая теорию коммуникативной мотивации, выделил два вида мотивации: общую коммуникативную мотивацию, уровень которой часто не зависит от организации процесса обучения языку, и ситуативную мотивацию, уровень которой определяется в решающей степени тем, «как мы обучаем, в частности создаем общение, какой используем материал, какие приемы и т.п.» [8]. Он называет мотивационную готовность важным фактором успешного участия в иноязычном общении.

Анализ исследований ученых показывает, что для формирования готовности к иноязычной речевой деятельности наиболее оптимальной является именно коммуникативная мотивация, так как она включает направленность обучающегося на приобретение новой иноязычной информации. Коммуникативная мотивация по своей сути всегда является внутренней.

В процессе формирования готовности к иноязычной речевой деятельности переход внешнего мотива во внутренний играет решающую роль, и если обучающийся реально осознает необходимость изучения иностранного языка для себя, для своего будущей профессиональной деятельности, то успешное освоение иностранного языка обеспечено.

Развитие оптимальной внутренней мотивации учения, отвечающей содержанию иноязычной речевой деятельности и интересам обучающихся, оказывает значительное влияние на формирование у них готовности и способности к иноязычной речевой деятельности.

В процессе овладения иноязычной речевой деятельностью происходит (в идеале) формирование устойчивой мотивации, которая выступает одной из форм проявления потребностей обучающихся и функционирует в роли побудительного средства иноязычной речевой деятельности и поведения обучающегося.

Казалось бы, в эпоху глобализации и повсеместного использования английского языка в качестве языка международного общения, проблема мотивированности студентов изучать английский язык должна решаться сама собой. Но в реальной жизни этого не происходит. Очень часто желание изучать английский язык подавляется из-за использования старых методов преподавания. Многие преподаватели, отработавшие в системе высшего образования не одно десятилетие, используют те же методы и приемы, которыми обучали еще их, то есть методики середины и конца прошлого века. Происходит столкновение реалий жизни с

нежеланием преподавателей перестраивать процесс обучения в соответствии с изменившимися условиями жизни.

Любой отрыв процесса обучения от реалий жизни демотивирует обучающихся, заставляет их относиться к процессу обучения как к чему-то ненужному и устарелому, заводя таким образом процесс обучения в тупик. И наоборот, активное привлечение всех достижений человеческой мысли к процессу обучения создает основу для формирования устойчивой мотивации к обучению. Применение современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам может и должно являться мощным мотивационным фактором изучения иностранного языка.

Использование информационных технологий может качественно преобразовать образовательный процессе в вузе:

- сделав учебно-познавательную деятельность обучающихся более личностной, полимотивированной, индивидуализированной, свободной от влияния ряда дидактических и психологических барьеров;

- усилив влияние мотивов профессионального и личностного саморазвития и самореализации обучающихся;

- снизив негативные факторы (защитной мотивации, влияния социальных, возрастных, половых, индивидуально-личностных, ролевых и др. особенностей обучающихся на результаты подготовки и службы).

Рассмотрим примеры практического использования современных информационных технологий при обучении английскому языку в экономическом вузе и их роль в формировании мотивированности студентов.

Использование интернета как источника знаний очень важно в современных условиях. Интересно отметить, что роль преподавателя с развитием современных информационных технологий несколько меняется. Если раньше преподаватель являлся непосредственным источником знаний, то теперь его роль все больше смещается в сторону организации познавательного процесса. Именно умело и эффективно организованный образовательный процесс является залогом формирования мотивированности студентов, а значит и гарантом успешного результата всего образовательного процесса.

Работа в глобальной сети вызывает у студентов большой интерес к культуре стран изучаемого языка и значительно повышает мотивацию в обучении иностранному языку. Обучающиеся получают возможность работать над чтением актуальных материалов из электронных версий известных иноязычных изданий. Особый интерес представляют сайты молодежных журналов для изучения иностранных языков. Есть сайты, на которых организована электронная переписка молодых людей, изучающих иностранный язык во всем мире.

В преподавании иностранного языка в вузе применяются следующие информационные технологии: ресурсы сети интернет (текстовая, видео и аудио информации, форумы, электронная почта, вэбквесты, чаты, телеконференции); электронные лексикографические источники (сетевые и локальные версии); мультимедийные учебники и интерактивные книги.

В процессе обучения профессиональному и деловому общению на английском языке мы применяем разные виды работы с современными информационными технологиями. Особенно эффективно применение современных технологий при организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов.

Далее приведем примеры видов заданий с применением информационных технологий. Эти задания выполняются самостоятельно и анализируются на занятии.

1) Проанализируйте позиционирование известных вам розничных торговых предприятий.

2) Используя информацию сайта компании, дайте характеристику ее ведущего бренда

3) На форуме обсудите, как технологии влияют на развитие "процессов" как одного из элементов в комплексе маркетинга

4) Выберите наиболее известную компанию, которая провела неудачную политику расширения бренда, проведите анализ и выявите причины неудачи.

5) Выберите компанию и проанализируйте ее положение на рынке

6) На примере известного супермаркета или отеля критически оцените положительные и отрицательные аспекты его "вещественных доказательств" как одного из элементов комплекса маркетинга и дайте рекомендации по улучшению имиджа компании.

7) Обсудите в чате как нано технологии могут повлиять на маркетинговые процессы в течение последующих 5-10 лет и представьте выводы в виде доклада

8) Представьте себя в роли предпринимателя. Вам необходимо прорекламировать свой товар (услугу) в социальных сетях. Какие действия вы предпримите для решения этой проблемы?

9) Используя ресурсы интернета и другие источники подготовьте STEP анализ страны или региона.

10) Найдите 3 предложения, присланных разными компаниями на вашу электронную почту. Проанализируйте, насколько данные предложения ориентированы на ваши потребности.

11) Некоторые компании, занимающиеся изготовлением упаковок, считают, что контейнеры являются наиболее удобными и легкими в использовании. Согласны ли вы с этим высказыванием? Исследуйте данный вопрос, используя различные источники и обоснуйте свой ответ, подкрепив его примерами.

12) Проанализировав деятельность компании, продумайте подходящее для нее мероприятие для улучшения командной работы персонала. Обоснуйте свой выбор.

13) Проведите SWOT анализ компании, в которой вы хотели бы работать.

14) Изучив примеры из интернета проиллюстрируйте как человеческий фактор влияет на развитие компании. Подтвердите свои ответы примерами.

15) Найдите и изучите информацию о развитии и изменении процесса упаковки в течение последних 100 лет.

Выполнение подобных заданий повышает заинтересованность студентов в изучении иностранного языка, так как дает возможность применять информационные технологии для решения задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Мы считаем, что использование современных информационных технологий на занятиях и во внеаудиторной работе позволяет повысить мотивированность студентов. Осуществление посредством современных технологий связи обучения с будущей профессиональной деятельностью, позволяет студентам осознать важность иностранного языка в их профессиональном становлении, учит их самостоятельно совершенствовать свои знания и применять их в практической деятельности - искать и анализировать иноязычный материал СМИ и интернета, готовить сообщения и исследования на профессиональные темы.

Таким образом, современные информационные технологии позволяют интенсифицировать и оптимизировать весь процесс обучения иностранным языкам в вузе. Список использованной литературы.

1. Баскин Ю.Г., Миронова Д.А. Разработка и применение инфокоммуникационных технологий как условие совершенствования образовательного процесса в вузах МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. - СПб.:СПбУ ГПС МЧС России, 2013. № 4, с.48-56

2. Кардович И.К. Развитие творческих способностей студентов в процессе преподавания английского языка. Педагогические основы развития креативности студентов и школьников. III Международная научно-практическая конференция.М.:2006, с.с.38-40.

3. Коробова Е.В., Миронова Д.А. «Информационные технологии в образовании» Международный академический вестник ISSN 2312-5519 № 4 (4), с.

4. Коробова Е.В., Дубова О.Б. Проблема оценивания знаний учащихся. Исторический обзор. В сб. «Наука в современном мире: теория и практика». Материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 сент. 2014 г.). Уфа, РИО ИЦИПТ 2014, стр. 52-57.

5. Малыхина И.А., Ивакина А.В. К вопросу о качестве воспитательной работы в вузе. Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 19. С. 14-17. ISBN 978-5-00068-269-2

6. Миронова Д.А. Инфокоммуникационные технологии в развитии иноязычной компетенции обучающихся

в вузах. - Журнал ВЕСТНИК ТОГИРРО, Издательство: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (Тюмень), №3(27) 2013, с. 127-128, ISSN: 2226-3802

7. Зарудная М.В., Миронова Д.А. Организация контроля самостоятельной работы студентов. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные методики преподавания иностранных языков» 0,6/0,3 п.л., РЭУ им.Г.В. Плеханова

8. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Просвещение, 1998. - 312 с.

9. Яковлева Г.П. Мотивация студентов в процессе изучения иностранных языков. Международный академический вестник. 2014. № 4 (4). С. 36-38.

©Е.В. Коробова, Д.А. Миронова, И.К. Кардович, 2015

УДК 796

Лактионова Эльвира Геннадьевна

канд. пед. наук, доцент СГУ г. Сочи, РФ [email protected]

СРОЧНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В КВАЗИИЗОТОНИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Приводится экспериментальный материал, характеризующий срочный тренировочный эффект от выполнения силовых упражнений по реакции сердечнососудистой системы. Реакция сердечнососудистой системы рассматривается, как индикатор адаптационных реакций всего организма человека. Обосновывается возможность использования силовых упражнений в физическом воспитании различных возрастных категорий населения.

Ключевые слова

Силовые упражнения, срочный тренировочный эффект, сердечнососудистая система, квазиизотонический

режим

ВВЕДЕНИЕ. Современные представления физиологии и оздоровительной физической культуры сводятся к тому, что для оздоровления человека, необходим учёт особенностей реакции различных систем организма на воздействие того или иного средства физической культуры. В практике оздоровительной физической культуры используется широкий арсенал физических упражнений, которые существенно отличаются структурной организацией двигательных действий и направленностью воздействия. Силовые упражнения, выполняемые в квазиизотоническом режиме, активизирует процессы, связанные с повышением обмена веществ в организме, оказывает выраженный тренировочный, оздоровительный эффект [3, 5, 6 и др.].

Концепция о сердечнососудистой системе рассматривается В.В. Париным с соавт. [2], как индикатор адаптационных реакций всего организма. Предполагается, что использование данных оперативного контроля позволит определить реакцию организма человека к воздействию физических нагрузок силовой направленности. Характер ответных реакций организма человека, свидетельствует об адекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма.

Методы и организация исследования. В экспериментальных исследованиях принимали участие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.