ланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа [3, с. 51].
Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в современных условиях, которые характеризуются изменением мировоззренческих основ, нравственно-духовных установок, идет стихийный процесс поиска нового содержания, принципов патриотического воспитания, путей его осуществления.
Патриотизм должен стать объединяющей идеей для всех людей, заботящихся о единстве и процветании России, о ее защите.
Литература
1. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. М., 1984. С. 375—645; Платон. Критон. Т. 1. М., 1968; Цицерон. Диалоги: «О государстве», «О законах». М., 1994;
2. Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение. 2002. № 19.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: моногр. Волгоград, 2006.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955.
5. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9.
6. Монтескье III. Размышления о величии и падении римлян II Избранные произведения. М., 1955; Руссо Ж.Ж. О родине // Трактаты. М., 1969.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 2. М., 2006.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М., 1999.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ
О.С. САЗОНОВА,
кандидат педагогических наук Научная специальность:13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор М.Г. Харитонов
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования рефлексивных умений учителей; раскрываются современные подходы к решению актуальной проблемы формирования рефлексивных умений учителей в системе педагогического образования; определяется новое видение данной проблемы и раскрываются пути ее решения через призму комплекса наук.
Ключевые слова: педагогическое образование, актуализация рефлексивных умений, рефлексивные умения учителей, формирование рефлексивных умений, профессиональная педагогическая подготовка, рефлексивная подготовка, концептуальные подходы в образовании.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING REFLECTIVE SKILLS
O.S. SAZONOVA,
candidate of pedagogical sciences
Annotation. The article examines the actual problem of developing teachers' reflective skills; describes contemporary approaches to solving problems in shaping reflection skills among teachers in the system of pedagogical education. It defines a new vision of complex problems and demonstrates the ways to solve these problems through complex science.
Keywords: pedagogical education, actualisation of reflective skills, the reflexive skills of teachers, shaping reflection skills, professional pedagogical training reflective, conceptual approaches in education.
В данной статье мы постараемся рассмотреть рефлексию как механизм самопознания. Прежде всего, необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность уже с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: коммуникативная (ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков); личностная (объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, критическое осмысление себя и других субъектов деятельности); интеллектуальная (проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи) [5, с. 14—22].
Рефлексивный механизм включает в себя ряд этапов функционирования: а) рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя; б) интенциональность — направленность на объект рефлексирования, его выделение среди других объектов; в) первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование; г) конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ; д) схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций; е) объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата [4, с. 110—114].
Остановимся на действии рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации личности с другим человеком и с самим собой.
Идентифицируясь с другим человеком, мы выделяем его личностные черты, способы поведения,
особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу. Если, например, педагог владеет системой рефлексивных умений, то этот анализ протекает более продуктивно, и в ходе его выявляются причины совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.
Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает отличие его взгляда на себя от своего собственного, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность сформировать о себе более адекватное и целостное представление.
В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим «Я» идентифицируется человек: «Я-познающим», «Я-познаваемым», «Я-иде-альным»; во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему.
Процесс «самокопания» — это сложная работа, требующая времени, усилий и владения системой рефлексивных умений. В то же время, именно он позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Мы полагаем, что рефлексия помогает человеку преодолеть собственную парализованность мышления и открывает потенциальные возможности для самопознания.
Содействовать развитию личности учащихся педагог может только тогда, когда сам встал на путь систематического самопознания и саморазвития. В противном случае его деятельность по стимулированию и саморазвитию, будь то школьников или студентов, будет носить декларативный характер, не подкрепляясь собственным опытом.
Отметим, что в определении перспектив своего развития у специалиста есть три пути: путь адаптации — дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями; путь саморазвития — позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реа-
№ 3 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
169
лизовать себя как профессионала; путь стагнации — наступает тогда, когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа знаний и др., в результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к инновационным тенденциям и, как итог, — профессиональное выгорание.
В настоящее время в науке существуют самые разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности педагога, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности.
Содержательная динамика рефлексии связана с личностной зрелостью и профессиональным развитием. Она призвана укрепить собственное решение, помочь определиться в выборе, сменить установки на предпрофессиональном этапе. Важна рефлексия деятельности на основе имеющихся профессиональных затруднений на этапах самостоятельной педагогической работы и последипломного образования. Рефлексия — не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления. Рефлексия основана на самостоятельности и содействует тому, что внутренние силы выступают главным резервом и побудителем активности, задают вектор профессионального развития педагога. По мнению Б.З. Вуль-фова, «адекватная оценка, правильная организация и целенаправленное осуществление профессиональной рефлексии — существенные гуманизирующие факторы совершенствования педагогического образования, процесс созидания Учителя — Человека и Педагога» [1, с. 71—79].
Структура личности специалиста многообразна, наиболее важными ее компонентами являются психологическая направленность, профессиональная активность, профессиональные знания и умения, психологические способности, психологическое мышление и воображение, профессиональное самосознание, которые выражаются в деятельности и общении. Благоприятные сочетания личностных характеристик обусловливают высокий уровень профессиональной компетенции специалиста.
Хотелось бы закончить словами А. Куатье «... Передний обзор и зеркала заднего вида все равно оставляют какую-то «слепую зону». Водитель не видит всего, что происходит вокруг него на дороге. И поэтому бывают аварии, когда другая машина попадает в «слепую зону» этого водителя, — а рефлексия — как круговой обзор...».
Литература
1. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. № 1.
2. Куатье А. Иди и смотри. Краснодар, 2005.
3. Семенов И.П. Проблемы рефлексивной психологии. М., 1990.
4. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: сб. науч. тр. Новосибирск, 1989.
5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6.