ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Для того, чтобы проанализировать сущность системы информации, следует более подробно рассмотреть элементы информационной технологии.
Первый такой элемент — регистрация — представляет собой совокупность процессов сбора, фиксации и обработки информации, предназначаемой для размещения в учетах.
Данный элемент информационного обеспечения в свою очередь тесно связан с источниками информации. Последними могут выступать как объекты, содержащие (несущие) информацию, так и субъекты, создающие, распространяющие и использующие эту информацию. К числу объектов — носителей информации можно отнести материальные предметы, документы.
Проецируя тезис В.М. Атмажитова и Е.Н. Яков-ца на библиотеку, целью регистрации является создание субъектами информационного обеспечения с использованием соответствующих методов и способов различного рода документов, обладающих необходимым и достаточным набором регистрационных признаков, позволяющих обеспечить систематизацию последних в информационных системах. Поэтому субъектам системы необходим свой специализированный учет, формирование которого является неотъемлемой частью информационной технологии. Рассматриваемая стадия представляет собой совокупность информационных процессов, связанных с накоплением, хранением, поиском и распространением информации5.
Таким образом, существующие в настоящее время проблемы информационного обеспечения в библиотеке, выражающиеся в несвоевременности и отсутствии систематичности поступления информации, неиспользовании в полной мере таких форм накопления и хранения информации как картотеки, журналы, электронные базы данных, пронизывают все организационные уровни системы и требуют для своего устранения целый комплекс радикальных управленческих решений.
Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2006. С. 217.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
3. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та. 2007.
4. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. Склонности и способности. М.: Наука, 2011. С. 26.
5. Психолого-педагогические основы непрерывного образования: Межвуз. сб. науч. трудов. Кемерово, 1992.
1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2006. С. 217.
2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
3 Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та. 2007.
4 См.: Наливайченко О.М. Оперативно-розыскная профилактика в ИТК: Учеб. пособие. Рязань, 1992. С. 33.
5 См.: Атмажитов В.М., Яковец Е.Н. Указ. соч. С. 17—18.
МЕТОДОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ
О.С. САЗОНОВА
кандидат педагогических наук Научная специальность:13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Харитонов М.Г.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования рефлексивных умений учителей; раскрываются современные подходы к решению актуальной проблемы формирования рефлексивных умений учителей в системе педагогического образования; определяется новое видение сложной проблемы и раскрываются пути ее решения через призму комплекса наук.
Ключевые слова: педагогическое образование, актуализация рефлексивных умений, рефлексивные умения учителей, формирование рефлексивных умений, профессиональная педагогическая подготовка, рефлексивная подготовка, концептуальные подходы в образовании.
METHODOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF REFLEXIVE SKILLS
O.S. SAZONOVA
candidate of pedagogical sciences
Annotation. The article examines the actual problem of developing teachers' reflective skills; describes contemporary approaches to solving problems in shaping reflection skills among teachers in the system of pedagogical education. It defines a new vision of complex problems and demonstrates the ways to solve these problems through complex science.
Key words: pedagogical education, actualisation of reflective skills, the reflexive skills of teachers, shaping reflection skills, professional pedagogical training reflective, conceptual approaches in education.
Сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности. Человек наделен таким уникальным качеством, которого нет у животных, — способностью сознавать. Другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная реальность и вследствие этого возникает способность к разграничению по типу «Я» и «не Я». Человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение. Люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели. Человек пристрастно относится к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях.
Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я» — «не Я», в его центре находится «Я», которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое «собственное Я», но дать этому научное определение очень трудно. Общепринято интерпретировать «Я» как личность, рассматриваемую изнутри, способность человека выделять себя из окружающего мира и выступать в качестве инициатора собственной деятельности и поведения.
Человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, то есть способность к самопознанию, самоконтролю, саморегулированию и эмоционально-ценностному отношению к себе.
Остановимся на некоторых общих психологических особенностях, которые расширяют наши представления о «Я-концепции» человека. К ним, как правило, относят следующие: полнота — фрагментарность «Я-концепции» — определяется тем,
насколько полно и обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны; глубина — поверхностность знаний о себе — способность познать себя не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о тебе другие и что с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание себя характеризуется отрывочностью и несистематичностью. Глубокое познание себя — это стремление к постоянному расширению и раскрытию себя как личности; гармоничность — конфликтность «Я-концепции» определяется тем, насколько различные части личности, даже противоречивые, гармонизируются друг с другом, составляя целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной «Я-концепцией» личность имеет дело тогда, когда она принимает определенные качества и отвергает другие; адекватность — неадекватность представлений о себе — человек может создать такой образ самого себя («Я-идеальное»), какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью. Адекватная «Я-концепция» — залог адаптивности личности; устойчивость — динамичность «Я-концепции» могут быть рассмотрены в двух аспектах. Во-первых, это временной аспект, характеризующийся тем, насколько человек способен сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени и, во-вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости; принятие — непринятие себя — люди, которые обладают низкой самооценкой, считают себя значительно хуже
№ 2 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
217
других, в результате у них формируется низкий уровень самопринятия, которое приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и апатии, а иногда и к суицидальным мыслям [3, 51].
На формирование «Я-концепции» личности влияние оказывают очень многие факторы.
Мы полагаем, что смысл рефлексивных умений специалиста заключается в том, что они позволяют человеку взглянуть на себя глазами других людей, осуществить поиск причины неудач или затруднений. В ходе рефлексивного анализа происходит осознание специалистом того, что используемые средства не соответствуют поставленной психолого-педагогической задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи, применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение данной проблемы, а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.
Таким образом, рефлексивные умения педагога являются источником и фундаментальным механизмом развития его личности, а также способствуют повышению общего профессионального, интеллектуального и личностного уровня специалиста.
Рефлексия — это своеобразный механизм удвоенного зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как окружающие люди, так и различные аспекты «Я-личности»: «Я-познающее», «Я-познаваемое», «Я-наблюдающее». К примеру, когда человек думает за другого или размышляет за самого себя. Это то же самое, что и с самим собой играть в рефлексивные задачи или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.
Для того, чтобы более наглядно проиллюстрировать, что такое рефлексивное самопознание специалиста, обратимся к задаче «О трех мудрецах».
Задача: «На дороге сидели три мудреца и спорили о том, кто из них мудрее. В это время проходил какой-то человек, и они обратились к нему за помощью в разрешении спора. «Хорошо, — сказал прохожий. — Вот у меня в мешке пять колпаков: два белых и три черных. Я незаметно надел на вас
по колпаку, и кто первым догадается, какого цвета колпак на его голове, тот и будет самым мудрым из вас. Закройте глаза!» С этими словами прохожий надел на каждого мудреца по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. «Откройте глаза! Кто же первым догадается, какой колпак — черный или белый — у него на голове?» Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга. Наконец один из них уверенно воскликнул: «На мне черный колпак!»
Как он догадался? Решение задачи выглядит следующим образом.
Первый мудрец видит, что на двух других мудрецах черные колпаки. То же самое со своих позиций видят и два других мудреца. Проведем рассуждение с позиции первого мудреца:
- На головах моих соседей черные колпаки. Какой же колпак на мне? Либо белый, либо черный. Допустим, на мне белый колпак. Тогда второй мудрец должен видеть перед собой один белый колпак и один черный. Как в этом случае он должен рассуждать? Рассуждение за второго мудреца:
- Передо мной один белый и один черный колпак. Какой же колпак на мне? Допустим, белый... Но тогда третий мудрец должен сразу догадаться, что на нем — черный колпак. Но он молчит! Значит, на мне должен быть не белый, а черный колпак. Но второй мудрец не делает этого вывода, он тоже молчит! Значит, на мне не белый колпак, а черный!
Таким образом, чтобы решить задачу, нужно рассуждать последовательно за самого себя, за второго и за третьего мудрецов. Это и есть рефлексивное рассуждение.
Литература
1. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б.З. Вульфов // Магистр. 1995. № 1. С. 71—79.
2. Куатье А. Иди и смотри / А. Куатье. Краснодар : «Когорта», 2005.
3. Семенов И.П. Проблемы рефлексивной психологии / И. П. Семенов. М. : ФГУ, 1990.
4. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии / В.И. Слободчиков // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Сб. науч. тр. Новосибирск, 1989. С. 110—114.
5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14—22.