Научная статья на тему 'Педагогические афоризмы об экзаменационной сессии'

Педагогические афоризмы об экзаменационной сессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / СТУДЕНТЫ / ЭКЗАМЕНАТОРЫ / HIGH SCHOOL / EXAMS / STUDENTS / EXAMINERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирон Н. И.

В статье рассматриваются вопросы сдачи студентами экзаменационной сессии в высшей школе. Уделено внимание соблюдению педагогической этики и деонтологии экзаменаторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ABOUT APHORISMS EXAMENATION SESSION

The article deals with the delivery of student examinations in high school. Attention is paid to teaching respect for ethics and deontology examiners.

Текст научной работы на тему «Педагогические афоризмы об экзаменационной сессии»

Раздел 12 ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Редактор раздела:

НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА КУЛИКОВА - кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского госуниверситета (г. Горно-Алтайск)

Miron N.I. TEACHING ABOUT APHORISMS EXAMENATION SESSION. The article deals with the delivery of student examinations in high school. Attention is paid to teaching respect for ethics and deontology examiners.

Key words: high school, exams, students, examiners.

Н.И. Мирон, проф. Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnkо@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АФОРИЗМЫ ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

В статье рассматриваются вопросы сдачи студентами экзаменационной сессии в высшей школе. Уделено внимание соблюдению педагогической этики и деонтологии экзаменаторами.

Ключевые слова: высшая школа, экзаменационная сессия, студенты, экзаменаторы.

Знания цветут в саду учения.

Н.И. Мирон

Обучение в высшей школе - интенсивный интеллектуальный труд по освоению избранной профессии. Особенно напряжённой бывает экзаменационная сессия, которую сдают студенты в конце каждого семестра. Сдача экзаменов - дело ответственное, так как от их результата зависит: быть или не быть стипендии. А стипендия для студента - то же, что зарплата для служащего. Вот почему каждый студент стремится заработать стипендию. Да и родителям приятно, когда их сын или дочь хорошо учатся. Что же касается преподавателей, то они всегда рады успехам своих учеников. Из представленных афоризмов можно узнать о сессии много интересного, полезного и поучительного.

Подготовка к экзамену

• В учебном процессе, как и вообще в жизни, есть время сева и время жатвы.

• Экзаменационная сессия - это страдная пора в высшей школе, во время которой студенты и преподаватели пожинают плоды совместной творческой деятельности.

• Успех на экзаменах куётся в учебном процессе.

• В учёбе, как на велосипеде: или едешь, или падаешь. Стоять противопоказано.

• Кто в учении остановился - назад попятился.

• Кто не плывёт вперёд, того течение относит назад. Так и в учёбе.

• Один час учёбы сегодня дороже двух часов завтра.

• Учёба и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.

• Тот, кто много учится, многому научится.

• Чем больше учишь, тем больше знаешь.

• Для того чтобы много знать, нужно много читать и много думать, читая.

• Интеллектуальный хлеб студента - гранит науки.

• Нет таких трудных учебных барьеров, которых бы студент не преодолел.

• Nil studentibus arduum est. Для студентов нет ничего недоступного.

• Студент может всё, если только захочет.

• Studens! Si vis victoriam, bene examinem para. Студент! Хочешь победить, хорошо готовься к экзамену.

• Студенты умеют грызть гранит науки в любых условиях и в любом положении, особенно накануне сдачи зачётов и экзаменов.

• Совет студентам, ориентирующимся на сдачу экзаменационной сессии, что называется, «штурмом»: лучше учить чаще и понемногу, чем реже и помногу...

• Знания следует обретать малыми дозами - по чайной ложке, но обязательно ежедневно.

• Nulla dies sine scientiarum. Ни дня без знаний.

• Положительный психологический настрой студента на сдачу экзамена - половина успеха.

• Для многих студентов экзамен - праздник, на котором предоставляется возможность блеснуть знаниями.

• Если твёрдо верите в удачу на экзамене, - она вас не покинет.

• Студент должен верить в экзаменационный успех. У него нет иного выбора.

• Экзамены всегда кажутся нам трудными, пока не будут сданы.

• Каждый студент по-своему готовится к экзаменационной сессии.

• Студенты прекрасно знают, что экзамен придётся сдавать всем вместе и каждому в отдельности.

• Наблюдение старого профессора: некоторые студенты ещё задолго до экзамена здороваются с будущим экзаменатором почему-то по-японски, а после сдачи - как обычно...

• Крепкий предэкзаменационный сон - залог спокойного и уверенного ответа на билет, если.

• Bene sit tibi! - Традиционное пожелание студентов друг другу перед экзаменом.

Экзамен и педагогическая этика

• Экзамен - это дуэль умов, определяющая победителя и «побеждённого». Tertium non datur. Третьего не дано.

• Что будет сказано на экзамене, не знает заранее никто: ни экзаменующийся, ни экзаменатор.

Некоторые советы юным коллегам, как лучше сдать экзамен.

1. Войдя в аудиторию, поздоровайтесь с экзаменатором и улыбнитесь. Уже этим вы снимете эмоциональное напряжение и произведёте на своего учителя хорошее впечатление.

2. Спокойно и внимательно прочтите билет и составьте письменный план ответа.

2. Экзаменационный ответ должен звучать чётко и убедительно, даже если вы что-то не знаете. Постарайтесь продемонстрировать всё, на что вы способны.

3. Не читайте ответ с листа - это производит на экзаменатора не лучшее впечатление.

4. На какой бы вопрос вы ни отвечали, никогда не говорите: «Не знаю». Иначе две шайбы - в ваших воротах.

5. Если ответ почему-то не получается, не волнуйтесь, начните с того, что знаете... Главное - начать отвечать. Каждое слово есть ответ.

6. Знайте, что любой ответ на билет предпочтительнее молчания. In examine silentium non est aurum. Молчание на экзамене - не золото.

7. На экзамене лучше сказать лишнее, чем не сказать самого необходимого и важного.

8. Во время сдачи экзамена сделайте всё от вас зависящее, чтобы ответ оказался как можно лучшим.

• На экзамене удел студента - говорить, удел экзаменатора

- слушать.

• Умение принимать экзамен - педагогический талант в действии.

• Приём экзамена - это искусство педагогического диалога в ореоле психологии.

• Вузовский экзамен должен быть интересной беседой двух профессионалов, а не просто ответом на билет.

• Успех на экзамене зависит не только от объёма знаний, но и от умения отвечать на основные и дополнительные вопросы, логично и убедительно излагать свои мысли. Какова мысль -таково и слово.

• Exasen habit deliberationem. Экзамен требует размышления.

• Закалённые в экзаменационных сессиях студенты-старшекурсники, как правило, начинают ответ на билет, animo deliberato (хорошо подумав).

• Хотите хорошо сдать экзамен? Не говорите лишнего, взвешивайте каждое слово.

• Отвечающего студента нужно не только слушать, но и слышать.

• Замечательно, когда мысли студента и экзаменатора совпадают.

• Истинная студенческая мудрость отличается яркой логичностью и лаконичностью.

• Правильный ответ студента на экзамене - бальзам для души экзаменатора.

• На экзамене студенту нужно предоставить возможность свободно ответить на билет - заработать положительную оценку. И только после этого задавать дополнительные вопросы, если в этом есть необходимость. Такой приём положительно влияет на результат сдачи экзамена.

• Нет большей бестактности со стороны экзаменатора, чем вклиниваться в ответ студента с дополнительными вопросами.

• Перебивать отвечающего на билет студента, вмешиваться в динамику его мышления, не давать ему до конца продемонстрировать свои знания, антипедагогично.

• Педагогически дополнительный экзаменационный вопрос должен быть наводящим, содержать элементы ответа. Тогда и интерпретация его будет соответствующей.

• Экзамен на то и экзамен, чтобы на каждый вопрос был получен правильный ответ.

• Каков вопрос экзаменатора, таков и ответ студента.

• Коллеги! Удивите студента вопросом, и он удивит вас ответом.

• Упрёк студента в адрес экзаменатора: «Учитель! Не задавайте, пожалуйста, завуалированных вопросов, и я не буду отвечать Вам невпопад».

• Дополнительный экзаменационный вопрос всегда труднее, чет ответ на него, так как это связано с эмоциональным напряжением экзаменующегося.

• Если у студента нет никакого ответа на заданный вопрос,

- значит, что он неудачно или неправильно поставлен.

• На неправильный вопрос невозможно дать правильный ответ.

• Любой экзаменационный вопрос имеет решение. Однако трудность заключается в том, чтобы его найти.

• Во время ответа студент-оптимист обычно смотрит экзаменатору в глаза, студент-пессимист - преимущественно на вопросы в билете...

• Слушая ответ студента, мы обычно смотрим ему в глаза, порой забывая заглянуть в его внутренний мир. А ведь за каждой отметкой в зачётной книжке - Человек со своими проблемами и собственной судьбой.

• Никакой самый современный компьютер не сможет точно разобраться, что же творится в глубине души сдающего экзамен будущего коллеги.

• Приём экзамена по тестам исключает реализацию знаменитого сократовского: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Отсутствует и воспитательная роль экзамена, поскольку вербального общения между экзаменатором и студентом почти нет... У занятого интерпретацией тестов студента душа на замке. Возможно, это устраивает преподавателей-интровертов, но экстравертов -вряд ли... Им нужен творческий диалог, подлинно педагогическое общение.

• В поиске ответа на экзаменационный тест возможно случайное попадание в цель. А если случайно задеть не ту клавишу, что будет? - Случайный промах и незаслуженно низкий балл...

• Уважаемые коллеги! Как бы на экзамене студент ни отвечал, никогда не говорите ему: «Вы ничего не знаете!». Ведь он переживает не столько за стипендию, сколько за свою репутацию, свою значительность.

• Экзаменатор, позволяющий себе сказать студенту: «Никогда из вас...», должен задуматься: своим ли делом он занимается?..

• Есть экзаменаторы, которые так и ждут, когда экзаменующийся ошибётся. Злорадство по поводу ошибки ученика не делает чести учителю.

• Молчание на экзамене. Иногда молчание лучше слов, но разве сдашь экзамен с его помощью?

• На экзамене даже слабый ответ - лучше молчания.

• Если на экзамене студент молчит, то это ещё не значит, что ему нечего сказать.

• Молчание студента на экзамене - это тоже ответ, требующий от преподавателя толерантности, мудрой интерпретации и педагогического такта (!).

• У всякого экзамена своё неповторимое, порой загадочное, молчание.

• К молчанию студента на экзамене следует относиться предельно тактично, так как оно (молчание) может оказаться симптомом плохого самочувствия или заболевания. Mementote, со11едае! Помните, коллеги!

• Искусство принимать экзамен - это знать, на что надо и на что не надо обращать внимание.

• Нет двух одинаковых студентов. Каждый человек имеет свои личные, неповторимые особенности физического, физиологического и психологического характера. Поэтому к интеллектуальному замку сдающего экзамен студента нужно подобрать индивидуальный дидактический ключ.

• Для того чтобы правильно понимать поведение студента на экзамене, экзаменатору нужно проявить педагогический такт и профессиональную мудрость.

• Плохо, если экзаменатор не понимает молчания студента. Ведь любое молчание на экзамене что-то да значит.

• Истинный экзаменатор волнуется и переживает не меньше чем студент, сдающий ему экзамен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Студент на экзамене не только отвечает на билет, но и говорит о себе на языке физиогномики. Исходя из этого, экзаменатору нужно не просто «слышать», но ещё и «видеть» своего визави (!).

• Молодые коллеги! Научитесь наблюдать и слушать -и вы сможете правильно понять того студента, который на экзамене не проронил ни одного слова. Профессиональная мудрость и опыт учат снисхождению и великодушию. Педантизм в подобных случаях - нонсенс.

• Организм студентов, как и всех людей, подчинён биологическим ритмам - периодичности подъёмов и спадов настроения и общего тонуса организма. Однако некоторые экзаменаторы не учитывают или игнорируют этот физиологический феномен и допускают ошибки в оценке уровня знаний своих учеников.

• За каждый зачёт, за каждый экзамен студент платит дорогую физиологическую цену - здоровьем!

• Каждый экзамен оставляет в душе студента свой, не всегда самый лучший, след.

• Педагогическая улыбка для сдающего экзамен студента

- что лекарство для пациента.

• Улыбка экзаменатора - луч доброй надежды в адрес экзаменующегося.

• Эмпатия - одна из констант педагогического искусства.

• Экзамен без педагогической этики и профессиональной деонтологии лишён восхищения от диалога между учителем и учеником.

• Лучшим руководством в действиях экзаменатора является золотое правило педагогической этики: «Относитесь к студентам так, как бы вы хотели, чтобы студенты относились к вам»

• Для некоторых преподавателей самое большое удовольствие - это приём экзамена. Ещё бы! Задавать вопросы намного легче, чем на них отвечать. Спросить умеют, а вот научить...

• Преимущество экзаменатора над экзаменующимся студентом в том, что он восседает на той стороне стола, на которой только слушают ответы и задают вопросы.

• Легко быть «великим» экзаменатором, задавая вопросы...

• Согласитесь, что не каждый преподаватель сдал бы экзамен студенту.

• Преподавателю, увлекающемуся нагнетанием экзаменационных стрессов, стоит задуматься, своим ли делом он занимается...

• Как экзаменатор ведёт себя по отношению к экзаменующемуся студенту, - таков он есть. Таким и останется.

• Collegae magistri! Cum ctudentibus nil nisi bene. Коллеги преподаватели! Со студентами кроме хорошего - ничего.

• Видели бы вы, какие отрицательные эмоции вызывает у студентов «просмотр» экзаменатором зачётной книжки перед тем, как ставить свою отметку...

• Умение правильно и объективно оценить знания студента на экзамене - аспекты педагогической этики. И здесь пальма первенства должна быть отдана справедливости. Для этого экзаменатору нужно быть внимательным, тактичным и интеллигентным. Справедливость - категория нравственная.

• Справедливость должна доминировать во всех педагогических действиях: всегда, везде и во всём. Tu cole justitiam, magister! Будь справедлив, учитель!

• Справедливость или несправедливость экзаменатора -педагогическое зеркало, в котором точно отражён его нравственный лик.

• Часто ли мы, педагоги, благодарим студентов и пожимаем им руку за блестящие ответы на экзаменах? О нет, далеко не часто. Гораздо реже, чем следовало бы.

• Высказать благодарность студенту приходит в голову, увы, не каждому экзаменатору... А ведь похвала оказывает на студентов чудотворное действие.

• Omnes studentes sese laudari optant. Все студенты жаждут похвалы.

• Regina examinis victoria. Царица экзамена - победа.

• Omnia vincint artes. Всё побеждают знания.

• Что всего приятнее на экзаменах? - Ставить студентам пятёрки.

• Красиво сияют глаза студента, когда экзаменатор, не спеша, каллиграфически выводит в его зачётной книжке заслуженное «Отлично».

Библиографический список

• Нет в мире прекраснее птицы, чем журавль в очертании слова «Отлично» в зачётной книжке студента.

• Разница между реальной пятёркой в зачётной книжке студента и виртуальной пятёркой в уме экзаменатора - колоссальная.

• Студенту на экзамене нужна не синица в руке - тройка, а журавль в зачётной книжке - пятёрка.

• Самые приятные слова на экзамене: для студента - «Отлично, коллега!», для преподавателя - «Спасибо, учитель!».

• «Спасибо, учитель!» - приходится слышать не часто, но это дорогого стоит.

• У каждой экзаменационной сессии своя динамика: один экзамен вытесняется другим.

• Экзаменационная сессия идёт своим чередом: кто не поспевает, становится аутсайдером.

• Декан факультета студентам перед сдачей последнего экзамена: «Держитесь, друзья мои, до берега каникул - рукой подать!».

• Мужайтесь, други студенты: виден берег каникул!

• Et sessio examinata longissima cito conditur. И самая долгая экзаменационная сессия кончается быстро.

• Каковы достижения студента в учёбе, наглядно показывает экзаменационная ведомость.

• Сдача всех экзаменов на «Отлично» - fiesta pro animae studentis est (праздник для души студента).

• Studens: «In matricula veritas». Студент: «Истина в зачётной книжке»

• Отметки в зачётной книжке - экран, на котором видны достижения не только студента, но и его учителей.

• Студент, выйдя из кабинета экзаменатора: «Veni, spondi, dedi». Пришёл, ответил, сдал.

• После успешной сдачи экзамена студенты любят произносить: «О, amicus meus, gratulor tibi!». О, друг мой, поздравляю тебя!

• Студенты, успешно сдавшие экзаменационную сессию: «Не боги горшки обжигают!».

• Студент, который победил на экзаменах, испытывает настоящее удовлетворение. А какой приятный подарок родителям, друзьям, любимым!

• Завершение экзаменационной сессии - это студенческое право делать то, чего требуют чувства, которые всё время были подчинены «грызению гранита науки».

• Студенты после сдачи экзаменов: «Causa finita - ante caniculae». Дело сделано - впереди каникулы.

• Изумительно, когда экзаменационная сессия позади, а каникулы - впереди.

• Последний день экзаменационной сессии и первый день каникул для студентов - самые знаменательные и надолго запоминающиеся.

• Decanus facultatis studentibus: «Gaudium magnum nuntio vobiscum. Caniculae, collegae!». Декан факультета студентам: «Великую радость возвещаю вам. Каникулы, коллеги!». - Aurea dicta. Золотые слова.

Господа студенты! Ваши знания - ваша сила, ваша слава, ваше будущее. Scientiae viam ad stellas felicitatis monstrat. Знания показывают путь к звёздам счастья.

Дорогие преподаватели! Главным в педагогической деятельности: было, есть и будет всегда - Человеколюбие! Ваша радость и Ваша гордость - Ваши ученики.

1. Мирон, Н.И. Педагогические афоризмы о студентах и преподавателях //Актуальные проблемы ветеринарии: материалы Международной науч. конф. - Барнаул, 1995.

2. Мирон, Н.И. Афоризмы о педагогике и хирургии // Кан-Алтай. - 1998. - № 1.

3. Мирон, Н.И. Лаконично о школе, абитуриентах и студентах // Мир науки, культуры, образования. - 2004. - № 15/16.

4. Афоризмы о стипендиях, экзаменах и каникулах студентов. - Горно-Алтайск, 2008.

5. Мирон, Н.И. Вузовский экзамен и педагогическая этика // Проблемы и перспективы развития современной науки: сб. научных трудов.

- № 1. - Томск, 2009. - Т. 2.

6. Мирон, Н.И. Педагогические афоризмы о студентах // Современный мир, природа и человек: сб. научных трудов. - Томск. - 2009. -№ 3. - Вып. 1.

7. Мирон, Н.И. Афоризмы об образовании // Фундаментальные науки и практика: сб. научных трудов 1-й Международной телеконференции «Фундаментальные медико-биологические науки и практическое здравоохранение». - Томск, 2010.

8. Мирон, Н.И. Афоризмы о студентах // Фундаментальные науки и практика: сб. научных трудов. - Томск. - 2010. - № 3. - Т. 1.

9. Мирон, Н.И. Из афоризмов Н.И. Мирона // К 50-летию факультета ветеринарной медицины, 100-летию со дня рождения д-ра биол.

наук, проф. И.С. Ржаницыной: материалы научно-практич. конф. - Барнаул, 2012.

10. Мирон, Н.И. Золотые педагогические афоризмы // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1.

11. Мирон, Н.И. Из опыта преподавания ветеринарной хирургии // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3.

Bibliography

1. Miron, N.I. Pedagogicheskie aforizmih o studentakh i prepodavatelyakh //Aktualjnihe problemih veterinarii: materialih Mezhdunarodnoyj nauch. konf. - Barnaul, 1995.

2. Miron, N.I. Aforizmih o pedagogike i khirurgii // Kan-Altayj. - 1998. - № 1.

3. Miron, N.I. Lakonichno o shkole, abiturientakh i studentakh // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2004. - № 15/16.

4. Aforizmih o stipendiyakh, ehkzamenakh i kanikulakh studentov. - Gorno-Altayjsk, 2008.

5. Miron, N.I. Vuzovskiyj ehkzamen i pedagogicheskaya ehtika // Problemih i perspektivih razvitiya sovremennoyj nauki: sb. nauchnihkh trudov.

- № 1. - Tomsk, 2009. - T. 2.

6. Miron, N.I. Pedagogicheskie aforizmih o studentakh // Sovremennihyj mir, priroda i chelovek: sb. nauchnihkh trudov. - Tomsk. - 2009. - № 3.

- Vihp. 1.

7. Miron, N.I. Aforizmih ob obrazovanii // Fundamentaljnihe nauki i praktika: sb. nauchnihkh trudov 1-yj Mezhdunarodnoyj telekonferencii «Fundamentaljnihe mediko-biologicheskie nauki i prakticheskoe zdravookhranenie». - Tomsk, 2010.

8. Miron, N.I. Aforizmih o studentakh // Fundamentaljnihe nauki i praktika: sb. nauchnihkh trudov. - Tomsk. - 2010. - № 3. - T. 1.

9. Miron, N.I. Iz aforizmov N.I. Mirona // K 50-letiyu fakuljteta veterinarnoyj medicinih, 100-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra biol. nauk, prof. I.S. Rzhanicihnoyj: materialih nauchno-praktich. konf. - Barnaul, 2012.

10. Miron, N.I. Zolotihe pedagogicheskie aforizmih // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 1.

11. Miron, N.I. Iz opihta prepodavaniya veterinarnoyj khirurgii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3.

Статья поступила в редакцию 12.12.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.