Vestnik KazNMU №1-2019
12 Jochen Kluve, Susana Puerto, David Robalino, Jose Manuel Romero Do Youth Employment Programs Improve Labor Market Outcomes? // A Systematic Review. - 2016. - №2. - Р. 46-52.
13 Number of self-employed people in the United Kingdom (UK) in 2000 to 2016, by gender (in 1,000) URL: https://www.statista.com/statistics/318458/united-kingdom-proportion-of-self-employment-by-gender
14 Graduates from science-related fields are the most employable, though not across the board OECD Multilingual Summaries Education at a Glance 2017 OECD Indicators Summary in English Read the full book on: 10.1787/eag-2017-en URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/626b1524-en.pdf
15 Журавлева Л.В., Кораблева О.В., Буранкова М.А. Повышение доступности и качества услуг здравоохранения в зарубежных странах // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность. - 2015. - С. 33-44.
16 Allen K, Park C. Health insurance coverage for the self-employed with no employees. National Center for Health Statistics. Hyattsville, Maryland: 1999 URL: https://www.cdc.gov/nchs/data/misc/hincov.pdf
М.Т. Абдыкерова, К.К. Куракбаев
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаyHueepcumemi
63 БЕТ1НШЕ Ж¥МЫСПЕН НЭТИЖЕС1З ЦАМТЫЛГАН ХАЛЬЩТЬЩ АРАСЫНДА ДЕНСАУЛЫЦ САЦТАУ ЦЫ3МЕТТЕР1НЕ ЦОЛЖЕТ1Л1МД1П
ty^h: Бул ма;алада элеуметтж тециздж к;аншалык;ты денсаулы; са;тау ;ызметтердщ ;олже™мдшпн шектейлш керсетшген. 8з бетшше жумыспен нэтижеаз ;амтылган халы;тыц медициналы;-элеуметтж еpекшелiктеpi мiндеттi элеуметтiк медициналы; са;тандыру ауысу барысында ец негiзi мэселе болып табылады. Цазipгi кезде ец взектi мэселе ез бетiнше жумыспен нэтижеаз ;амтылган халы;тыц арасында денсаулы; са;тау ;ызметтерге ;олжетшмдИн зерттеу.
ТYЙiндi свздер: ез бетiнше жумыспен нэтижеаз ;амтылган халы;, элеуметтiк тецсiздiк, денсаулы; са;тау ;ызметтерше ;олже™мдыж, ез бетшше жумыспен нэтижеаз ;амтылган халыада медициналы; кемек керсету, дэpi-дэpмекпен ;амтамасыз ету
M.T. Abdykerova, K.K. Kurakbaev
Asfendiyarov Kazakh National medical university
ACCESSIBILITY TO HEALTH SERVICE AMONG UNPRODUCTIVE SELF EMPLOYED POPULATION
Resume: This article discusses how social inequalities lead to limited access to healthcare services. Medical and social features of unproductive self-employed population are one of the main problems in the transition to compulsory social health insurance. The study of access to healthcare services among unproductive self-employed population is an actual problem today
Keywords: self-employed population, social inequality, access to healthcare services, provision of medical care to self-employed population, drug provision
УДК 159.922
Е.С. Утеулиев, В.Г. Миронова
Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕ С
ПОЗИЦИЙ МЕДИЦИНЫ
В данной статье рассматривается тема педагогической запущенности детей, ее последствия и влияние на психологическое состояние, сексуальное поведение и здоровье с позиций медицины. Решение данной проблемы подразумевает комплексный и индивидуальный подход, недостаточные знания психологии у педагогов чаще усугубляют ситуацию.
Ключевые слова: педагогическая запущенность, дети, подростки, психологическое состояние, сексуальное поведение, социальное поведение, девиантное поведение, аддиктивное поведение, здоровье, суицидальные поступки
Актуальность.
В наше время мы все чаще слышим термин «трудный ребенок», «трудный подросток». Такие дети проявляют себя трудностью адаптации в социуме, а также в общении с окружающими. В данной проблеме часто принято винить самого ребенка или подростка, но проблемы кроются не только в нем. Педагогическая запущенность - это термин, который означает состояние ребенка, характеризующееся задержками в развитии, сопровождающимися сложностями адаптации в обществе и приступами агрессии. Педагогическая запущенность - это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, которое формируется при отрицательном влиянии среды и ошибках в воспитании, дети и подростки при этом являются психически и физически здоровыми[2]. В Казахстане, так же как во всем мире, наблюдается тенденция к росту числа детей с педагогической запущенностью.
Педагогическая запущенность оказывает влияние на психологическое состояние ребенка или подростка, формирование его социального и сексуального поведения, и здоровье в целом. Цель исследования.
Проанализировав информационные источники, показать важность данной проблемы, выявить ее последствия и влияния на психологическое состояние детей и подростков. Задачи исследования.
Выявить основные причины педагогической запущенности. Определить последствия педагогической запущенности. Выделить основные проблемы и их решения. Материалы и методы.
Согласно классификации В. Г. Баженова, выделяется три группы детей с педагогической запущенностью: К первой группе педагогической запущенности отнесены дети, у которых отрицательные черты и качества проявляются по ситуации, сохраняются различные
Вестник Ка^НМУ №1-2019
интересы, нет отклонении в нравственном и личностном развитии.
Ко второй группе педагогической запущенности отнесены дети, у которых можно выделить сложности в личностном и нравственном развитии, сниженную успеваемость, многочисленные конфликты с преподавателями и коллективом. Этих детей не интересует познавательный процесс, они плохо усваивают учебный материал, проявляют негативное отношение к труду. Чаще всего к этой группе относят детей и подростков из неблагополучных семей. Их повведение вызывающее ,
могут показывать неуважение и грубость к взрослым, но они не склонны к хулиганским поступкам. В третью группу входят дети, у которых педагогическая запущенность максимально выражена. Такие дети склонны проявлению аффективных реакций, к общению в асоциальных компаниях чаще с более взрослыми подростками, авторитет проявляют с помощью физической силы, имеют склонность открыто противопоставлять себя другим [1].
Можно разделить данные о педагогической запущенности и по возрастным группам:
16,00 14,00 12,00 10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00
педагогическая запущенность по возрастам
педагогическая запущенность по возрастам
1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия
Рисунок 1
1 стадия начинает развиваться в результате неправильного или недостаточного воспитания в семье, если ребенок посещает детский сад, то в результате неправильной воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. 1 стадия переходит во 2 в результате недостаточной психологической и педагогической готовности к школьному обучению. На этой стадии у ребёнка, который и так испытывает трудности в обучении и общении, начинают появляться начальные формы негативного отношения к окружающей действительности.
На 3-й стадии появляются асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, ребенок старается отделиться, нарушить нормы и запреты, не находя понимания среди близких ему людей.
На 4-й стадии могут появиться асоциальные формы поведения, которые могут переходить в правонарушения и преступления. (Рисунок 1)
По определению А. М. Новикова, школа до сих пор имеет четкие черты индустриального образования, в котором цель образования и обучения - это получение учащимися научных знаний, а работа педагога заключается только в исполнении профессионального долга. Переход к новой системе образования меняет понимание образования как получения готового знания и представления о педагоге как о носителе готового знания [6]. Тем самым многие педагоги освобождают себя от объяснения и разъяснения материала, полагаясь на самообразование учащегося, не задумываясь о том, что им как педагогам, кроме научных знаний, необходимо обеспечивать морально-нравственное воспитание в учебных учреждениях.
Также одной из причин формирования педагогической запущенности, кроме неправильного воспитания или его отсутствия, может быть и отрицательное влияние окружающей среды [4, 5].
Следует отметить, что ребенок с педагогической запущенностью является психически здоровым, но по мере развития и перехода стадий, прогрессирует развитие психологических проблем, которые отражаются в поведении ребенка или подростка.
В дошкольном возрасте педагогическая запущенность проявляется в наличии затруднений при построении игровых отношений со сверстниками; предпочтением
простых и примитивных игр; несостоятельностью в неигровых видах деятельности.
В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность обусловлена дисгармоничным развитием психологических свойств и качеств личности, вследствие неправильного воспитания в семье, недостатками обучения в школе.
В подростковом возрасте появляются серьезные нарушения в сфере общения, «непринятие» себя как личность, комплексы; нарушения в сфере познания, а также появление акцентуаций характера [3]. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок, формирование девиантного поведения.
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, которые не вписываются в принятые в обществе правовые или нравственные нормы. Девиантное поведение может быть:
1.корыстной ориентации: любые правонарушения, которые связаны со стремлением получить выгоду, материальную, либо денежную или имущественную (кражи, мошенничество и др.);
2.агрессивной ориентации: действия, которые направлены против самой личности (хулиганство, убийства, изнасилования, побои, оскорбления);
3.социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, не выполнять гражданских обязанностей, не решать личные и социальные проблемы (не работать, не учиться, бродяжничать, алкоголизироваться, принимать наркотики, совершить суицид) [10].
Реакции активного протеста действительности могут проявляться в появлении сексуальной распущенности, подражанию взрослому поведению при недостаточном развитии познавательных, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. Низкий уровень познавательных способностей, волевых качеств, неспособность полноценно отвечать за свои поступки может повлечь за собой в дальнейшем распространение употребления алкоголя и наркотических веществ, ИППП, беспорядочные половые связи, принуждение к проституции, вовлечение в криминальные компании. Осуждение и негативные слова в адрес таких подростков
Vestnik KazNMU №1-2019
воспринимаются ими как личное оскорбление, удар по их незрелой психике, который может привести к серьезным последствиям в виде правонарушений и суицидальных поступков.
Сексуальное поведение в проявлениях половой распущенности и аддиктивное поведение, как стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ, проводит к росту заболеваемости ВИЧ и ИППП. С каждым годом в Казахстане растет число заражений ВИЧ -инфекцией, если в 2015 году-2 327 случай, в 2016 -
2 725 случай, то в 2017 году-2 856 случай. Основными путями передачи является половой и парентеральный пути. Также отмечается рост заболеваемости ИППП. Число заболевших на 100000 населения , человек в 2015 году-365,9 на 100000 населения , человек; в 2016 году-291,2 на 100000 населения , человек; в 2017 году -505,2 человек. В 2015 году количество осужденных граждан в городе Алматы составляло 2160 человек, из них 14 несовершеннолетние, в 2016 году- 2963 человека, из них 32 несовершеннолетние, в 2017 году-3034 человека, из них 52 несовершеннолетние, в 2018 году - 2945 человека, из них 38 несовершеннолетних.
В 2015 году количество осужденных граждан в Казахстане составляло 28852 человек, из них 451 несовершеннолетние, в 2016 году- 30726 человека, из них 378 несовершеннолетние, в 2017 году-31950 человека, из них 443 несовершеннолетние, в 2018 году - 31309 человека, из них 413 несовершеннолетних [8]. Динамика нестабильная, на данный показатель влияет количество выявляемости правонарушений и доказанности преступлений. В 2015 году 108,5 тыс. человек в Казахстане совершили правонарушение. По возрастному составу: лица от 14-15 лет.-0,7 тыс. человек, от 16-17 лет-2,6 тыс. человек. В 2016 году 117,7 тыс. человек в Казахстане совершили правонарушение. По возрастному составу: лица от 14-15 лет.-0,7 тыс. человек, от 16-17 лет-2,7 тыс. человек. В 2017 году 115,6 тыс. человек в Казахстане совершили правонарушение. По возрастному составу: лица от 14-15 лет-0,6 тыс. человек, от 16-17 лет-2,5 тыс. человек [8]. Наблюдается снижение детской и подростковой преступности и увеличения общей преступности.
Согласно данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о состоянии правонарушений среди несовершеннолетних, большое количество преступлений совершаются несовершеннолетними из неблагополучных и малообеспеченных семей, основы нравственного воспитания в таких семьях на низком уровне или вообще отсутствует, чаще всего примером служит алкоголизация родителей, у ребенка формируется «педагогическая запущенность», а также в состояниях наркотического или алкогольного опьянения [9]. Формы поведения, сформированные в детском и подростковом возрасте, сохраняются в дальнейшей жизни, если не проводилась коррекция и лечение, и по данным статистики совершившие преступление один раз повторяют содеянное. Поэтому педагогу очень важно обращать внимание на поведение ребенка, его жизненные ситуации, помогать адаптироваться в коллективе. Выводы.
Решение проблемы подразумевает комплексный подход не только к ребенку, но и к его окружению. Психологам необходимо работать не только с детьми, но и с родителями и педагогами. В педагогических ВУЗах преподавателям любых дисциплин необходимо изучать возрастную психологию, разъяснять данные проблемы и особенности поведения детей и подростков, пути взаимодействия с ними. Во взаимодействие с «трудными» детьми важно как можно раньше выявить проблему и не усугубить состояние ребенка. Рекомендован индивидуальный подход педагогов и психологов. Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах
психологического обследования. С целью выбора правильного лечения и дифференциальной диагностики требуется привлечение врачей - психиатра и невролога для исключения соматических и психических патологий. В дальнейшем лечение осуществляется врачом психотерапевтом с применением психотерапевтических методик лечения и коррекции поведения, чтобы избежать негативных последствий и влияний на поведение ребенка в социуме, сексуальное поведение и физическое здоровье ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Баженов В. Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков». - К.: Радянська школа, 1986. - 130 с.
2 Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». - М.: 2002. - 528 с.
3 Овчарова Р. В. «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков». - М.-Берлин: Международное издательство «Palmarium», 2013. - 633 с.
4 Медведев Г. П. «Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления». - М.: Просвещение, 1964. - 243 с.
5 Дягилев Д. А., Шестопалов Е. В. «Социальная адаптация подростков как фактор устранения педагогической запущенности» // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №5. - С. 184-186.
6 Новиков А. М. «Постиндустриальное образование». - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 136 с.
7 Интернет-ресурс URL: http://www.medinfo.kz/#/dpsobl, http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersOffences?_afrLoop=6307113712289293#%40%3F_afrLoop%3D6307113712 289293%26_adf.ctrl-state%3D9amqxh78d_34
8 Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Женщины и мужчины Казахстана. Статистический сборник. - Астана: 2018. - 75 c.
9 Анализ статистических данных о состоянии правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении них 2017 года. -Астана: 2017. - С. 1-18.
10 С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н. Д. Линде и др Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. - М.: Соц. здоровье России, 1999. - 181 с.
Е.С. Утеулиев, В.Г. Миронова
К,азацстандыцмедицинаyHueepcumemi «КДСЖМ»
БАЛАГА ДЕГЕН ПЕДАГОГИКАЛЬЩ НЕМЦ¥РАЙЛЫК, МЕДИЦИНА Т¥РГЫСЫНАН ЭЛЕУМЕТТ1К ЖЭНЕ ЖЫНЫСТЫК; М1НЕЗ-Ц¥ЛЫГЫНЬЩ ЦАЛЫПТАСУЫНА, ОНЫЦ ПСИХОЛОГИЯЛЫЦ ЖАГДАЙЫНА ЭСЕР1
ty^h: Бул ма;алада балалардыц педагогикалы; нем^урайлы; та;ырыбы, оныц салдары жэне психологиялы; жагдайга, жынысты; мшез-^улыеда жэне денсаулыада эсерi медицина тургысынан ;арастырылады.
Бул мэселеш шешу кешендi жэне жеке кез;арасты бiлдiредi, педагогтердщ психологиялы; жеткыжаз бiлiмi жагдайды жшрек ушы;тырады.
ТYЙiндi создер: педагогикалы; нем;урайлы;, балалар, жасвспiрiмдер, психологиялы; жагдай, жынысты; мiнез-кулык, элеуметтiк мiнез-кулык, девиантты мiнез-кулык, аддиктивтi мiнез-к;улык;, денсаулы; суицидтiк ^-эрекеттер.
Вестник Ка^НМУ №1-2019
E. Uteuliev, V. Mironova
Kazakhstan medical university «KSPH»
EDUCATIONAL NEGLECT OF CHILDREN, ITS IMPACT ON PSYCHOLOGICAL STATE, SOCIAL AND SEXUAL BEHAVIOUR
AND HEALTH FROM THE STANDPOINT OF MEDICINE
Resume: This article discusses the theme of pedagogical neglect of children, its consequences and impact on the psychological condition, sexual behavior and health from the standpoint of medicine. The solution of this problem involves a comprehensive and individual approach, insufficient knowledge of psychology among teachers often aggravate the situation.
Keywords: pedagogical neglect, children, adolescents, psychological condition, sexual behavior, social behavior, deviant behavior, addictive behavior, health, suicidal behavior
УДК 616.9:616-006
Р.В. Пак
Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ» Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАКА ШЕЙКИ МАТКИ В МИРЕ
В статье описаны статистические показатели мировой заболеваемости и смертности раком шейки матки согластно данным GLOBOCAN, в 2018 г. Так же проведен анализ возрастных особенностей заболеваемости раком шейки матки в Республике Казахстан. Ключевые слова: Рак шейки матки, статистика по миру, смертность
В настоящее время рак шейки матки (РШМ) является одним из наиболее распространенных видов онкологической патологии. Согласно данным глобального ресурса эпидемиологии рака Международного агентства по изучению рака (МАИР, ^С) GLOBOCAN, в 2018 г. в мире было зарегистрировано 569847 случаев РШМ (3.2% от числа всех злокачественных новообразований (ЗН), умерло 311365 человек (3.2% от числа всех смертей от ЗН). В общей мировой структуре онкопатологии РШМ находится на 5 ранговом месте. Показатель среднемировой заболеваемости (стандартизированный по общемировому возрастному стандарту) составил 13.1%ооо. По данным МАИР (общемировые данные), РШМ находится на четвертом месте в структуре онкологической заболеваемости у женщин (6.6% всех зарегистрированных случаев рака у женщин). Показатель среднемировой заболеваемости
(стандартизированный по общемировому возрастному стандарту) у женщин составил 6.9. Кумулятивный риск заболеваемости в 2018 г. составил 1.4.
В общей мировой структуре смертности от онкопатологии РШМ находится на 7 (у женщин - на 4) ранговом месте. Кумулятивный риск смертности в 2018 г. составил 0.77 [1]. Большинство новых случаев (суммарно более 55%)возникает в странах Восточной и Западной Африки, Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии[6,7,8], т.е. в государствах с неразвитой экономикой или развивающихся странах, что является одним из мировых трендов заболеваемости РШМ. При этом более чем у 30% заболевших в этих регионах заболевание выявляется на распространенной стадии [2]. Существуют значительные географические различия в показателях заболеваемости. К странам с очень высокими стандартизованными показателями заболеваемости (%ооо) относятся Замбия (66.4), Танзания (59.1), Уганда (54.8), Мадагаскар (51.6) и некоторые другие государства субэкваториальной Африки. К странам с высокими стандартизованными показателями заболеваемости (%ооо) относятся Боливия (38.5), Сенегал (37.8), Мавритания (32.9), Парагвай (31.5) и Камерун (31.3).
Наименьшие стандартизованные показатели
заболеваемости зарегистрированы в Ираке (1.9), Иране (2.2), Египте (2.3), Саудовской Аравии (2.5), Иордании (2.9), Швейцарии (3.8) и Финляндии (4.7).
РШМ является заболеванием, частота которого положительно и прочно коррелирует с возрастом. Вероятность заболевания РШМ в общей популяции возрастает после 30 лет (интенсивный показатель -1.3%ооо) и резко увеличивается после 40 (4.7%ооо) и 50 (8.9%ооо) лет, причем около 80% всех случаев РШМ встречается у людей в возрасте 25-65 лет. Заболеваемость у лиц от 40 до 59 лет в 7 раз превышает заболеваемость лиц моложе 40 лет. Повозрастные показатели возрастают с 8.9 на 100000 в субпопуляции лиц в возрасте до 49 лет до 35.2 на 100000 среди пациентов 50-74лет[1]. Показатели смертности от РШМ существенно ниже, чем показатели заболеваемости и составили по оценке 2018 года,311365случаев(3.2% всех случаев смерти от ЗН). Стандартизованный показатель смертности для женщин составил 6.9%ооо [9].. Эти показатели определили 4 место РШМ в структуре смертности населения от онкологической патологии у женщин. Большинство случаев смерти от РШМ (63.5%) отмечено в развивающихся странах (государства Африки, Центральной и Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии), что отражает относительно худшие показатели выживаемости при данной патологии. Мировые показатели смертности варьируют столь же значительно, как и показатели заболеваемости (между различными странами отмечается почти двадцатикратная разница в уровнях заболеваемости РШМ) и различаются в зависимости от регионов максимально в 10 раз. Наибольшие зарегистрированные стандартизованные показатели смертности (на 100000 населения) в 2018 году отмечены в Бурунди (50.3), Зимбабве (46), Замбии (44.5), Гвинее (39.7) и Либерии (32.1), наиболее низкие - в странах Западной Европы - Финляндии (0.94), Австрии (1.7), Франции (1.9), Исландии (1.3) а также в Австралии (1.7), Канаде (1.7), Египте (1.5) и Иране (1.2) [1].