УДК 614.23/.25 - 039.75
Г.К. Сарыбаева, Г.Ж. Капанова
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ САМОЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА АСТАНЫ О ВНЕДРЕНИИ ОСМС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Новая реформа в области здравоохранения в виде Обязательного Социального Медицинского Страхования в Республике Казахстан вступит в действие в январе 2020 года. Успешность Обязательного Социального Медицинского Страхования зависит от степени участия в ней граждан, особенно самостоятельно занятого населения, так как последнее является индикатором проводимой социально-экономической политики страны влияющий в целом на здоровье нации. Данная статья рассматривает вопросы информированности, и отношения самостоятельно занятого населения по внедрению обязательного социального медицинского страхования в стране, на примере города Астаны.
Ключевые слова: Обязательное Социальное Медицинское Страхование, самостоятельно занятое население, информированность, отношение к ОСМС.
Введение.
В Послании народу Казахстана президент страны подчеркивает, что развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является основным приоритетом развития системы здравоохранения, в которой лежит принцип всей системы медицинского обслуживания - это солидарная ответственность государства, работодателя и работника.[1]. Эти основополагающие принципы нашли отражение в приоритетных стратегических направлениях и механизмах реализации двух Государственных программах развития здравоохранения Республики Казахстан
«СаламаттыК^азак;стан» на 2011-2015 годы [2] и «Денсаулы;» на 2016-2020 годы [3]. С 2020 года население Республики Казахстан получит право на медицинскую помощь и выбор организации здравоохранения через систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).Целью внедрения ОСМС в Республике является модернизация системы здравоохранения, которая позволит улучшить её эффективность и финансовую устойчивость [4]. Как комплекс мер по оказанию медицинской помощи населению ОСМС позволит получать медицинские услуги от государства за счет активов созданного Фонда Обязательного медицинского страхования (ФОМС), взносов работодателей и самостоятельно от граждан, работающих на себя. Если для двух больших групп населения в организационном плане участие в ОСМС не будет представлять больших проблем, то третья группа - самостоятельно занятое (самозанятое) население, должна самостоятельно делать взносы в ФСМС. В связи с этим, можно ожидать, что именно для этой группы населения будут характерны наибольшие трудности со сбором средств и участие в системе ОСМС.Ожидая, что именно для самозанятогонаселения будут характерны наибольшие трудности в доступе к медицинским услугам, предоставляемых в рамках ОСМС, мы в нашем исследовании были нацелены на получение полной и достоверной информации от самозанятого населения по внедряемой системе ОСМС в стране.
Цель работы - Оценить уровень информированности и отношения самостоятельно занятого населения по внедрению системы ОСМС. Материалы и методы.
Научная работа состояла из эпидемиологического, социологического и аналитического этапов.Для изучения статистических данных по самостоятельно занятому населению использовались нормативно-правовые, официальные учетно-отчетные документы Комитета по статистики, Министерства национальной экономики
Республики Казахстан. Дизайн исследования: Социологическое, сквозное исследование.Материалом для проведения исследования послужили лица, в возрасте 18 лет и старше, до пенсионного возраста, проживающие в городе Астана.Опросом были охвачены 200 респондентов, которые входили в одну из четырех, официально признанных групп самозанятого населения в стране: работодатели; самостоятельные работники;
неоплачиваемые работники семейных предприятий; члены кооперативов. Исследование было проведено в два этапа: 1) изучение нормативно-правовых, официальных учетно-отчетных документов и 2) интервьюирование респондентов. Для опроса была разработана анкета, которая состояла из нескольких частей: паспортная часть, знания и ожидания о внедрении системы ОСМС в стране. Анкета включала как закрытые, так и открытые вопросы с предложенными вариантами ответов.Ввод данных был произведен в компьютерную программу MS Access. Доступ к базе данных был ограничен паролем. Обработка и анализ данных была проведена в программе SPSS 22.0. Результаты.
В соответствии с Законом о занятости населения Казахстана, «самостоятельно занятое население» - это физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников». Согласно данным статистики Казахстана, выделяют четыре группы самостоятельно занятых работников: а) работодатели (физические лица, управляющие своим собственным предприятием или занимающиеся независимой предпринимательской деятельностью в каком-либо виде экономической деятельности и имеющие одного или нескольких наемных работников); б) самостоятельные работники; в) неоплачиваемые семейные работники; г)члены производственных кооперативов. В нашем исследовании по характеристике изучаемой популяции большинство самозанятого населения составили женщины (56%). Половина из опрошенного числа были люди, экономически активного возраста, от 30 до 49 лет. Средний возраст респондентов был равен 41,3 лет. Почти 40% самозанятого населения относили себя к безработным. Предприниматели, имеющие наемных работников и предприниматели без наемных работников составили 35% (таблица 1).
.в,'
ЮыЛяик КМММ №2-2018
Таблица 1- Распределение самостоятельно занятого населения по категориям
Категория самозанятого населения Количество %
Безработные 79 39,5
Домохозяйки 35 17,5
Предприниматели, имеющие наемных работников (работодатели) 37 18,5
Индивидуальный предприниматель (без наемных работников) 33 16,5
Неоплачиваемые работники семейных предприятий 3 1,5
Члены производственных кооперативов 13 6,5
Всего 200 100,0
Информированность респондентов об ОСМС была представлена двумя аспектами: осведомленностью о внедрении системы и отношением к ней. Уровень осведомленности оценивался по вопросам: слышали ли они о введении системы, каковы были источники информации,
когда будет внедряется система и как она будет работать? О внедрении системы в стране слышали 70% респондентов. Чаще всего это были женщины, респонденты старше 40 лет и лица, имеющие высшее образование. Все три категории находились в равном соотношении, (рисунок 1).
69 9 74,8 76,6 84,4 72,8 72,9 68 8 82 72,5
, 52,5 , ' 60,7 I
I I I I I I I I I I I
о
3 о.
о
возраст
ч
ш
01
образование
о ч
о ю
I I
£
О 01
Ю 5
категория
>5
О
^
и и
£ I
> Ф
£
пол всего
Рисунок 1 - Доля респондентов, которые слышали о внедрении системы обязательного социального медицинского страхования в Казахстане (в %)
Источником информации о введении ОСМС в половине случаев явились средства массовой информации (50,5%), 19% получили информационные материалы из медицинских учреждений и организаций. Почти 40% ответили, что информация была услышана от родственников, детей, коллег и знакомых, 8% из других источников. Несмотря на то, что более половины респондентов в качестве источников информации указали средства массовой информации и около 20% -
информационные материалы в медицинских организациях, только треть респондентов сказали, что знают конкретные сроки внедрения ОСМС в Казахстане (34%). При этом, как и в предыдущем вопросе, более информированными были респонденты 40 лет и старше, с высшим образованием, женщины. С точки зрения самозанятого населения, больший процент имели предприниматели и работники семейных предприятий и члены кооперативов.
60 50 40 30 20 10 0
39,3
28
I
01
0
01 01 I 01
возраст
15,3
А
I
ч
34,4
1
I
ч
■ 37,5 37,8 34
27,2 ■ 29,2 ■ н
■
I 1
образование
>5
ТС
т
О
X
о
5
о
Ч
<и *
.0
I
н
о
ю
го
о.
т
01
ю
ч
ш
X .0
-А I
I 01 ш
>5 с;
01 5 т 5 о ш X
01 >5 н
и 5 го
5 н
^ тс ш
5 5
I о. - о
н о
о - Ч х:
ю ш
го о.
о. -
категория
>5
о
>
Рисунок 2 - Доля респондентов, которые знают, когда будет внедряться ОСМС в Казахстане
Еще меньше респондентов, только каждый десятый, имели представление о том, как будет работать система ОСМС в Казахстане. Знали - 10%, затруднялись ответить - 12%, не знали - 78%. На вопрос, «Знаете ли Вы, как будет работать система ОСМС в Республике Казахстан?», мы получили похожую закономерность: уровень знаний выше среди представителей старшей возрастной группы, женщин и лиц с высшим образованием. На вопрос, «Имеете ли вы
представление за какие категории населения государство будет платить взносы в фонд обязательного социального медицинского страхования?» положительно ответили только 20% респондентов. Остальные не знали, либо затруднялись ответить на вышеуказанный вопрос. Больше всего со знанием этого аспекта ОСМС был ассоциирован уровень образования опрошенных.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
35,1
21,5
18,3
18,3 21,5 1
10,9
±и"
о
01 о
возраст
I
ч
I
ч
образование
о ч
о ю
01 ю
о. с
ч
ш о.
31,3
22,8
Ш
12,9
ш
■
16,9
_
22,5
* £
ю Ч
ГО <и
О. О.
категория
>5 О
X >
20
I
Рисунок 3 - Доля респондентов, имеющих представление о том, за какие категории населения государство будет платить взносы в фонд обязательного социального медицинского страхования (ФОМС)
Какой процент отчислений взносов будет производитьсамозанятое население в ФОМСзнали только 8,5% (17) респондентов. При этом, самые значимые
различия в осведомленности наблюдались по возрасту -14,0% среди лиц в возрасте 40 лет и старше по сравнению с 2,2% среди респондентов моложе 40 лет.
ЮыЫ1к КаМММ №2-2018
16 14 12 10 8 6 4 2 0 0 14 2,2 1 II,9 11,7 114 12,5 III.1 7,9 9 8,5 7,9 9 8,5
ш менее 40 лет о ш тз ш т 40 лет и старше среднее и нижнее о СЛ тз ш ш ° среднее специальное а I л> высшее безработные, домохозяй ки к т г 3 предприниматели р я работники семейных предприятий и члены... йй ои кк сс И г Е * пол всего
Рисунок 4 - Доля респондентов, знающих размер взносов, который будет производить в фонд ОСМС самозанятое население
Респондентам было предложено указать основные принципыОСМС, но ни один из принципов не был известен большинству опрошенных. Только 46,5% респондентов были осведомлены об обязательной уплате отчислений и (или) взносов; 25% - о солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина; 24% - об акценте на доступности и качестве оказываемой медицинской помощи. Знание других принципов было ниже 20%, а именно соблюдение исполнения законодательства, использование активов фонда исключительно на оказание медицинской помощи в системе ОСМС, и гласность деятельности Фонда. Кроме того, большинству респондентов не было известно, какие виды медицинских услуг будут оказываться в условиях ОСМС. Таким образом, уровень знаний самозанятого населения об ОСМС является
недостаточным. Хотя большинство респондентов слышали о внедрении системы в стране, знание принципов и конкретной информации об ОСМС продемонстрировало меньшинство респондентов. Хуже всего были осведомлены респонденты моложе 40 лет, с низким уровнем образования, мужчины.
Второй аспект был связан с ожиданиями граждан от внедрения ОСМС в стране. Только 17% (34) респондентов считали, что введение системыв целом, улучшит систему здравоохранения в стране. Столько же респондентов считают, что ОСМС ее не улучшит. Остальные 66% не знают, как внедрение системы повлияет на развитие здравоохранения в целом. По отдельным признакам характер ожиданий сильно не отличался.
25 20 15 10 5 0
23,4
19,4
15 ■ J Г-=1 ■ ■ ■ ■ ■
7,8
■
о
3 о.
о
ш
ш
ш
о
о ю
ш ю
и х й
л ы ы о
е н н к
т й е м е е с с
а л ж I
м ч > ш
и н и м
с й
и р и к и т
п д и н я и
е т о р
р п
п б а р д е р п
возраст образование категория пол всего
Рисунок 5 - Доля респондентов, которые считают, что введение системы ОСМС в целом, улучшит
систему здравоохранения в стране
Основополагающим принципом внедряемой системы работодателя, по их же мнению должен быть меньше.
является - солидарная ответственность за здоровье. Роль Скорее всего, данное обстоятельство обусловлено тем, что
государства и самого гражданина при анкетировании опрошенное самозанятое население не имеет работодателя. признавалась большинством респондентов, тогда как вклад
Таблица 2 - Мнение респондентов о том, кто должен в большей степени нести ответственность за здоровье граждан
Считают, что в большей степени несут ответственность за здоровье граждан Количество %
Сам (а) гражданин (ка) 154 77,0
Государство 112 56,0
Работодатель 56 28,0
Медицинская организация 69 34,5
Другое 12 6,0
' Сумма ответов может превышать 100%, потому что можно было дать более одного ответа
Лишь треть респондентов (31,5%) полагали, что внедрение ОСМС будет способствовать повышению ответственности человека за свое здоровье. Наблюдалась парадоксальная
ситуация, когда лица старшего возраста и женщины были лучше осведомлены и при этом имели более низкие ожидания от внедрения системы ОСМС в стране.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
35,5
35,1
34,8
28 ■ 25 ■ 27,1 28,8
■ _
■
■
■
■
о
ш о
I
ч
I
ч
о х о £
0 Ч <и .о
1
н
о ю
о. с
ч
ш о.
ш
О
Ю ш
.
ш
о
>
возраст
образование
категория
Рисунок 6 - Доля респондентов, которые считают, что внедрение ОСМС будет способствовать повышению ответственности человека за свое здоровье
Хотя знания и отношение к ОСМС нельзя было назвать удовлетворительными, только четверть опрошенных готовы были получать медицинскую помощь на платной основе, исключительно за свой счет. Если говорить в целом об отношении к ОСМС, выявлено, то лишь каждый пятый
опрошенный отметил положительное отношение, Это чащемужчины, лица младше 40 лет, респонденты с высшим образованием; 14%- выразили отрицательное отношение. Остальная часть респондентов не определились со своей позицией.
15,5%
13%
14%
Положительно Отрицательно Нейтрально Не определился |Не знаю
36%
Рисунок 7 - Отношение самозанятых к внедрению системы обязательного социального медицинского
страхования в Казахстане
Vestnik KazNMU №2-2018
Обсуждение и заключение.
Таким образом, по полученным результатам можно считать, что отношение к ОСМС не до конца сформированно. Существует возможность положительного изменения отношения путем масштабной и грамотной информационной кампании, разъяснительной работы среди населения с акцентом на прогнозируемые позитивные изменения в доступности и качестве медицинской помощи. С другой стороны, самозанятое население может в будущем аккумулировать негативную информацию, учитывая, что именно эта категория остается «один на один» с внедряемой системой - ни государство, ни работодатели формально не будут вносить вклад в финансирование фонда ОСМС и оплату медицинских услуг для этой группы населения. Выводы.
Наиболее информированными о внедрении в Республике Казахстан системы обязательного социального медицинского страхования были женщины, респонденты старше 40 лет, и респонденты, имеющие высшее образование. Степень информированности носит разбросанный характер:
- Треть опрошенных знали сроки внедрения ОСМС в стране. -Лица с высшим образованиеминформированы по разному. Причем, женщины знали о том, как будет работать система
ОСМС в Казахстане, а мужчины в целом проявили положительное отношение.
- Ни один из принципов ОСМС не был известен большинству опрошенных. Таким образом, уровень знаний о внедрении ОСМС является недостаточным.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что требуется дальнейшее ознакомление населения, в частности самостоятельно занятого населения с механизмом внедрения ОСМС в Казахстане в более глубоком и детальном плане.
В связи с вышеизложенными результатами нами были подготовлены практические рекомендации. Учитывая особые характеристики группы, ее большой размер, значение и уязвимость необходимо целенаправленно провести информационную компанию среди самостоятельно занятого населения и разработать программы информированности и формирования положительного отношения специально для каждой подкатегории, заранее определить проблемные места в обеспечении медицинской помощи в условиях ОСМС (например получение дорогостоящей
высокоспециализированной помощи) и направить усилия на их решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана, от 17 января 2014 г.
2 Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Цазак;стан» на 2010-2015 годы
3 Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулы;» на 2016-2019 годы
4 Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405^ ЗРК
Г.К. Сарыбаева, Г.Ж. Капанова
Эл-Фараби атындагы К,азац Yлттыцуниверситетi
АСТАНА КАЛАСЫНЬЩ ХАЛЦЫНЬЩ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА МЭМС ЕНГ1З1ЛУ1
ТУРАЛЫ АКПАРАТТАНЫЛУЫ
ty^h: Мшдетэт элеуметтж медициналы; са;тандыру туршдеп денсаулы; са;тау саласыныц жаца реформасы К^аза;стан Республикасында 2020 жылдыц ;ацтарында KYшiне енедь Халы;ты жумыспен ;амту - елiмiздiц жалпы денсаулы; жагдайына эсер ететш елдiц элеуметтж-экономикалы; саясатыныц кврсеткiшi болып табылады. Мiндеттi элеуметтiк медициналы; са;тандырудыц жетiстiгi - оган азаматтардыц, эаресе взiн-взi жумыспен ^амтылган хальщтыц ;атысу дэрежесiне байланысты. Бул ма;алада, e3rn-e3i жумыспен ;амтыган хальщтыц Астана ;аласы мысалында, елiмiзде мiндеттi элеуметтiк медициналы; са;тандыруды енгiзу туралы хабардарлыгы тал;ыланады.
ТYЙiндi свздер: Мiндеттi элеуметтiк медициналы; са;тандыру, взiн-взi жумыспен ;амтыган халы;, хабардарлы; ОСМ-га ;атынасы.
G.K. Sarybayeva, G.Zh. Kapanova
Al-Farabi Kazakh national university
INFORMATION OF THE SELF-EMPLOYED POPULATION OF THE CITY OF ASTANA ON IMPLEMENTATION
OSMS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Resume: The new health reform in the form of Compulsory social health insurance (CSHI) of the Republic of Kazakhstan will be implementedin January 2020. Employment of the population is an indicator of the country's socio-economic policy affecting the health of the nation as a whole. The success of Compulsory Social Health Insurance depends on the degree of participation of citizens, especially the self-employed population. This article explains the issues of awareness, and the relationship of the self-employed population to introduce compulsory social health insurance in the country, by the example of the city of Astana.
Keywords: Compulsory Social Health Insurance, self-employed population, awareness, attitude towards CSHI.