ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 1 2 Сергеева А.М.1, Федоров Ю.С.2
1Сергеева Анна Марксовна - кандидат физико-математических наук, доцент;
2Федоров Юрий Сергеевич - доцент, кафедра высшей математики, Научно-исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: в статье даны основные характеристики целеполагающей деятельности субъекта. Рассмотрена цель преподавателя, интерпретируемая потребностями общества.
Ключевые слова: учебный процесс, мировоззрение преподавателя, педагогическая цель, целеполагающая деятельность.
Учебный процесс - это сложная система взаимодействия моделей учения и научения, определяемая бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений связей. Система является организованной, так как ее параметры определяются задачами обеспечения жизнедеятельности общества. Система не замкнута, она взаимодействует с окружающей действительностью, являясь ее порождением и ее будущим.
Организация работы системы «учебный процесс» предполагает наличие такой деятельности, которая обеспечила бы все соответствующие связи и отношения между понятиями этой системы.
Система «учебный процесс» предполагает взаимодействие потребностей -общества, преподавателя, студентов. Изменяющиеся потребности общества влияют на мировоззрение преподавателя. Под мировоззрением будем понимать все психологические качества личности и особенности структурной организации той иерархии психических носителей, которые изнутри определяют эмпирически констатируемые проявления интеллектуальной активности. Сформированное мировоззрение преподавателя определяет его жизнеобеспечение, специфику мотиваций жизнедеятельности, обуславливает содержание целей и задач деятельности, определяет пути и способы и реализации, прогнозирует результат будущей деятельности, личностно - значимой для него. Мировоззрение преподавателя (его профессиональная обусловленность) вступает в отношения понимания, принятия с системой целей и задач, диктуемой обществом, то есть с системой потребностей в развитии активности интеллекта студентов до должного уровня, указанного в критериях эффективности деятельности преподавателя. Кроме этого, система потребностей преподавателя вступает в сложные отношения с системой потребностей коллектива студентов, и главное, с системой идеалов каждого отдельного студента.
Рассмотрим понятие «педагогическая цель», фиксирующее в себе понятие модель научения, модель учения, модель обучения. Модель научения - это деятельность преподавателя по управлению построением целеполагающей деятельности обучаемого (контролирующая, корректирующая, оценивающая изменение и развитие ментального пространств обучаемых).
Цель преподавателя, интерпретируемую потребностями общества, будем называть педагогической целью. Понятие это сложное, многофункциональное, включающее связи и отношения понятийных структур ментального пространства субъекта - преподавателя с ментальным опытом субъектов - студентов. Переходя к понятию цель субъекта, определим ее как ментальный образ предмета деятельности, построенный мышлением субъекта, детерминированный его потребностями.
| 35 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 3 (14). 2017
Педагогическая деятельность есть процесс направленного формирования изменений ментального опыта студента. Подчеркнем еще раз, что результат педагогической деятельности обусловлен результатом деятельности студентов, что понятие «результат» есть система взаимодействия взаимозависимых деятельностей учения и научения, детерминированная психологической совместимостью, управляемая доминирующим мотивом - организовать учебный процесс так, чтобы цели деятельности преподавателя трансформировались в цели деятельности студентов, личностно — значимые, субъективно необходимые студентам.
Предлагаемое определение педагогической цели определяется многофункциональными отношениями между целями деятельности преподавателя и студента.
Результатом работы системы - целеполагающая деятельность - является развитие, то есть повышение уровня интеллектуальной активности субъекта, предполагающее изменение метакогнитивного опыта.
Итак, не претендуя на полноту в определении понятия субъективное целеполагание, отметим основные характеристики целеполагающей деятельности.
Важнейшей особенностью целеполагающей деятельности является то, что она может осуществляться только в коммуникативной деятельности (либо в прямом диалоге, либо в опосредованном, через знаковые формы понятий).
Целеполагающая деятельность субъекта есть деятельность по переходу от субъективного образа (результата будущей деятельности, построенного субъективными психическими образованиями понятий, личностно-значимого, детерминируемого общественными и субъективными потребностями) к реальной деятельности субъекта, определяемой многоуровневой динамичной системой целей, оценкой и корректировкой хода реализации предполагаемой и реальной деятельности, обеспечивающей новый уровень структурированного и интегрированного когнитивного пространства субъективного интеллекта.
Целеполагающая деятельность это не жесткая структура целей действия, трансформирующаяся в конечном счете, в результат реальной деятельности (либо мышления, либо практической деятельности), становясь средством для будущей деятельности мышления в образах - понятиях с выходом на практическую деятельность более высокого уровня, чем была предыдущая целеполагающая деятельность. То есть субъекты, обладающие способностью к целеполагающей деятельности, имеют возможность повышать свой интеллект. Это важное замечание имеет непосредственное отношение к деятельности преподавателя, который должен показывать процесс целеполагания не только при решении задач, заданных преподавателем, но и в задачах, составленных самими студентами, отвечающих заданных преподавателем критериям [1, с. 63].
Список литературы
1. Гинзберг Э.А., Рогова А.М. Особенности педагогического целеполагания //
Вестник Томского Государственного педагогического университета, 1998.
Выпуск 5. С. 61-65.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 3 (14). 2017 | 36 |