Научная статья на тему 'Педагогическая технология «Тайм-менеджмент» для студента'

Педагогическая технология «Тайм-менеджмент» для студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1951
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борытко Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология «Тайм-менеджмент» для студента»

научная Жизнь. рецензии

Н.М. БОРЫТКО (Волгоград)

педагогическая технология «тайм-менеджмент» для студента*

В последнее время исследователи все чаще обращаются к проблеме формирования компетентности во времени или темпоральной компетентности различных специалистов в процессе их профессиональной подготовки. Особенность рецензируемой диссертации обусловлена сложившейся в педагогике высшей школы ситуацией: большинство исследований по проблемам студентов вузов проводится в русле теории и методики профессионального образования, посвящено вопросам профессионального становления и профессиональной подготовки студентов. Между тем для решения этих проблем необходимо прояснение общедидактических вопросов обучения студентов, к числу наиболее важных из которых относится обучение организации учебной деятельности. Решение этой проблемы особенно важно в контексте введения ФГОС третьего поколения, предусматривающих большую долю (60%) учебного времени на самостоятельную работу студентов.

Предметом исследования диссертационной работы является тайм-менеджмент как педагогическая технология, что обусловливает современный авторский подход к развитию умений самоорганизации учебной деятельности студента университета. Вопросы введения современных эффективных средств обучения студентов, технологизации этой деятельности остаются сложными для исследования, поскольку в изменившихся социальноэкономических условиях, когда все больше студентов сочетают свое обучение с работой, неэффективными становятся экстенсивные методы обучения и организации учебной деятельности, требующие больших затрат времени, большой доли рутинной рабо-

* Рецензия на диссертацию: Реунова М.А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2013.

ты. Тем более перспективным представляется обращение исследователя к технологии тайм-менеджмента и введения ее в спектр средств дидактики высшего профессионального образования. Решение указанной проблемы позволит повысить результативность профессиональной подготовки студентов, стимулировать их учебно-познавательную и поисковоисследовательскую активность, субъектность в учебно-профессиональной деятельности, а значит - реализовать на практике требования ФГОС по формированию требуемых в профессиональной подготовке компетентностей.

Обоснованность результатов, выдвинутых соискателем, основывается на согласованности данных эксперимента и научных выводов. Автор корректно использует известные научные методы обоснования полученных результатов, выводов и рекомендаций. Им изучены и критически анализируются известные достижения и теоретические положения других авторов по вопросам исследования. Для анализа М.А. Реунова создает модель «Педагогическая технология "тайм-менеджмент" как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета», позволяющую выявить закономерности развития самоорганизации учебной деятельности студента при использовании им технологии тайм-менеджмента. Для подтверждения теоретических положений автор проводит экспериментальные исследования, целью которых является установление связи между использованием приемов тайм-менеджмента, самоменеджмента, майнд-менеджмента и эффективностью учебной деятельности студентов (§ 1.3).

В первой главе диссертации на основе ретроспективного анализа педагогических, психологических, философских исследований дается характеристика объекта и предмета исследования с позиций аксиологического подхода. При этом диссертант убедительно соотносит способы обучения студентов с социально-экономическим развитием страны, анализирует большое количество подходов, выделяет базовые и современные характеристики самоорганизации с позиций различных методологических подходов: аксиологического, личностного, деятельностного, интегрального (личностно-деятельностного), технического, синергетического. Это позволяет выделить разные грани проблемы самоорганизации

© Борытко Н.М., 2013

студентов и обосновать в качестве эффективного дидактического средства, педагогической технологии тайм-менеджмент. Убедительности этому анализу придает грамотное следование традициям и наработкам научно-педагогической школы аксиологического подхода в образовании проф. А.В. Кирьяковой (как в применяемых исследовательских методах, так и в интерпретации полученных данных). Реализация аксиологического подхода позволила диссертантке выбрать компоненты, составляющие «аксиологический ресурс», основные компетенции и базисные ценности самоорганизации, а также обосновать процесс их присвоения и синтезирования в новые личностные конструкты-новообразования: «Образ мира - я-вчера-сегодня-завтра», «Образ Я - успешный студент», «Образ будущей профессиональной деятельности». Логичными и повышающими содержательность анализа являются исторические экскурсы по различным аспектам исследования.

В анализе также выделены различные приемы тайм-менеджмента (самоменеджмента, майнд-менеджмента), компоненты (когнитивный, аксиологический, деятельностный), критерии (системность, аксиологичность, результативность), показатели (знания, отношения, умения), уровни самоорганизации учебной деятельности (системно-темпоральный, ситуативнотемпоральный, фрагментарно-темпоральный).

Вторая глава диссертации посвящена экспериментальной работе и начинается с обоснования подходов к констатирующему (диагностическому) эксперименту и описания самого эксперимента. Количественный и качественный анализ, графическое представление результатов, полученных на представительной выборке, позволяют выявить представления студентов о самоорганизации времени. Сопоставительный анализ данных выявляет тенденции в распределении личного времени студента и то, как эти тенденции сказываются на его обучении. При этом выводы делаются на основе детально описанной выборки, обоснованных процедурах получения данных и классификации этих данных, которые представлены в § 2.1. Так же детально в § 2.2 описана диагностика уровня самоорганизации студентов университета. На основе экспериментальных данных диссертант конкретизирует и дополняет свою теоретическую модель самоорганизации учебной деятельности студента. Научную ценность выводов этого диагностического эксперимента повышает сопоставление полученных данных с выводами предшеству-

ющих исследований. § 2.3 посвящен описанию формирующего эксперимента, анализу и оценке полученных в нем данных. Эту часть исследования отличает кропотливая диагностика не только результатов, но и самого процесса обучения тайм-менеджменту, при которой диссертант не удовлетворяется статистическими данными, отслеживая процесс обучения каждого студента экспериментальной группы. Такой стиль исследования позволяет получить содержательные выводы, реализуя задачу этапа — разработать и апробировать методическое обеспечение педагогической технологии «тайм-менеджмент».

Эксперимент подтвердил правомерность выдвинутых гипотетических положений и определил успешность решения диссертантом выделенных исследовательских задач. В целом результаты, полученные автором, являются новыми научными знаниями в дидактике высшего образования. В качестве новых научных результатов диссертантом:

• разработана новая научная идея применения технологии тайм-менеджмента в обучении студентов самоорганизации в учебной деятельности, обогащающая дидактику современной высшей школы;

• предложены оригинальные суждения по самоорганизации студентов университета, ее роли в успешности их учебнопрофессиональной деятельности;

• доказана перспективность использования технологии тайм-менеджмента в обучении студентов различных специальностей университета;

• введены измененные трактовки самоорганизации (применительно к учебной деятельности студентов университета) и тайм-менеджмента (применительно к рационализации их учебной деятельности).

В ходе анализа результатов реализации спецкурса «Тайм-менеджмент студента университета» были выделены основные показатели успешности: высокий уровень успеваемости, ценностное отношение к феномену самоорганизации, направленность на приобретение временных ориентаций, лучшая организация учебного труда, высокая мотивация, достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведено удачное содержательное исследование, материалы и результаты которого будут полезны преподавателям высшей школы в повышении качества обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.